Научная статья на тему 'Проблемы снижения количества лиц, не имеющих гражданства, в соответствии с законодательством Вьетнама'

Проблемы снижения количества лиц, не имеющих гражданства, в соответствии с законодательством Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
гражданство / апатрид / конвенции / международные акты / международное сотрудничество / Вьетнам / citizenship / stateless person / conventions / international acts / international cooperation / Vietnam

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хо Хоанг Жанг

В статье рассмотрены актуальные проблемы приобретения гражданства Вьетнама лицами, являющимися апатридами. Автором сделан вывод о том, что существенному снижению количества таких лиц будет способствовать присоединение Вьетнама к Конвенции «О статусе апатридов» 1954 года, устранение пробелов в Законе «О гражданском статусе» и Законе «О гражданстве» с целью предоставления гибких условий приобретения гражданства для лиц, не имеющих карт постоянного проживания, возможная замена их на иные документы; укрепление международного сотрудничества с соседними странами, такими, как Лаос, Китай и Камбоджа, для решения проблем, связанных с лицами, прибывшими на территорию Вьетнама из этих государств; использование современных информационных технологий при регистрации актов гражданского состояния на территории всего Вьетнама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of reducing the number of stateless persons, in accordance with the laws of Vietnam

The article examines the actual problems of acquiring Vietnamese citizenship by stateless persons. The author concludes that a significant decrease in the number of such persons will be Vietnam's accession to the 1954 Convention «On the Status of Stateless Persons», elimination of gaps in the Law «On Civil Status» and the Law «On Citizenship» in order to provide flexible conditions for acquiring citizenship for who do not have permanent residence cards, their possible replacement for other documents; strengthening international cooperation with neighboring countries, such as Laos, China and Cambodia, to solve the problems associated with persons who arrived in Vietnam from these states; the use of modern information technologies in the registration of acts of civil status throughout Vietnam.

Текст научной работы на тему «Проблемы снижения количества лиц, не имеющих гражданства, в соответствии с законодательством Вьетнама»

Закон и право. 2022. № 1. С. 100-103. Law and legislation. 2022;(1):100-103.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-100-103

NIION: 1997-0063-1/22-022 MOSURED: 77/27-001-2022-1-222

Проблемы снижения количества лиц, не имеющих гражданства, в соответствии с законодательством Вьетнама

Хо Хоанг Жанг

Академии Народной безопасности Социалистической Республики Вьетнам, hohoanggiang179@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы приобретения гражданства Вьетнама лицами, являющимися апатридами. Автором сделан вывод о том, что существенному снижению количества таких лиц будет способствовать присоединение Вьетнама к Конвенции «О статусе апатридов» 1954 года, устранение пробелов в Законе «О гражданском статусе» и Законе «О гражданстве» с целью предоставления гибких условий приобретения гражданства для лиц, не имеющих карт постоянного проживания, возможная замена их на иные документы; укрепление международного сотрудничества с соседними странами, такими, как Лаос, Китай и Камбоджа, для решения проблем, связанных с лицами, прибывшими на территорию Вьетнама из этих государств; использование современных информационных технологий при регистрации актов гражданского состояния на территории всего Вьетнама.

Ключевые слова: гражданство, апатрид, конвенции, международные акты, международное сотрудничество, Вьетнам.

Для цитирования: Хо Хоанг Жанг. Проблемы снижения количества лиц, не имеющих гражданства, в соответствии с законодательством Вьетнама // Закон и право. 2022. № 1. С. 100—103. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2022-1-100-103.

Original article

Problems of reducing the number of stateless persons, in accordance with the laws of Vietnam

Ho H. Giang

People's Academy Security of the Socialist Republic of Vietnam, hohoanggiang179@gmail.com

Abstract. The article examines the actual problems of acquiring Vietnamese citizenship by stateless persons. The author concludes that a significant decrease in the number of such persons will be Vietnam's accession to the 1954 Convention «On the Status of Stateless Persons», elimination of gaps in the Law «On Civil Status» and the Law «On Citizenship» in order to provide flexible conditions for acquiring citizenship for who do not have permanent residence cards, their possible replacement for other documents; strengthening international cooperation with neighboring countries, such as Laos, China and Cambodia, to solve the problems associated with persons who arrived in Vietnam from these states; the use of modern information technologies in the registration of acts of civil status throughout Vietnam.

Keywords: citizenship, stateless person, conventions, international acts, international cooperation, Vietnam.

For citation: Ho Hoang Giang. Problems of reducing the number of stateless persons, in accordance with the laws of Vietnam // Law and legislation. 2022;(1):100—103. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-100-103.

© Хо Хоанг Жанг. М., 2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

Гогласно ч. 2 ст. 3 Закона Вьетнама «О гражданстве» «лицо без гражданства» — '^»«'•это лицо, не имеющее гражданства как Социалистической Республики Вьетнам, так и гражданства другого государства. В настоящее время проблема апатридов затрагивает многие страны мира в особенности, когда вопрос касается несовершеннолетних. Согласно отчету Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев ребенок без гражданства рождается каждые 10 минут в мире, а в двадцати странах, являющихся общемировыми лидерами по числу населения, — ежегодно около 70 000 детей без гражданства.

Для разрешения данной проблемы разработан и принят международный нормативный правовой акт: Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, принятая в Гааге 12 апреля 1930 г.

В дальнейшем проблемы лиц, не имеющих гражданства, рассмотрены в Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. В соответствии со ст. 1 данной Конвенции государство, ратифицировавшее Конвенцию, позволяет лицам, родившимся на их территории, не имеющим гражданства, приобрести гражданство по заявлению заявителя или его представителя, направленному в компетентный орган в соответствии с законодательством этой страны.

Помимо факта рождения необходимо соблюдение одного или нескольких условий:

1) заявление о приобретении гражданства должно быть подано в течение срока, установленного законодательством государства, но не позднее достижения лицом 18-летнего возраста;

2) проживание на территории государства как минимум один год для реализации возможности подать заявление лично, либо в течение срока, установленного законодательством государства;

3) заявитель не должен быть судимым за преступления против национальной безопасности либо отбывшим наказание в виде лишения свободы на срок пять лет и более за преступление;

4) лицо, в отношении которого подается ходатайство о приобретении гражданства, не является и не являлось гражданином иностранного государства.

Государственная политика Вьетнама

в сфере ограничения количества лиц, не имеющих гражданства

Законодательство Вьетнама регулирует вопросы, направленные на снижение количества

лиц, не имеющих гражданства, гарантируя им право его приобретения. Так, согласно ст. 8 Закона Вьетнама «О гражданстве» 2008 г. «Государство Вьетнам создает условия получения гражданства для детей, рожденных на территории Вьетнама, а для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Вьетнама, созданы условия для его приобретения в соответствии с законодательством».

В целях приобретения гражданства ребенком, родившимся на территории Вьетнама, необходимо соблюдение следующих условий:

1) родители ребенка не должны иметь гражданства иностранного государства, но обязаны постоянно проживать на территории Вьетнама, либо иметь гражданство Вьетнама (ч. 1 ст. 17);

2) ребенок, рожденный на территории Вьетнама, мать которого не имеет гражданства, однако имеет постоянное место жительства на территории Вьетнама, а отец которого неизвестен, обладает правом приобретения гражданства Вьетнама (ч. 2 ст. 17);

3) брошенные дети, обнаруженные на территории Вьетнама, родители которых неизвестны, обладают правом приобретения гражданства Вьетнама, однако в случае установления родителя ребенка, имеющего иностранное гражданство, гражданство аннулируется (ст.18).

Вместе с тем Закон «О гражданском статусе» 2014 г. содержит положения об обязательной регистрации факта рождения ребенка на территории Вьетнама, один из родителей которого является гражданином Вьетнама, а другой иностранным гражданином или лицом без гражданства. Это положение соответствует положениям международных договоров и снимает проблемы, которые могут возникнуть в связи с установлением места рождения ребенка.

Кроме того, созданы условия для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Вьетнама. Так, для приобретения вьетнамского гражданства лицо должно проживать на территории Вьетнама в течение двадцати или более лет до 1 июля 2021 г. При таких обстоятельствах лицо может приобрести гражданство Вьетнама (ст. 22). Положения данной нормы показали свою эффективность и позволили решить вопрос о натурализации тысяч лиц, не имеющих гражданства, разрешив многолетнюю проблему многих лиц.

Вышеупомянутые положения законодательства Вьетнама в основном соответствуют законодательству многих государств. Упрощенный

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 01-2022

порядок натурализации граждан, длительный период проживающих на территории Вьетнама, вносит значительный вклад в обеспечение прав человека, подчеркивая развитие национальной политики государства в сфере укрепления лиц, проживающих как на территории Вьетнама, так и на территории зарубежных государств.

По данным Министерства юстиции Вьетнама с 1 июля 2009 г. по 31 марта 2019 г. [7] на территории Вьетнама натурализовано 5525 лиц, 71 лицо восстановлено в гражданстве Вьетнама, 63 315 лиц — утратили вьетнамское гражданство. Вместе с тем Департаменты юстиции по всей стране, а также зарубежные представительства Вьетнама выдали 15 558 свидетельств о вьетнамском гражданстве и 1398 Сертификатов о подтверждении вьетнамского происхождения для лиц, родившихся на территории Вьетнама.

Несмотря на предпринимаемые меры Правительства Вьетнама, на территории республики по-прежнему остаются десятки тысяч лиц, не имеющих гражданства, проживающих на ее территории менее 20 лет. Согласно обзору Министерства юстиции Вьетнама в настоящее время существует четыре группы лиц без гражданства, а именно:

1) свободные мигранты из Камбоджи, которые живут в южных провинциях Вьетнама;

2) свободные мигранты из Лаоса, проживающие вдоль западных приграничных провинций;

3) свободные мигранты из Китая, проживающие в северных приграничных провинциях;

4) и те, кто отказался от вьетнамского гражданства для получения иностранного гражданства, но по различным причинам вернулись во Вьетнам.

Основные причины наличия лиц, не имеющих гражданства на территории Вьетнама:

Во-первых, наличие коллизий в законодательстве государств по вопросу приобретения гражданства. Гражданство можно получить в силу наличия родителей, имеющих гражданство государства, а также по месту рождения и т.д. Однако встречаются случаи, когда от лица, проживающего на территории другого государства, требуется получить отказ от своего первоначального гражданства с целью приобретения нового гражданства. При таких обстоятельствах дети, родившиеся на территории Вьетнама, могут столкнуться с проблемой неопределенности при выборе гражданства.

Во-вторых, лица, отказывавшиеся от вьетнамского гражданства, автоматически не приобретают гражданство иностранного государства, поскольку для этого требуется определенное время.

В-третъих, наличие пробелов в законодательстве Вьетнама в части обращения по вопросу натурализации. Так, в соответствии со ст. 8 Закона Вьетнама «О гражданстве» для получения вьетнамского гражданства необходимо иметь постоянное место жительства во Вьетнаме и получить карту постоянного проживания от компетентного органа. Однако для получения вида на жительство в соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона «О въезде, выезде, транзите и проживании иностранцев во Вьетнаме» 2014 г. иностранец должен иметь законное место жительства и доход. Однако многие лица без гражданства, хотя и проживающие на территории Вьетнама до 2000 г., не имеют документов, подтверждающих их законное проживание, поэтому не имеют стабильного легального дохода.

Меры совершенствования законодательства Вьетнама по снижению количества лиц, не имеющих гражданства:

1) Вьетнаму необходимо присоединиться к Конвенции «О статусе апатридов» 1954 г., что обеспечит реализацию основных прав человека для лиц без гражданства, проживающих на территории государств, присоединившихся к Конвенции;

2) устранить пробелы в Законе «О гражданском статусе» и Законе «О гражданстве» с целью предоставления гибких условий приобретения гражданства для лиц, не имеющих карт постоянного проживания, с возможной заменой их на иные документы и т.д.;

3) укрепление международного сотрудничества с соседними странами, такими, как Лаос, Китай и Камбоджа, для решения проблем, связанных с лицами, прибывшими на территорию Вьетнама из этих государств;

4) использование современных информационных технологий при регистрации актов гражданского состояния на территории всего Вьетнама.

Список источников

1. Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о граж-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

данстве (принята в Гааге 12.04.1930) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34154/

2. Конвенция о сокращении безгражданства (принята Генеральной Ассамблеей ООН 04.12.1954) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34154/

3. Конституция Социалистической Республики Вьетнам 2013 г.

4. Закон Вьетнама «О гражданстве» 2008 г.

5. Закон Вьетнама «О гражданском статусе» 2014 г.

6. Закон Вьетнама «О въезде, выезде, транзите и проживании иностранцев во Вьетнаме» 2014 г.

7. Статистические сведения представлены в соответствии с запросом Министерства юстиции № 733 / QD-BTP от 25 марта 2019 г.

References

1. The Convention governing some issues related to the conflict of laws on citizenship (adopted in The Hague on April 12, 1930) // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34154/

2. Convention on the Reduction of Statelessness (adopted by the General Assembly ofthe United Nations on December 4, 1954) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_34154/

3. Constitution of the Socialist Republic of Vietnam in 2013.

4. Law of Vietnam «On Citizenship» 2008.

5.Vietnamese Civil Status Law 2014.

6. Law of Vietnam «On entry, exit, transit and residence of foreigners in Vietnam» 2014.

7. Statistical information is provided in accordance with the request of the Ministry of Justice No. 733 / QD-BTC dated March 25, 2019.

Информация об авторе

Хо Хоанг Жанг — магистр

Information about the author

Ho Hoang Giang — master

Статья поступила в редакцию 07.11.2021; одобрена после рецензирования 08.12.2021; принята к публикации 14.12.2021.

The article was submitted 07.11.2021 ; approved after reviewing 08.1 2.2021 ; accepted for publication 14.12.2021.

LAW & LEGISLATION • 01-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.