Научная статья на тему 'Особенности исполнения и предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ'

Особенности исполнения и предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / INTER-BUDGET TRANSFERS / BUDGET EXECUTION / BUDGETS OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / BUDGET EXPENDITURES / NATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белостоцкий Алексей Александрович

В статье проводится анализ эффективности исполнения межбюджетных трансфертов в ходе реализации национальных проектов, а также особенности предоставления видов финансовой помощи субъектам РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERFORMANCE AND PROVISION OF INTERBUDGETARY TRANSFERS TO THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the effectiveness of the implementation of intergovernmental transfers in the course of implementing national projects, as well as the specifics of providing types of financial assistance to the constituent entities of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Особенности исполнения и предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ»

УДК 336.144

Белостоцкий Алексей Александрович, кандидат экономических наук, доцент Курского государственного университета

e-mail: a. a.belostotskiy@yandex. ru

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РФ

Аннотация: В статье проводится анализ эффективности исполнения межбюджетных трансфертов в ходе реализации национальных проектов, а также особенности предоставления видов финансовой помощи субъектам РФ.

Ключевые слова: межбюджетные трансферты, исполнение бюджета, бюджеты субъектов РФ, расходы бюджета, национальные проекты

Belostotskiy Alexey Alexandrovich, candidate of economic sciences, associate Professor, Kursk State University

e-mail: a.a. [email protected]

FEATURES OF PERFORMANCE AND PROVISION OF INTERBUDGETARY TRANSFERS TO THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Abstract: The article analyzes the effectiveness of the implementation of intergovernmental transfers in the course of implementing national projects, as well as the specifics of providing types of financial assistance to the constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: inter-budget transfers, budget execution, budgets of constituent entities of the Russian Federation, budget expenditures, national projects

Качественное исполнение расходных обязательств главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств свидетельствует об эффективном освоении финансовых ресурсов строго в соответствии с целевыми назначениями и в установленные сроки.

Отсутствие целевого назначения свидетельствует об отсутствии тщательно контроля за использованием выделенных средств на предмет рациональности, и целесообразности. Распределение межбюджетных трансфертов в виде дотаций обусловлено потребностями извне, связанными со слабой материальной обеспеченностью бюджетов для реализации их задач и функций как полноправных субъектов РФ [1, С. 93].

Кассовое исполнение межбюджетных трансфертов за 2019 год составило 2 387 151,2 млн рублей, или 99,9 % объема соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом № 459- ФЗ (с изменениями), и 93,6 % показателя сводной росписи с изменениями (2018 год -111,1 % и 97,2 % соответственно). По сравнению с 2018 годом объем предоставленных межбюджетных трансфертов регионам увеличился на 16,7 %.

Исполнение расходов федерального бюджета в январе—сентябре 2019 года составило 12,05 трлн руб., или 62,9% к уточненной бюджетной росписи, что является самым низким показателем расходования средств с 2008 года. В связи с этим, за последний квартал правительству предстоит потратить больше 7 трлн руб. для выполнения кассового плана, а ожидаемое исполнение по расходам в конце года планируется на уровне 19,3 трлн руб., или 17,8% ВВП, после 16,1% ВВП в предыдущем году [4].

В 2019 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» реализуется 12 национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Бюджетные ассигнования по уточненной росписи по состоянию на 1 октября 2019 года на реализацию национальных проектов и Комплексного плана составили 1 779 046,5 млн. рублей.

Лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 1 731 914,1 млн. рублей или 97,4% к объему бюджетных ассигнований, установленному уточненной росписью. Не утверждены лимиты бюджетных обязательств в сумме 47 132,4 млн. рублей [2].

На низком уровне (менее 90 %) исполнены расходы по 5 национальным проектам и Комплексному плану. Информация представлена на следующей диаграмме. Самое низкое исполнение межбюджетных трансфертов на реализацию национальных проектов отражено на рисунке 1.

100

Рисунок 1. Исполнение в % к сводной росписи с изменениями В 2019 году в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в полном объеме не осуществлялось перечисление иных межбюджетных трансфертов на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства в рамках транспортного коридора «Европа - Западный Китай» в сумме 14 545,0 млн рублей в связи с непредставлением Самарской областью платежных документов, связанных с исполнением расходных обязательств субъекта, в целях софинансирования которых представляется иной межбюджетный трансферт.

При этом в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. № 3065-р указанные средства увеличены в 6,1 раза (с 2 056,6 млн рублей до 14 545,0 млн рублей). Дополнительное соглашение к соглашению подписано только 24 декабря 2019 года.

В течение 2019 года в Федеральный закон № 459-ФЗ дважды вносились изменения в части увеличения объема бюджетных ассигнований на предоставление дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в общей сумме на 41 439,6 млн рублей, или в 2 раза. Сводной бюджетной росписью объем бюджетных ассигнований был увеличен на 3 414,0 млн рублей и составил 86 218,6 млн рублей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 233-р внесены изменения в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2020 год, предусматривающие увеличение объема

дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 39 442,3 млн рублей за счет неиспользованных остатков бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в 2019 году [5]. В 2020 году объем указанных дотаций составит 54 715,9 млн рублей.

Основными причинами низкого уровня исполнения межбюджетных трансфертов являются: позднее заключение соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, предоставление средств под фактическую потребность, длительность проведения конкурсных процедур, экономия по результатам закупок, отставание от графика производства работ, сложные климатические условия в ряде регионов, затрудняющие проведение строительно-монтажных работ, невыполнение подрядчиками контрактных обязательств и другие.

Как и в предыдущие годы, в 2019 году отмечается неравномерное перечисление субъектам Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Наибольший объем межбюджетных трансфертов -38,1 % перечислен в IV квартале 2019 года, в том числе в декабре 19,3 % (в IV квартале 2018 года - 38,1 %, в декабре - 22,5 %). Информация о поквартальном исполнении расходов по видам межбюджетных трансфертов в 2019 году представлена на рисунке 2.

30

25

20

15

10

26,4

27,3

25,5

22,7 22,9

23,6

Дотации

Субсидии Субвенции

■ 1 кв. В2 кв. В3 кв.

Иные МБТ

Рисунок 2. Поквартальное исполнение расходов по видам межбюджетных трансфертов

5

0

Необходимо отметить неравномерность перечисления регионам субсидий (46,5 %, в декабре 25,7 %) и иных межбюджетных трансфертов (51,4 %, в декабре 26,9 %).

По оперативным данным (форма 0531888), объем остатков неиспользованных средств межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, подлежащих возврату в федеральный бюджет, на 1 января 2020 года составил 1 794,9 млн рублей.

Счетной палатой неоднократно отмечалась проблема образования остатков межбюджетных трансфертов в связи с перечислением из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов в конце финансового года в результате несвоевременного заключения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов.

Следует отметить, что изменение бюджетного законодательства в части сроков распределения межбюджетных трансфертов и заключения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов способствовало снижению образования остатков. Так, с 2018 года распределение субсидий в полном объеме устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете, заключение соглашений о предоставлении субсидий осуществляется сроком до 15 февраля текущего года [3].

По сравнению с 2018 годом объем остатков межбюджетных трансфертов на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации уменьшился на 1 511,4 млн рублей, или на 45,7 %, за 6 лет объем остатков сократился в 70,2 раза.

В рамках совершенствования системы межбюджетных отношений реализуются следующие меры. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, проекты которых внесены до 1 ноября текущего финансового года, подлежат принятию до 1 декабря текущего финансового года. Федеральным законом № 380-ФЗ на 2020 год предусматривается предельный срок распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов и заключения соглашений о предоставлении таких трансфертов (если правилами их предоставления предусмотрено заключение соглашения) до 1 января 2020 года. Так, анализ

реестра соглашений показал, что соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на 2020 год, которые распределены Федеральным законом № 380- ФЗ, заключены в декабре 2019 года [3].

Список источников:

1. Белостоцкий А.А. Межбюджетные трансферты и методика их распределения / Экономический рост как основа устойчивого развития России // сб. науч. стат. 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. - ЗАО «Университетская книга». - Курск. - 2019. - 379 с.

2. Министерство финансов РФ: официальный сайт. URL:http://minfin.ru/ (дата обращения: 17.12.2019).

3. Счетная палата Российской Федерации: официальный сайт. URL:http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 11.12.2019)

4. АО «Росбизнесконсалтинг»: официальный сайт. URL:http://rbc.ru/ finances/11/10/2019/5da049c49a794798139619ea (дата обращения: 21.11.2019)

5. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс»: официальный сайт. Федеральный закон № 367 от 12.11 2019 г., пункт 3, ч. 1 «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.11.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.