Научная статья на тему 'Проблемы саморегулирования профессиональной деятельности в области оценки на современном этапе'

Проблемы саморегулирования профессиональной деятельности в области оценки на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобанова Е. И.

The accepted Federal law on self-adjustable organizations (СРО) №315-ФЗ from 01.12.2007. gives business qualitatively new toolkit for participation in economic life. With his{its} introduction enterprise communities can form «game rules» for the whole branches of economy. Today it is important to build work inside СРО and to deduce{remove} attitudes{relations} with the state on qualitatively new level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SELF-REGULATION OF PROFESSIONAL WORK IN THE FIELD OF THE ESTIMATION AT THE PRESENT STAGE

The accepted Federal law on self-adjustable organizations (СРО) №315-ФЗ from 01.12.2007. gives business qualitatively new toolkit for participation in economic life. With his{its} introduction enterprise communities can form «game rules» for the whole branches of economy. Today it is important to build work inside СРО and to deduce{remove} attitudes{relations} with the state on qualitatively new level.

Текст научной работы на тему «Проблемы саморегулирования профессиональной деятельности в области оценки на современном этапе»

УДК 338.24.021.8 Е.И. Лобанова СГГ А, Новосибирск

ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

E.I. Lobanova

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

PROBLEMS OF SELF-REGULATION OF PROFESSIONAL WORK IN THE FIELD OF THE ESTIMATION AT THE PRESENT STAGE

The accepted Federal law on self-adjustable organizations (СРО) №315-Ф3 from 01.12.2007. gives business qualitatively new toolkit for participation in economic life. With his{its} introduction enterprise communities can form «game rules» for the whole branches of economy. Today it is important to build work inside СРО and to deduce(remove) attitudes(relations) with the state on qualitatively new level.

Принятый Федеральный закон о саморегулируемых организациях (СРО) № 315-Ф3 от 01.12.2007 г. дает бизнесу качественно новый инструментарий для участия в экономической жизни. С его введением предпринимательские сообщества смогут формировать «правила игры» для целых отраслей экономики. Сегодня важно выстроить работу внутри самих СРО и вывести отношения с государством на качественно новый уровень.

При изучении механизмов взаимодействия бизнеса и органов государственной власти важно учитывать, что во всем мире стандарты и правила разрабатываются институтами профессионального общества. В России этим занимались чиновники.

Изменение законодательства вызвано повышением уровня требований в условиях рыночной экономики к лицам, имеющим публичные интересы. Сегодня потребители учатся жить системно. А государство по определению действует как система. Согласно решению конституционного суда, в котором говорится, что во всех случаях, когда чья-либо деятельность может причинить ущерб потребителю, государство обязано регулировать, устанавливать стандарты и правила как самостоятельно, например, посредством лицензирования, так и опосредованно - через саморегулируемые организации. Как правило, мотивы действия таких саморегулируемых организаций гораздо более объективны, чем мотивы чиновников. Как и во всем мире, в России профессиональная репутация должна стать серьезным фактором в принятии решений. Компромиссным решением на переходном этапе к такому пониманию ответственности стало введение Законом механизма материальной ответственности -компенсационных фондов.

Основное отличие СРО от прежних союзов, деловых ассоциаций и объединений бизнеса заключается в том, что они получили право регулировать деятельность своих членов вплоть до стандартизации и вместе с тем обеспечивать их имущественную ответственность перед потребителями товаров и услуг за счет формирования компенсационных фондов.

Сегодня саморегулирование является обязательным только для нескольких сфер деятельности: для арбитражного управления, и с 1.01.2008 г. - для оценочной деятельности. В планах государства сократить свое участие в регулировании профессиональной деятельностью, далее эти изменения коснутся аудиторов, строителей, профессиональных участников рынка ценных бумаг, производителей сельхозпродукции и др.

Действующая редакция закона № 157-ФЗ «Об оценочной деятельности» кардинальным образом поменяла все, что было до сегодняшнего момента. Внесено два принципиально важных изменения в условия работы оценщиков.

Во-первых, субъектами оценочной деятельности являются физические лица.

Во-вторых, для них предусмотрено обязательное членство в саморегулируемой оценочной организации (СРО). То есть основная концепция закона - переход от предпринимательской деятельности в области оценки к деятельности профессиональной. У нас в России не так много статусных профессий. И именно потому, что оценочная деятельность играет большую роль в развитии экономики России, законодатель и выделил эту профессию, наделил ее отдельным статусом.

Сегодня в Едином государственном реестре саморегулируемых организаций оценщиков зарегистрировано семь организаций:

НП «СМАО» - Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая

межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков»;

НП «АРМО» - Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая

организация ассоциации российских магистров оценки»;

РОО - Общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков»;

НП «СОО» Сибирь» - Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация оценщиков «Сибирь»;

НП «МСО» - Некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков»;

НП «НКСО» - Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая

организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков»;

ОПЭО - Межрегиональная Саморегулируемая некоммерческая организация - Некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков».

Законодатель передал этим организациям ряд важных функций. В том числе: сертификацию фирм и оценщиков, контроль за их деятельностью, экспертизу качества проведенной оценки, профессиональную переподготовку и т. д.

Впервые реализована трехуровневая система регулирования:

1. Первый уровень - госорган - Федеральная регистрационная служба(ФРС) - регистрирует и контролирует деятельность самих СРО оценщиков;

2. Второй уровень - Национальный совет по оценочной деятельности, который формируется профессиональным сообществом и создает методологическую базу. Его основные функции - разработка Федеральных стандартов в области оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки и профессиональной этики, а также третейское судейство. Последняя функция, по мнению экспертов Минэкономразвития, особенно важна, поскольку судебная система не может обеспечить профессиональное суждение относительно того или иного отчета об оценке. Поэтому процедуру экспертизы и третейского разбирательства ошибок и недостатков оценщиков нужно создать самому профессиональному сообществу. Минэкономразвития РФ - утверждает, стандарты и методические рекомендации и наблюдает за СРО за тем, как оно справляется со своими обязанностями;

3. Третий уровень - это СРО, которые создают сами оценщики. Они же устанавливают требования относительно своей профессии, этики и стандартов, которые могут быть более жесткими, чем федеральные.

Сегодня все 15 тысяч бывших юридических лиц и ПБОЮЛ, которым были выданы в свое время лицензии на оценочную деятельность, перешли на новый порядок работы, перестроили свою деятельность. Теперь система госрегулирования сосредоточена на тех субъектах, которые непосредственно делают суждения, формируют отчеты по оценке - это физические лица-профессионалы. При этом оценочные компании продолжают действовать на рынке. Они дают работу оценщику и предоставляют материальное обеспечение.

Если заказчик считает, что оценщиком или оценочной фирмой нарушены его права, он может жаловаться в СРО, чьим членом является оценщик. Само СРО должно рассмотреть жалобу, направить к оценщику представителя контрольного отдела. Затем, доложив итоги проверки в дисциплинарном комитете, направить предложения в совет для принятия окончательного решения. Если нарушение подтвердилось, следует уведомить ФРС о принятии мер воздействия на оценщика и опубликовать суть конфликта и меры наказания в средствах массовой информации.

Саморегулируемые организации с одной стороны, являются результатом реализации административной реформы, а с другой - становятся ее участниками, от которых все ожидают нового импульса преобразований.

Уже сегодня на самом начале деятельности СРО возникает ряд внутренних барьеров, в частности административных. Новые полномочия бизнеса могут привести к созданию неравных условий для участников рынка, к протекционизму и идея саморегулирования будет дискредитирована.

Следует отметить низкий уровень доверия бизнеса к общественным организациям предпринимателей. По словам Президента РСПП А.Шохина,

лишь 21 % бизнесменов считают, что они смогут защитить их интересы. В то же время, СРО при государственных ведомствах, уполномоченные вести реестры, могут превратиться в «карманные организации».

Еще одна проблема, высказанная представителями Роснедвижимости, О.Нестеровой. По мнению данного ведомства, определение кадастровой стоимости не является оценочной деятельностью по многим концептуальным причинам.

Если оценочная деятельность осуществляется в результате решения, принятого в порядке частной инициативы, неважно кто заказчик -государство в лице федерации, в лице органа местного самоуправления, юридического лица или физического лица. Соответственно либо проводиться конкурс, либо заказчик напрямую обращается к оценщику, и инициируется процесс оценки объекта. В тоже время кадастровая оценка проводиться совершенно по другим мотивам. Решение о ее проведении носит административный характер. Она всегда принимает массовый характер. Результаты кадастровой оценки вносятся в государственный земельный кадастр.

Если в законе об оценочной деятельности оценка направлена на установление рыночной или какой-то иной стоимости, то кадастровая оценка понимается как систематизированный свод мероприятий, который включает в себя кроме определения стоимости еще ее администрирование, мониторинг рынков и объектов недвижимости, экономический анализ результатов. Это также и проверка отчетов оценщиков, то есть это семь подсистем - вот что такое кадастровая оценка с точки зрения Роснедвижимости. В таком понимании кадастровая стоимость не совместима с идеологией закона об оценочной деятельности в его сегодняшнем виде.

Что же касается «рыночности», привносимой в оценочную деятельность, и создания саморегулируемых организаций, то Роснедвижимость поддерживает этот процесс. Оценщики должны участвовать в конкурсах на проведение кадастровой оценки. По мнению ведомства, даже стоило организовать саморегулируемую организацию кадастровых оценщиков.

Объем рынка оценочных услуг в России в 2007 г. вырос на 17 % по отношению к показателям 2006 г., в г. Новосибирске несколько выше - на 20-25 %. Наиболее востребована оценка недвижимости, предприятий и бизнеса. Обозначая тенденции развития рынка оценки, эксперты прогнозируют рост объема, расширение спектра услуг (в связи с вступлением в ВТО), но не рост стоимости услуг. Демпинг цен на оценочные услуги, особенно в сфере госзаказа продолжает существовать. Предполагается и повышение качества оценочных услуг, поскольку каждый оценщик несет персональную материальную ответственность за результат своей деятельности.

Опыт российского законотворчества в области оценки заставил активизироваться аудиторское сообщество, которое добилось сохранения лицензирования и более серьезно и ответственно подошло к проработке новой редакции закона об аудиторской деятельности. Дискуссии о регулировании профессиональной деятельности не затихают. Это и понятно: общие контуры

нововведений удивительно похожи, а последствия затрагивают самые прибыльные сегменты российского рынка финансовых услуг.

© Е.И. Лобанова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.