Научная статья на тему 'Проблемы содержания круга существенных условий договора коммерческой концессии'

Проблемы содержания круга существенных условий договора коммерческой концессии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
555
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР / СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ / КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ / ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / ФОРМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мальцев Виталий Анатольевич

В статье рассматривается вопрос содержания круга существенных условий договора коммерческой концессии. Автором анализируются нормы гражданского законодательства и выделяются существенные условия как необходимые для договора коммерческой концессии, а также иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Указаны отдельные проблемные аспекты в правовом регулировании договора коммерческой концессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мальцев Виталий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE CIRCLE OF ESSENTIAL CONDITIONS OF THE CONTRACT OF COMMERCIAL CONCESSION

The article discusses the contents of the circle of essential conditions of the contract of commercial concession. The author analyzes the norms of the civil legislation and highlights the essential conditions as required in the agreement of commercial concession, and also other terms on which the statement of one of the parties must be agreed. Indicated some problematic aspects of the legal regulation of the agreement of commercial concession

Текст научной работы на тему «Проблемы содержания круга существенных условий договора коммерческой концессии»

4.2. ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ КРУГА СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

Мальцев Виталий Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового, банковского и административного права

Место работы: РГСУ

twvit@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается вопрос содержания круга существенных условий договора коммерческой концессии. Автором анализируются нормы гражданского законодательства и выделяются существенные условия как необходимые для договора коммерческой концессии, а также иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Указаны отдельные проблемные аспекты в правовом регулировании договора коммерческой концессии

Ключевые слова: договор, существенные условия, коммерческая концессия, правообладатель, исключительные права, формы вознаграждения

THE CONTENT OF THE CIRCLE OF ESSENTIAL CONDITIONS OF THE CONTRACT OF COMMERCIAL CONCESSION

Maltsev Vitaly A., candidate of legal Sciences, associate Professor of financial, banking and administrative law

Work place: RGSU

twvit@mail.ru

Annotation: the article discusses the contents of the circle of essential conditions of the contract of commercial concession. The author analyzes the norms of the civil legislation and highlights the essential conditions as required in the agreement of commercial concession, and also other terms on which the statement of one of the parties must be agreed. Indicated some problematic aspects of the legal regulation of the agreement of commercial concession

Keywords: contract, essential terms, commercial concession, the owner, exclusive rights, forms of remuneration

Содержание любого договора представляет собой совокупность условий, на которых он был заключён. Наиболее важными являются так называемые существенные условия договора. Они представляют собой необходимые (обязательные) условия, которые закреплены ГК РФ и достижение договорённости по которым достаточно для заключения договора. Если в договоре отсутствуют положения о существенных условиях договора, то такой договор будет считаться незаключённым и не будет иметь юридических последствий, несмотря на то, что он был подписан сторонами [11; 126-129].

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ [1] существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных нормативных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Исходя из анализа норм ст. 1027 и 432 ГК РФ к существенным условиям договора коммерческой концессии относятся условия:

1) о предмете договора - предоставлении права использования комплекса исключительных прав (в этот комплекс обязательно входят товарный знак и знак обслуживания);

2) об определённом объёме использования исключительных прав;

3) о вознаграждении по договору.

Отграничить существенные условия договора от иных условий (обычных и случайных) можно путём анализа текста ст. 1027 ГК РФ [2]. Существенные условия договора формулируются как императивные требования, то есть как обязательные требования к договору. Также в статье могут содержаться диспози-тивные положения, которые предоставляют право сторонам включить соответствующее условие в договор или не включать его. Если указанное в статье условие можно не включать в договор, то оно не будет являться существенным условием договора [10; 41-44].

Необходимо отметить, что, исходя из смысла ст. 1027 ГК РФ к существенным условиям договора коммерческой концессии не относятся условия о сроке предоставления права использовать комплекс исключительных прав, а также условие о территории, на которое распространяется это право. Таким образом, если нет указания о сроке действия договора, то он прекращается на основаниях, предусмотренных ст. 1037 ГК РФ. Если в договоре отсутствует указание о территории, то комплекс исключительных прав можно использовать на всей территории РФ [7; 54-59. 8; 128-130].

Если проанализировать содержание ст. 1027 ГК РФ, то условие о сфере предпринимательской деятельности также нельзя отнести к существенным условиям договора, так как данная статья большей частью носит информационный характер [9; 41-47].

Во-первых, текст статьи привязывает это условие к положению о территории использования, которое в свою очередь тоже не относится к существенным условиям договора.

Во-вторых, вид предпринимательской деятельности обусловлен самим товарным знаком или знаком обслуживания и характером деятельности правообладателя.

Для того чтобы договор считался заключённым, он должен содержать информацию относительно перечня объектов исключительных прав, которые передаются по договору [6; 273-281]. Товарные знаки в РФ подлежат регистрации, поэтому в договоре должны содержаться сведения об их регистрации, что может выражаться в таблице или в приложении к договору. Если объект интеллектуальных прав не подлежит регистрации, то в договоре должно содержаться его подробное описание.

В качестве примера судебной практики, которая касается предмета договора коммерческой концессии можно привести решение Арбитражного Суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 апреля 2015 года [3]. Ответчик по делу пытался доказать, что ему не был представлен комплекс исключительных прав по договору коммерческой концессии. Однако суд опроверг эти доводы, указав на то, что в договоре был указан перечень объектов, входящих в комплекс исключительных прав, а также сведения о дате выдачи и номере свидетельства на товарный знак, которым владеет правообладатель. Также в материалах дела имелось подтверждение регистрации договора, которая была необходима на момент его

Мальцев В. А.

ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ КРУГА СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

заключения, так как еще не вступили в силу изменения в ГК РФ, касающиеся отмены регистрации договора.

Немаловажным моментом, который необходимо затронуть при рассмотрении вопроса о предмете договора коммерческой концессии является объём использования комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта.

Исходя из анализа п. 2 ст. 1027 ГК РФ, указание на объём использования является существенным условием договора и может выражаться в трёх формах: указание на минимальный объём использования; указание на максимальный объём использования; указание на минимальный и максимальный объём использования.

На практике, данное положение прописывается в договоре как установление единицы исчисления объёма (как правило, это размер выручки), а также установление срока или периода. В договоре указываются последствия не достижения в оговоренные сроки минимального объёма или превышения максимального объёма за определённый срок. В этом случае пользователь будет обязан оплатить штраф правообладателю или у правообладателя появляется право расторгнуть договор.

Положения об объёме использования исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта преследуют две важных цели. Во-первых, минимальных объём необходим для мотивации пользователя добросовестно исполнять свои обязанности по договору. Правообладатель заинтересован в надёжном партнёре по ведению бизнеса. Во-вторых, максимальный объём устанавливается для возможности контроля пользователя со стороны правообладателя. С одной стороны, правообладатель заинтересован в успешности бизнеса пользователя, однако такое возможно не во всех случаях, например, в случае большой прибыли пользователя при фиксированных платежах правообладателю. Другим объяснением может являться то, что правообладатель обладает большим опытом в ведении бизнеса, имеет представление о правильной стратегии на рынке. Тем самым он является более компетентным в планировании бизнеса. Если у правообладателя имеется большая сеть из пользователей, то он определяет стратегию развития всего бизнеса и не заинтересован в большой самостоятельности пользователей. По своей сути, положение об максимальном объёме использования исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта похоже на ограничения прав сторон по ст. 1033 ГК РФ [5; 13].

Ст. 1030 ГК РФ определяет возможные формы оплаты вознаграждения правообладателю, но оставляя за сторонами возможность определить иную форму, чем перечисленные в законе. Вознаграждение осуществляется денежными средствами и возможно в форме:

1) фиксированного разового платежа. Данный вид платежа представляет собой своеобразных взнос, который позволяет пользователю стать частью сети правообладателя. Как правило, размер этого взноса определён заранее правообладателем и складывается из первоначальных необходимых затрат на пользователя. Например, это может быть помощь правообладателя в организации бизнеса, обучение пользователя и его персонала, маркетинг, реклама, предоставление материальных объектов с изображением товарного знака и т.д.;

2) фиксированного периодического платежа. Такой вид платежа устанавливается в тех видах предпринимательской деятельности, для которых характерно колебание выручки или где сложно её высчитать. Размер фиксированного платежа устанавливается в договоре и зависит от различных показателей: используемого в предпринимательской деятельности имущества, количества клиентов или покупателей и т.д. (например, это часто применяется при электронных продажах, когда за каждое проданное (скаченное) издание правообладателю отчисляется определенная сумма);

3) фиксированного отчисления от выручки пользователя. Это самая распространённая форма вознаграждения по договору коммерческой концессии. Величина процента фиксируется в договоре и зависит от финансовых результатов за определённый период, который также указывается в договоре;

4) наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем пользователю на исключительной основе для перепродажи. Наценка позволяет правообладателю получать фиксированный доход с каждого проданного пользователем товара. Так как закон разрешает использовать иную форму, предусмотренную в договоре, то из этого вытекает возможность использовать различные комбинированные методы оплаты. Выбор способа оплаты в каждом конкретном договоре определяется видом предпринимательской деятельности, в которой будет работать пользователь и различными экономическими факторами. Как правило, при заключении договора платится единовременный разовый платёж и после этого периодический платёж. В предпринимательской деятельности периодическое вознаграждение по договору коммерческой концессии называется «роялти». Разовый платёж также носит название «паушального» взноса.

Нарушения условий о выплате вознаграждения являются одними из самых распространённых в судебной практике. Так как договор коммерческой концессии связан с осуществлением предпринимательской деятельности, то на пользователе лежат все предпринимательские риски. В качестве типичного примера можно привести Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2015 года [4]. Истец (правообладатель) обратился в суд с требованием взыскать с ответчика (пользователя) задолженность по договору коммерческой концессии. Истец обосновал свои требования ссылаясь на условия договора коммерческой концессии, в том числе положения о сумме иска и положения об основаниях для расторжения договора. Истцом было направлено требование к ответчику о подтверждении выплаты задолженности, но ответ получен не был. Суд согласился с требованиями истца и постановил взыскать с ответчика сумму задолженности по договору.

Предмет договора и цена договора, несомненно, являются существенными условиями договора коммерческой концессии. Кроме существенных условий, в содержание договора могу входить обычные и случайные условия договора. К первому виду условий относятся такие условия договора, которые зафиксированы в различных нормативных правовых актах и не нуждаются в согласовании сторонами. Второй вид условий - случайные или индивидуальные условия, перечень которых целиком определяется сторонами.

Как правило, иными условиями договора являются положения о сфере и способах использования комплек-

са исключительных прав, а также положения о качестве товаров, работ и услуг. Последнее положение направлено на защиту интересов пользователя, который может нести риск ухудшения деловой репутации вследствие действий пользователя. Добросовестный пользователь имеет право требовать от правообладателя всю необходимую документацию и технологии, которые относятся к качеству товаров, работ и услуг.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014)// Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

3. Решение Арбитражного Суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 апреля 2015 года. Дело №А56-10778/2015: URL: https://www.rospravosudie.com (дата обращения: 17.06.2015).

4. Решение Арбитражного Суда города Москвы от 29 января 2015 года. Дело №А40-187335/14: URL: https://www.rospravosudie.com (дата обращения: 17.06.2015).

5. Алферина О.Н. Коммерческая концессия и франчайзинг: особенности применения в России // Достижения и перспективы экономических наук. - Сборник статей III Международной научно-практической конференции (10 октября 2014 г. 2014 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна. 2014. - С. 13.

6. Volkova M.A., Sitdikova L.B., Starodumova S.J., Shilovskaya A.L. Legal Problems of the Information Services Implementation in Russian Civil Law // Review of European Studies. - 2015. -Т.7. - № 6. - С.273-281.

7. Демичева Е.А. Дифференцирование договора коммерческой концессии от смежных договоров.// Бизнес в законе. 2013. № 6. С. 54-59.

8. Нагаев С.В. Соотношение понятий «франчайзинг» и «коммерческая концессия».// Бизнес в законе. 2011. № 5. С.128-130.

9. Ситдикова Л.Б. Информация как правовая и как гражданско-правовая категория: статус информации в гражданском праве // Гражданское право. - 2007. - № 2. - С.41 -47.

10. Ситдикова Л.Б. Проблемы определения содержания круга существенных условий в договоре возмездного оказания информационных услуг // Арбитражный и гражданский процесс. - 2008. - № 7. - С.41-44.

11. Третьяков А.М. Существенные условия концессионного соглашения.// Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С.126-129.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью кандидата юридических наук, доцента Мальцева Виталия Анатольевича «Проблемы содержания круга существенных условий договора коммерческой концессии» Среди гражданско-правовых договоров особое место занимает договор коммерческой концессии, который обладает определенной спецификой и за последнее время стал активнее применяться в гражданском обороте, что предопределило актуальность представленной статьи.

Основное внимание автор уделил раскрытию существенных условий указанного договора. Анализируя положения Гражданского кодекса РФ, отмечается, что к его существенным условиям относятся не только условия о предмете (предоставление права использования комплекса исключительных прав), но и об определённом объёме использования исключительных прав и условия о вознаграждении по договору. В то же время указываются условия, которые не относятся к существенным, хотя и могут быть включены в договор. В первую очередь, это условия о сроке и территории распространения. На основе анализа норм ст. 1027 ГК РФ делается вывод о том, что ее положения носят в большей степени информационный характер, и не включают сферу предпри-

нимательской деятельности к существенным условиям данного вида договора, с чем следует согласиться.

Исследуется комплекс исключительных прав по договору коммерческой концессии, а также объём использования комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта. В статье также проводиться анализ ст. 1030 ГК РФ, в которой определяются возможные формы оплаты вознаграждения правообладателю. Подробно раскрываются основные формы вознаграждения по договору. При этом указывается на возможность сторонам договора определять и иную форму оплаты вознаграждения. Указаны отдельные проблемы, касающиеся отдельных аспектов исполнения условий договора коммерческой концессии. В связи с тем, что основным видом нарушения договора является условия о выплате вознаграждения, автор приводит пример из судебной практики.

Вывод: статья Мальцева В.А. отражает современные научные и практические подходы к проблемам содержания существенных условий договора коммерческой концессии и рекомендуется к опубликованию.

Профессор кафедры административного,

финансового и международного права

ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений»,

д.ю.н.

С. В. Алексеев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.