государства в ВВП в 1999г. сократилась до беспрецедентно низкой отметки -24,4%, на что с тревогой обращают внимание даже деятели МВФ. Не без основания они указывают на растущую угрозу, связанную с неспособностью российского правительства предоставлять населению минимально необходимый объем базовых социальных услуг.
2) Массовая ускоренная приватизация - не лучшей способ формирования подлинно рыночных субъектов. Более того, в определенных случаях она приводит к возникновению нерациональной системы корпоративного управления, обуславливающей антирыночное поведение предприятий. Важное значение имеет создание благоприятных условий для развития частного сектора на собственной основе, что достигается стимулированием малого предпринимательства. Крайне неблагоприятная ситуация возникает, если не уделяется должного внимания управлению остающимся в руках государства имуществом: тогда неизбежны его широкомасштабное «растаскивание» и криминализация экономики. Прямой зависимости между масштабами частного сектора и темпами экономического роста (и вообще степенью продвинутости страны по пути рыночных реформ) нет. Приватизация экономики может оказать позитивное воздействие на деятельность субъектов хозяйствования лишь в том случае, если сопровождается необходимой институциональной трансформацией и эффективной экономической политикой, направленными на создание конкурентной среды.
3) Либерализация экономической деятельности - необходимое, но недостаточное условие формирования эффективного рыночного механизма. Несомненна ключевая роль институциональных преобразований, включая реальное обеспечение прав собственности, действенное антимонопольное законодательство и контроль за его осуществлением, строгий банковский надзор, страхование банковских вкладов и т.п. При их отсутствии неизбежно возникает «системный вакуум», прямо ведущий к процветанию клановой и «теневой» экономики, росту и консервации неплатежей.
В ближайшей перспективе важнейшее направление реформаторской деятельности - создание определенной системы институтов, правил хозяйствования, юридических законов и кодексов поведения субъектов рынка и самого государства в экономике. Предназначение этой системы - защита позитивных либеральных ценностей в экономике (многоукладности и хозяйственного равноправия различных по формам собственности субъектов рынка, конкуренции, свободы предпринимательства, внешней открытости, роста доходов предпринимателей на основе их созидательной деятельности по удовлетворению общественных потребностей), содействие отладке механизмов регулирования национального хозяйства - рыночного, корпоративного, государственного. Весьма существенно формирование наряду с государственным и корпоративного сектора экономики (производственно-коммерческих объединений - концернов, холдингов финансово-промышленных групп, других форм объединений производителей и потребителей). Крупные корпорации в смешанной экономике способны выступать стратегическими партнерами государства в проведении реформ, взять на себя функции планирования и организации обмена деятельностью предприятий в ключевых народнохозяйственных сферах, используя как рыночные, так и планово-распределительные методы (последнее практикуется прежде всего в рамках внутрикоррпоративного оборота).
Стратегия реформы российской экономики на современном этапе должна, на наш взгляд, основываться на методологии взаимообусловленности диалектики производительных сил и производственных отношений; на оптимизации процесса трансформации отношений собственности; на повышении эффективности рыночного хозяйства, с учетом решения возникающих социальных проблем.
Курбанова М.Г.
Проблемы реструктуризации экономики Республики Дагестан
Сложившаяся в РД экономическая ситуация радикально отличается от той, которая была на начало перехода к рынку. Уменьшились масштабы экономической деятельности, произошли значительные сдвиги в структуре республиканского хозяйства, изменились методы и идеология хозяйствования. Объем промышленного производства по сравнению с 1990г в 1999г сократился в 4раза.Розничный товарооборот упал в 9 раз. Свободный индекс цен вырос в 7.4 раза, а реальные денежные доходы населения сократились в 4.7 раза. Эти доходы в республики в 4 раза ниже среднероссийских, при том, что стоимость потребительской корзины из 19 основных продуктов питания составляет в Дагестане98% от среднероссийской величины.
Основной направленностью дальнейшего развития экономических реформ должно быть продолжение формирования в Дагестане эффективной социально-ориентированной рыночной экономики смешанного типа, базирующейся на многообразии и равноправии всех форм собственности, свобода экономической деятельности, добросовестной конкуренции и участия государства в регулировании социальных процессов преимущественно в сфере потребления.
Признание смешанной модели экономики означает рациональное сочетание рыночных и государственных регуляторов в обеспечении воспроизводственных пропорций и участии государства в претворении в жизнь рыночных методов хозяйствования.
Государство должно, с одной стороны инициировать проведение реформ в республике запуская механизмы реформирования, их правовое обеспечение и контроль за их исполнением, а, с другой стороны, - проводить социальную политику по перераспределению бюджетных средств в направлении развития отсталых районов республики. В перспективе необходимо стремиться к созданию самообеспечивающей экономической системы, функционирующей в едином экономическом пространстве России в качестве автономного блока на принципах равноправного и эквивалентного обмена, как с регионами России ,так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Стратегия социально-экономического развития РД в качестве основных направлений включает: преодоление финансового и бюджетного кризиса; оживление инвестиционной деятельности; проведение институционных и структурных преобразований; достижение экономического роста, разрешение социальных проблем.
Финансовый и бюджетный кризис, породивший цепную реакцию неплатежей в настоящее время представляет главную опасность на пути экономических преобразований. В краткосрочной перспективе кризис неплатежей частично разрешим, если в дополнение к субвенциям из Российского бюджета ужесточить и фискальную политику и повысить собираемость налогов, задействовать механизмы банкротства и санации предприятий, упорядочить налогообложение недвижимости. В среднесрочном и долгосрочном плане бюджетный кризис может быть преодолен через расширение налоговой базы за счет роста объемов производства и создания новых рабочих мест, увеличения выпуска конкурентоспособных товаров, повышения заработной платы.
В долгосрочной перспективе необходимо ориентироваться на создание новых производств за счет инвестиций в экономику. Только в этом случае можно добиться существенного прироста доходной части бюджета и превращение его из дотационного в самообеспечиваемый.
Поэтому новая инвестиционная и финансовая политика приобретает решающее значение н на данном этапе экономических преобразований.
Проблема инвестирования должна решаться комплексно, путем привлечения средств за счет централизованных вложений из российского бюджета, собственных источников финансирования, долгосрочных кредитов частных лиц и иностранных инвесторов.
Бюджетные возможности для инвестирования экономики сегодня ограниченны. Поэтому необходимо делать ставку на отечественный и иностранный частный капитал, превратив Дагестан в регион благоприятного инвестиционного климата, в том числе и через создание свободных экономических зон экспортно-импортной ориентации, свободных таможенных зон ,зон свободной приграничной торговли и т.п.
Успешное разрешение этих задач будет связано с развитием политической ситуации как внутри Дагестана, так и вокруг него. Центральное место в системе экономических преобразований отводится структурной перестройке экономики. Ее цель состоит в том ,чтобы превратить экономику республики в единый народно-хозяйственный комплекс, способный эффективно функционировать и развиваться в рыночных условиях.
Направления структурных преобразований включают: создание производств товаров конечного потребления пользующихся спросом на республиканском рынке; повышение экспортных возможностей республики для осуществления эквивалентного обмена на внешних рынках; проведение реконструкции предприятий оборонных отраслей; создание агропромышленных структур рыночной ориентации, увязывающих в единую технологическую цепь производства сырья - переработку его в конечный продукт-реализацию потребителю.
Приоритетное место в дагестанской экономике должно быть отведено развитию отраслей агропромышленного комплекса, переработке животноводческого и растениеводческого сырья, отраслям топливно-энергетического комплекса: производству электроэнергии ,нефтедобыче и продуктам ее переработки, газодобыче и газоснабжению, машиностроению.
Особое место в экономике должно быть отведено развитию транспорта, строительству автомобильных дорог республиканского назначения.
Большие перспективы в будущем имеет развитие рекреационного комплекса. При проведении структурной перестройки необходимо ориентироваться на спросовые потребности рынка. Производство не ради продукта и наращивания объемов, а исходя из возможности реализации товара и получения прибыли.
Критерии эффективности управления госсобственностью в Дагестане окончательно не разработаны, но некоторые авторы, в частности Бандурин В.В., Торопов С.В. разработали показатели, применимые и у нас в Республике. Для оценки эффективности управления госсобственностью можно использовать:
-концепцию управления финансовыми потоками, основанную на росте прибыли от управления;
-концепцию портфеля собственности, основанную на совокупном росте стоимости госсобственности, входящий в данный портфель.
Первая концепция основана на построении модели финансовых потоков, в которой прибыль государства от управления госсобственностью определяется по формуле:
П — Дгс ~3ГС,
где:Дгс - доходы от управления госсобственностью; Згс - затраты на управление госсобственностью. Доходы включают следующие составляющие:
□ доходы от продажи (приватизации) ГС;
□ доходы от управления госпакетами акций (дивиденды);
□ доходы от управления казенными предприятиями и др.
Затраты на управление госсобственностью подразделяются на постоянные и переменные: Постоянные затраты, не зависящие от совокупной стоимости госсобственности:
□ затраты на содержание госаппарата (например, аппараты Министерства государственного имущества, его территориальных комитетов и т. д.);
□ затраты на содержание казенных предприятий, и т. д. Переменные затраты:
□ затраты на подготовку и проведение тендеров, аукционов, конкурсов;
□ текущие операционные затраты для осуществления уставной основной деятельности государственных унитарных предприятий;
□ текущие операционные затраты предприятий с госдолей, пропорциональные этой доле и т. д.
Затратный показатель эффективности управления государственной собственностью может быть представлен в виде:
с. _ к* Сгс ~3ГС ^ 3 ~ 3 '
ЗГС
где: k - коэффициент, учитывающий налогообложение объектов госсобственности (например, государственные унитарные предприятия платят налоги от своей хозяйственной деятельности).
Ресурсный показатель эффективности управления госсобственностью определяется из выражения:
^ _ kx ~3ГС ^
3 р >
СГС
где: Сгс — совокупная стоимость объектов госсобственности.
Основным условием повышения эффективности управления госсобственностью является оптимизация показателей Эз и Эр, то есть максимизация доходов при заданных расходах или минимизация расходов при заданных доходах.
Вторая концепция основана на рассмотрении интегральной совокупности элементов госсобственности как портфеля собственности (совокупности портфелей собственности - ПС).
Главным принципом этой концепции является повышение совокупной стоимости ПС, состоящей из суммы рыночных стоимостей ее элементов. Следовательно, текущая рыночная эффективность ПС может быть определена как:
Ст^
„ _ 1 *-тп
~ с '
ГСНП
где:СгстП - текущая портфельная стоимость госсобственности; Сгснп - начальная портфельная стоимость госсобственности.
В данном критерии дивиденды по госпакетам обычно не учитываются, так как они опосредованно влияют на рыночную (текущую) стоимость элементов ПС. Основным условием повышения эффективности управления госсобственностью является максимизация показателя Этп.
На практике часто используют интегральный показатель эффективности управления госсобственностью в виде взвешенной суммы рассмотренных критериев или их произведения.
Следует разработать механизмы персональной правовой и материальной ответственности руководителей фирм перед заказчиками и государством за его нецелевое использование.
Республика Дагестан испытывает весьма сложный период. При активном претворении в жизнь вышеперечисленных направлений социально-экономических преобразований возникнут условия для перехода к стратегии экономического роста и улучшения благосостояния дагестанцев.
Артюхова М.А.
О ходе реализации Федеральной целевой Программы социально-экономического развития Республики Дагестан на период 1999 - 2001 годы
В целях стабилизации и развития экономики Республики Дагестан и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 1997 г. № 1151 постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. № 931 была утверждена Федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Дагестан.
Ожидаемыми конечными результатами Программы должны были стать:
снижение дотационности бюджета Республики Дагестан к 2003 году до 8,5 %;
создание 52 тысяч новых рабочих мест;
обеспечение с 2003 года платежей в бюджеты всех уровней в размере 3,92 млрд. руб., в том числе: в федеральный бюджет - 1,34 млрд. руб. в республиканский бюджет - 2,09 млрд. руб. в местные бюджеты - 0,49 млрд. руб.;
прирост объемов производства - 9,4 млрд. руб. в том числе:
1999 год - 1,4 млрд. руб. (20 % к уровню 1997 г.),
2000 год - 3 млрд. руб. (45 % к уровню 1997 г.),
2001 год - 5 млрд. руб. (80 % к уровню 1997 г.);
создание потенциала развития Республики Дагестан в размере: 1999-2000 годы - 0,83 млрд. руб.,
2001 год - 0,96 млрд. руб.,
2002 год - 0,86 млрд. руб., после 2002 года - 1,64 млрд. руб.
Настоящая программа включала в себя комплекс мероприятий, направленных на увеличение потенциала развития Республики, рациональное освоение сырьевых ресурсов, реконструкцию и модернизацию промышленных предприятий, поддержку традиционных сельскохозяйственных отраслей (виноградарство и виноделие, животноводство, рыбные промыслы), решение транспортно-коммуникационных задач, развитие связи, социальной сферы и т.д.
Главной целью реализации Программы являлось максимальное достижение бюджетного самофинансирования Республики Дагестан.
Исходя из Концепции Программы необходимо было создать в Республике условия, способные сохранить политическую, социальную и межнациональную стабильность. Все это было бы возможным в случае полного обеспечения финансирования Программы в 1999 году - 42%, как в базовом году, в 2000 году - 33 %, а в 2001 году - 25 %.
Как видно из таблицы 1, в общем объеме финансирования основную долю составляли собственные средства предприятий (31,45 %). Однако, после кризиса в августе 1998 г. предприятия были не в состоянии обеспечить инвестиционные проекты собственными средствами. Отсутствие собственных средств, как основное условие при составлении бизнес-плана, не дало возможность получить инвестиции из средств бюджета развития Российской Федерации. Остальные источники финансирования - средства местных бюджетов, кредиты коммерческих банков, иностранные инвестиции, другие внебюджетные источники также не были обеспечены.