Научная статья на тему 'Проблемы снижения дотационности российских регионов на современном этапе развития межбюджетных отношений'

Проблемы снижения дотационности российских регионов на современном этапе развития межбюджетных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дотации / дотационные регионы / профицит бюджета / межбюджетное отношения / испол-нение бюджета / межбюджетные трансферты
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы снижения дотационности российских регионов на современном этапе развития межбюджетных отношений»

РЕГИОНЫ И ГОРОДА

Белостоцкий А.А1

ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ ДОТАЦИОННОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ключевые слова: дотации, дотационные регионы, профицит бюджета, межбюджетное отношения, исполнение бюджета, межбюджетные трансферты.

Самостоятельность региональных бюджетов играет важнейшую роль, особенно это сказывается при межбюджетном взаимодействии, когда от уровня дотационности субъекта зависит эффективность, устойчивость, сбалансированность бюджета РФ, и, в целом, состояние региональной экономики.

В 2019 году субъекты РФ достаточно активно осваивали остатки от дотаций предыдущего года, в результате чего образовался значительный разрыв между доходами и расходами, и каждый третий регион России закончил 2019 год с дефицитом бюджета. Если в 2018 году дефицитных регионов было 15, то в 2019 таких регионов было уже 35 по данным исполнения консолидированных бюджетов субъектов. Доля таких регионов год к году росла с 17 до 40%, при этом суммарный дефицит 35 регионов составляет 233 млрд. руб. и с целью поддержания сбалансированности региональных бюджетов в 2020 году предлагается направить 39,4 млрд. руб. предусмотренные в 2019 году 2.

Кассовое исполнение межбюджетных трансфертов за 2019 год составило 2 387 151,2 млн. рублей, или 99,9% объема соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом № 459 ФЗ (с измене -ниями), и 93,6% показателя сводной росписи с изменениями (2018 год - 111,1 и 97,2% соответственно). По сравнению с 2018 годом объем предоставленных межбюджетных трансфертов регионам увеличился на 16,7%.

Анализ исполнения межбюджетных трансфертов показал, что наиболее низкий уровень исполнения сложился по субсидиям (89,2%) и иным межбюджетным трансфертам (92,1%). На низком уровне (менее 90% показателя сводной росписи с изменениями) исполнены расходы по 9 государственным программам Российской Федерации, из них самый низкий уровень исполнения сложился по госпрограммам «Информационное общество» (52,2%) и «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (66,8%). На низком уровне (менее 90%) исполнены расходы по 5 разделам классификации расходов, из них значительно по разделам 02 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (61,6%) и 06 «Охрана окружающей среды» (75,3%) (табл. 1).

Таблица 1

Анализ исполнения межбмджетных трансфертов, млн. руб.

Наименование 2018 год 2019 год

кассовое исполнение на 01.01.2019 % исполнения сводной росписи Федеральный закон № 459-ФЗ (с изменениями) сводная роспись на 01.01.2020 кассовое исполнение на 01.01.2020 % исполнения сводной росписи % к 2018 году

Межбюджетные трансферты (МБТ) 2 044 793,3 97,2 2 390 447,3 2 549 690,6 2 387 151,2 93,6 116,7

в том числе:

дотации 1 035 462,9 99,97 952 524,3 963 416,1 923 973,8 95,9 89,2

доля в общем объеме МБТ 50,6 39,8 37,8 38,7

субсидии 381 848,4 93,5 625 394,5 624 099,6 556 601,4 89,2 145,8

доля в общем объеме МБТ 18,7 26,2 24,5 23,3

субвенции 331 679,6 96,1 366 850,6 408 480,6 396 612,5 97,1 119,6

доля в общем объеме МБТ 16,2 15,3 16,0 16,6

иные межбюджетные трансферты 295 802,4 94,2 445 677,9 553 694,3 509 963,5 92,1 в 1,7 раза

доля в общем объеме МБТ 14,5 18,6 21,7 21,4

В 2019 году межбюджетные трансферты предусмотрены в рамках 11 национальных проектов и Комплексному плану в общем объеме 641 274,2 млн. рублей, что составляет 25,2% общего объема межбюджетных трансфертов, ис-

1 Белостоцкий Алексей Александрович - к.э.н., доцент, начальник финансово-экономического отдела Агентства по привлечению инвестиций Курской области Е-mail: aabelostotskiy@yandexru

2 Официальный сайт Министерства финансов РФ. - http://minfin.ru/

полнение по которым составило 572 233,6 млн рублей, или 89,2% показателя сводной росписи с изменениями. На низком уровне (менее 90%) исполнены расходы по 5 национальным проектам и Комплексному плану1.

В 2020 году Минфин увеличил дотационным регионам объем финансирования. В некоторых регионах дотации уменьшились. Дотируются по-прежнему 72 субъекта Российской Федерации. При этом следует отметить, что число бездотационных регионов не изменилось. Их количество, как и в 2018 календарном году, составило - 13, к которым относятся: Республика Татарстан, Калужская область, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тюменская область, Город федерального значения Москва, Город федерального значения Санкт -Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты -Мансийский автономный округ - Юг-ра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Суммарный объем выделяемых средств при этом вырос с 675,260 до 717,866 млрд. рублей, увеличение составило 42,606 млрд. (рис. 1).

Наибольшие дотационные отчисления получили следующие регионы (тройка лидеров):

Дагестан (увеличение составило +6,626 млрд.);

Саха (Якутия) (увеличение составило +4,691 млрд.);

Камчатский край (увеличение составило +3,739 млрд.)2.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

I республика Дагестан I Республика Саха (Якутия) Камчатский край Чеченская республика I Алтайский край

2018

2019

2020

Источник: собственная разработка автора

Рисунок 1.

Наиболее дотационные регионы в 2018-2020 годах, млрд. руб.

В 2018 году изменилась и методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Во -первых, Минфин вводит 20-процентное ограничение на прирост дотаций каждому региону год к году. Во -вторых, согласно материалам Минфина, в формулу включается еще один элемент: объем дотации ставится в зависимость от коэффициента долговой нагрузки. Нововведения, предложенные Минфином, дадут ведомству возможность более гибко подходить к расчетам объемов дотаций регионам. По мнению профессора В. Климанова «Это элемент некоего ручного управления. Минфин будет настаивать, что это тоже формула, но жесткая формула может привести к резким всплескам или падениям, ненужным для всей финансовой системы. Для этого введена третья составляющая, которая дает возможность гибче подойти к этой ситуации». Новая методика даст Минфину возможность маневра, чтобы избежать «проседаний» по дотациям из -за простого математического счета3.

Рост дотационных отчислений происходил на фоне неисполнения федерального бюджета 2019 года более чем на 1,1 трлн. рублей или 94,5%, что является худшим показателем за последние 11 лет., в этих условиях профицит составил 1,967 трлн. рублей или 1,8 трлн. рублей. Исходя из этого планируется, что профицит в 2020 году будет составит в сумме 876,1 млрд. рублей, или 0,8% ВВП, в 2021 году - 1,1% ВВП, а в 2022 году - 0,8% (рис. 2).

1 Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ за январь-

декабрь 2019 года / Счетная палата РФ. - http://www.ach.gov.ru

2

Официальный сайт Министерства финансов РФ. - http://fincan.ru/ artides/П7_dotatii-regюnam-rossii-2020/

Официальный сайт АО «Росбизнесконсалтинг». - http://rbc.ru/

3,5

2,5

1,5

0,5

3,19

2,37

2,049 1,76

',70,

69

0,47

2018

0,3

0,27

I

0,789

0,345 032

0,9070,9970,95

0,704

0,0

I Красноярский край I Белгородская область I Липецкая область I Ярославская область I Мурманская область I Республика Коми I Калужская область

0,311 015

0

2019

2020

Источник: собственная разработка автора

Рисунок 2.

Наименее дотационные регионы в 2018-2020 годах, млрд. руб.

Данные тенденции свидетельствуют также о том, что качественное исполнение федерального бюджета позволит не только снизить объемы дотаций российским регионам, но и сократить количество дотационных регионов, повысив, тем самым их самостоятельность.

В условиях федеративного государства при сложном построении бюджетной системы ее устойчивость, как и всего государства в целом, во многом зависит от характера межбюджетных отношений. Проблема оптимального построения модели межбюджетных отношений относится к числу самых актуальных. В настоящее время идет поиск динамичного равновесия между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления применительно к бюджетной сфере1.

Основными причинами низкого уровня исполнения межбюджетных трансфертов являются: позднее заключение соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, предоставление средств под фактическую потребность, длительность проведения конкурсных процедур, экономия по результатам закупок, отставание от графика производства работ, сложные климатические условия в ряде регионов, затрудняющие проведение строительно -монтажных работ, невыполнение подрядчиками контрактных обязательств и другие. Следует отметить, что изменение бюджетного законодательства в части сроков распределения межбюджетных трансфертов и заключения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов способствовало снижению образования остатков. Так, с 2018 года распределение субсидий в полном объеме устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете, заключение соглашений о предоставлении субсидий осуществляется сроком до 15 февраля текущего финансового года.

В рамках совершенствования системы межбюджетных отношений реализуются следующие меры. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, проекты которых внесены до 1 ноября текущего финансового года, подлежат принятию до 1 декабря текущего финансового года. Федеральным законом № 380 ФЗ на 2020 год предусматривается предельный срок распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов и заключения соглашений о предоставлении таких трансфертов (если правилами их предоставления предусмотрено заключение соглашения) до 1 января 2020 года2.

3

2

1

0

1 Белостоцкий А.А. Регулирование межбюджетных отношений в контексте повышения финансово-бюджетной устойчивости государства // Научные труды Вольного экономического общества России. - М., 2019. - Т. 218, № 4. - С. 254.

2

Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ за январь-декабрь 2019 года / Счетная палата РФ. - http://www.ach.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.