Научная статья на тему 'Гражданские правонарушения, возникающие при исполнении договора коммерческой концессии по Гражданскому законодательству Российской Федерации'

Гражданские правонарушения, возникающие при исполнении договора коммерческой концессии по Гражданскому законодательству Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
889
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / КОМПЛЕКС ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ / КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ / СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ) / КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ / ФРАНЧАЙЗИНГ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RIGHT HOLDER / USER / EXCLUSIVE RIGHT / COMPLEX OF EXCLUSIVE RIGHTS / TRADEMARK / SERVICE MARK / COMMERCIAL DESIGNATION / SECRET OF PRODUCTION (KNOW-HOW) / COMMERCIAL CONCESSION / FRANCHISING / OFFENSE / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маштаков Игорь Владимирович

В настоящей статье автор ставит задачу рассмотреть возможные варианты гражданских правонарушений, которые возникают вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения правообладателем и (или) пользователем своих обязанностей по договору коммерческой концессии. Проводится анализ норм Гражданского кодекса РФ о договоре коммерческой концессии, норм иных нормативных актов, регулирующих данный договор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL OFFENSES ARISING FROM PERFORMANCE OF A COMMERCIAL CONCESSION CONTRACT UNDER THE CIVIL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

In this article the author sets the task to consider possible variants of civil offenses that arise as a result of non-performance or improper performance by the right holder and (or) the user of their obligations under the contract of commercial concession. The analysis of the norms of the Civil code of the Russian Federation on the contract of commercial concession, as well as norms of other regulations governing the contract, is conducted.

Текст научной работы на тему «Гражданские правонарушения, возникающие при исполнении договора коммерческой концессии по Гражданскому законодательству Российской Федерации»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2018. № 1 (20)

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© И. В. Маштаков

Маштаков

Игорь Владимирович

кандидат юридических наук, доцент

доцент кафедры общеправовых дисциплин и гражданского права Самарская

гуманитарная академия e-mail: zavet4@rambler.ru

В настоящей статье автор ставит залачу рассмотреть возможные варианты тражланских правонарушений, которые возникают вслелствие неисполнения или неналлежашето исполнения правооблалателем и (или) пользователем своих обязанностей по лотовору коммерческой концессии. Проволится анализ норм Гражланското колекса РФ о лотоворе коммерческой концессии, норм иных нормативных актов, ретулирую-ших ланный лотовор.

Ключевые слова: правооблалатель, пользователь, исключительное право, комплекс исключительных прав, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, секрет произволства (ноу-хау), коммерческая концессия, франчайзинт, правонарушение, ответственность.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (п. 1 ст. 1027 ГК РФ1).

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 411.

«По модели коммерческой концессии, в том числе по смешанным договорам с элементами коммерческой концессии, работают кафе (например, McDonald's, Subway), отели (Hyatt, Radisson и др.), магазины модной одежды (Emporio Armani, Dolce & Gabbana и др.), автомагазины (BMW, Honda, Kia и др.) и многие другие»2.

Из определения договора коммерческой концессии вытекает, что главной обязанностью правообладателя перед пользователем является обязанность предоставить право использовать комплекс исключительных прав. В связи с этим, следует понимать, что такое исключительное право и на какие объекты данные исключительные права имеют интерес для договора коммерческой концессии?

«Исключительное право — это право не допускать других лиц к использованию объекта интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации и/или другой страны на ограниченное законом время»3. «Правообладатель, используя результат интеллектуальной деятельности определенными способами, удовлетворяет свои имущественные потребности и (или) получает имущественные выгоды от данного результата. Именно поэтому данное интеллектуальное право является имущественным правом. Для третьих лиц, напротив, устанавливается запрет на использование результата интеллектуальной деятельности любым из способов без согласия правообладателя. Именно поэтому данное интеллектуальное право именуется исключительным»4.

В качестве возможных объектов исключительных прав, названных в ст. 1027 ГК РФ, фигурируют товарный знак и знак обслуживания, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Этот примерный перечень не является исчерпывающим, «договор коммерческой концессии может охватывать и другие объекты исключительных прав — изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ»5.

Однако в ст. 1027 ГК РФ говорится о некоем комплексе принадлежащих правообладателю исключительных прав. Это дало основание Роспатенту в одном из своих приказов сформулировать следующее правило: «...в соответствии с действующим в настоящее время законодательством, по договору коммерческой концессии в предоставляемый комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав должно быть в обязательном порядке включено право

2 Гражданское право : учебник : в 2 т. / О. Г. Алексеева, Е. Р. Аминов, М. В. Бандо и др. ; под ред. Б. М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Статут, 2018. Т. 2. 560 с. (автор главы учебника — Назаров А. Г., кандидат юридических наук).

3 Шведова В. В., Китайский В. Е. Роль патентно-правовых показателей объектов хозяйственной деятельности в обеспечении их конкурентоспособности // ИС. Промышленная собственность. 2018. № 8. С. 27—36.

4 Гражданское право : учебник : в 2 т. / С. С. Алексеев, О. Г. Алексеева, К. П. Беляев и др.; под ред. Б. М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Статут, 2018. Т. 1. 528 с. (автор главы учебника — Мурзин Д. В., кандидат юридических наук).

5 Евдокимова Е. А., Забегайло Л. А. Новая концепция договора коммерческой концессии, принятая в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ // Право и экономика. 2008. № 8. С. 48.

на товарный знак. ...Таким образом, в соответствии с действующим законодательством договор, по которому предоставляется право на использование только коммерческого обозначения и секрета производства (ноу-хау) и не предоставляется право на использование товарного знака, не может рассматриваться как договор коммерческой концессии и, соответственно, не подлежит регистрации в Роспатенте. В регистрации такого договора отказывается с приведением вышеизложенных оснований»6.

Таким образом, Приказ Роспатента обязывает включать исключительное право на товарный знак в комплекс исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, предоставляемых пользователю по договору коммерческой концессии. Это правило Роспатента подвергается критике в юридической литературе, выводы которой указывают на то, что «в договоре коммерческой концессии все объекты исключительных прав должны быть в равном положении, а обязательным объектом договора коммерческой концессии должен быть комплекс, т. е. не менее двух исключительных прав»7.

На наш взгляд, в ст. 1027 ГК РФ, использующей выражение «.комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий. » термин «включающий» имеет ключевое значение. Значит, этот комплекс должен включать или может включать? В зависимости от того, должен или может, будет решаться вопрос о заключённости договора коммерческой концессии. Верховный Суд РФ определил, что должен: «Обязательным условием для правовой квалификации договора как договора концессии является предоставление права использования товарным знаком»8.

Теперь необходимо выяснить, какие действия или бездействия правообладателя комплекса исключительных прав будут свидетельствовать о том, что он нарушил условия договора коммерческой концессии, не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои обязательства и, в конце концов, совершил гражданское правонарушение.

Чтобы право использовать комплекс исключительных прав было предоставлено пользователю, правообладатель сам должен таким правом обладать, например, зарегистрировать своё право на товарный знак. Значит, если

6 Приказ Роспатента от 29.12.2009 № 186 «Об утверждении Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации» (п. 3.4.1.) // Документ опубликован не был // СПС КонсультантПлюс. 2018.

7 См.: Табаров Н. А. Гражданско-правовое регулирование предоставления исключительных прав по договору коммерческой концессии : дис. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 2015. С. 132 (Из кн.: Еремин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии: теория и практика применения : монография. М. : Юстицинформ, 2017. 208 с.).

8 Определение Верховного Суда РФ от 24.08.2015 № 305-ЭС15-9511 по делу № А40-97630/2014. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый договор не является договором коммерческой концессии, поскольку право использования на товарный знак не передавалось, следовательно, договор государственной регистрации не подлежал. // Документ опубликован не был // СПС Кон-сультантПлюс. 2018.

выяснится, что правообладатель такими правами не обладает, а право на их использование пытается передать по договору коммерческой концессии, он, таким образом, уже на стадии заключения договора совершает гражданское правонарушение. Такое правонарушение будет основанием для признания договора коммерческой концессии недействительным, например, как совершённого под влиянием существенного заблуждения (ст. 178 ГК РФ) или под влиянием обмана (ст. 179 ГК РФ).

Такие выводы можно сделать потому, что для заключения собственно договора коммерческой концессии достаточно простой письменной формы (ст. 1028 ГК РФ). Он по своей природе является консенсуальным. Государственная регистрация самого договора для вступления его в юридическую силу не производится. Государственной регистрации подлежит предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав. Порядок такой регистрации предусмотрен Постановлением Правительства РФ9. В указанном Постановлении Правительства РФ на этот счёт сказано:

«В случае государственной регистрации предоставления права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака, зарегистрированной топологии интегральной микросхемы по договору наряду со сведениями, указанными в пункте 7 настоящих Правил, в заявлении сторон договора или в документе, приложенном к заявлению одной из сторон договора, указываются:

а) срок действия договора, если такой срок определен договором;

б) территория, на которой предоставлено право использования, если территория определена договором;

в) предусмотренные договором способы использования изобретения, полезной модели, промышленного образца, зарегистрированной топологии интегральной микросхемы или товары и услуги, в отношении которых предоставляется право использования товарного знака;

г) наличие согласия на предоставление права использования по сублицензионному договору, если согласие дано;

д) возможность расторжения договора в одностороннем порядке».

Следовательно, чтобы первая основная обязанность правообладателя по

договору коммерческой концессии была надлежащим образом исполнена, предоставление права с его стороны должно быть зарегистрировано. В случае, предусмотренном п. 2 статьи 165 ГК РФ, сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в регистрации сделки. Таким образом, уклонение правообладателя от выполнения требования п. 2. ст. 1028 ГК РФ — ещё одно

9 Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1416 «О государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на указанные результаты интеллектуальной деятельности без договора» // СЗ РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 230.

гражданское правонарушение с его стороны, поскольку при несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся.

Правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав (п. 1. ст. 1031 ГК РФ). «Как правило, данные обязанности исполняются в течение оговоренного периода времени после подписания сторонами договора и уплаты обусловленного вознаграждения (если только речь не идет о периодических платежах). Стороны составляют акт приема-передачи соответствующих документов и информации и подписывают его. Тем самым данная обязанность считается исполненной»10.

Возможными вариантами гражданского правонарушения при исполнении этой обязанности правообладателем могут быть:

— передача неполного пакета технической и коммерческой документации;

— передача технической документации, не соответствующей современным требованиям ГОСТ и т. д.;

— передача коммерческой документации, потерявшей актуальность в современных экономических и финансовых условиях;

— объём иной информации, необходимой пользователю, оказался недостаточным для полноценного и эффективного осуществления им прав по договору (действительно ценная информация была правообладателем скрыта).

В связи с тем, что «ГК РФ не устанавливает объем информации, который подлежит передаче пользователю, подобная правовая неопределенность является основанием для нарушения прав сторон договора коммерческой концессии. Чтобы избежать необоснованных требований о раскрытии информации, правообладателю в договоре коммерческой концессии следует указать, какая именно информация подлежит предоставлению»11.

Правообладатель также обязан проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав. Чтобы надлежащим образом исполнить правообладателем эту обязанность, видимо, сам процесс инструктажа должен быть документально оформлен. В противном случае пользователь может потом отрицать сей факт, чтобы оправдаться за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Кроме того, правообладатель обязан оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников.

10 Баринов Н. А., Бевзюк Е. А., Беляев М. А., Бирюкова Т. А., Барышев С. А., Вахруше-ва Ю. Н., Долотина Р. Р., Елизарова Н. В., Закиров Р. Ю., Захарова Н. А., Иванишин П. 3., Морозов С. Ю, Михалева Т. Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.

11 Отдельные виды обязательств в международном частном праве : монография / В. Н. Борисов, Н. В. Власова, Н. Г. Доронина и др. ; отв. ред. Н. Г. Доронина, И. О. Хлес-това. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. 352 с. (автор главы — Цирина М. А., старший научный сотрудник отдела международного частного права ИЗиСП, кандидат юридических наук).

«Указанная обязанность носит не разовый, а регулярный характер. Этим она отличается от предусмотренной п. 1 ст. 1031 ГК РФ обязанности франчайзера провести инструктаж франчайзи и его работников по вопросам, связанным с осуществлением исключительных прав»12. Возможное гражданское правонарушение со стороны правообладателя в этой ситуации может быть вызвано спором между сторонами договора, в котором пользователь будет доказывать недобросовестное отношение правообладателя к исполнению данной своей обязанности. У сторон договора коммерческой концессии может быть разный взгляд на понимание формулировки закона «оказывать содействие». «Фактическое содействие консультативного и обучающего характера со стороны правообладателя означает, по существу, не только повышение профессионального уровня работников пользователя, но и инвестиции в подготовку новых пользователей, т. е. в специфический человеческий капитал»13.

Правообладатель обязан контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии. Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем (ст. 1034 ГК РФ). Соответственно, исполнение обязанности по контролю качества товаров — это не просто обременение для правообладателя, но и его возможность обеспечить сохранение за собой сложившейся за предыдущие годы успешной деловой репутации, поскольку договор коммерческой концессии предусматривает использование не только комплекса исключительных прав, но и деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя (п. 2. ст. 1027 ГК РФ). Кроме того, «правообладатель по смыслу франчайзинговых отношений является «профессионалом», вследствие чего ему гораздо проще осуществлять контроль качества товаров, работ или услуг. Также правообладатель экономически заинтересован в долгосрочных и стабильных отношениях с пользователем, в расширении своей сети, что невозможно при сбоях в сфере качества товаров, работ или услуг»14. Таким образом, вырисовывается простая схема гражданского правонарушения: не контролировал — нарушил — субсидиарная или солидарная ответственность. «Контроль деятельности фран-чайзи позволяет одновременно повысить эффективность бизнес-процессов на предприятии франчайзи и защитить потребителей от недобросовестного поведения пользователей франчайзи»15.

12 Райников А. С. Договор коммерческой концессии. М. : Статут, 2009. 199 с.

13 Городов О. А. Право промышленной собственности: учебник. М. : Статут, 2011. 942 с.; см. также: Панченко П. В. Классификации видов содействия сторон обязательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 2. С. 92—98.

14 Еремин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии: теория и практика применения: монография. М. : Юстицинформ, 2017. 208 с.

15 Панюкова В. В. Новое торговое пространство для франчайзинга // Торговое право. 2012. № 6. С. 75—94.

Пользователь в договоре коммерческой концессии обязан использовать средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре образом (ст. 1032 ГК РФ). При этом ГК РФ предписывает учитывать характер и особенности деятельности пользователя. По всей видимости, указанный в договоре «образ использования» должен соответствовать способам использования, которые нормативно предусматриваются в отношении таких средств индивидуализации. Например, пунктом 2 ст. 1484 ГК РФ предусмотрены способы использования исключительного права на товарный знак.

Обязанность пользователя обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем, корреспондирует соответствующей обязанности правообладателя это качество контролировать. Как уже было сказано, совершение сторонами данных гражданских правонарушений приведёт к наступлению гражданско-правовой ответственности (ст. 1034 ГК РФ). Кроме того, в этом случае правообладатель вправе отказаться от исполнения договора коммерческой концессии полностью или частично (п. 1.1. ст. 1037 ГК РФ).

Пользователь обязан соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав. По сути дела, это обязанность пользователя быть максимально похожим на правообладателя. То есть, смотри, учись и делай как я. «Правообладатель обычно предъявляет очень жесткие требования к оформлению помещений, одежде и обучению персонала пользователя. В случае если ожидания потребителей не оправдаются, от этого пострадает в первую очередь репутация самого правообладателя, его «бренд» может потерять свою узнаваемость, рыночная стоимость «бренда» может снизиться. Потребитель может спроецировать негативный опыт, полученный у одного из пользователей, на самого правообладателя и других пользователей, работающих по договорам коммерческой концессии с этим правообладателем. Тот факт, что услуга оказана не самим правообладателем, будет не столь важным»16. Правообладатель вправе отказаться от исполнения договора коммерческой концессии полностью или частично в случае грубого нарушения пользователем инструкций и указаний правообладателя.

Пользователь обязан оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя. «Виды таких сопутствующих услуг следует конкретизировать в договоре (путем

16 Гражданское право : учебник : в 2 т. / О. Г. Алексеева, Е. Р. Аминов, М. В. Бан-до и др. ; под ред. Б. М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Статут, 2018. Т. 2. 560 с. (автор главы учебника — Назаров А. Г., кандидат юридических наук).

перечисления, отсылки к документации правообладателя или иным способом)»17.

Пользователь обязан не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию. Последствием нарушения данной обязанности с точки зрения ст. 1467 ГК РФ является прекращение исключительного права на секрет производства у всех правообладателей. «Это может стать основанием расторжения договора коммерческой концессии в связи с существенным нарушением договора, а также предъявления требования о взыскании с пользователя причиненных убытков»18.

Пользователь обязан предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором. Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии (п. 1 ст. 1029 ГК РФ). В такой ситуации пользователь может стать субъектом гражданского правонарушения не только из-за того, что не предоставил оговоренное количество субконцессий, но также из-за того, что правообладателю причинён вред действиями вторичных пользователей. Пользователь будет нести субсидиарную ответственность перед правообладателем (п. 4. ст. 1029 ГК РФ). Здесь имеет место пример наступления гражданско-правовой ответственности независимо от вины (п. 3. ст. 401 ГК РФ). Хотя можно было бы условно говорить о такой форме вины пользователя как неосторожность (в смысле выбора ненадёжного контрагента в лице вторичного пользователя).

Пользователь обязан информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии. «Осведомленность по этому вопросу обеспечивает возможность потребителей предъявить свои требования непосредственно к правообладателю на основании ст. 1034 ГК РФ. Данная обязанность может быть исполнена при помощи рекламы»19.

17 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: учебно-практический комментарий (постатейный) / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, К. М. Арсланов и др. ; под ред. А. П. Сергеева. М. : Проспект, 2010. 992 с. (автор комментария — Никифоров И. В.).

18 Право интеллектуальной собственности : учебник / Е. В. Бадулина, Д. А. Гав-рилов, Е. С. Гринь и др. ; под общ. ред. Л. А. Новоселовой. М.: Статут, 2017. Т. 1: Общие положения. 512 с. (автор главы учебника — Рузакова О.А., доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры интеллектуальных прав Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству).

19 Еремин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии: теория и практика применения : монография. М. : Юстицинформ, 2017. 208 с.

Другими возможными гражданским правонарушениями как со стороны правообладателя, так и со стороны пользователя могут быть следующие действия (бездействия) сторон:

— нарушение правообладателем обязательства не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

— нарушение пользователем обязательства не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

— нарушение пользователем своего обещания отказа от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

— нарушение пользователем обязательства реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательства не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;

— нарушение пользователем обязательства продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории;

— нарушение пользователем обязательства согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление;

— необоснованный отказ правообладателя в заключении с пользователем договора коммерческой концессии на новый срок в соответствии со ст. 1035 ГК РФ, то есть нарушение преимущественного права пользователя;

— несоблюдение сторонами шестимесячного срока для уведомления контрагента об одностороннем отказе от договора, заключённого без указания срока его действия;

— несоблюдение сторонами 30-ти дневного срока для уведомления контрагента об одностороннем отказе от договора, заключённого как с указанием так и без указания срока его действия, если договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой денежной суммы, установленной в качестве отступного;

— нарушение пользователем обязанности выплатить правообладателю вознаграждение в установленный договором срок (ст. 1030 ГК РФ);

— не устранение пользователем нарушения в разумный срок или вновь его совершение в течение одного года с даты направления ему письменного требования правообладателя об устранении нарушения.

Отдельный интерес заслуживает правило ст. 1039 ГК РФ: «В случае изменения правообладателем коммерческого обозначения, входящего в комплекс

исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, этот договор продолжает действовать в отношении нового коммерческого обозначения правообладателя, если пользователь не потребует расторжение договора и возмещение убытков. В случае продолжения действия договора пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения». То есть данная статья предусматривает для правообладателя неблагоприятные последствия после совершения им действий, которые могут быть вызваны объективными причинами, но видимо всё равно считающимися гражданским правонарушением. Подучается, что если пользователь не согласится с односторонним изменением условий договора коммерческой концессии (изменение коммерческого обозначения), то правообладатель будет привлечён к гражданско-правовой ответственности (расторжение договора и возмещение убытков). Даже, если пользователь соглашается с изменением коммерческого обозначения, в его распоряжении остаётся важная мера оперативного воздействия на правообладателя — требование об уменьшении причитающегося последнему вознаграждения. Аналогичным образом такое право пользователя может быть реализовано в случае, если в период действия договора коммерческой концессии истек срок действия исключительного права, пользование которым предоставлено по этому договору, либо такое право прекратилось по иному основанию (ст. 1040 ГК РФ).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баринов Н. А., Бевзюк Е. А., Беляев М. А., Бирюкова Т. А., Барышев С. А., Вахрушева Ю. Н, Долотина Р. Р., Елизарова Н. В., Закиров Р. Ю., Захарова Н. А., Иванишин П. 3., Морозов С. Ю, Михалева Т. Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.

2. Городов О. А. Право промышленной собственности: учебник. Москва : Статут, 2011. 942 с.

3. Гражданское право : учебник : в 2 т. / О. Г. Алексеева, Е. Р. Аминов, М. В. Бан-до и др. ; под ред. Б. М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Статут, 2018. Т. 2. 560 с.

4. Гражданское право : учебник : в 2 т. / С. С. Алексеев, О. Г. Алексеева, К. П. Беляев и др. ; под ред. Б. М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Статут, 2018. Т. 1. 528 с.

5. Евдокимова Е., Забегайло Л. А. Новая концепция договора коммерческой концессии, принятая в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ // Право и экономика. 2008. № 8. С. 48—52.

6. Еремин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии: теория и практика применения : монография. Москва : Юстицинформ, 2017. 208 с.

7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая : учебно-практический комментарий (постатейный) / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, К. М. Арсланов и др. ; под ред. А. П. Сергеева. Москва : Проспект, 2010. 992 с.

8. Отдельные виды обязательств в международном частном праве : монография. 2-е изд., перераб. и доп. / В. Н. Борисов, Н. В. Власова, Н. Г. Доронина и др. ; отв. ред. Н. Г. Доронина, И. О. Хлестова. Москва : ИЗиСП : ИНФРА-М, 2014. 352 с.

9. Панченко П. В. Классификации видов содействия сторон обязательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 2. С. 92—98.

10. Панюкова В. В. Новое торговое пространство для франчайзинга // Торговое право. 2012. № 6. С. 75—94.

11. Право интеллектуальной собственности : учебник / Е. В. Бадулина, Д. А. Га-врилов, Е. С. Гринь и др. ; под общ. ред. Л. А. Новоселовой. Москва : Статут, 2017. Т. 1: Общие положения. 512 с.

12. Райников А. С. Договор коммерческой концессии. Москва : Статут, 2009. 199 с.

13. Табаров Н. А. Гражданско-правовое регулирование предоставления исключительных прав по договору коммерческой концессии : дис. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 2015. 157 с.

14. Шведова В. В., Китайский В. Е. Роль патентно-правовых показателей объектов хозяйственной деятельности в обеспечении их конкурентоспособности // ИС. Промышленная собственность. 2018. № 8. С. 27—36.

15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 411.

16. Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1416 «О государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на указанные результаты интеллектуальной деятельности без договора» // СЗ РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 230.

17. Приказ Роспатента от 29.12.2009 № 186 «Об утверждении Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации» (п. 3.4.1.) (Документ опубликован не был) // СПС КонсультантПлюс. 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Определение Верховного Суда РФ от 24.08.2015 № 305-ЭС15-9511 по делу № А40-97630/2014. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый договор не является договором коммерческой концессии, поскольку право использования на товарный знак не передавалось, следовательно, договор государственной регистрации не подлежал (Документ опубликован не был) // СПС КонсультантПлюс. 2018.

CIVIL OFFENSES ARISING FROM PERFORMANCE OF A COMMERCIAL CONCESSION CONTRACT UNDER THE CIVIL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

I. Mashtakov

In this article the author sets the task to consider possible variants of civil offenses that arise as a result of non-performance or improper performance by the right holder and (or) the user of their obligations under the contract of commercial concession. The analysis of the norms of the Civil code of the Russian Federation on the contract of commercial concession, as well as norms of other regulations governing the contract, is conducted.

Key words: right holder, user, exclusive right, complex of exclusive rights, trademark, service mark, commercial designation, secret of production (know-how), commercial concession, franchising, offense, responsibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.