Научная статья на тему 'Генезис саморегулируемых организаций в России'

Генезис саморегулируемых организаций в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
cаморегулирование / саморегулируемые организации / лицензия / профессиональная деятельность / self-regulation / self-regulatory organizations / licensing / professional activities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ряжева Юлия Ивановна

Статья посвящена исследованию в хронологической последовательности развития саморегулируемых организаций в России. В результате изучения было получено, что данное понятие имеет богатую историю, и в России и Средневековье объединение торговцев можно считать первыми прототипами саморегулируемых организаций. В статье раскрываются преимущества, которые получает организации при вступлении в СРО. Проведен анализ территориального распределения саморегулируемых организаций в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The genesis of self-regulatory organizations in Russia

The article is devoted to the study of the chronological sequence of development of self-regulatory organizations in Russia. As a result of the study, it was found that this concept has a rich history, and in Russia and the middle Ages the Association of traders can be considered the first prototypes of self-regulatory organizations. The article reveals the advantages that the organization receives when joining the SRO. The analysis of the territorial distribution of self-regulatory organizations in our country.

Текст научной работы на тему «Генезис саморегулируемых организаций в России»

Генезис саморегулируемых организаций в России The genesis of self-regulatory organizations in Russia

Ь А МОСКОВСКИМ ШЩ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 330

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15110 Ряжева Юлия Ивановна,

старший преподаватель кафедры общего и стратегического менеджмента, Самарский национальный исследовательский университет, г. Самара

Ryazheva Yu. I., ryazheva_yulia @mail.ru

Аннотация: Статья посвящена исследованию в хронологической последовательности развития саморегулируемых организаций в России. В результате изучения было получено, что данное понятие имеет богатую историю, и в России и Средневековье объединение торговцев можно считать первыми прототипами саморегулируемых организаций. В статье раскрываются преимущества, которые получает организации при вступлении в СРО. Проведен анализ территориального распределения саморегулируемых организаций в нашей стране.

Summary: The article is devoted to the study of the chronological sequence of development of self-regulatory organizations in Russia. As a result of the study, it was found that this concept has a rich history, and in Russia and the middle Ages the Association of traders can be considered the first prototypes of self-regulatory organizations. The article reveals the advantages that the organization receives when joining the SRO. The analysis of the territorial distribution of self-regulatory organizations in our country.

Ключевые слова: cаморегулирование, саморегулируемые организации, лицензия, профессиональная деятельность.

Keywords: self-regulation, self-regulatory organizations, licensing, professional activities.

Изучение генезиса саморегулируемых организаций имеет особую значимость в быстроменяющихся условиях на рынке. Исследование саморегулирования его происхождения, развития дает возможность выявить его предпосылки возникновения,

особенности функционирования на современном этапе хозяйствования, а также спрогнозировать дальнейшее развитие.

Многие считают, что понятие саморегулируемая организация появилось относительно недавно, тогда как данные организации имеют богатую историю. Во время Средневековья объединения людей в группы, занимающихся одним ремеслом, можно рассматривать как некое подобие саморегулируемых организаций сегодня.

Принцип саморегулирования известен в России достаточно давно. Доказательством этому выступает тот факт, что такие государственные институты как адвокатура и коллегии адвокатов, образованные во второй половине XIX века, согласно действующей на тот период времени реформе 1864 года, должны были существовать как саморегулируемые организации.

Утверждение такого правового института, как адвокатура, предусматривало образование Совета присяжных в каждом судебном совете. Созданный Совет учитывал утвержденные требования и правила, которые касались этических норм ведения адвокатской деятельности, но также разработал принципы и приемы адвокатской техники, в связи с тем, что России отсутствовали какие-либо традиции в данной сфере. Советом также осуществлялись прием новых адвокатов, контроль соблюдения установленных норм и правил, а также применение мер воздействия за невыполнение. По желанию государства был создан институт присяжных поверенных, хотя существующая на тот период реформа не предусматривала введения адвокатской монополии на представлении интересов в суде, вступать в число присяжных поверенных можно было добровольно [1, с. 90].

Созданную в 1870 году Московскую биржу, тоже можно отнести к саморегулируемым организациям. Биржей устанавливались правила, нормы ведения торгов, контроль за их соблюдением и привлечение к ответственности в случае нарушения.

В настоящее время отечественные предприятия стараются применять в своей деятельности принцип саморегулирования, который как показывает практика, является еще недостаточно разработанным для внедрения его бизнес, так как нормативная база еще не конца сформирована. Создаваемая система саморегулирования в России базируется не на своем историческом опыте, а на американской системе. Отсутствие единой нормативной базы саморегулируемых организаций приводит к тому, что в работе на сегодняшний момент присутствует некоторая неопределенность.

Основываясь на историю, можно говорить, что первые правила и стандарты, связанные с саморегулируемыми организациями, относится во времена средневековой Европы. Работа купцов строилась на принципе саморегулирования, исходя из характера своей торговли и специализации, они объединялись в некий союз, в котором работали по разработанной ими единой системе юридических отношений. В этом и заключается ключевая идея саморегулирования, когда не государство навязывает правила и стандарты, а сами субъекты отношений способны выработать их самостоятельно. Саморегулируемые организации (СРО) образуются для того, чтобы поддерживать достигнутые договоренности, контролировать их исполнение, привлекать к ответственности за нарушение или неисполнение [2, с. 27].

Российская история саморегулирования начинается с 22 апреля 1996 года, с момента принятия Федерального закона «О рынке ценных бумаг» [3]. Следующим моментом в развитии является начало XXI века, когда была осуществлена передача некоторых функций государства саморегулироваемым организациям. С принятием в 2007 году Федерального закона произошло закрепление позиций СРО в нашей стране. В качестве законодательной платформы институт саморегулирования использует принципы гражданского права. Ее существование основано на гражданско-правовых организационных отношениях.

С принятием закона «О саморегулируемых организациях» процесс получения лицензии официально заменен саморегулированием. До принятия данного закона юридические лица, занимающиеся определенной деятельностью, получали лицензию, которая выступала некой гарантией качества и соблюдения требований, установленных законодательством. Сейчас ситуация складывается таким образом, что вместо лицензии необходимо стать членом СРО и выполнять принятые правила, требования, нормы. Главным преимуществом вступления в СРО заключается в том, что предпринимателю выдается свидетельство, которое не имеет срока действия в отличие от лицензии.

В связи с внедрением института СРО постепенно планируется отменять лицензирование отдельных видов деятельности. Выданные ранее лицензии будут действовать до окончания указанного в ней срока, а затем предприниматели, в случае отказа вступления в СРО, смогут работать и нести ответственность, которую предусматривает нашей законодательство.

Как уже было отмечено ранее, российские предприниматели стараются применять принцип саморегулирования, но это является не всегда удачным. Связано это с тем, что сущность саморегулируемых организаций, их преимущества российскими

предпринимателя остаются еще до конца непонятными. В связи с этим для решения данной проблемы необходимо рассмотреть, что же в настоящее время подразумевают под саморегулируемыми организациями.

Анализ материалов позволяет говорить, что саморегулируемыми организациями считают, некоммерческие организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, работающие в определённой отрасли производства товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъекты профессиональной деятельности определённого вида.

В России порядок образования и деятельности саморегулируемых организаций (СРО), их основные цели и задачи регулируются Законом № 315-Ф3 от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях» [4], а также федеральными законами, которые регулируют соответствующий вид деятельности. Деятельность СРО, объединяющих организации финансовых рынков, регулируется отдельным законом «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» № 223-ФЗ от 13 июля 2015 года [5].

Согласно №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» саморегулируемыми организациями считаются, некоммерческие организации, которые соблюдают требования.

Первым требованием является то, что минимальное количество участников, входящих в СРО должно быть равно двадцати пяти юридическим лицам или ста гражданам, занимающихся определенным профессиональным видом деятельности, если законом не предусмотрено иное.

Согласно данным информационного портала «Всё о саморегулировании», в нашей стране можно выделить двадцать четыре группы сфер деятельности, участники которых вступили в СРО [6]. Ими являются предприниматели, деятельность которых связана со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, архитектурно-строительным проектированием, инженерным изысканием, пожарной безопасностью, энергетическим обследованием, оценкой, аудитом, рекламой, коллекторской деятельностью, автоперевозками, страхованием, управлением компаний, действиями на рынке ценных бумаг, медициной, пищевой и перерабатывающей промышленностью, промышленной безопасностью, микрофинансовой организацией, интеллектуальной собственностью, урегулированием споров, теплоснабжением. Как видно, немногие сферы деятельности стали участниками СРО.

Второе требование заключается в том, что все участники сообщества должны соблюдать стандарты, правила предпринимательской или профессиональной деятельности.

Суть третьего требования состоит в том, что СРО должна обеспечить дополнительную имущественную ответственность каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами, то есть — иметь возможность выплачивать определенные платежи из своего компенсационного фонда, в случае предъявления соответствующих заявлений. Соблюдение вышеизложенных требований для СРО является обязательным, согласно данному закону, и также они могут изменяться, то есть ужесточаться.

Создание СРО в России связано с именем В. С. Плескачевского, который активно поддерживал идею саморегулирования как один из вариантов государственного лицензирования. Деятельность В.С. Плескачевского была посвящена разработке различных законов, таких как Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», отраслевые законы внедрения СРО в предпринимательскую деятельность (СРО оценщиков, СРО в строительстве, СРО проектное, СРО изыскателей, СРО в страховании, СРО кадастровой деятельности и других областях) [6].

Статус саморегулируемой организации присваивается некоммерческой организации с момента внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с момента, когда сведения о некоммерческой организации были исключены из указанного реестра.

Оценивая деятельность некоммерческих организаций и СРО, можно наблюдать то, что они существенно отличаются друг от друга. Как уже отмечалось, главная цель СРО заключается в добросовестном выполнении своих обязанностей перед клиентами, защищать их интересы. В связи с этим все участники СРО должны обладать властными полномочиями. Некоммерческие организации же, согласно Федеральному закону от 12.01.1996 г. №7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» формируются с целью достижения социальных, благотворительных, научных целях, направленных на сохранение здоровья, поддержки физической культуры, удовлетворения духовных потребностей [7]. Еще одно отличие некоммерческих организаций от СРО заключается в наличии субсидиарной ответственности по возмещению вреда клиентам.

В настоящее время принято различать два вида СРО. Первый СРО с публичными функциями в целом и каждому ее участнику в отдельности, примером такого вида выступает СРО арбитражных управляющих. Второй вид СРО, когда публичные функции выполняются отдельным лицом, к данному признаку относят саморегулируемые организации аудиторов.

Изучение сущности СРО позволило определить истинное предназначение СРО в настоящее время. Главная функция, которую реализуют СРО, заключается в разработке и закреплении правил к участникам данного союза, в применении мер дисциплинарного характера, разрешении споров, которые могут возникнуть между участниками СРО, анализе деятельности участников, представлении их интересов, организации профессионального обучения, аттестации работников.

Формируется имущество саморегулируемых организаций из следующих источников:

- взносы при вступлении в СРО, членские, целевые;

- добровольные пожертвования;

- получаемые доходы от оказываемых услуг;

- другие не запрещенные законом источники.

Особое внимание вступления в СРО обусловлено, в первую очередь, тем, что организации имеют возможность получать заказы от государства на выполнение определенного вида работ. Компания также может реализовывать работы, которые являются высокооплачиваемыми, повышать имидж, расширять связи, повышать доверие со стороны заказчиков. И еще одно значимое преимущество состоит в том, что СРО оказывает правовую поддержку участникам, защищает их интересы.

Согласно данным портала Саморегулируемые организации особой популярностью пользуются объединения в сфере строительства (313 организаций), проектирования (205), арбитражных управляющих (67), инженерных изыскателей (44) [8].

Территориальное распределение саморегулируемых организации в нашей стране приведено на рисунке 1.

ЕЗ Центральный федеральный округ

■ Северо-Западый федеральный округ

□ Приволжский федеральный округ

□ Сибирский федеральный округ

■ Южный федеральный округ

И Уральский федеральный округ 11 Дальневосточный федеральный округ Ш Северо-Кавказский федеральный округ

Рисунок 1 - Территориальное распределение СРО в России

Наиболее количество участников СРО располагаются в Центральном федеральном округе (46%), затем идет Северо-Западный федеральный округ (18%), Приволжский федеральный округ (12%). В остальных федеральных округах институт саморегулирования развит слабее: Сибирский федеральный округ (8%), Южный федеральный округ (5%), Уральский федеральный округ (5%), Дальневосточный федеральный округ (4%), Северо-Кавказский федеральный округ (2%).

Разделение саморегулируемых организаций по региональному принципу обусловлено тем, что это позволяет достичь конкурентных преимуществ. Например, в строительной отрасли активно практикуется такой вариант- при получении заказа федерального уровня, строительная компания может привлекать из других федеральный округов компании, которые входят в одну группу саморегулируемых организаций с едиными нормами квалификационного контроля и высоким уровнем взаимного доверия и надежности.

В заключении хотелось бы отметить, что саморегулируемые организации очень важны для предпринимателей. Ведь, надзорные и контролирующие функции теперь возложены не только на государственные органы, но и на самих же бизнесменов. Соответственно, участники могут самостоятельно создавать правила, нормы и принципы взаимодействия, формировать основы надежного предпринимательства и защищать общие интересы, что, конечно, очень важно для развития бизнеса в России.

Список литературы

1. Алгазина А.Ф. История возникновения и развития саморегулирования в России // Правоприменение. 2017. Т.1. № 3. С. 90-99.

2. Ларкина Н. Г. Компетентность саморегулируемых предпринимательских структур: маркетинговый аспект // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. М.: РИОР, 2011. С. 27-32.

3. О рынке ценных бумаг: ФЗ от 04.1996 N 39-ФЗ [Электронный ресурс]// Консультант. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/

4. О саморегулируемых организациях: ФЗ от 01.12.2007 N 315-ФЗ [Электронный ресурс]// Консультант. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/

5. О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка: ФЗ от 13.07.2015 N 223-ФЗ [Электронный ресурс]// Консультант. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182662/

6. Все о саморегулировании [Электронный ресурс]// Информационный портал. - Режим доступа: http://www.all-sro.ru/

7. О некоммерческих организациях: ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ [Электронный ресурс]// Консультант. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/

8. Реестр СРО [Электронный ресурс]// Информационно-консультационный портал саморегулируемых организаций. - Режим доступа: https://www.reestr-sro.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.