Научная статья на тему 'Ориентировочные основы целеполагания в сфере самосовершенствования'

Ориентировочные основы целеполагания в сфере самосовершенствования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
267
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / САМООБУЧЕНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / САМОДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорова Ю.А.

Представлены ориентировочные основы для осуществления целеполагания в сфере самосовершенствования. Определена структура самосовершенствования. На ее основе спроектирована модель целей в сфере самосовершенствования, включившая двадцать пять групп целей в сферах: самосознания, самопознания, самоопределения, самооценки, самоактуализации, самотрансценденции, самореализации, самовыражения, самоутверждения, самоконтроля, самокоррекции, самообучения (самообразования), самовоспитания, саморазвития, самомотивации, самостимулирования, самопрограммирования, самозащиты, самопомощи, самосозидания, самоорганизации, самоуправления, саморегуляции, самодисциплины, самоконкуренции. Каждая группа представлена целями: формирования представлений об объекте целеполагания и его роли в жизнедеятельности человека; осознания своих слабых и сильных сторон в области объекта целеполагания; формирования потребности в объекте целеполагания; формирования осознания необходимости умения (навыка, компетенции) в области объекта целеполагания; формирования способности в области объекта целеполагания; овладения техникой (технологией) в области объекта целеполагания. Опора на представленную модель целей позволяет субъектам самосовершенствования четко формулировать собственные цели, а значит, способствует достижению успеха в сфере самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFERENCE PRINCIPLES OF GOAL-SETTING IN THE SPHERE OF SELF-IMPROVEMENT

The article presents the indicative bases for implementation the goal-setting in the sphere of self-perfection. The structure of self-perfection is determined and, on this basis, the model of purposes in the sphere of self-perfection is developed, which includes twenty-five groups of purposes in the spheres of: self-consciousness, self-cognition, self-definition, self-estimation, self-actualization, self-transcendence, self-realization, self-expression, self-affirmation, self-control, self-correction, self-teaching (self-education), self-upbringing, self-development, self-motivation, self-stimulation, self-programming, self-protection, self-help, self-creation, self-organization, self-management, self-regulation, self-discipline, self-competition. Each group presents the following purposes: formation of ideas about the object of goal-setting and his role in human life; awareness of one’s strengths and weaknesses in the area of ​​the object of goal-setting; formation of necessity in the object of goal-setting; formation of awareness of necessity to have competence in the area of the object of goal-setting; formation of ability in the area of goal-setting; mastery of technology in the area of the object of goal-setting. Reliance on the presented model of purposes allows the subjects of self-perfection to distinctly formulate their own purposes, therefore, contributes to success in the sphere of self-perfection.

Текст научной работы на тему «Ориентировочные основы целеполагания в сфере самосовершенствования»

УДК 124.3

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ОСНОВЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В СФЕРЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

канд. пед. наук, доц. Ю.А. ЕГОРОВА (ФГБОУВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия» (филиал в г. Чистополь), Россия, Республика Татарстан)

Представлены ориентировочные основы для осуществления целеполагания в сфере самосовершенствования. Определена структура самосовершенствования. На ее основе спроектирована модель целей в сфере самосовершенствования, включившая двадцать пять групп целей в сферах: самосознания, самопознания, самоопределения, самооценки, самоактуализации, самотрансценденции, самореализации, самовыражения, самоутверждения, самоконтроля, самокоррекции, самообучения (самообразования), самовоспитания, саморазвития, самомотивации, самостимулирования, самопрограммирования, самозащиты, самопомощи, самосозидания, самоорганизации, самоуправления, саморегуляции, самодисциплины, самоконкуренции. Каждая группа представлена целями: формирования представлений об объекте целеполагания и его роли в жизнедеятельности человека; осознания своих слабых и сильных сторон в области объекта целеполагания; формирования потребности в объекте целеполагания; формирования осознания необходимости умения (навыка, компетенции) в области объекта целеполагания; формирования способности в области объекта целеполагания; овладения техникой (технологией) в области объекта целеполагания. Опора на представленную модель целей позволяет субъектам самосовершенствования четко формулировать собственные цели, а значит, способствует достижению успеха в сфере самосовершенствования.

«Только ограниченные и поверхностные люди всегда довольны собой и ни в чем не сомневаются» [1, с. 6].

Введение. Достижение вершин, компетентности и профессионализма в настоящее время стало социальной необходимостью [2, с. 78], следовательно, каждый субъект образования, будь то руководитель, педагог, родитель либо учащийся, для достижения успеха в профессиональной и личной сферах жизнедеятельности должен заниматься самосовершенствованием.

Самосовершенствование (self-perfection) - сознательная и систематическая работа над собой в целях совершенствования ранее приобретённых и формирования новых качеств личности; процесс осознанного, управляемого личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности [3]; это не только овладение личностью человеческой культурой, это достижение «культурного уровня», выработка культуры [2, с. 72].

Свойство жизнедеятельности (бытия) человека, характеризующее его устремленность к вершинам личностного, профессионального развития и самосовершенствования, называется акмичностью [2, с. 29].

Личность в целенаправленном, прогрессивном, восходящем развитии рассматривается наукой ак-меологией [2, с. 90], задачами которой являются: 1) рассмотрение акмеологических механизмов, закономерностей, траекторий движения личности к вершинам своего развития [2, с. 631]; 2) содействие личности в достижении все более высоких уровней [2, с. 85], в полноте самореализации [2, с. 89]; 3) разработка средств самосовершенствования и развития жизнедеятельности до высшего уровня профессионального мастерства [2, с. 37]. Предметом акмеологии является совершенствование личности в жизни, деятельности (профессии, общении), приводящее к максимальной самореализации личности и компетентному осуществлению деятельности в качестве субъекта [2, с. 240], основным признаком которого, по С.Л. Рубинштейну, является способность совершенствования, способность человека достигать высшего оптимального уровня своего развития, идеала [2, с. 71]. Под способностями к самоусовершенствованию В.И. Андреев понимает способности человека активно работать над собой, усовершенствуя себя, свои творческие, профессиональные и другие качества личности [4, c. 121].

Главной целью самосовершенствования является развитие самости: «Самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершенное выражение... комбинации, которую мы называем индивидуальностью...» (К.Г. Юнг) [5]. Самость (нем. Selbst - «я», собственная личность) - в аналитической психологии К.Г. Юнга - архетип порядка, являющийся центром целостности сознательного и бессознательного душевного бытия человека и принципом их объединения; архетип, обозначающий глубинный центр и выражение психологической целостности отдельного человека. Выступает как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и обеспечивает вычленение индивида из окружающего его мира. По Юнгу, «самость есть не только центр, но и полный круг, весь тот объем, вклю-

чающий в себя и сознание, и бессознательное: она есть центр суммативной целостности, как Я есть центр сознания» [6]. Ядром «самости» является «Я-концепция» как «целостный образ собственного «Я» - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с окружающим миром, с другими людьми и относится к себе» (А.М. Новиков) [7, с. 130].

Самость образуют процессы самости (самопроцессы), к которым относятся: самосознание, самопознание, самоопределение, самооценка, самоактуализация, самотрансценденция, самореализация, самовыражение, самоутверждение, самоконтроль, самокоррекция, самообучение, самообразование, самовоспитание, саморазвитие, самомотивация, самостимулирование, самопрограммирование, самозащита, самопомощь, самосозидание, самоорганизация, самоуправление, саморегуляция, самодисциплина, самоконкуренция и другие. Все самопроцессы взаимосвязаны между собой.

Как считает В.И. Андреев, «от процессов самости зависит эффективность различных видов деятельности» [4, с. 119]. В частности, «педагогическая эффективность ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студента тем выше, чем более последовательно и системно активизированы и интенсифицированы самопроцессы» (Ю.В. Андреева) [8].

По мнению А.М. Новикова, развитие самости как «область воспитания человека в педагогике исследована явно недостаточно. А ведь это направление во всем деле обучения и воспитания сегодня актуальнейшее!» [7, с. 130 - 131]; «Дело педагогики высшей школы - предложить методологию организации образовательного процесса, оптимальным образом развивающего «самость» студента» [7, с. 135 - 136].

Учитывая необходимость для субъекта образования: 1) развития самости как средства достижения жизненного и профессионального успеха, 2) самосовершенствования как средства развития самости и 3) целеполагания как системообразующей и смыслообразующей основы самосовершенствования, актуальной исследовательской проблемой и целью представленной работы является проектирование ориентировочных основ целеполагания в сфере самосовершенствования как базы для: разработки целевого компонента методологии, ориентированной на развитие и саморазвитие самости субъектов образования и определения субъектами образования собственных целей в сфере самосовершенствования.

Для определения содержания «ориентировочных основ целеполагания в сфере самосовершенствования» необходимо уточнить смысл терминов «ориентировочная основа действия» и «опоры».

Ориентировочная основа действия (ООД) - один из центральных терминов в работах, проводимых в русле деятельностной теории усвоения социального опыта, прежде всего, теории поэтапного формирования умственных действий, предложенной П.Я. Гальпериным [9, с. 51]; ООД - знания о нормативных условиях действия [9, с. 50], т.е. информация, фиксированная в памяти деятеля [9, с. 52]. Значимость ООД очевидна, так как «актуализация знаний о нормативных условиях действия - это необходимый момент инициации деятельности» [9, с. 50].

Ориентировочную основу действия составляет информация, соответствующая структуре умения, отражающая нормативные условия действия и требования, предъявляемые к его продукту (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) [9, с. 51]. Содержание ООД трактуется двояко.

С одной стороны, природа ООД рассматривается как образная: ООД - это «...система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия» (А.И. Подольский) и «образ действия и образ среды действия» (Н.Ф. Талызина).

С другой стороны, под ООД понимается система условий (понятие «система объективных условий действия»), которые учитываются деятелем, - эталонная совокупность условий выполнения действия, учет которой субъектом делает ООД нормативной, а само действие успешным [9, с. 51].

С термином ООД связано ООД-знание, актуально не осознаваемое деятелем образование, актуализация которого обусловливает возникновение соответствующего ООД-образа. ООД-знание заслуживает наибольшего внимания при анализе деятельности, поскольку является одной из важнейших характеристик зрелого субъекта [9, с. 51]. С термином ООД также связано понятие «схема ориентировочной основы действия» («схема ООД», «СхООД») - информация об условиях успешного выполнения действия, предназначенная для использования субъектом, не обладающим умением выполнять действие, представленная на внешних материальных носителях - в учебнике, на учебной карте и др. [9, с. 52].

Под «ориентировочными основами» тренинга Е.В. Сидоренко понимает материал, предъявляемый тренером в лекциях и инструкциях, - раздаточную брошюру для участников тренинга [10, с. 97].

Опоры - термин, обозначающий обобщенные и предельно сжатые теоретические сведения, обычно в виде модели, формулы, таблицы, схемы. Термин «опоры» вошел в употребление в 70-е годы, главным образом в публикациях педагогов-новаторов С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина. Опоры используются как ориентиры в практических действиях учащихся, а также как средство управления собственной познавательной деятельностью [11, с. 120].

В соответствии с вышесказанным, под ориентировочными основами целеполагания целесообразно понимать такие «схемы ООД» (опоры), как структура объекта целеполагания (объект, относительно которого формулируется цель) и модель целей в сфере объекта целеполагания. Таким образом, под ориентировочными основами целеполагания в сфере самосовершенствования следует понимать: 1) структуру самосовершенствования и 2) модель целей в сфере самосовершенствования.

Потребность в проектировании ориентировочных основ целеполагания в сфере самосовершенствования обусловлена необходимостью обеспечения качества целеполагания, под которым понимается качество результата (продукта) целеполагания, т.е. целей.

В роли эталона качественной цели избрана цель-SMART, что в переводе с английского означает «умная» цель. К характерным особенностям цели-SMART относятся: Specific - конкретность, ясность; Measurable - измеримость с помощью конкретных индикаторов и стандартных процедур измерения; Аssignable - обоснованность, доказанность, необходимость для субъекта; Realistic - реалистичность, достижимость; Time related - четкая ориентированность во времени, конкретность сроков достижения [12].

Полагаем, что знание субъектами самосовершенствования природы, структуры и модели объекта целеполагания, способствующее построению его целостного образа, обеспечит качество целеполагания и его продуктов - целей. Однако поисковый запрос относительно наличия структуры самосовершенствования и модели целей в сфере самосовершенствования в педагогической практике не дал положительного результата. Следовательно, задачами работы выступают:

1) определение структуры самосовершенствования;

2) разработка модели целей в сфере самосовершенствования.

Основная часть

1. Определение структуры самосовершенствования

За основу для построения структуры самосовершенствования принята структура деятельности как целостной системы, компонентами которой являются: субъект, цель, предмет, средство, процедура, условия, продукт [9, с. 43]. Наполним перечисленные компоненты конкретным содержанием.

Субъекты самосовершенствования: руководитель, педагог, родитель, учащийся.

Цель самосовершенствования: «достижение совершенства в личностном и профессиональном развитии».

Предмет самосовершенствования: личностное и профессиональное развитие, развитие самости.

Средства самосовершенствования: знание (понимание) природы самосовершенствования, структура самосовершенствования, модель целей в сфере самосовершенствования, методы и технологии самосовершенствования.

Процедура деятельности самосовершенствования включает четыре компонента: ориентировочный, исполнительский, контрольный, корректировочный.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ компонент процедуры самосовершенствования представлен такими самопроцессами, как: самосознание, самопознание, самоопределение, самооценка.

Самосознание (self-consciousness): полное понимание своей сущности, самого себя, своего значения, своей роли в жизни, в обществе (Ефремова, Ожегов); осознание и оценка человеком самого себя как личности -своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения (Энциклопедический словарь); осознание человеком себя как личности с присущими ей мировоззрением, целями, интересами и мотивами поведения (Словарь медицинских терминов); осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей (Психологический словарь) [13]; осознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще; осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий [3].

Самопознание (self-cognition) - познание самого себя, собственной сущности (Ефремова) [13].

Способности к самопознанию - от того, насколько человек хорошо знает себя, свои достоинства и недостатки, свои профессиональные возможности, он может прогнозировать собственную способность проявить себя в той или иной ситуации (В.И. Андреев) [4, c. 120].

В качестве инструментов самопознания выступают самоанализ (self-analysis) - анализ собственных поступков и переживаний (Ефремова, Ожегов), самонаблюдение (introspection) - наблюдение за самим собою, своим состоянием, мыслями, чувствами и т.п. (Ефремова); наблюдение, объект которого -психические состояния и действия наблюдающего субъекта (Энциклопедический словарь) [13] и самодиагностика (self-diagnostics) - самостоятельное определение путем тестирования индивидуально -психологических особенностей личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития [14, с. 107].

Значимость самопознания для субъекта самосовершенствования объясняется тем, что «без осознания и глубокого понимания субъектом того, что он хочет усовершенствовать в себе и что побуждает его это сделать, его усилия будут слабо мотивированы, а, следовательно, и мало результативны» [4, с. 137].

Самоопределение (self-definition, self-determination) - самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни [15]; сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях [16, с. 174]. Самоопределяться - находить свое место в жизни, в обществе; осознавать свои интересы (Ефремова). Самоопределиться - определить свое место в жизни, в обществе, осознать свои общественные, классовые, национальные интересы (Ожегов) [13].

Способности к самоопределению - это то, насколько точно человек знает, чего хочет, какие цели и задачи он считает для себя приоритетными, и почему (В.И. Андреев) [4, c. 120].

Самооценка (self-estimate) - оценка самого себя, собственных достоинств и недостатков, своих поступков (Ефремова, Ожегов); оценка собственной личности, ее значения, достоинств, недостатков, а также совершенных поступков (Словарь медицинских терминов); оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка - один из важнейших регуляторов поведения личности (Энциклопедический словарь) [13].

Способности к самооценке - это способности человека объективно оценивать свои личные качества и способности, то есть не завышая и не занижая их, а также способности объективно оценивать (не занижая и не завышая) результаты своей деятельности (В.И. Андреев) [4, с. 120].

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИИ компонент процедуры самосовершенствования представлен такими самопроцессами: самоактуализация, самотрансценденция, самореализация, самовыражение, самоутверждение.

Самоактуализация (self-actualization) - процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его собственного личностного потенциала. Самоактуализация способствует тому, чтобы человек мог стать тем, кем он может стать на самом деле, и, следовательно, жить осмысленно, полно и совершенно [17]; раскрытие личностного потенциала, рост и развитие личности человека, происходящие вследствие естественного разворачивания в нем того, что заложено природой [18]; стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [7, с. 134].

Самоактуализирующаяся личность (от лат. aktualis - действительный, настоящий) - тип личности, по классификации А. Маслоу, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Это личность, способная к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию [16, с. 173].

Самотрансценденция (self-transcendence) - выход человека за пределы своего Я, его направленность на других людей, на дело, в целом, на что-то иное, нежели он сам (A. Маслоу, В. Франкл, Ж.-П. Сартр и др.), «быть человеком - значит быть направленным не на себя, а на что-то иное (В. Франкл, 1990) [19, с. 122].

Самореализация (self-realization) - реализация существующего потенциала, осуществление имеющихся желаний, знаний, умений и способностей, представлений о себе и своем пути в жизни [20]; деятельность человека по наиболее полной реализации своего потенциала, достижению вершины своих возможностей [21, с. 46].

По мнению С.И. Кудинова, самореализация - это совокупность инструментально-стилевых и мо-тивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза. Среди форм самореализации личности ученый выделяет внешнюю и внутреннюю. Внешняя направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. В то время как внутренняя обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах [22].

По мнению Т.И. Колесниковой, нереализованные способности представляют собой психологическую угрозу для личности [23, с. 26].

Способности к самореализации - это способности человека проявить себя там, где это необходимо на пределе своих возможностей. Доказать себе и другим, на что он реально способен (В.И. Андреев) [4, с. 120].

Творческая самореализация - это процесс осуществления творческих замыслов для достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем (творческих задач), позволяющих личности максимально полно реализовать свой творческий потенциал (В.И. Андреев) [4, с. 132].

Способности личности к творческой самореализации - это синтез способностей к целенаправленной, лично значимой творческой деятельности, в процессе которой личность максимально полно реализует свой творческий потенциал (В.И. Андреев) [4, с. 132].

Самовыражение (self-expression) - выражение себя, своей индивидуальности в какой-либо деятельности [24]; отреагирование вовне своих внутренних чувств, убеждений, установок и т.д.; поведение, осуществляемое для чистого удовольствия [25].

Оптимальность и конструктивность собственного самовыражения и самореализации авторы [2] считают критерием культуры личности [2, с. 84].

Самоутверждение (self-affirmation) - утверждение ценности и значимости собственной личности (Ефремова); утверждение себя, своей личности, своего значения (Ожегов). Стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность. Это стремление может проявляться как в реальных достижениях в той или иной области, так и в отстаивании своей значимости перед другими путем лишь словесных заявлений (Психологический словарь) [13].

По мнению Н.И. Рейнвальд, потребность в самоутверждении неразрывно связана с фундаментальными потребностями человека в самовыражении и самораскрытии. Это стремление к достижению максимальной полноты жизни, доступной в данных условиях существования [26, с. 207].

КОНТРОЛЬНЫЙ компонент процедуры самосовершенствования представлен таким самопроцессом, как самоконтроль.

Самоконтроль (self-control) - контроль над самим собою, своим поведением, состоянием, своей работой (Ефремова); контроль над своими действиями, поступками (Ожегов) [13].

Способности к самоконтролю - способности личности применительно к каждому новому виду деятельности найти адекватно ей критерии самоконтроля. Используя их, выполнять деятельность с минимальным числом ошибок, то есть качественно и эффективно [4, с. 120].

КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ компонент процедуры самосовершенствования представлен таким самопроцессом, как самокоррекция.

Самокоррекция (self-correction) - исключительная обеспокоенность своим публичным имиджем и склонность приспосабливать свои действия к потребностям настоящей ситуации [27].

Из рассуждений К. Юнга о самости можно понять, что «высшее и самое главное переживание» в ходе самокоррекции - это осознание и переживание человеком целостной психологической системы, управляющей его деятельностью, поведением или жизнью в целом [28, с. 331].

К условиям самосовершенствования относятся: когнитивные, личностные и организационно -деятельностные.

КОГНИТИВНЫЕ условия самосовершенствования представлены такими самопроцессами, как самообучение и самообразование.

Самообучение (self-teaching) - автодидактика (от греч. autos - сам и didasko - учу) [29] - самостоятельное развитие личностью опыта, в структуру которого входят: индивидуальные знания, умения (компетенции), навыки, привычки [30].

Самообразование (self-education) имеет сугубо индивидуально-личностный характер. Это - приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне учебного заведения, без помощи преподавателя (Ефремова, Ожегов) [13]; свободная деятельность, осуществляемая на основе свободного выбора и направленная на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении образовательного, профессионального, научного и культурного уровней, получении удовольствия и наслаждения [31, с. 173]. Непрерывное самообразование человека на протяжении всей его жизни В.И. Андреев определяет как настоящее образование [4, с. 137]. Также ученый выделяет два направления самообразовательной работы - общекультурное и профессиональное - и считает важным не только их сочетание, но и их гармоническое взаимодополнение [4, с. 138].

ЛИЧНОСТНЫЕ условия самосовершенствования представлены такими самопроцессами, как: самовоспитание, саморазвитие, самомотивация, самостимулирование, самопрограммирование, самозащита, самопомощь, самосозидание.

Самовоспитание (self-upbringing) - самостоятельное развитие личностью направленности, под которой понимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, формами которой выступают: мировоззрение, ценности, идеалы, ценностные ориентации, жизненные принципы, влечения, желания, интересы, склонности, порывы, стремления, убеждения [30].

Саморазвитие (self-development) - самостоятельное развитие личностью психических процессов (высших психических функций), которое, в соответствии со сферами личности (сферами психики человека): интеллектуальной, волевой, эмоциональной, физической - рассматривается в аспектах:

1) интеллектуальная сфера - интеллектуальное саморазвитие (включает в себя саморазвитие трех взаимосвязанных процессов: мышления, памяти, внимания);

2) волевая сфера - волевое саморазвитие (к основным волевым качествам относятся целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержанность, дисциплинированность, смелость и мужество);

3) эмоциональная сфера - эмоциональное саморазвитие (чувства). Высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные;

4) физическая сфера - физическое саморазвитие (наращивание ловкости и силы; саморазвитие двигательных функций под влиянием условий жизни и видов физической деятельности; специальное физическое саморазвитие, направленное на выполнение особых видов деятельности, в том числе спортивных) [30; 32].

Самомотивация (self-motivation) - активизация поведения, побуждение себя к активной деятельности в определенном направлении, к совершению поведенческого акта на основе осознания собственных потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, установок, идеалов и т.п. [33].

Самостимулирование (self-stimulation) - буквально - стимуляция себя, употребляется в различных ситуациях в попытках обеспечивать свою собственную разнообразную стимуляцию [34]; термин «автостимуляция» (и «аутостимуляция») в психологической литературе (в частности, в работах Л.С. Выготского) применяется в значении произвольной (волевой) регуляции, овладения собственным поведением, что в высших психических функциях достигается особыми знаковыми средствами [35].

Самопрограммирование (self-programming) - склонность действовать таким образом, что мы получаем результаты, соответствующие нашим ожиданиям [36].

Самозащита (self-protection) - 1) защита самого себя; 2 - защита собственными силами (Ефремова) [13]. Термин Мюррея для обозначения потребности защищаться от критики, вербально оправдывать свои действия [37]; действия, предпринимаемые человеком для того, чтобы физически или психологически защитить себя от опасностей, реальных или вымышленных, которые он видит в окружающем мире [38].

Внутриличностная (интропсихологическая) защита - способ разрешения конкурирующих или конфликтных взаимодействий подструктур личности за счет сохранения позитивного образа Я при любых угрожающих ему изменениях во внешнем и внутреннем мире [2, с. 355].

Функциональное назначение интропсихологической защиты и ее цель заключаются в ослаблении интропсихологического конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризованными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия.

К наиболее распространенным защитным механизмам относятся: двигательная активность, компенсация, отрицание, замещение, фантазия, идентификация, интеллектуализация, проекция, рационализация, регрессия, подавление [2, с. 362].

Самопомощь (self-help) - помощь себе. Этот термин часто используется в движении за человеческий потенциал в отношении психотерапевтических проблем. Он относится к поощрению человека к росту, зрелости и принятию ответственности на себя без ненужной зависимости от других, особенно от специальных учреждений [39]. Одним из психологических средств самопомощи является самопреобразующая акмеологическая деятельность (акмеологическое самовоздействие) [2, с. 358], базирующаяся на использовании акмеологических технологий - вида психотехнологий, направленных на развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей [2, с. 549], позволяющих моделировать и развивать интеллектуальную, эмоциональную и волевую культуру психической активности [2, с. 555].

Самосозидание (self-creation) - творческие усилия, направленные человеком на самого себя. Самосозидание требует способностей к рефлексии на самого себя, на других, а также на те значимые для саморазвития человека сущности Великого поля общественного сознания, которые могут продвинуть человека в его стремлении к созиданию себя как личности (В.С. Мухина) [40].

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ условия самосовершенствования представлены такими самопроцессами, как: самоорганизация, самоуправление, саморегуляция, самодисциплина, самоконкуренция.

Самоорганизация (self-organization) - четкое планирование своей жизни, своих дел как на день, на неделю, на месяц, на год, так и на перспективу. Рациональное использование своих сил и времени. Такая организация своей деятельности, которая дает не только конкретные результаты, но и приносит удовлетворение от самого процесса, мобилизация себя на достижение цели и, если необходимо расслабиться, умение снять напряжение, используя приемы аутотренинга, релаксации [4, с. 120].

Под субъектом К.А. Абульханова-Славская понимает человека, направляющего и регулирующего, организующего ход своей жизни [2, с. 96].

Самоуправление (самоменеджмент) (self-management) - способность управления собой - чувствами, эмоциями, состояниями, поведением в целом [41, с. 126]; сознательная регуляция социальных механизмов активности личности, т.е. отношений с другими людьми, высших форм поведения, стиля деятельности, динамики психических и функциональных состояний (Г.Ш. Габдреева) [41, с. 107 - 108].

Саморуководство (self-leadership) - внутреннее управление своим поведением, действуя скорее на основе собственных убеждений и ценностей, чем на основе социальных норм или группового давления [42]; самостоятельная постановка сотрудником естественно мотивированных задач и принятие им решений о наиболее целесообразных действиях, денежное вознаграждение за выполнение которых не предусмотрено [43].

Под способностью к самоуправлению, в широком смысле этого слова, Н.М. Пейсахов понимает «способности произвольно, осознанно управлять своими отношениями с другими людьми в ходе совместной деятельности, своим поведением, деятельностью и психическими состояниями» [41, с. 23].

Ученый выявил иерархию способностей к самоуправлению в системе управления учебным процессом - это способность человека: 1) целенаправленно, осознанно строить свои отношения с другими людьми в ходе совместной деятельности; 2) изменять свое поведение на основе понимания людей и особенностей своей личности (своих положительных качеств и недостатков); 3) перестраивать свою деятельность в соответствии с целями группы, их личной значимостью и своими возможностями; 4) регулировать свои психические состояния таким образом, чтобы не нарушались межличностные отношения, а цели деятельности достигались оптимальным путем - эффективно, экономно, быстро [41, с. 28].

К базовым навыкам самоуправления относятся: в эмоциональной сфере - навыки снятия мышечной и психической напряженности, позитивного самопринятия и др.; в когнитивной сфере - приемы улучшения памяти, концентрации внимания, гибкости мышления, креативности, речевой гибкости и др.; в мотивационно-смысловой сфере - приемы осознания и формулирования целей, наращивания побудительности цели, личностной гибкости и др. [2, с. 648].

Саморегуляция (self-regulation) - процесс управления собственным психологическим и физиологическим состоянием, а также поступками [44]; способность управлять собственными психическими состояниями и поведением с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных ситуациях [45, с. 445]; возможность управления событиями окружающей среды и собственным поведением [46]; целесообразная самоорганизация поведения, объективная оценка реально достигаемых результатов [47]; «интегративные психические явления, процессы и состояния», обеспечивающие «самоорганизацию различных видов психической активности» человека (В.И. Моросанова) [3].

Психическая саморегуляция (regulare - приводить в порядок, налаживать) - система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление соей психикой [16, с. 155].

Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями - реакциями на возникшую ситуацию [45, с. 445]. Методы саморегуляции: рациональная психотерапия - воздействие на негативные эмоции убеждением с помощью логики и рассудка (основатель метода - П. Дюбуа) [48, с. 330], аутогенная тренировка, основанная на принципе самовнушения, нейролингвистическое программирование (НЛП) (Дж. Гриндер, Р. Бэндлер) [48].

Благодаря саморегуляции купируются негативные состояния (усталости, стресса), приводятся в соответствие наивысшие психические затраты с решающими ключевыми периодами деятельности, деятельность поддерживается то мотивационными, то волевыми механизмами [2, с. 93].

По мнению Г.Ш. Габдреева, изучение процессов самоуправления и саморегуляции необходимо осуществлять на следующих пяти иерархических уровнях жизнедеятельности человека [41, с. 108 - 109], показанных в таблице 1, где 1-й уровень - наиболее высокий.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровни самоуправления и саморегуляции жизнедеятельности человека

№ п/п Уровень самоуправления и саморегуляции Объект самоуправления и саморегуляции

1 Социально-психологический Межличностные отношения

2 Личностный (уровень свойств личности) Поведение личности, основанное на ее потребностях, мотивах, особенностях самооценки и уровня притязаний

3 Уровень психических процессов Деятельность

4 Уровень психических состояний Психические уровни реагирования, проявляющиеся в виде переживаний

5 Уровень функциональных состояний Проявления периферической нервной системы (соматики и вегетатики)

По мнению Г.Ш. Габдреевой: «Способность к самоуправлению не может появиться сама собой, а должна быть результатом целенаправленного воспитания и обучения, следствием управления учебно-воспитательным процессом в вузе. Следовательно, управление подготовкой специалистов высшей квалификации приобретает новую направленность, новую цель - формировать потребность и технику самоуправления в широком смысле слова». Для преодоления нервных перегрузок, возникающих в учебном процессе, необходимо «научить студента профилактике и преодолению возможных последствий психического перенапряжения, умению поддерживать необходимый оптимум в отношениях с другими людьми, поведении, деятельности всего организма в условиях сложной учебной деятельности, т.е. умению самоуправления на всех уровнях рассмотренной выше системы» [41, с. 126 - 127].

Самодисциплина (self-discipline) - умение подчинять свои действия определенным требованиям (Ефремова) [13]; контролирование своего поведения, особенно сиюминутных импульсов [49]; подавление или торможение сиюминутных и социально неприемлемых желаний и импульсов, способность к самоограничениям [50].

Самоконкуренция (self-competition) - конкурирование с самим собой, проявляющееся в повышении «планки» собственных профессионально-творческих достижений, выделена Ю.В. Андреевой как тип профессиональной конкуренции среди журналистов, «когда журналист, как и другие представители творческих профессий, вынужден конкурировать с самим собой» [8]. Под самоконкуренцией мы понимаем вызов, бросаемый человеком самому себе, необходимый для достижения наилучших результатов.

Продуктом самосовершенствования является «совершенная личность», сознательно управляющая собой, собственным развитием. «Сознательное управление ... собственными зонами развития рассматривается как достижение самосовершенствования в профессиональном становлении» [2, с. 558].

Системное описание процесса самосовершенствования графически представим в таблице 2. Представленная структура самосовершенствования, образованная в результате системной интеграции процессов самости, определяет направления целеполагания в сфере самосовершенствования. Процессы самости выступают здесь в качестве объектов целеполагания, а значит, в качестве основ для проектирования модели целей в сфере самосовершенствования, состоящей из взаимосвязанных групп целей.

Таблица 2

Структура самосовершенствования

Компоненты структуры Содержание компонентов структуры самосовершенствования

Субъект Руководитель, педагог, родитель, учащийся

Цель Достижение совершенства в личностном и профессиональном развитии

Предмет Личностное и профессиональное развитие, развитие самости

Средство Знание (понимание) природы самосовершенствования, структура самосовершенствования, модель целей в сфере самосовершенствования, методы и технологии самосовершенствования

Процедура Ориентировка Исполнение Контроль Коррекция

Самосознание Самопознание Самоопределение Самооценка Самоактуализация Самотрансценденция Самореализация Самовыражение Самоутверждение Самоконтроль Самокоррекция

Условия Когнитивные Личностные Организационно-деятельностные

Самообучение Самообразование Самовоспитание Саморазвитие Самомотивация Самостимулирование Самопрограммирование Самозащита Самопомощь Самоорганизация Самоуправление Саморегуляция Самодисциплина Самоконкуренция

Продукт Совершенная личность, сознательно управляющая собой, собственным развитием

2. Разработка модели целей в сфере самосовершенствования

В состав спроектированной на основе структуры самосовершенствования модели целей в сфере самосовершенствования (табл. 3) вошли двадцать пять групп целей. Структура каждой группы пред-

ставлена целями: 1) формирования представлений об объекте целеполагания и его роли в жизнедеятельности человека; 2) осознания своих слабых и сильных сторон в области объекта целеполагания; 3) формирования потребности в объекте целеполагания; 4) формирования осознания необходимости умения (навыка, компетенции) в области объекта целеполагания; 5) формирования способности в области объекта целеполагания; 6) овладения техникой (технологией) в области объекта целеполагания.

Таблица 3

Модель целей в сфере самосовершенствования

Группы целей в сфере самосовершенствования Перечень и содержание целей в составе групп целей

1. Группа целей в сфере самосознания - формирование представлений о самосознании и его роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самосознания; - формирование потребности в самосознании; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самосознания; - формирование способности к самосознанию; - овладение техникой (технологией) самосознания

2. Группа целей в сфере самопознания - формирование представлений о самопознании и его роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самопознания; - формирование потребности в самопознании; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самопознания; - формирование способности к самопознанию; - овладение техникой (технологией) самопознания

3. Группа целей в сфере самоопределения - формирование представлений о самоопределении и его роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самоопределения; - формирование потребности в самоопределении; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самоопределения; - формирование способности к самоопределению; - овладение техникой (технологией) самоопределения

4. Группа целей в сфере самооценки - формирование представлений о самооценке и ее роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самооценки; - формирование потребности в правильной самооценке; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) правильной самооценки; - формирование способности к самооценке; - овладение техникой (технологией) самооценки

5. Группа целей в сфере самоактуализации - формирование представлений о самоактуализации и ее роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самоактуализации; - формирование потребности в самоактуализации; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самоактуализации; - формирование способности к самоактуализации; - овладение техникой (технологией) самоактуализации.

6. Группа целей в сфере самотрансценденции - формирование представлений о самотрансценденции и ее роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самотрансценденции; - формирование потребности в самотрансценденции; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) само-трансценденции; - формирование способности к самотрансценденции; - овладение техникой (технологией) самотрансценденции

7. Группа целей в сфере самореализации - формирование представлений о самореализации и ее роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самореализации; - формирование потребности в самореализации; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самореализации; - формирование способности к самореализации; - овладение техникой (технологией) самореализации

8. Группа целей - формирование представлений о самовыражении и его роли в жизнедеятельности

в сфере самовыражения человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самовыражения; - формирование потребности в самовыражении; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самовыражения; - формирование способности к самовыражению; - овладение техникой (технологией) самовыражения

Продолжение таблицы 3

Группы целей в сфере самосовершенствования Перечень и содержание целей в составе групп целей

9. Группа целей в сфере самоутверждения - формирование представлений о самоутверждении и его роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самоутверждения; - формирование потребности в самоутверждении; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самоутверждения; - формирование способности к самоутверждению; - овладение техникой (технологией) самоутверждения

10. Группа целей в сфере самоконтроля - формирование представлений о самоконтроле и его роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самоконтроля; - формирование потребности в самоконтроле; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самоконтроля; - формирование способности к самоконтролю; - овладение техникой (технологией) самоконтроля

11. Группа целей в сфере самокоррекции - формирование представлений о самокоррекции и ее роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самокоррекции; - формирование потребности в самокоррекции; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самокоррекции; - формирование способности к самокоррекции; - овладение техникой (технологией) самокоррекции

12. Группа целей в сфере самообучения (самообразования) - формирование представлений о самообучении (самообразовании) и их роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самообучения (самообразования); - формирование потребности в самообучении (самообразовании); - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самообучения (самообразования); - формирование способности к самообучению (самообразованию); - овладение техникой (технологией) самообучения (самообразования)

13. Группа целей в сфере самовоспитания - формирование представлений о самовоспитании и его роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самовоспитания; - формирование потребности в самовоспитании; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самовоспитания; - формирование способности к самовоспитанию; - овладение техникой (технологией) самовоспитания

14. Группа целей в сфере саморазвития - формирование представлений о саморазвитии и его роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере саморазвития; - формирование потребности в саморазвитии; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) саморазвития; - формирование способности к саморазвитию; - овладение техникой (технологией) саморазвития

15. Группа целей в сфере самомотивации - формирование представлений о самомотивации и ее роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самомотивации; - формирование потребности в самомотивации; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самомотивации; - формирование способности к самомотивации; - овладение техникой (технологией) самомотивации

16. Группа целей в сфере самостимулирования - формирование представлений о самостимулировании и его роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самостимулирования; - формирование потребности в самостимулировании; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самостимулирования; - формирование способности к самостимулированию; - овладение техникой (технологией) самостимулирования.

Окончание таблицы 3

Группы целей в сфере самосовершенствования Перечень и содержание целей в составе групп целей

17. Группа целей в сфере самопрограммирования - формирование представлений о самопрограммировании и его роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самопрограммирования; - формирование потребности в самопрограммировании; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самопрограммирования; - формирование способности к самопрограммированию; - овладение техникой (технологией) самопрограммирования

18. Группа целей в сфере самозащиты - формирование представлений о самозащите и ее роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самозащиты; - формирование потребности в самозащите; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самозащиты; - формирование способности к самозащите; - овладение техникой (технологией) самозащиты

19. Группа целей в сфере самопомощи - формирование представлений о самопомощи и ее роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самопомощи; - формирование потребности в самопомощи; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самопомощи; - формирование способности к самопомощи; - овладение техникой (технологией) самопомощи

20. Группа целей в сфере самосозидания - формирование представлений о самосозидании и его роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самосозидания; - формирование потребности в самосозидании; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самосозидания; - формирование способности к самосозиданию; - овладение техникой (технологией) самосозидания.

21. Группа целей в сфере самоорганизации - формирование представлений о самоорганизации и ее роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самоорганизации; - формирование потребности в самоорганизации; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самоорганизации; - формирование способности к самоорганизации; - овладение техникой (технологией) самоорганизации

22. Группа целей в сфере самоуправления - формирование представлений о самоуправлении и его роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самоуправления; - формирование потребности в самоуправлении; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самоуправления; - формирование способности к самоуправлению; - овладение техникой (технологией) самоуправления

23. Группа целей в сфере саморегуляции - формирование представлений о саморегуляции и ее роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере саморегуляции; - формирование потребности в саморегуляции; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) саморегуляции; - формирование способности к саморегуляции; - овладение техникой (технологией) саморегуляции

24. Группа целей в сфере самодисциплины - формирование представлений о самодисциплине и ее роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самодисциплины; - формирование потребности в самодисциплине; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самодисциплины; - формирование способности к самодисциплине; - овладение техникой (технологией) самодисциплины

25. Группа целей в сфере самоконкуренции - формирование представлений о самоконкуренции и ее роли в жизнедеятельности человека; - осознание своих слабых и сильных сторон в сфере самоконкуренции; - формирование потребности в самоконкуренции; - формирование осознания необходимости умения (навыка, компетенции) самоконкуренции; - формирование способности к самоконкуренции; - овладение техникой (технологией) самоконкуренции

Заключение

В результате проведенного исследования, выполненного на основе большого фактического материала, спроектированы ориентировочные основы целеполагания в сфере самосовершенствования.

1. Определена структура самосовершенствования, включившая двадцать пять процессов самости: самосознание, самопознание, самоопределение, самооценка, самоактуализация, самотрансценденция, самореализация, самовыражение, самоутверждение, самоконтроль, самокоррекция, самообучение, самообразование, самовоспитание, саморазвитие, самомотивация, самостимулирование, самопрограммирование, самозащита, самопомощь, самосозидание, самоорганизация, самоуправление, саморегуляция, самодисциплина, самоконкуренция. Анализ природы самосовершенствования позволяет отнести его к аутопсихологической деятельности - особого рода внутриличностной психологической деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию, направленной на самостроительство и самопреобразование, результатом которой является аутопсихологическая компетентность - способность ориентироваться в интропсихическом (внутриличност-ном) пространстве, обеспечивающая оптимальные модели самоорганизации жизни и профессиональной деятельности. Аутопсихологическая компетентность определяется как готовность и способность к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик. Это умение личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния за счет приобретения, закрепления, контроля знаний, умений и навыков, создания волевой установки на достижение значимых результатов [2, с. 356 - 357].

2. На основе структуры самосовершенствования построена модель целей в сфере самосовершенствования, включившая двадцать пять групп целей, структура каждой из которых представлена целями:

а) формирования представлений об объекте целеполагания и его роли в жизнедеятельности человека;

б) осознания своих слабых и сильных сторон в области объекта целеполагания; в) формирования потребности в объекте целеполагания; г) формирования осознания необходимости умения (навыка, компетенции) в области объекта целеполагания; д) формирования способности в области объекта целеполагания; е) овладения техникой (технологией) в области объекта целеполагания.

3. Анализ природы самосовершенствования позволяет утверждать, что целеполагание в сфере самосовершенствования образует «внутренний» блок структуры образовательного целеполагания. В отличие от так называемого «внешнего» целеполагания, ориентированного на профессиональную деятельность субъектов образования (управленческое, педагогическое и ученическое целеполагание), «внутреннее» (самопроцессное) целеполагание ориентировано на работу данных субъектов над собой с целью развития самости, достижения профессионального и личностного совершенства.

В целом проектирование ориентировочных основ целеполагания в сфере самосовершенствования, выполненное в данной работе, является вкладом в разработку целевого компонента столь необходимой для педагогики высшей школы, по мнению А.М. Новикова, «методологии организации образовательного процесса, оптимальным образом развивающего «самость» студента» [7]. Учитывая утверждение К.Г. Юнга о том, что «надежда когда-либо достичь хотя бы приблизительно полного сознания самости весьма мала» [5], все же выражаем надежду на то, что осознанное осуществление целеполагания в сфере самосовершенствования на основе предложенной модели целей позволит субъектам самосовершенствования хоть в какой-то степени приблизиться к искомому идеалу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Духовное становление человека: сб. ст. / сост. Э.В. Соколов; под ред. Б.Д. Парыгина. - Л.: Знание, 1972. - 174 с.

2. Акмеология: учебник; под ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 688 с.

3. Самосовершенствование личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://m.wikipedia. org/wiki/.

4. Андреев, В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.

5. Глоссарий аналитической психологии К.Г. Юнга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.33plus1.ru/Decor /Art/Russian/MIF/C_G_Jung.htm.

6. Самость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psi.webzone.ru/st/310000.htm.

7. Новиков, А.М. Развитие «самости» студента (категориальный аспект проблемы) / А.М. Новиков // Высшее образование в России. - 2011. - № 11. - С. 130 - 136.

8. Андреева, Ю.В. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ю.В. Андреева. -Казань, 2006.

9. Габай, Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Габай. - М.: Академия, 2003. - 240 с.

10. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2004. - 208 с.

11. Энциклопедия современного учителя. - М.: Изд-во «Астрель», «Олимп», Изд-во «АСТ», 2000. - 336 с.

12. SMART-технология постановки целей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rvd.do.am/news/ /2010-03-07-4.

13. Общий толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// tolkslovar.ru/.

14. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Харвест. - М.: АСТ, 2001. - 576 с.

15. Самоопределение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/16/word/ /samopredelenie-lichnosti.

16. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник практического психолога / Н.И. Конюхов. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. - 224 с.

17. Самоактуализация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/6/word/ /samoaktualizacij a.

18. Самоактуализация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychologos.ru/Самоактуализация_ и_самореализация.

19. Воспитать человека: сб. нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания; под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 384 с.

20. Самореализация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychologos.ru/Самореализация.

21. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество / Ю.Г. Фокин. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 224 с.

22. Кудинов, С.И. Самореализация как системное психологическое образование [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?textid=2092&level1=main&level2=articles.

23. Колесникова, Т.И. Психологический мир личности и его безопасность / Т.И. Колесникова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 176 с.

24. Самовыражение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/kuznetsov/ 54910/ /самовыражение.

25. Самовыражение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_psy/ /SAMOVYRAZHENIE-29122.html.

26. Гримак, Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности / Л.П. Гримак. - М.: Политиздат, 1991. - 320 с.

27. Чалдини, Р. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! - Влияние / Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг. - СПб.: Изд-во Прайм-Еврознак, 2002. - 336 с.

28. Белозеров, С.М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций / С.М. Белозеров. - М.: Алетейа, 2002. - 768 с.

29. Словарь иностранных слов русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic. academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/6511/АВТОДИДАКТИКА.

30. Егорова, Ю.А. Основания педагогического целеполагания / Ю.А. Егорова // Проблемы инновацион-ности, конкурентоспособности и саморазвития личности в условиях модернизации педагогического образования: сб. тр. междунар. науч. конф., посв. 200-летию педагогического образования в КФУ; под науч. ред. В.И. Андреева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - С. 178 - 184.

31. Зборовский, Г.Е.Самообразование как парадигма образования XXI в. / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Социология образования. - М.: Гардарики, 2005. - С. 170 - 200.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Новиков, А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей / А.М. Новиков. - М.: Изд-во «Эгвес», 2010. - 208 с.

33. Мотивация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/16/word/motivacija.

34. Самостимуляция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/ /samo acija.

35. Самостимуляция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/30/word/ /samo acija.

36. Самопрограммирование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/792/ /word/samoprogramirovanie/.

37. Самозащита [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/samozaschita.

38. Самозащита [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/975/word/samozaschita.

39. Самопомощь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/ /samopomosch.

40. Мухина, В.С. Личность: самосозидание и творчество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vfly.ru/book/lichnost_samosozid_i_tvorch.htm.

41. Психологическая служба в вузе: сб. ст.; под ред. Н.М. Пейсахова - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981. - 240 с.

42. Саморуководство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/ /samorukovodstvo.

43. Саморуководство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/801/word/ /samorukovodstvo.

44. Саморегуляция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/975/word/ /samoreguljacija.

45. Немов, Р.С. Психология: в 2 кн. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - Кн. 2: Психология образования. - 496 с.

46. Саморегуляция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/36/word/ /samoreguljacija.

47. Саморегуляция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/20/word/ /samoreguljacija.

48. Щербатых, Ю.В. Психология успеха / Ю.В. Щербатых. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 560 с.

49. Самодисциплина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/ /samodisciplina.

50. Самодисциплина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/978/word/ /samodisciplina.

Поступила 20.09.2012

REFERENCE PRINCIPLES OF GOAL-SETTING IN THE SPHERE OF SELF-IMPROVEMENT

Yu. EGOROVA

The article presents the indicative bases for implementation the goal-setting in the sphere of self-perfection. The structure of self-perfection is determined and, on this basis, the model ofpurposes in the sphere of self-perfection is developed, which includes twenty-five groups of purposes in the spheres of: self-consciousness, self-cognition, self-definition, self-estimation, self-actualization, self-transcendence, self-realization, self-expression, self-affirmation, self-control, self-correction, self-teaching (self-education), self-upbringing, self-development, self-motivation, self-stimulation, self-programming, self-protection, self-help, self-creation, self-organization, self-management, self-regulation, self-discipline, self-competition. Each group presents the following purposes: formation of ideas about the object of goal-setting and his role in human life; awareness of one's strengths and weaknesses in the area of the object of goal-setting; formation of necessity in the object of goal-setting; formation of awareness of necessity to have competence in the area of the object of goal-setting; formation of ability in the area of goalsetting; mastery of technology in the area of the object of goal-setting. Reliance on the presented model of purposes allows the subjects of self-perfection to distinctly formulate their own purposes, therefore, contributes to success in the sphere of self-perfection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.