DOI 10.20310/1810-0201 -2020-25-187-80-85 УДК 316.61+159.923.2
Саморазвитие молодежи в социокультурных условиях функционирования студенческого научного общества
Елена Ивановна ГРИГОРЬЕВА1, Елена Игоревна ПАНКОВА2, Мухаддас ГАБДИЕВ3
1ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2034-6602, e-mail: grigorev_tmb@list.ru 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5645-0025, e-mail: vitlen.85@mail.ru 3Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова 060001, Республика Казахстан, г. Атырау, Студенческий пр-т, 1 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6731-6670, e-mail: gabdieva_assel@mail.ru
Self-development of youth in the social and cultural conditions of functioning student scientific society
Elena I. GRIGORIEVA1, Elena I. PANKOVA2, Mukhaddas GABDIYEV3
:Russian State Social University 4-1 Vilgelm Pik St., Moscow 129226, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2034-6602, e-mail: grigorev_tmb@list.ru 2Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5645-0025, e-mail: vitlen.85@mail.ru 3Khalel Dosmukhamedov Atyrau State University 1 Studencheskiy Ave., Atyrau 060001, Republic of Kazakhstan ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6731-6670, e-mail: gabdieva_assel@mail.ru
Аннотация. Рассмотрен процесс саморазвития студенческой молодежи в контексте функционирования студенческого научного общества, которое является пространством для самоидентификации, самоопределения и саморазвития молодежи в структуре гражданского общества. Раскрыты основные механизмы саморазвития: самопознание, самосознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и самореализация. Отмечено, что все они взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, их последовательная реализация формирует своеобразный алгоритм продвижения к высшим формам самосовершенствования. Дана характеристика принципам, при которых наиболее ярко будут реализовываться социально-культурные условия саморазвития студентов (субъектность, мотивационная направленность саморазвития, эффективность культуротворческой деятельности, фасилита-ция, целенаправленность, согласованность, последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, связь воспитания с жизнью, демократизм системы воспитания, интерактивность, индивидуализация, дифференциация и толерантность системы воспитания, целостность и структурность, вариативность и конкурентоспособность деятельности саморазвивающейся личности). Особое внимание уделено социально-культурной деятельности, которая направлена на самореализацию личности, саморазвитие личного духовного и физического потенциала студенческой молодежи. Личностное саморазвитие связано с интеграцией во внутреннюю и внешнюю деятельность индивида по самопроектированию и самосозиданию на уровне самосознания, мотивационной, ценностной и эмоциональной сфер, поведения в соответствии с требованиями социально-нормативного пространства и задачами исследовательской, общественно-организационной и социально-культурной деятельности студенческого научного общества.
80
© Григорьева Е.И., Панкова Е.И., Габдиев М., 2020
Ключевые слова: саморазвитие; студенческая молодежь; студенческое научное общество; социально-культурная деятельность
Для цитирования: Григорьева Е.И., Панкова Е.И., Габдиев М. Саморазвитие молодежи в социокультурных условиях функционирования студенческого научного общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 187. С. 80-85. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-187-80-85
Abstract. We consider the process of self-development of student youth in the context of the functioning of student scientific society, which is a space for self-identification, self-determination and self-development of youth in the structure of civil society. The basic mechanisms of self-development are revealed: self-understanding, self-awareness, self-determination, self-government, self-improvement and self-realization. It is noted that they are all interconnected and interact with each other, their consistent implementation forms a kind of algorithm for moving to higher forms of self-improvement. The characteristic is given to the principles under which the social and cultural conditions for students' self-development will be most vividly realized (subjectivity, motivational orientation of self-development, effectiveness of cultural activity, facilitation, focus, coherence, consistency and continuity in the content of the educational process, the connection of upbringing with life, the democracy of the upbringing system, interactivity, individualization, differentiation and tolerance of the education system, integrity and structure, variability and competitiveness of the activity of self-developing personality). Particular attention is paid to social and cultural activities, which are aimed at self-realization of the personality, self-development of personal spiritual and physical potential of students. Personal self-development connected with integration into the internal and external activities of the individual for self-designing and self-creation at the level of self-awareness, motivational, value and emotional spheres, behavior in accordance with the requirements of the social and normative space and the tasks of research, social organizational and social and cultural activities of student scientific society.
Keywords: self-development; student youth; student scientific society; social and cultural activity For citation: Grigorieva E.I., Pankova E.I., Gabdiyev M. Samorazvitiye molodezhi v sotsi-okul'turnykh usloviyakh funktsionirovaniya studencheskogo nauchnogo obshchestva [Self-development of youth in the social and cultural conditions of functioning student scientific society]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 187, pp. 80-85. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-187-8085 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Саморазвитие студенческой молодежи можно рассматривать как педагогическую составляющую самостоятельной инновационной, творческой деятельности, обеспечивающей оптимальную самореализацию обучаемого в условиях профессиональной деятельности. В деятельности выпускника вуза саморазвитие проявляется в способности совершенствования своей профессиональной деятельности, в уверенности в себе и своих силах, основанных на критической переоценке собственного опыта и личностно-про-фессиональных качеств, активизации креативных аутокогнитивных, рефлексивных, управленческих, коммуникативных и организаторских способностей [1]. Существенную значимость приобретают такие личностно-профессиональные качества, как богатый внутренний мир, оптимальное восприятие реальности, автономность и самостоятельность, позитивное принятие себя и окру-
жающих, способность сконцентрироваться на проблеме, эмоциональная независимость, зрелость чувств и развитая эмпатия, коммуникабельность и креативность [2].
Механизмами саморазвития являются самопознание, самосознание, самоопределение, самопринятие, самопрогнозирование, самоорганизация, самоуправление, самосовершенствование, самоутверждение, самоактуализация и самореализация. Все они взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, их последовательная реализация формирует своеобразный алгоритм продвижения к высшим формам самосовершенствования.
Самопознание представляет собой своеобразный внутренний диалог с самим собой, изучение собственных достоинств и недостатков, осмысление своей деятельности, своего отношения к окружающему миру и окружающим людям, а также противоположный анализ того, как и почему окружающие
относятся к личности. Рефлексивная деятельность позволяет студенту осознать собственные уникальность и индивидуальность, свое предназначение. Рефлексия предполагает анализ и осознание результатов уже осуществленной, а также планирование и повышение эффективности дальнейшей деятельности. Самопознание служит фундаментом и мотивационной основой для самосознания и творческого самоопределения.
Самосознание формируется из самопознания посредством понимания своих поведения и деятельности. Оно направлено на становление целостного представления о себе как личности и профессионале, что стимулирует целеобразование личности и поиск способов оптимизации вариативной деятельности индивида. Появляются склонность к самоанализу и потребность в систематизации и обобщении знаний о себе, самооценка собственного «Я»; складывается система представлений о самом себе, порождающая определенные переживания и влияющая на поведение.
Сознательное управление процессом саморазвития личности приводит к самосовершенствованию, самостоятельному стремлению приблизиться к некоторому идеалу, приобретению социально значимых свойств, качеств и способностей личности, овладению необходимыми видами деятельности. Самосовершенствование характеризуется целенаправленностью, сознательностью и самостоятельностью, активным взаимодействием со средой. Самосовершенствование делает жизнь осмысленной, придает ей полноту, устойчивость и определенность. Цели самосовершенствования связаны с личностным ростом, упорным трудом и настойчивостью, приложением специальных усилий по достижению более значимых результатов, приближению к идеалу. Результатами самосовершенствования становятся удовлетворенность собой, своими достижениями, собственной жизнью и деятельностью, своими отношениями с окружающими людьми.
В зарубежной психологии самосовершенствование понимается как движение к большей свободе (К. Юнг), движение к совершенству (А. Адлер), как саморегуляция (Ф. Перлз), как стремление к автономии, зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс), последовательному удовлетворению
все более высших потребностей - в самопознании, самоопределении, самоуправлении, самореализации (А. Маслоу).
Социально-культурная деятельность, по мнению Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильни-кова, носит развивающий характер, все ее функции подчинены развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению. Социально-культурная деятельность предполагает свободный выбор досуговых занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией. Опора социально-культурной деятельности на принцип личностного подхода также позиционирована авторами как принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека. Не случайно в Основах законодательства РФ о культуре закреплено право личности на саморазвитие и самореализацию [3].
При определении социально-культурной деятельности А.В. Соколов также подчеркивал ее направленность на самореализацию личности, саморазвитие личного духовного и физического потенциала [4]. Ю.А. Стрельцов указывал, что субъект социально-культурной деятельности использует свободное время для собственного культурного саморазвития и социокультурной самореализации [5].
Конкретизируя педагогические парадигмы социально-культурной деятельности, Н.Н. Ярошенко выделил характерную особенность свободного выбора досуговых занятий, связанных с саморазвитием и самореализацией личности [6].
Современные студенческие научные сообщества - это пространство для самоидентификации, самоопределения и саморазвития молодежи в структуре гражданского общества. Они представляют собой организации академического, исследовательского досуго-вого типа, целенаправленно осуществляющие формирование востребованных и социально ценных личностно-профессиональных качеств и стимулирующие саморазвитие личности во внеаудиторное время.
Студенческое научное общество может быть позиционировано именно как социально-культурный институт, поскольку характеризуется как добровольная, самостоятельная, самодеятельная организация обучающихся в учреждениях высшего образования, приоритетом для которых являются научно-исследовательские интересы [2].
В условиях социально-культурной деятельности студенческого научного общества необходимо максимально развивать свою информационную и профессиональную компетентность, позволяющую противостоять трудностям и преодолевать различные лич-ностно-профессиональные барьеры и ограничения.
Таким образом, саморазвитие, как особая форма развития, предполагает активно-творческую позицию личности в отношении своих изменений и преобразования.
Основными при разработке и реализации социально-культурных условий саморазвития студентов в деятельности студенческого научного общества должны стать принципы:
- субъектности, позиционирующий саморазвивающуюся личность как активно действующего человека, субъекта самопроектирования, самоорганизации, конструирующего собственные бытие и деятельность;
- мотивационной направленности саморазвития, предполагающий мобилизацию эмоционально-волевой сферы, интересов, потребностей устремлений личности в направлении актуализации своих способностей и компетенций, самосовершенствования и самореализации;
- эффективности культуротворческой деятельности, предполагающий инициативную, целенаправленную, самостоятельную активность в развитии интеллектуальных, психических, социально-коммуникативных, креативных способностей, качеств, умений и навыков личности;
- фасилитации, предполагающий организацию особой позитивной среды педагогической поддержки, помощи, консультирования, творческого субъект-субъектного общения и взаимодействия;
- целенаправленности, согласованности, последовательности и преемственности в содержании воспитательного процесса, ориентированного на циклические и долгосрочные социально-культурные программы;
- связь воспитания с жизнью, что предполагает взаимообусловленность воспитательной деятельности и социальной практики студенческого научного общества;
- демократизма системы воспитания, основанной на прямом личностном контакте, гуманистическом взаимодействии преподава-
теля и студента во внеучебной деятельности, основанном на педагогике сотрудничества;
- интерактивности, предполагающий оптимальное соотношение творческого характера и динамизма воспитания и самовоспитания, а также активный, инициативный, самостоятельный поиск студентами новой информации и компетенций;
- индивидуализации, дифференциации и толерантности системы воспитания, предполагающий свободу проявления, всесторонний и всеобъемлющий учет развития индивидуальных способностей, возможностей, интересов и потребностей каждого студента, создание индивидуально ориентированной системы воспитания студенческой молодежи;
- целостности и структурности, позиционирующий личностное саморазвитие как взаимосвязь и взаимовлияние компонентов, определяющих содержание и направленность воспитательного воздействия;
- вариативности и конкурентоспособности деятельности саморазвивающейся личности, предполагающий нацеленность системы воспитания на формирование вариативного способа мышления, принятия вероятностных решений и готовности к деятельности в ситуации неопределенности, становление динамичной мобильной личности специалиста, способного к нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы.
Реализация социально-культурных условий личностного саморазвития молодежи в деятельности студенческих научных обществ призвана реализовать воспитывающую (формирование соответствующих личностных качеств, устойчивых навыков и привычек поведения, побуждение нравственных выборов, стимулирующих саморазвитие); развивающую (активизация всестороннего развития личности, обеспечивающего интеллектуальный рост, формирование мышления, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, совершенствование способностей, креативности и других качеств); аксиологическую (симулирование ценностного выбора, формирование ценностных отношений и ценностных ориентаций личности, связанных с самоактуализацией и самореализацией); нормативную (формирование принципов, правил, способов и форм самовоспитания и самореализации личности); регулятив-
ную (обеспечение регуляции поведения и социального взаимодействия студентов, определение соответствующих рамок и ориентиров, выработка системы ценностей, предпочтений и образцов действия в соответствии с требованиями саморазвития); рефлексивную (самопознание и осознание своих достоинств и недостатков, степени овладения культурой и компетенциями саморазвития); оценочно-диагностическую (мониторинг, изучение, анализ, сравнение итогов, определение положительных и отрицательных сторон саморазвития личности); коррекционную (внесение коррективов в действия и поступки саморазвивающейся личности; в содержание и алгоритм процесса саморазвития); прогностическую (определение перспективных направлений воспитательной деятельности, конкретизация цели, задач, предвидение результатов саморазвития личности); конструктивно-проектировочную (отбор и организация содержания, постановка перспективных целей самовоспитания, конструирование модели и проектирование алгоритма деятельности саморазвивающейся личности) и исследовательско-творческую (осмысление теории саморазвития и творческое воплощение научных выводов в практике инновационной самостоятельной деятельности по самопреобразованию) функции.
Таким образом, сущностью и результатом процесса саморазвития является самореализация личности в конкретных социокультурных условиях функционирования
студенческого научного общества. Саморазвитие рассматривается как целостный, сложный, целенаправленный, самоуправляемый, многоплановый, интегративный процесс самостоятельной инновационной, творческой деятельности субъекта, обеспечивающий поступательные, созидательные, возвышающие количественные и качественные изменения всех сфер личности, оптимальную самореализацию обучаемого в условиях свободной внутренне детерминированной внеучебной досуговой деятельности.
Специфика личностного саморазвития студента определяется переживаемым личностью особым возрастным сензитивным периодом, проявляющимся в переоценке собственного опыта и качеств, ориентированной на самоидентификацию; направленности на формирование социально-значимых личност-но-профессиональных компетенций; активизации креативных аутокогнитивных, рефлексивных, управленческих, коммуникативных и организаторских способностей [7; 8].
Личностное саморазвитие интегрирует внутреннюю и внешнюю деятельность индивида по самопроектированию и самосозиданию на уровне самосознания, мотивацион-ной, ценностной и эмоциональной сфер, поведения в соответствии с требованиями социально-нормативного пространства и задачами исследовательской, общественно-организационной и социально-культурной деятельности студенческого научного общества.
Список литературы
1. Режабек Е.Я. К вопросу о диалектике саморазвития // Философские науки. 1984. № 1. С. 38-45.
2. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. C. 473-474.
3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.: МГУКИ, 2004. 539 с.
4. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. СПб.: СПбГУП, 2003. 204 с.
5. СтрельцовЮ.А. Культурология досуга. М.: МГУКИ, 2003. 230 с.
6. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2007. 360 с.
7. Григорьева Е.И., Гладких В.В., Панкова Е.И. Социально-культурные условия личностного саморазвития молодежи в деятельности студенческих научных обществ // Культура и образование. 2018. № 4 (31). С. 106-115.
8. Жоголева О.Р. Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодежи: дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2007. 192 с.
References
1. Rezhabek E.Y. K voprosu o dialektike samorazvitiya [To the issue of the self-development dialectic]. Filo-sofskiye nauki [Philosophical Sciences], 1984, no. 1, pp. 38-45. (In Russian).
2. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Diagnostika lichnostnoy i gruppovoy udovletvorennosti rabo-toy [Diagnostics of personal and group work satisfaction]. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvi-tiya lichnosti i malykh grupp [Social and Psychological Diagnosis of the Development of Personality and Small Groups]. Moscow, Institute of Psychotherapy Publ., 2002, pp. 473-474. (In Russian).
3. Kiseleva T.G., Krasilnikov Y.D. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' [Social and Cultural Activity]. Moscow, Moscow State Institute of Culture Publ., 2004, 539 p. (In Russian).
4. Sokolov A.V. Fenomen sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Phenomenon of Social and Cultural Activity]. St. Petersburg, Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences Publ., 2003, 204 p. (In Russian).
5. Streltsov Y.A. Kul'turologiya dosuga [Cultural Studies of Leisure]. Moscow, Moscow State Institute of Culture Publ., 2003, 230 p. (In Russian).
6. Yaroshenko N.N. Istoriya i metodologiya teorii sotsial'no-kul 'turnoy deyatel 'nosti [History and Methodology of the Theory of Social and Cultural Activity]. Moscow, Moscow State Institute of Culture Publ., 2007, 360 p. (In Russian).
7. Grigorieva E.I., Gladkikh V.V., Pankova E.I. Sotsial'no-kul'turnyye usloviya lichnostnogo samorazvitiya molodezhi v deyatel'nosti studencheskikh nauchnykh obshchestv [Social and cultural conditions of personal self-development of youth in the activity of student scientific societies]. Kul'tura i obrazovaniye - Culture and Education, 2018, no. 4 (31), pp. 106-115. (In Russian).
8. Zhogoleva O.R. Vliyaniye vneuchebnoy vospitatel 'noy deyatel 'nosti vuza na protsess sotsializatsii studen-cheskoy molodezhi: dis. ... kand. sotsiol. nauk [Impact of Extracurricular Educational Activities of the University on the Process of Students Socialization. Cand. soc. sci. diss.]. Tyumen, 2007, 192 p. (In Russian).
Информация об авторах
Григорьева Елена Ивановна, доктор культурологии, профессор кафедры искусств и художественного творчества. Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: grigorev_tmb@list.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2034-6602
Панкова Елена Игоревна, соискатель, кафедра культуроведения и социокультурного проектирования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: vitlen.85@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5645-0025
Габдиев Мухаддас, старший преподаватель кафедры музыки и искусств. Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова, г. Атырау, Республика Казахстан. E-mail: gabdieva_assel@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6731-6670
Конфликт интересов отсутствует.
Для контактов:
Григорьева Елена Ивановна
E-mail: grigorev_tmb@list.ru
Поступила в редакцию 22.05.2020 г.
Поступила после рецензирования 19.06.2020 г.
Принята к публикации 28.08.2020 г.
Information about the authors
Elena I Grigorieva, Doctor of Cultural Studies, Professor, Professor of Art and Artwork Department. Russian State Social University, Moscow, Russian Federation. E-mail: grigorev_tmb@list.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2034-6602
Elena I. Pankova, Competitor, Cultural Studies and Sociocultural Design Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: vit-len.85@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5645-0025
Mukhaddas Gabdiyev, Senior Lecturer of Music and Arts Department. Khalel Dosmukhamedov Atyrau State University, Atyrau, Republic of Kazakhstan. E-mail: gabdieva_assel@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6731-6670
There is no conflict of interests.
Corresponding author:
Elena I. Grigorieva E-mail: grigorev_tmb@list.ru
Received 22 May 2020 Reviewed 19 June 2020 Accepted for press 28 August 2020