Научная статья на тему 'Дотации на бюджетную обеспеченность субъектов РФ и профицит консолидированных бюджетов'

Дотации на бюджетную обеспеченность субъектов РФ и профицит консолидированных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дотации / профицит бюджета / расчетная бюджетная обеспеченность / консолидированные бюджеты / сбалансированность бюджета
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дотации на бюджетную обеспеченность субъектов РФ и профицит консолидированных бюджетов»

Белостоцкий А.А.

к.э.н., доцент, Курский государственный университет a.a.belostotskiy@yandex.ru

ДОТАЦИИ НА БЮДЖЕТНУЮ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РФ И ПРОФИЦИТ

КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ

Ключевые слова: дотации, профицит бюджета, расчетная бюджетная обеспеченность, консолидированные бюджеты, сбалансированность бюджета.

Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год определяется как средний уровень расчетной бюджетной обеспеченности до распределения указанных дотаций по субъектам Российской Федерации, не входящим в число 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый высокий уровень бюджетной обеспеченности, и 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый низкий уровень бюджетной обеспеченности.

Тринадцать российских регионов из 85 получат ровно половину дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, выделяемых Министерством финансов РФ. В общей сложности на этот вид дотаций регионам федеральный центр выделил в 2018 году 645,1 млрд. руб. - на 5% больше, чем в 2017 г.1.

По итогам 2018 года у 70 российских регионов консолидированные бюджеты были исполнены с профицитом, причем агрегированный профицит составил 510 млрд. рублей. Это рекордные показатели как минимум за последние 17 лет (рис. 1).

В 2017 году профицит консолидированных бюджетов был зафиксирован в 38 регионах. До 2018 г. максимальное количество профицитных консолидированных бюджетов достигнуто в 2006 году - 54 региона. Минимальное количество профицитных регионов было в 2013 году - только 6.

Профицит профицитных консолидированных бюджетов увеличился с 136,7 млрд. рублей в 2017 году до 575,2 в 2018 г. Дефицит дефицитных бюджетов уменьшился с -188,6 до -64,9 млрд. рублей.

63 И 62

62 Н 63

26 И 27

21 И 20

11 ■ 9

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

■ Количество регионов с дефицитом консолидированного бюджета

■ Количество регионов с профицитом консолидированного бюджета

Рисунок 1.

Количество регионов с профицитом и дефицитом консолидированного бюджета

в соответствующем году, ед.2

1 Белостоцкий А.А., Моховиков О.В. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в контексте изменения модели финансовой поддержки регионов // Дельта науки. 2019. - № 2. - С. 36.

2 Официальный сайт Рейтингового агентства «Эксперт РА». Бюджеты российских регионов в 2018 году: рекордные профициты, дотации и сдержанные инвестиции. - http:// //raexpert.ru/researches/regions/budget_regions_2018/

Для сравнения: наихудшим с точки зрения сбалансированности консолидированных бюджетов был 2013 год, когда агрегированный дефицит опустился до - 2,0 млрд рублей. Предыдущий максимум агрегированного профицита приходился на 2006 г. - тогда он достиг 139,9 млрд. рублей. В целях дальнейшего совершенствования межбюджетного регулирования на региональном и местном уровнях планируется принятие ряда положений бюджетного законодательства, расширяющих и уточняющих бюджетные полномочия публично-правовых образований в данной сфере, регулирующих вопросы предоставления межбюджетных трансфертов (форм, условий, порядков предоставления), введения ограничений, связанных с предоставлением межбюджетных трансфертов и контролем за их соблюдением.

Лидерами по уровню профицита консолидированного бюджета региона (в % от налоговых и неналоговых доходов - ННД) стали бюджеты Республики Дагестан и Севастополя: 30,5 и 27,4% ННД соответственно. Указанные регионы характеризует относительно низкий уровень самодостаточности: налоговые и неналоговые доходы, которые в основном поступают из региональной экономики, составляют 32,6% в Дагестане и 35,2% в Севастополе. Поэтому профицит бюджетов данных регионов во многом обусловлен дотациями из федерального бюджета. У других регионов -лидеров по соотношению «профицит к ННД» - уровень самодостаточности существенно выше (например, у ХМАО-Югры достигает 94,8%). Поэтому профицит бюджета в таких регионах достигнут во многом благодаря своим силам (налогоплательщикам, функционирующим на территории регионов) (рис. 2).

Профицит

Регион

1 Республика Дагестан

2 г Севастополь

3 ЯНАО

4 Кемеровская область

5 Вологодская область

6 Калужская область

7 Астраханская область

8 Тюменская область

9 Приморский край

10 Оренбургская область

11 ХМАО-Югра

12 Республика Башкортостан

{дефицит}, млрдруб

I

Профицит/ННД, %

30.5% 27.4% 21.2% 20,8% 19,1% 18.1% 16.8% 16,8% 14.9% 13.5% 13.4% 12.3%

Рисунок 2.

Регионы по уровню профицита бюджета в 2018 году (в % от ННД)1

10 758

I

137

276

129

74

54

-32

402

577

12 392

Доходы [всего) по Налогу на тюНДФЛ по налогу на го налогу на прочих ННД дотаций {вое иных субсидий Доходы {всего)

в 2057 году прибыть ииущестел совокупный ищи) ипгёидетм! субвенций и в 2014 голу

оргднизацлй доход трансфертов пробил

трансфертов

Рисунок 3.

Структура прироста доходов (по видам) консолидированных бюджетов регионов в 2018 году

(млрд. рублей)

1 Официальный сайт Рейтингового агентства «Эксперт РА». Бюджеты российских регионов в 2018 году: рекордные профициты, дотации и сдержанные инвестиции. - http:// //raexpert.ru/researches/regions/budget_regions_2018/

По абсолютному профициту консолидированного бюджета лидерами являются Москва (+61,5 млрд. рублей, или 2,7% ННД) и регионы тюменской «матрешки», суммарный профицит консолидированных бюджетов которых составил 123,8 млрд. рублей (36,8, 41,3 и 45,8 млрд. рублей у Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО соответственно). Такой профицит консолидированного бюджета Тюменской области - заслуга программы «Сотрудничество», по которой ХМАО-Югра и ЯНАО переводят 29,5% поступлений по налогу в бюджет Тюменской области. В 2018 году эти перечисления составили 84,0 млрд. рублей. Второй год подряд со значительным профицитом исполняется консолидированный бюджет Кемеровской области: с 20,8 млрд. рублей (или 14,6% ННД) в 2017 году профицит увеличился до 35,7 млрд. рублей (или 20,8% ННД) по итогам 2018 г.

Основные факторы рекордных профицитов - рост федеральных дотаций и прибыли в добывающем секторе, а также сдерживание бюджетных инвестиций.

Таблица 1

Регионы по объему полученных дотаций (все виды) в 2018 году

Регион Объем полученных в 2018 году дотаций (все виды), млрд. рублей Профицит (дефицит) консолидированного бюджета, млрд. рублей

Консолидированные бюджеты регионов РФ, всего 1 035 510,3

Республика Дагестан 62,7 11,9

Республика Саха (Якутия) 48,3 12,5

Чеченская Республика 47,0 0,3

Республика Крым 42,7 0,0

Камчатский край 42,3 1,6

Алтайский край 33,5 8,8

г. Москва 27,7 61,5

Ставропольский край 26,5 6,8

Республика Башкортостан 22,2 24,6

Республика Бурятия 21,7 -0,4

В 2018 году доходы консолидированных бюджетов российских регионов увеличились на 1,6 трлн. рублей (15,2%). Наибольший вклад в прирост совокупных доходов внесли поступления по налогу на прибыль (+577 млрд. рублей), НДФЛ (+402 млрд. рублей) и федеральные дотации всех видов (+276 млрд. рублей). Так как существенная часть федеральных дотаций направляется на выплату зарплат бюджетникам, то вклад дотаций в прирост доходов еще выше - они возвращаются в консолидированные бюджеты в виде НДФЛ с зарплат бюджетников (рис. 3).

По итогам 2018 года суммарный объем дотаций всех видов, которые федеральный бюджет перечислил регионам, впервые превысил 1 трлн. рублей. Особенность 2018 г. - те или иные дотации получили все российские регионы, включая Москву и Тюменскую область. Причем Москва с 27,6 млрд. рублей вошла в топ-7 регионов по объему полученных дотаций (табл.1). Большая часть дотаций, полученных бюджетом Москвы, направлена на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Возможно, что цель данной дотации - частично компенсировать бюджету Москвы расходы на дополнительный трансферт в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования, который в 2018 году составил 31,0 млрд. рублей1.

Таблица 2

Динамика федеральных дотаций в консолидированные бюджеты регионов по видам, млрд. рублей

Виды дотаций 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Прирост за год (2018-2017)

Дотации всех видов, всего 651,0 656,2 759,0 1035,5 276,5

в том числе по видам:

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 487,7 513,7 614,5 644,5 30,0

Дотации бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов 152,4 131,7 32,8 168,6 135,8

Дотации бюджетам на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели 0,0 0,0 40,0 100,4 60,4

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций 0,0 0,0 0,0 30,6 30,6

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала 0,0 0,0 20,0 20,0 0,0

Дотации отдельным регионам (Крым, Севастополь, Чечня) 0,0 0,0 40,7 49,4 8,7

Прочие дотации 10,9 10,8 11,0 22,0 11,0

Основной рост пришелся на дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов (табл. 2). По сути, данный вид дотаций управляется в ручном режиме, в отличие от дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые являются расчетными (исходя из оценок уровня бюджетной обеспеченности и индекса бюджетных расходов). Также в 2018 году увеличились дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели - прирост дотаций указанного вида составил 60,4 млрд. рублей. По

1 Официальный сайт Рейтингового агентства «Эксперт РА». Бюджеты российских регионов в 2018 году: рекордные профициты, дотации и сдержанные инвестиции. - http:// //raexpert.ru/researches/regions/budget_regions_2018/

распределению этого вида дотаций по регионам-получателям, федеральный центр действительно компенсировал как часть расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, так и, по сути, недостаточный объем дотаций, которые те или иные регионы получили на выравнивание бюджетной обеспеченности1.

Всего в 2018 году распределено 645,14 млрд. рублей на выравнивание бюджетной обеспеченности». предоставляемые безвозмездно и безвозвратно. По сравнению с 2017 годом дотационные отчисления республике Дагестан выросли примерно на 10% процентов. У второго крупного дотационного региона (Якутия) уровень дотаций вырос примерно на 3 млрд. рублей. В 2019 году дотационные отчисления будут увеличены для 49 субъектов России, но при этом снизятся для 23. В целом, число регионов, которые не требуют дотации, по-прежнему остается небольшим.

Поэтому проблема снижения уровня дотационности российских регионов остается достаточно острой, а её скорейшее решение позволит ускорить инновационное и технологическое развитие как отдельных регионов, так и России в целом.

1 Финансовая социальная платформа «Финансовая возможность». Дотации регионам России 2019. -41_dotacii-regionam-rossii-2019/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://fincan.ru/articles/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.