Научная статья на тему 'Проблемы самообразования студенческой молодежи'

Проблемы самообразования студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АБУ ХАНИФА / ФИR[ / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова Е. А.

Рассматривается проблема самообразования студентов в условиях конкурентоспособности на рынке труда; вскрываются механизмы данного процесса в высшем учебном заведении; приводятся характеристики личности студента, способной к самообразовательной деятельности; дается анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SELF-EDUCATION AMONG STUDENTS

This article considers the problem of self-education among students in conditions of competition in labor market. It shows the mechanisms of self-learning in institute of higher education and presents the references of students, who are ready for self-education. The author gives an analysis of psychological and pedagogical literature within the discussed questions.

Текст научной работы на тему «Проблемы самообразования студенческой молодежи»

Практическое внедрение модели формирования результативность подготовки менеджеров в процессе коммуникативной компетенции, как показала проведен- дополнительного профессионального образования. ная нами опытно-поисковая работа, позволило повысить

Библиографический список

1. Смирнов, И.П. непрерывное образование как сопровождение карьеры / Непрерывное образование специалистов как стратегия развития профессиональной карьеры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Кемерово, 22-23 ноября 2006 г.) [Текст]: в 2 ч. / сост. Т.С. Панина, В.И. Сахарова, Л.П. Вашлаева. — Кемерово: ГОУ «КРИР-ПО», 2006.

2. Смирнов, И.П. Социальное партнерство: что ждет работодатель? Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, 2004.

3. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер. — М.:МПСИ, 2005.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

5. Гришанова, Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

6. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник / В.И. Байденко, Б. Оскарсон— М.: Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002.

Статья поступила в редакцию 6.10.08.

УДК 378

Е.А. Гпухова, аспирант ЧГПУ, г. Челябинск

ПРОБЛЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Рассматривается проблема самообразования студентов в условиях конкурентоспособности на рынке труда; вскрываются механизмы данного процесса в высшем учебном заведении; приводятся характеристики личности студента, способной к самообразовательной деятельности; дается анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

Ключевые слова: самообразование, межпредметные связи, образование, конкурентоспособность.

В нынешних нестабильных условиях социума, когда остро стоит вопрос о конкурентоспособности специалиста на рынке труда, когда наблюдается ускоренное развитие и внедрение новых технологий, массовый переход всевозможных производств на использование компьютерной техники, начинающий специалист, попадая в жесткие условия профессиональной деятельности, вынужден прилагать дополнительные усилия (интеллектуальные, психологические, физические) для адаптации и поиска своего места в профессиональной сфере. В таких условиях невозможно остаться востребованным специалистом без самостоятельного получения новых знаний.

Вчерашний студент вынужден обращаться к самостоятельной деятельности не только для уменьшения срока адаптации в профессиональной области после окончания вуза, но и для того, чтобы не отстать от вновь возникающих технологий, найти область приложения своих сил, адекватную его личностным и профессиональным возможностям. Не всякий специалист способен продуктивно самостоятельно заниматься самообразованием. Проблема — противоречие между потребностью (осознаваемой необходимостью) в самообразовании исходя из социального заказа общества (научить учиться в течение всей жизнедеятельности) и отсутствием четкого механизма самообразования в стенах высшего учебного заведения, а также, зачастую отсутствием таких качеств личности, как организованность, социальная и профессиональная мобильность, коммуникативность, сила воли и др. — ждет своего разрешения.

Современная педагогика, ориентируясь на общечеловеческие ценности, обращена к самости человека, к его потребности самостоятельно и автономно действовать в мире [1, с. 199].

В официальных документах последних лет Законе «Об образовании» и Государственных образовательных стандартах, мы находим подтверждение актуальности

наличия адаптационных способностей человека к социальным условиям после окончания им вуза. Законом Российской Федерации «Об образовании» определены задачи образовательных учреждений:

- формирование общей культуры личности;

- адаптация личности к жизни в обществе;

- создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных и образовательных программ.

В статье 14 Законе «Об образовании», определены общие требования к содержанию образования, которое должно быть ориентировано на обеспечение самообразования личности, создание условий для ее самореализации [2, с. 32]. В «Федеральном Законе о высшем и послевузовском образовании» от 22.08.96 г. говорится о том, что работники высшего учебного заведения, кроме всего прочего, обязаны «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности»[10, с. 14].

В этом же ключе в Государственных образовательных стандартах высшего образования в требованиях к образованности человека звучат слова о том, что будущий специалист «способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, умеет приобретать новые знания, психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности», «способен продолжит обучение» [3, с. 26].

Необходимость подготовки сегодняшних студентов «для жизни и работы в завтрашнем мире, где единственным постоянным фактором будет изменчивость», отмечается в документах международной организации ЮНЕСКО в сфере образования.

Уточним понятие «самообразование». «Самообразование» так же, как и «образование», — понятие многоаспектное. Среди многих его определений можно отметить следующие: 1) это процесс изменения, развития,

совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни; абсолютная форма бесконечного, непрерывное овладение новыми знаниями умениями, навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; 2) формирование образа мыслей, действий человека в обществе; создание человека в соответствии с его качеством, мерой, сущностью, раскрываемой в каждый конкретный исторический отрезок до определенного уровня (Н.П. Пищулин); 3) специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека; 4) самообразование — образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в учебном заведении. Самообразование имеет личностную значимость. Оно служит средством развития системы личностных смыслов, позволяет личности выработать индивидуальный стиль деятельности в соответствии с содержанием ее потребностно-мотива-ционной сферы [1].

Н.Б. Крылова рассматривает самообразование как процесс самоорганизации, самостроительства личности, который тесно связан с общечеловеческой культурой и с задачами расширения своего жизненного опыта [1]. По мнению И.С. Якиманской, самообразование — активное, последовательное и в целом необратимое качественное изменение статуса личности на основе рефлексивной деятельности человека [1].

Анализ позиций авторов позволил нам акцентировать внимание на то, что самообразование есть духовное совершенствование человека, направленное на реализацию идеалов эстетической культуры в творческой деятельности, в результате чего возникает новое качественное состояние личности, происходит изменение его структуры в плане самопознания и самореализации творческого потенциала [1]. В связи с этим самообразование студентов предполагает не только освоение социального опыта, но и на этой основе участие в сотворении мира и своего собственного образа в этом мире, развитие и совершенствование личности. Анализ психолого-педа-гогической литературы (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Б. Крылова, А.Н. Леонтьев и др.) позволил нам уточнить сущность самообразования, под которым мы понимаем целенаправленный и многогранный процесс самостроительства человеком профессиональной и личностной сферы [4].

Теоретическое исследование и анализ нормативных документов показали, что самообразование студентов имеет личностную значимость, поэтому его фундамент закладывается в период обучения в вузе. В связи с этим встает вопрос о создании такой образовательной среды, которая послужит средством развития системы личностных смыслов, позволит студентам выработать индивидуальный стиль деятельности в соответствии с содержанием потребностно-мотивационной сферы молодого человека, готовящегося к профессиональной деятельности, качество которой оценивается запросами и нуждами рынка труда. Главным условием самообразования студентов является наличие правильной самооценки, самопознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов, которые закладываются в процессе изучения как психолого-педагогических, так и специальных дисциплин. Эффективность самообразования студентов зависит от интеллектуальной развитости, а также от установок на учебную деятельность, от отношения к знаниям, от волевых и др. качеств. Преподаватель вуза должен направить студента на создание индивидуальной образовательной программы, которая обеспечивает личностное освоение профессиональной и социокультурной сферы общественной жизни. Чтобы стимулировать

и постоянно поддерживать у студентов интерес к получению новых знаний, нужно больше обращать внимание на обучение их системе самообразования. Студенты должны овладеть основными и отдельными конкретными составляющими элементами труда преподавателя: работать с научной, методической и учебной литературой; излагать учебный материал, составлять систему дифференцированных упражнений и управлять ею в процессе решения задачи; использовать приемы постановки вопроса, формулировать организующие и управляющие вопросы, а также варианты одного и того же вопроса; быстро и адекватно реагировать на возникшую учебную ситуацию; уметь контролировать и оценивать знания и т. д. [4, с. 27]. Адаптация к самостоятельной жизнедеятельности, подготовка к постоянной ее изменчивости предполагает наличие у человека неких адаптационных механизмов. Проанализировав мнения различных авторов по воспитанию, образованию и становлению образовывающейся личности, приходим к выводу, что к некоторым из таких механизмов можно отнести:

- психологическую готовность к изменению вида и характера своей деятельности [5, 6, 3 и др.];

- способность к аналитическим действиям [7, 6, 4 и др.];

- познавательную и творческую активность, умения приобретать новые знания [5, 6, 3 и др.];

- социализацию личности, коммуникативные способности [8, 3, 6 и др.];

- способность к самоорганизации [9, 5, 3 и др.];

- владение информационными технологиями [8, 7, 4 и др.];

- различные умения самостоятельной деятельности [4, 10 и др.];

- знание и духовные ценности [7, 4, 11]

Приводимые характеристики личности описывают с

различных сторон ее способности адаптироваться в социуме. Важно, что все они связаны с осуществлением личностью (под воздействием внешних условий и/или согласно внутренним установкам, стремлениям) некоторых самостоятельных действий уяснения мотивов своих действий, определения цели, обращения к социальным источникам информации своей деятельности и так далее. Заметим, что указанные действия есть компоненты самообразовательной деятельности студентов. Тогда вполне уместно адаптационные механизмы личности рассматривать в комплексе и связывать с самообразованием. При этом использование индивидуальных и групповых форм обучение в вузе необходимо направить на проблемно-диалоговое общение студентов, которое выявит пробелы, «белые пятна» в профессиональных знаниях и деятельности, что, в конечном счете, обеспечит непрерывность образования.

Таким образом, самообразовательная деятельность — умение ее осуществлять — важное качество любого профессионала, особенно в годы усиленного развития новейших технологий и компьютерной техники, которые вторгаются во все сферы жизни в период становления информационного общества, где само свойство информации предполагает ее постоянное обновление, а людей вынуждает не отстать в понимании и применении этой информации в своей профессиональной деятельности. Это в свою очередь, требует от человека умения самостоятельно усваивать новые знания, навыки. Умение самообразовываться необходимо человеку для успешной профессиональной деятельности и этим умением нужно обладать [1]. Самообразование студентов играет роль связующего звена между ступенями и стадиями организованной учебы, придавая образовательному процессу целостный и восходящий характер [1, с. 199]. Отсюда основными характеристиками самообразования студентов являются организованность, самодеятельность, на-

правленность на достижение определенных личностно и и соперничеству с другими специалистами (экономис-

общественно значимых образовательных целей: удов- тами) на рынке труда, а также к личностно-профессио-

летворения образовательных интересов, общекультур- нальному и карьерному росту, основанную на потребнос-

ных и профессиональных запросов и повышения профес- тях и возможностях самообразования студенческой мо-

сиональной квалификации, чтобы быть востребованным лодежи в течение всей дальнейшей жизнедеятельности.

на рынке труда. При этом «конкурентоспособность спе- Итак, конкурентоспособность является одним из моти-

циалиста» мы понимаем как его профессионально зна- вационных факторов самообразовательной деятельности

чимую способность к состязательному взаимодействию студентов в образовательном пространстве вуза.

Библиографический список

1. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагоги / Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. — М.:

Изд. дом «Восток», 2003.

2. Закон Российской Федерации об образовании. — М.: МП «Новая школа», 1992.

3. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе. — 2 — е изд. — М.: Пед. о-во России, 1999.

4. Самостоятельная работа студента. // Педагогика в системе многоуровневого образования. Часть 1. Введение в педагогическую профессию: Программа и методические материалы. Сост.: Ф.К. Савина, Н.М. Борытко, О.Г. Нагибина и др. Волгоград: «Перемена», 1998.

5. Кондрашова, Л.В. Сборник педагогических задач: Учеб. Пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1987.

6. Педагогическая практика: Учеб-метод. Пособие / Ред. Г.М. Коджаспирова. — М.: Академия, 1998. — (Педагогическое образование).

7. Натанзон, Э. Ш. Приемы педагогического воздействия: Учеб. Пособие для пед. ин-тов. — 2 — е изд., испр. и доп. — М.: просвещение, 1972.

8. Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам / Редкол.: Д.Ж. Бакеева и др. — Казань: Изд-во Ка-занск. ун-та, 1981.

9. Андреев, В. И. Педагогика: Учеб. Курс для творч. Самообразования: Учеб. Пособие для вузов. — 2 — е изд. — Казань: Центр инновац. Технологий, 2000.

10. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учебн. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер; М-во общ. и проф. образ. Рос. Федерации, Урал. гос. проф. — пед. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. — пед. ун-та, 1997.

11. Субъектное становление специалиста как цель профессионального воспитания студентов вуза.// Матер. 11-ой межрегион. науч.-методич. конф. 16-17 апр. 2002 г. Воронеж, 2002.

Статья поступила в редакцию 23.07.08.

УДК 373 (571)

Л.Л. Балакина, канд.пед. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Автор отмечает, что современное образование решает задачу формирования толерантного мышления учащихся. Это связано с развитием таких качеств личности, как терпимость к инакомыслию, осознание норм собственного поведения, понимание и принятие других.

Ключевые слова: толерантность, принцип толерантности, толерантное (интолерантное)

мышление и поведение, коммуникация

В условиях информационно — коммуникативого общества, где взаимопроникновение культур принимает все большие масштабы, обучение и воспитание ценностям и навыкам «жизни сообща» становится главной задачей. В связи с этим особую остроту приобретает проблема формирования толерантного мышления личности школьника.

Поиск оптимальной меры согласия, диапазона толерантности становится ключевой задачей политики государства, направленной на достижение социального доверия, терпимости как факторов экономического роста, стабильности и личной безопасности. Основные приоритеты и меры реализации этой задачи нашли свое отражение в Концепции модернизации российского образования, Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и после вузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования в РФ до 2005 года, Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. В данных документах раскрываются новые социальные принципы и требования к системе российского образования и подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные по-

следствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Откликаясь на социальные требования, образование обращается к коммуникативным основам толерантной культуры. Оно создает условия для развития таких качеств личности школьника, как терпимость к инакомыслию, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, интегрированность я, принятие себя и других, ответственность и т.п, способствующие становлению универсальных способов ориентации в сложном, разнообразном, изменчивом мире [1, с. 8].

Решение этих задач мы связываем с мировоззренческой проблемой — воспитания у школьников толерантного мышления, путь к которому видим в изменении содержания образования на основе адекватной системы педагогических принципов и мер, пересмотре технологий обучения и общения как механизмов становления у них толерантного сознания и поведения. В связи с этим толерантность относим к числу базовых коммуникативных принципов и, одновременно, основополагающих ценностей современного образования.

На то, что толерантность выступает сегодня главной ценностью, а проблема ее формирования у школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.