ЛОГИКО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ МЕТАКАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Б. Ольховская
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Показано, что научно обоснованная методология организации физкультурно-спортивной деятельности студентов профессионально-педагогического вуза способствует успешному формированию метакачеств будущих специалистов, обеспечивая прогрессивное профессиональное развитие.
Актуальность. В условиях кардинального изменения рынка труда и интенсивного развития новых форм организации экономики объективно возникает необходимость роста профессиональной мобильности и конкурентоспособности специалистов. Обучение ориентированное только на передачу максимального объема знаний и освоение технологий, не обеспечит в полной мере профессиональную успешность специалиста, что может повлечь кризис социально-культурной и личностной идентичности. Все это неизбежно приводит к утверждению новой в высшем профессиональном образовании личностно ориентированной парадигмы.
Эффективное взаимодействие системы профессионального образования и рынка труда становится все более актуальной задачей. По результатам исследования, проведенного в 2003 году, около 80 % рабочих, занятых в российской экономике, обучались в системе начального профессионального образования (НПО) [8]. Однако уровень подготовки учащихся в системе НПО не всегда соответствует бурному росту высокотехнологичного производства [10]. Именно поэтому в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривается опережающее развитие НПО. По мнению аналитиков, для решения данной задачи необходимо увеличить объем и повысить качество подготовки профессиональнопедагогических кадров.
В современных социально-экономических условиях профессиональное образование рассматривается как фактор экономических возможностей человека. Поэтому, оно должно быть сориентировано на становление социально и профессионально активной личности, обладающей экстрафункцио-нальными профессионально важными качествами.
Не секрет, что успешность использования вышеперечисленных качеств в профессиональной деятельности специалиста определяется уровнем его здоровья. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития экономики, здоровье человека приобретает роль ведущего фактора профессионального роста. По мнению Ж.К. Холодова, на 35-40 % оно зависит от здоро-
вого образа жизни и хорошего физического развития [12]. Спортивные игры, являясь средством физической культуры, определяют две эти составляющие, пользуясь среди других форм организации занятий определенным приоритетом у студенческой молодежи. Спортивно-игровая деятельность проходит на фоне не только высокой двигательной активности, но и в условиях повышенного эмоционального фона, реализуя ситуацию успеха, что закладывает основы для формирования как физического, так и психического здоровья.
Все выше сказанное подтверждает актуальность данного исследования.
Основная задача исследования. Обосновать возможность формирования метакачеств будущих педагогов профессионального образования средствами спортивных игр.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория деятельностного подхода в развитии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Д. Новиков) [4, 12]; концепция личностно ориентированного профессионального образования (Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер) [5, 6]; теория развития и адаптации (И.А. Аршавский, Ф.З. Меерсон) [1, 7].
В работе использовались следующие методы: теоретический - изучение и анализ философской, психолого-педагогической и специальной спортивной литературы; эмпирический - анализ и обобщение опыта.
Результаты анализируемого материала и его обсуждение. Личностно ориентированное профессиональное образование направлено на становление социально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом. При этом существенным становится формирование таких качеств: самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к делу, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность [6, 13]. Высокая степень сформированное™ выше перечисленных качеств обеспечивает профессиональную самореализацию человека и поддержку его творческого роста. Реализация
прогрессивного профессионального развития возможна при повышении субъектной активности студента в процессе образования в вузе, когда он сам творит самого себя.
Профессионально-педагогические вузы готовят педагогические кадры для системы НПО. Структурный анализ позволил определить основные функции профессионально-педагогической деятельности будущего специалиста: образовательная, воспитательная, учебно-методическая, организационно-управленческая и производствен-но-технологическая. Осуществление данных функций связано с рядом сложностей, обусловленных особенностями профессиональной среды, в которой разворачивается профессионально-педагогическая деятельность. Отсутствие у большинства учащихся системы НПО учебно-познавательных мотивов и интереса к учебе отрицательно сказывается на развитии основных психических процессов
- памяти и мышления. Трудновоспитуемость подростков обусловлена отклонениями в эмоциональ-но-волевой сфере. Поэтому, перед педагогом профессионального образования стоит сложная задача не только сформировать необходимые компетенции у учащихся, но и планомерно развивать их психофизическую сферу, зачастую прибегая к элементам коррекции [6]. Все это выдвигает повышенные требования к уровню развития профессионально важных качеств будущего специалиста.
При обучении студентов необходимо учитывать не только современные требования к выполнению профессионально-педагогической деятельности, но и перспективу ее развития. Смена традиционного когнитивно ориентированного образования на личностно ориентированное происходит и в системе НПО. Поэтому, при организации образовательного процесса будущие специалисты должны уметь использовать фасилитационный подход, в основе которого лежит сотрудничество педагога с учащимися, их принятие и постоянная поддержка, вера в их способности, взаимоуважение и доверие.
Педагогическая фасилитация - профессионально психологическое новообразование личности педагога, интегрирующее индивидуально психологические особенности когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер, влияющее на его деятельность. Деятельность педагога-фасилита-тора - это целенаправленная активность, реализующаяся во взаимодействии субъектов образовательного процесса, создающая благоприятные условия, активизирующая и стимулирующая самостоятельно и осмысленно учение учащихся, личностное развитие субъектов [13].
Изучение и анализ профессионально-педагогической деятельности, условий ее протекания и перспективы развития позволили нам выделить ряд профессионально значимых качеств будущего специалиста, формирование и совершенствование которых, является основной задачей профессиональной подготовки студентов в вузе.
Наиболее важными среди этих качеств, на наш взгляд, являются: толерантность, рефлексия, организованность, эмпатия, нравственность отношений к себе и к другим. По мнению Э.Ф. Зеера и Д.П. Заводчикова, данные качества являются над-профессиональными и их правильнее обозначить как метакачества, обуславливающие продуктивность широкого круга социально-профессиональной деятельности человека [5].
Для успешного формирования метакачеств будущих специалистов в образовательном процессе вуза необходимо: гуманизировать отношения студентов и преподавателей; преобразовать традиционные формы учебной деятельности (лекции, семинары и т.д.); актуализировать инновационные формы обучения (тренинги, деловые игры); стимулировать самообразование студентов.
В основу реформирования деятельности преподавателя вуза должны быть положены следующие принципы его отношений со студентами [2]:
- принцип открытости и автономии, реализация которого дает студенту возможность быть открытым к мнению других, при этом сохранять право на свое мнение, что является непременным условием формирования отношения личности к себе как к субъекту процесса профессионального роста;
- принцип убеждения при сохранении альтернативы, который основывается на восприятии альтернативы как благо, которое не заслоняет того общего, на чем можно выстраивать осознанные, добровольные и согласованные действия. Поиск общего смысла выступает и как принцип выстраивания отношений между студентами и педагогами, и как задача, которую они призваны решить, чтобы суметь совместно действовать, решая те или иные проблемы;
- принцип доверия и сомнения реализуется тогда, когда взаимоотношения субъектов учения строятся на основе полного доверия. Сомнению подвергаются лишь «продукты сознания»: заявления, тезисы, выводы и т.п. Благодаря сомнению обнаруживаются противоречия, выявляются проблемы. Сомнение есть условие познания, а доверие к познающему - это условие его свободного движения к поиску собственных истин. Реализация данного принципа требует учета реакции студентов на сомнение как на норму;
- принцип субъект-субъектной позиции определяет ориентиры, формирующие отношение студента к своей деятельности, к себе, к другим. Если главным ориентиром для будущего педагога станет ребенок, то из него вырастет профессионал, подчиняющий свою деятельность гуманистическим идеалам и ценностям.
Личностно ориентированные принципы отношений между преподавателем и студентами реализуются в формах и методах их взаимодействия. Развитию субъектных качеств студентов способствуют изменения в подходе к технологии из-
Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта
ложения лекционного материала: классический монолог трансформируется в дискуссию, диалог, полилог. Использование элементов диалога осложняет профессиональную деятельность лектора, но имеет определенное достоинство: создает для студентов ситуацию выбора той или иной позиции, тех или иных ценностных оснований. Такие лекции перестают восприниматься студентами как просто вид получения информации, становятся источником формирования у них установки на диалогическое общение, на личностное знание, на понимание.
По мнению Л.В. Ведерниковой, Э.Ф. Зеера и других психологов и педагогов, деловая игра относится не к учебной, а к квазипрофессиональной деятельности студентов [2]. Она используется с целью помочь будущим специалистам в выборе оптимальных путей решения профессиональных проблем. Перед студентом в игровой ситуации раскрывается пространство выбора стратегии и тактики профессионально-педагогической деятельности.
Оптимальной организация образовательного процесса в вузе будет только тогда, когда все дисциплины учебного плана направлены на всестороннее развитие студента, на формирование и повышение уровня его мета и профессионально значимых качеств. Не должна остаться в стороне и учебная дисциплина «Физическая культура», которая обязана соответствовать специфическим особенностям вуза. Отношение к данной дисциплине как к средству только для повышения функциональных возможностей организма и улучшения физического развития занимающихся, на наш взгляд, устарело. По мнению С.Н. Тюленького и А.П. Раевского, научно обоснованная методология подбора содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов может создать предпосылки для формирования мета и профессионально значимых качеств будущих специалистов [9, 11].
На наш взгляд, успешная реализация методологии в физкультурно-спортивной деятельности студента возможна только в рамках личностно ориентированного образования, что проявляется в его «самости» во всех сущностных сферах: в само-ориентации (избирательная активность и действенное целепологание); в самовыражении (эмоциональное отношение к взаимосвязям и взаимоотношениям, возникающим в процессе деятельности); в самореализации (волевое проявление активной произвольной деятельности, направленной на преодоление трудностей); в самосознании (осмысление своей роли в деятельности, в рефлексии своих потребностей, способностей, интересов); в самооценке (самоанализ в оценке своего «Я») [3].
В рамках личностно ориентированного подхода наиболее оптимальным средством физического воспитания будущих педагогов профессионального образования, на наш взгляд, являются спортивные игры. Студент проявляет субъект-
ность уже при выборе спортивного отделения для занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Возможность самостоятельно сделать данный выбор повышает мотивацию учения, социальную активность и ответственность, способствует улучшению психофизической подготовленности.
Физкультурно-спортивная деятельность студентов спортивного отделения делится на тренировочную и соревновательную, а спортивная подготовленность на психофизическую, техническую и тактическую. Решение тактических задач в соревновательной деятельности требует от студента адекватного восприятия игровой ситуации и быстрого анализа, способности реально оценивать и прогнозировать дальнейшее развитие событий. Значит, являясь субъектом соревновательной деятельности, будущий педагог профессионального образования сам формирует у себя ответственность, рефлексию, толерантность, т.е. метакачества.
Спортивная игра как средство обучения будущих специалистов выполняет ряд профессио-нально-образовательных функций: вооружает студентов умением применять профессионально значимые качества в действии; развивает творческое мышление; формирует нравственные представления и отношения; способствует накоплению опыта коллективного решения задач в команде единомышленников. Все это обеспечивает успешное профессиональное становление студентов в процессе их обучения.
Таким образом, спортивные игры, формируя мета и профессионально значимые качества студента и проверяя уровень их развития в соревновательной деятельности, могут рассматриваться как подготовка к успешной реализации деловых игр в учебном процессе будущего педагога профессионального образования, стимулируя его к самообразованию и саморазвитию.
Для того чтобы студент осознал потребность в самообразовании, необходимы такие условия, такие ситуации, в которых он мог бы увидеть несоответствие между своими знаниями и знаниями партнеров, либо обнаружить невозможность или неэффективность решения социально-профессиональных задач, либо столкнуться с несоответствием требований к выполняемой деятельности и своей подготовкой к ней.
Спортивно-соревновательная деятельность создает условия для саморазвития студента. Анализируя ход соревнований и их результат, студент становится субъектом целенаправленной деятельности по саморазвитию своих метакачеств.
Заключение. На наш взгляд, Концепция модернизации российского образования будет реализована, если к 2010 году произойдет увеличение объема и повышение качества подготовки педагогических кадров для системы НПО, обладающих высоким уровнем сформированности мета и профессионально значимых качеств.
«Физическая культура» как предмет, относя-
щийся к циклу обще-гуманитарных и социально-экономических дисциплин, тоже может внести значимую лепту в решение данной проблемы, выполняя ряд профессионально-образовательных функций. При этом научно обоснованная методология подбора средств и методов физической культуры в вузе сможет создать условия для успешного профессионального становления студентов. Так для студентов профессионально-педагогического вуза оптимальным средством, на наш взгляд, являются спортивные игры. Они, реализуя деятельностный подход в развитии личности, способствуют формированию у будущего специалиста психологических новообразований - метакачеств, которые определяют его прогрессивное профессиональное развитие.
Литература
1. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии /И.А. Аршавский. — М.: Медицина, 1967.
2. Ведерникова Л.В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию / Л. В. Ведерникова // Педагогика. - 2003. -№ 8. - С. 47-53.
3. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 10. -С. 2-5.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т./ Л. С. Выготский. - М., 1984.
5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд. Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 397 с.
6. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер, Г. М. Ро-манцев // Педагогика. - 2002. -№ 3. - С. 16-21.
7. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика/ Ф.З. Меерсон. - М.: Наука, 1991. -278 с.
8. Профессионально-педагогическое образование в современных условиях: результаты исследования / Г.М. Романцев, В.А. Федоров, А.А. Жу-ченко, И.В Осипова, О.В. Тарасюк. - Екатеринбург: Изд. Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 68 с.
9. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учеб. пособие / Р. Т. Раевский. - М.: Высшая школа, 1985. — 136 с.
10. Смирнов И.П. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко //Педагогика. - 2002. -№ 5. - С. 19-26.
11. Тюленьков С.Ю. Технология преподавания физической культуры в вузах / С.Ю. Тюленьков, С.Н. Зуев, Л.М. Крылова // Теория и практика физической культуры. - 2001. -№ 5.- С. 50-54.
12. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
13. Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы: дис. ... канд. пед. наук / О.Н. Шахматова. - Екатеринбург, 2000. -180 с.