Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ'

ПРОБЛЕМЫ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
241
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / БАРЬЕРЫ САМОРАЗВИТИЯ / РИСКИ / ПОТРЕБНОСТИ / СТУДЕНЧЕСТВО / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никонова Элина Ильдусовна

В статье рассматриваются процессы самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации личности; определены индивидуальные риски «цифрового» влияния на процесс удовлетворения потребностей молодежи; основываясь на результатах авторского исследования, дается оценка: потенциалу готовности обучающихся в вузе к саморазвитию, возможностям преодоления барьеров и рисков, возникающих на пути к нему, отношению к жизненным изменениям, новым условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF CHANGES IN THE DIGITAL ENVIRONMENT

The article examines the processes of self-improvement, self-development, self-actualization of personality; individual risks of "digital" influence on the process of meeting the needs of young people are identified; based on the results of the author's research, an assessment is given: the potential of readiness of students at the university for self-development, the possibilities of overcoming barriers and risks arising on the way to it, attitude to life changes, new conditions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ»

УДК 316.35

Проблемы саморазвития студенческой молодежи в условиях изменений цифровой среды

Никонова Э.И.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии Казанского государственного архитектурно-строительного университета

В статье рассматриваются процессы самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации личности; определены индивидуальные риски «цифрового» влияния на процесс удовлетворения потребностей молодежи; основываясь на результатах авторского исследования, дается оценка: потенциалу готовности обучающихся в вузе к саморазвитию, возможностям преодоления барьеров и рисков, возникающих на пути к нему, отношению к жизненным изменениям, новым условиям.

Ключевые слова: самореализация, самосовершенствование, самоактуализация, барьеры саморазвития, риски, потребности, студенчество, цифровое пространство

Общество, как динамическая система, постоянно развивается. Развитие - главный фактор общественного прогресса, традиционно понимаемый как естественно осуществляющийся процесс необратимых количественных и качественных изменений не только в природе и в обществе, но и в формировании целостности отдельно взятой личности.

Саморазвитие представляет собой самостоятельный процесс активного совершенствования личности, обусловленный иерархией целей, реализуемых через последовательное удовлетворение потребностей, приобретение новых и развитие имеющихся навыков, умений путем преодоления барьеров и рисков. Если совсем просто, саморазвитие -это движение к гармонии и счастью.

Опираясь на концепцию А. Маслоу с его пирамидой потребностей, можно констатировать, что главная цель саморазвития - это самореализация. В центре исследовательского интереса ученого -личность, которая может достичь внутренней гармонии, реализовать потенциал, получить признание в обществе, достичь вершины самосовершенствования при условии удовлетворения физических потребностей.

Решение проблем саморазвития во всех направлениях жизнедеятельности студенческая молодежь 98

находит в индивидуальном поиске идей, подходов, оценок, в том числе и в цифровой среде. Одновременно с этим межличностные контакты и групповые взаимодействия позволяют обучающимся осуществлять реализацию коллективных идей и планов на ближайшие годы учебы в вузе. Во многом это связано с тем, что значительная часть молодежи, поступая в вузы после школы, еще не определилась с выбором профессии и неясно представляет себе цели в реализации жизненных планов относительно профессионального развития. На этом пути существенная поддержка видится со стороны сверстников, единомышленников, в том числе и в цифровом поле.

Исследователи отмечают, что «в молодежной среде все заметнее такие черты характера, как самопоиск, самопознание, самоутверждение своих личных, профессиональных и общественных качеств» [1, с. 62].

Стереотипно суждение о том, что в западном обществе больше возможностей для самореализации и саморазвития будущих специалистов при существующей системе выбора курсов и дисциплин, в то время как в нашей стране дисциплины и учебные курсы уже заранее «все включены». Возможно, объективные условия Запада в большей степени способствуют реализации жизненных планов. Однако

потребности в самореализации российской молодежи связаны прежде всего с высокой мотивацией изменения существующего материального уровня, социального статуса, о чем свидетельствует ряд различных отечественных исследований. Стремление к самореализации характеризует человека как творческую личность, как активного творца своей жизни. Саморазвитие и самосовершенствование личности - это хороший способ не только преодолеть круговорот неудач, но и возможность «сломать» навязанные стереотипы.

Основами саморазвития являются процессы самообразования, самовоспитания, самоорганизации. Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность человека, предполагает самостоятельный поиск способов получения и усвоения знаний, самообучение. Обучающиеся в вузе отмечают недостаточность практического применения знаний, отсутствие связующих элементов теоретического курса и практической деятельности. Поэтому популяризация самообразования среди студентов имеет тенденцию к усилению, особенно в последние годы. Процесс самообразования неразрывно связан с самовоспитанием. Самовоспитание понимается нами как сознательная и систематическая деятельность человека, направленная на саморазвитие и на формирование качеств личности, необходимых для достижения желаемых результатов и реализацию поставленных целей. «В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса; самовоспитание непосредственно зависит от окружающей среды, содержания жизни, интересов, отношений, характерных для того или иного возраста» [2, с. 62].

Самоорганизация личности - деятельность и способность личности упорядочивать жизнедеятельность, формировать четкую структуру действий, способность и умение организовать себя; проявляется в целеустремленности, самоанализе, самоконтроле, самоограничении себя во всем. «Самоорганизация упорядоченная и динамическая структура личности, характеризующаяся интегра-тивной совокупностью функциональных и личностных компонентов» [3, с. 32].

Ученые указывают на взаимосвязь саморазвития и субъективного благополучия современной молодежи, которое выступает компонентом системы регуляции саморазвития личности. Акцентируется внимание на составляющих саморазвития, одной из которых является самосовершенствование, т.е. стремление к идеалу, эталону, формируемому в обществе. «Неоднозначность подходов к саморазвитию обусловлена его социально значимым характером и дихотомией "социальное-индивидуальное": с одной стороны - средство улучшения общества, с другой - личный выбор человека» [4, с. 5]. Самосовершенствование мы понимаем как процесс осоз-

нанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности. Стремление к самосовершенствованию только тогда результативно, когда оно внутренне обусловлено, а не навязывается извне.

Понятие самоактуализации тесно связано с понятием самореализации. «Если самоактуализация отождествляется с самореализацией, а самоактуализация - итог саморазвития, то в этом случае и саморазвитие фактически тоже отождествляется с самореализацией... самоактуализация означает перевод потребностей и возможностей саморазвития индивида из потенциального состояния в актуальное посредством самопознания» [5, с. 5].

Чтобы процесс саморазвития был целостным и непрерывным, необходимо четко прорисовывать иерархию целей. На каждом уровне иерархии целей - свои потребности, и это также следует принять во внимание.

Процесс саморазвития в значительной степени связан с удовлетворением потребностей личности, в том числе и в «цифровом» пространстве, которое оказывает влияние на личность и продуцирует всевозможные риски «цифрового» влияния. Среди особенно значимых, на наш взгляд, рисков можно выделить: дегуманизацию социальных отношений, обезличивание в цифровой среде, перенос виртуальной жизни на реальную действительность; потерю нравственных идеалов; изменение системы ценностей и мировоззрения; социальные противоречия и конкуренцию; экзистенциальные риски и стрессо-генность (см. табл. 1).

Постоянное воздействие «нефильтрованной» информации меняет жизненный уклад и приводит к постоянной гонке за изменениями, цифровой зависимости и «цифровому эгоизму» личности, что существенно затрудняет достижение основных целей саморазвития.

Преодоление препятствий и ликвидация рисков саморазвития, собственно, и осуществляются в процессе самовоспитания и самоорганизации.

В октябре 2022 г. нами было проведено эмпирическое исследование отношения студенческой молодежи к процессу саморазвития. Выявлены различия в самооценке, потенциал готовности к изменениям в социальной среде и к преодолению препятствий и рисков развития личности. В опросе приняли участие 370 обучающихся в вузах г. Казани и г. Москвы. Анализ результатов показал:

1. Студенческая молодежь, в большинстве своем, процесс саморазвития связывает с совершенствованием личности, осознает необходимость личностного развития, отмечая готовность к этому процессу. Для 47 % опрошенных саморазвитие - это процесс совершенствования себя, обусловленный постав-

Таблица 1

Характеристика основных групп потребностей молодежи в цифровой среде

Группы потребностей Конкретизация удовлетворения потребности в цифровой среде Индивидуальные риски «цифрового» влияния

Информационные Получение знаний и информации о событиях, фактах социальной действительности; консультации специалистов по различным вопросам; любознательность; формирование гражданской позиции. Сложность и непонимание формального информационного контента; тотальное недоверие формальным источникам информации; вред диффамации; трудности восприятия значительного объема информации; отсутствие доступа к информационным источникам; навязывание негативной информации, угрозы и давление.

2. Образовательные Использование ресурсов образования, самообразования и саморазвития; потребность в получении новых знаний, умений; достижение более высокого уровня образования, чем у окружающих; преодоление невежества в актуальных вопросах. Поляризация возможностей в получении доступа к цифровым ресурсам; материальные препятствия; низкий уровень знаний, умений; неравенство результатов обучения, приводящих к снижению конкурентоспособности.

3.Коммуникационные Обмен информацией, эмоциями; возможность вести переписку «тайно»; сокрытие информации безопасным способом; расширение социальных контактов; преодоление пространственных границ. Утрата временных ресурсов при длительном общении; низкий КПД в процессе коммуникационного обмена; неудовлетворенность результатами общения; опасность манипулирования.

4.Социальные Объединение интересов между людьми; дружеские связи, симпатии, любовные отношения; привязанности; самоидентификация и самоактуализация; уважение и одобрение сообщества; получение материальной выгоды и самозанятость. Подмена реальных отношений виртуальными; формирование ложного авторитета на основе обмана; получение некачественных услуг и отсутствие финансовых гарантий; цифровой эгоизм; нарушение личной безопасности в цифровой среде.

5. Развлекательные Свободное времяпрепровождение; отдых; получение положительных эмоций; развлечение и получение удовольствия, в том числе сексуального. Запрещенный контент и ответственность за его использование и распространение (порнография, педофилия и пр.).

6. Психологические Поиск мотивации и жизненных стимулов; повышение самооценки и осознание своих интересов; поиск смысложизненных констант, формирование целей и ценностей. Манипулирование сознанием в цифровой среде; отчуждение от реального общения и отношений; фрустрация надежд, потеря веры в себя и смысла жизни в реальном мире; возникновение иллюзии контроля над ситуацией; интернет-зависимость; агрессия в поведении.

ленной целью, реализуемой путем приобретения новых и развития имеющихся навыков; для 38,8 %

- совершенствование себя, приобретение новых качеств и развитие имеющихся навыков; 10,4 % -называют саморазвитие сознательной и систематической работой над собой, проявлением силы воли, что может свидетельствовать о готовности к самоотдаче и устремленности к активной преобразовательной деятельности части студентов.

2. Самооценка играет значимую роль в развитии личности, поскольку уровень самооценки влияет на уровень достижений, реализации целей, удовлетворенность общением и пр. Считают свою самооценку достаточно высокой - 56,3 %; скорее низкой

- 21,9 %. Крайние позиции (очень высокая и очень низкая) уровня самооценки в выборе ответа отсутствуют.

3. Студенческое сообщество многообразно и состоит из представителей групп, дифференцированных по различным основаниям: отношению к учебе, успешностью в различных сферах жизни,

удовлетворенностью жизнью в целом, материальному положению, особенностям и специфике удовлетворения потребностей и др. Опрос показал, что 27,6 % опрошенных наиболее успешны в учебной деятельности; 27 % - в спорте и других увлечениях; 25,4 % - в личных отношениях и родственных связях и 11,7 % - в профессиональном становлении и карьерном росте.

4. Отметили полную удовлетворенность жизнью - 27,9 % (около 1/3 опрошенных); скорее удовлетворены своей жизнью, чем нет - 49,5 % (около 'Л респондентов), и скорее неудовлетворены в настоящее время - 16,4 %, что возможно объясняется социально-экономической и политической обстановкой в стране и мире. Удовлетворенность жизнью способствует росту активности студенческой молодежи в реализации жизненных планов, успешности в саморазвитии и самоактуализации.

5. Среди проблем, стоящих перед студенческой молодежью в настоящее время, на первом месте -осознание того, что мир стал другим, хочется изме-

нить свою жизнь, много планов (отметили 53,6 % опрошенных); на втором месте - одолевают страхи, депрессия или апатия, пугает выход из зоны комфорта (37,4 %); на третьем месте - отсутствие мечты, видимой цели, усталость от рутинной, серой жизни (31,4 %); на четвертом - нет доверия никому, информация противоречива во всем (29 %); на пятом - беспокоит зависимость от интернета, вредные привычки (27,3 %) и на последнем - трудности с общением, непонимание среди людей (19,9 % ответивших). Следовательно, потенциал студентов, готовых изменить окружающую действительность, склонных к самосовершенствованию, достаточно высок.

6. Саморазвитие предполагает творческую и новаторскую деятельность, что является необходимым его условием. Результаты показали, что отношение к переменам в жизни у опрошенных студентов в целом положительное: воспринимают перемены с радостью - 16,1 % опрошенных, демонстрируя позитивный настрой и оптимизм; скорее положительно относятся к переменам - 62,6 %; к освоению новой деятельности большинство относится с готовностью: всегда нравится осваивать новое дело - отметили 31,1 % опрошенных; в целом признали готовность к освоению нового - 59 %.

7. Самокритичность студентов в отношении признании своих недостатков отражена в следующих результатах: отметили как основной свой недостаток страх за неудачный результат, поражение - 60,4 % опрошенных; излишнюю стеснительность, неуверенность в себе - 48,6 %; следование стереотипам, предубеждения - 18,3 %; агрессивный настрой к миру, людям - 13,7 %; неумение брать ответственность на себя и пренебрежение к людям, неуважение окружающих - по 10,1 %. Наличие барьеров и ограничений, непосредственно влияющих на процесс саморазвития, может существенно его замедлять или вообще делать невозможным при отсутствии стремления к устранению этих препятствий. Основной путь устранения препятствий -путь самовоспитания и самосовершенствования.

8. В ответе на вопрос о наличии препятствий личностному развитию респонденты распределились следующим образом: на первом месте - финансовая нестабильность (39,6 % опрошенных); на втором -отсутствие желания, лень (38,3%); на третьем - низкая самооценка, страх неудач, смена зоны комфорта (29,8 %); на четвертом - неудовлетворенность работой, отсутствие профессионального роста (18,0 %); пятое место - нестабильные отношения, неудовлетворенность общением (16,1 %); шестое место - неумение общаться с людьми, замкнутость 12,0 %). Одновременно с этим, отсутствие препятствий личностному развитию отметили 22,4 % опрошенных.

9. В процессе саморазвития студенческой молодежи происходит и профессиональное становление будущего специалиста, что имеет важное значение

для формирования профессиональных компетенций, приобретения необходимых навыков и умений. Среди главных условий профессионального саморазвития личности 33,6 % опрошенных назвали учебу и работу в России; 19,1 % - учебу в России, работу за рубежом; 15,6 % - учебу и работу за рубежом. События последнего времени не могли не сказаться на настроениях и суждениях молодежи относительно своего будущего. Расслоение внутри такой значительной социальной группы неизбежно и связано с многообразием оценок существующих изменений в обществе и государстве.

10. Процесс саморазвития невозможен без применения различных методов, например: общение, перенимание практического опыта у успешных людей - в качестве основного выбрали 47 % опрошенных; метод самодисциплины, самоорганизации, управления своим временем - выбрали 19,4 %; посещение курсов, тренингов, сайтов по саморазвитию и по самосовершенствованию - 15,0 %; освоение новых практик, программ, формирующих гармоничную, успешную личность, - 10,7 %.

Согласно концепции А. Маслоу, «человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе» [6, с. 170]. Эту потребность автор назвал самоактуализацией (термин введен Куртом Гольдштейном, 1939). Самоактуализация, по мнению ученого, относится к желанию людей реализовать себя, раскрыть свой потенциал.

Способности «самоактуализирующихся» людей могут быть «уникальными или иметь значение для всего человечества; они чувствуют себя спокойно и уверенно, ощущают принятие, любовь и уважение со стороны окружающих, а также самоуважение; они с готовностью принимают непознанное, новое, не чувствуя при этом никакого дискомфорта» [6, с. 189].

Таким образом, самореализация - это наивысшая степень достижения желаемого уровня развития личности, удовлетворенности и гармонии, максимальное использование личностного потенциала в жизненно важных сферах жизнедеятельности: профессиональной, межличностной, бытовой, интеллектуальной. Самоактуализация - главная цель саморазвития, который включает в себя процессы самопознания, самопоиска, самоанализа, самоорганизации, самоконтроля, самовыражения.

Самоактуализация является вершиной в теории саморазразвития личности и основана на внутренних мотивах человека, стремящегося к активному преобразованию себя и окружающей среды.

Литература:

1. Потемкин В.К. Самопознание, самопоиск и саморазвитие молодежи в современной России // Телескоп. - 2021. - N° 4. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/samopoznanie-samopoisk-i-samorazvitie-molodezhi-v-sovremennoy-rossii

2. Яхшиева М.Ш., Камолова Ш., Эшонкулов Э.С. Самовоспитание - естественный процесс адаптации личности // Образование и воспитание. -2015. - № 1 (1). - С. 62-64. - URL: https://moluch. ru/th/4/archive/4/9/

3. Кириллова А.В. Диагностика самоорганизации будущих педагогов // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 2. - С. 32-33.

4. Яремчук С.В., Новгородова Е.Ф., Неживая Е.А. Саморазвитие и субъективное благополучие современной молодежи. - М.: Изд-во НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 142 с. - URL: https://znanium. com/catalog/authors/nezivaa-elena-andreevna

5. Байлук В.В. О саморазвитии личности // Педагогическое образование в России. - 2018. -№ 12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-samorazvitii-lichnosti

6. Маслоу А. М31 Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2019. - 400 с.

Problems of Self-Development of Students in the Conditions of Changes

in the Digital Environment

Nikonova E.I.

Kazan State University of Architecture and Engineering

The article examines the processes of self-improvement, self-development, self-actualization of personality; individual risks of "digital" influence on the process of meeting the needs of young people are identified; based on the results of the author's research, an assessment is given: the potential of readiness of students at the university for self-development, the possibilities of overcoming barriers and risks arising on the way to it, attitude to life changes, new conditions.

Key words: self-realization, self-improvement, self-actualization, barriers to self-development, risks, needs, students, digital space

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.