Научная статья на тему 'Проблемы ресоциализации лиц, освобожденных условно-досрочно '

Проблемы ресоциализации лиц, освобожденных условно-досрочно Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
условно-досрочное освобождение / осужденные / ресоциализация / исправительное учреждение / проблемы / grant of parole / convicts / resocialization / correctional facility / problems

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галина Васильевна Курбатова, Ольга Николаевна Чистотина, Татьяна Геннадьевна Нечаева

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования процедуры ресоциализации лиц, освобожденных условно-досрочно. Целью исследования является подготовка предложений, направленных на решение проблем, связанных с ресоциализацией лиц, освобожденных условно-досрочно. Авторами использованы основные общенаучные методы: метод системного анализа и сравнительно-правовой метод. Новизной работы является рассмотрение процедуры ресоциализации с позиции улучшения ее организационной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галина Васильевна Курбатова, Ольга Николаевна Чистотина, Татьяна Геннадьевна Нечаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of re-socialization of persons released on parole

The relevance of the study is due to the need to improve the procedure for the resocialization of persons released on parole. The purpose of the study is to prepare proposals aimed at solving problems associated with the resocialization of persons released on parole. The authors used the main general scientific methods: the method of system analysis and the comparative legal method. The novelty of the work is the consideration of the resocialization procedure from the perspective of improving its organizational component.

Текст научной работы на тему «Проблемы ресоциализации лиц, освобожденных условно-досрочно »

Закон и право. 2024. № 3. С. 249-254. Law and legislation. 2024;(3):249-254.

Научная статья УДК 343.81

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-249-254 EDN: https://elibrary.ru/AVETSD

NIION: 1997-0063-3/24-168 MOSURED: 77/27-001-2024-3-368

Проблемы ресоциализации лиц, освобожденных условно-досрочно

Галина Васильевна Курбатова1, Ольга Николаевна Чистотина2, Татьяна Геннадьевна Нечаева3

1 Институт подготовки государственных и муниципальных служащих Академии

ФСИН России, Рязань, Россия

2 3 Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязань, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования процедуры ресоциализации лиц, освобожденных условно-досрочно. Целью исследования является подготовка предложений, направленных на решение проблем, связанных с ресоциализацией лиц, освобожденных условно-досрочно. Авторами использованы основные общенаучные методы: метод системного анализа и сравнительно-правовой метод. Новизной работы является рассмотрение процедуры ресоциализации с позиции улучшения ее организационной составляющей.

Ключевые слова: условно-досрочное освобождение, осужденные, ресоциализация, исправительное учреждение, проблемы.

Для цитирования: Курбатова Г.В., Чистотина О.Н., Нечаева Т.Г. Проблемы ресоциализации лиц, освобожденных условно-досрочно // Закон и право. 2024. № 3. С. 249—254. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-249-254. ББЫ: https://elibrary.ru/AVETSD

Original article

Problems of re-socialization of persons released on parole

Galina V. Kurbatova1, Olga N. Chistotina2, Tatiana G. Nechaeva3

1 Institute of Training of State and Municipal Employees of the Academy of the Federal Penitentiary

Service of Russia, Ryazan, Russia

2 3 Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of internal affairs of the Russia Federation

named after V.Ya. Kikot, Ryazan, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Abstract. The relevance of the study is due to the need to Improve the procedure for the resocialization of persons released on parole. The purpose of the study is to prepare proposals aimed at solving problems associated with the resocialization of persons released on parole. The authors used the main general scientific methods: the method of system analysis and the comparative legal method. The novelty of the work is the consideration of the resocialization procedure from the perspective of improving its organizational component.

Keywords: grant of parole, convicts, resocialization, correctional facility, problems.

For citation: Kurbatova G.V., Chistotina O.N., Nechaeva T.G. Problems of re-socialization of persons released on parole // Law and legislation. 2024;(3):249—254. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-249-254 EDN: https://elibrary.ru/AVETSD

© Курбатова Г.В., Чистотина О.Н., Нечаева Т.Г. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 03-2024

Ррсоциализация лиц, освобожденных условно-досрочно, — это разносторонняя и щ- многогранная процедура, которая включает множество процессов, затрагивает огромное количество людей и обладает важнейшим значением в контексте снижения количественных показателей рецидивной преступности и исправления осужденных.

Эффективность института условно-досрочного освобождения (далее — УДО) во многом зависит от того, насколько продуктивно и качественно будет проведена ресоциализация. Ведь если допустить, что в процессе отбывания наказания осужденный исправился, ему удалось доказать этот факт в суде, но после освобождения он не смог приспособиться к условиям жизни в социуме, не получил достаточной поддержки со стороны общества и государства, то велика вероятность, что такой человек вновь вернется к преступной деятельности. Соответственно, сущностный смысл, заложенный законодателем в институте УДО, теряется, а его цели так и не будут достигнуты.

К сожалению, современное состояние процедуры ресоциализации лиц, освобожденных условно-досрочно, характеризуется наличием ряда проблем, корни которых имеют не только правовую, но и глубокую социальную основу [3, с. 271]. Многие из имеющихся проблем сохраняются на протяжении длительного времени, а практика попыток их решения показывает, что они либо решаются недостаточно, либо не решаются вовсе. Все это приводит к тому, что процедура ресо-циализации лишается возможности реализовать весь огромный потенциал, который в ней заложен. Поэтому мы убеждены, что изучение имеющихся проблем, а также предложение возможных вариантов их решения является чрезвычайно актуальной задачей в настоящее время.

Ресоциализация осужденных протекает в два этапа —пенитенциарный и постпенитенциарный. На первом этапе закладывается база ресоциализации, которая впоследствии подкрепляется и дополняется уже после того, как осужденный покидает исправительное учреждение, освободившись условно-досрочно. В контексте изучения проблем ресоциализации лиц, освобожденных условно-досрочно, нас преимущественным образом будет интересовать постпенитенциарный этап ресоциализации. Ведь если осужденный смог освободиться условно-досрочно, ему удалось исправиться, в том числе посредством процедуры ресоциализации. Однако мы не можем оставить без внимания проблемы пени-

тенциарного этапа ресоциализации, так как именно в течение него закладывается фундамент исправления, в отсутствие которого не может быть места для УДО.

Соответственно, если бы данных проблем не существовало, процесс ресоциализации протекал эффективнее, а количество осужденных, освобождаемых условно-досрочно, увеличивалось. К тому же некоторые проблемы пенитенциарного этапа ресоциализации, даже в случае применения УДО, могут стать причинами проблем адаптации уже после освобождения.

К сожалению, одной из основных проблем, затрудняющих реализацию осужденных на пенитенциарном этапе, продолжает оставаться нарушение их прав. Зачастую представители администрации исправительных учреждений и рядовые сотрудники проявляют излишнюю и необоснованную строгость и жестокость по отношению к осужденным, пренебрегают нормами закона, превышают должностные полномочия [4, с. 91]. Все это приводит к тому, что осужденные имеют сложности с адаптацией, замыкаются в себе, высказывают недоверие к любым проявлениям воспитательного воздействия, становятся агрессивными и даже совершают преступления.

Мы убеждены, что доля карательного воздействия на осужденных при любых обстоятельствах должна находиться в рамках действующего законодательства, а строгость режима содержания должна варьироваться в зависимости от личности осужденного и тяжести совершенного им преступления. Практика показывает, что далеко не во всех действующих исправительных учреждениях процесс воспитательного воздействия базируется на исправительных, а не на карательных методах [1, с. 125].

Особое внимание в контексте эффективности процедуры ресоциализации следует уделять беспрепятственной реализации таких прав осужденного, как право на свидание с родственниками, право на получение образования или специальности, право на прогулки и т.д. Ведь именно эти факторы способствуют исправлению осужденного и снижению степени негативного воздействия социальной изоляции. Безусловно, каждый осужденный индивидуален, и далеко не все отличаются законопослушным поведением и стремлением к исправлению. К таким лицам следует применять дополнительное дисциплинарное воздействие. Однако и у таких осужденных есть права, которые должны соблюдаться, если мы рассчитываем на их исправление.

При рассмотрении ходатайства об УДО, помимо иной информации, позволяющей опреде-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

лить степень исправления осужденного, судьи обращают особое внимание на заключение администрации исправительного учреждения, что нашло подтверждение и в судебной практике. Это вполне логично, ведь именно сотрудники исправительного учреждения, в котором осужденный отбывал наказание, могли наблюдать за его поведением и процессом исправления с первого дня лишения свободы. Именно они оказывали на него воспитательное воздействие в процессе ресоциализации, именно они выносили поощрения и взыскания [2, с. 8].

Все вышеперечисленное касается и командования дисциплинарных воинских частей, где отбывают наказание осужденные военнослужащие.

В соответствии с ч. 1 ст. 175 УИК РФ в настоящий момент с ходатайством об УДО может обратиться либо сам осужденный, либо его адвокат (законный представитель).

Учитывая вышеизложенное, мы убеждены, что подобным правом следует наделить и администрацию исправительного учреждения, а также командира дисциплинарной воинской части. Поэтому считаем необходимым внести соответствующие изменения в ч. 1 ст. 175 УИК РФ.

Кроме того, следует вернуть в действие п. «д» ч. 1 ст. 113 УИК РФ, утративший силу в 2003 г., в соответствии с которым в качестве меры поощрения администрация исправительного учреждения могла ходатайствовать перед судом об УДО. Вполне логично, что это корреспондирует и дополнению действующей редакции ч. 1 ст. 167 УИК РФ наделением правом командира дисциплинарной воинской части заявлять ходатайство об УДО в качестве меры поощрения осужденного военнослужащего.

Не менее серьезной проблемой является реализация права осужденных на получение образования и обеспечение их трудовой деятельностью в процессе отбывания наказания. Это чрезвычайно важно по нескольким причинам: во-первых, получая образование и специальность, осужденный приобретает новые знания и навыки, развивается интеллектуально не только в профессиональном, но и в личном отношении, что способствует социально-культурному развитию; во-вторых, образовательные и трудовые мероприятия позволяют отвлечься от рутины и однообразия в период отбывания наказания, снизить негативное влияние социальной изоляции; в-третьих, полученные знания могут быть использованы после освобождения и помочь осужденным трудоустроиться.

Часть 1 ст. 108 УИК РФ предусматривает, что в исправительных учреждениях организуются

обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденныгх к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

В части 4 указанной статьи закреплено, что с учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего образования. Мы считаем, что подобных мер недостаточно и их необходимо совершенствовать. Прежде всего, необходимо расширять образовательные возможности в исправительном учреждении. Мы живем в век активного технологического прогресса, одним из достижений которого является возможность получения дистанционного образования. Соответственно, следует задуматься о модернизации материально-технической базы ряда исправительных учреждений, чтобы предоставить осужденным возможность проходить обучение в различныгх образовательных учреждениях по всей стране.

Наивысшим успехом подобной модернизации в обозримом будущем должно стать предоставление каждому осужденному реальной возможности реализовать право на получение среднего профессионального и высшего образования в различных российских учебных заведениях дистанционным способом по тем специальностям, освоение которых возможно без непосредственного личного присутствия в учебных заведениях. Кроме того, осужденные должны преимущественным образом обучаться тем специальностям и заниматься такой работой, которая позволит им трудиться не только в стенах исправительного учреждения.

То есть, трудовая деятельность осужденных должна быть не примитивной, а развивающей и направленной на повышение профессиональной квалификации [7, с. 303]. Это позволит осужденному быть более востребованным после освобождения.

Основные проблемы постпенитенциарного этапа ресоциализации лиц, освобожденных условно-досрочно, сопряжены с многочисленными трудностями и сложностями в адаптации. Первичной проблемой, с которой сталкиваются многие осужденные после того, как покидают исправительные учреждения, является отсутствие места жительства. За время нахождения в местах лишения свободы жилищное положение осужденных часто меняется. Это связано с рас-

LAW & LEGISLATION • 03-2024

торжением брака, смертью близких родственников, утратой права на жилую площадь, потерей регистрации посредством принудительной выписки и многим другим.

Зачастую родственники не желают помогать осужденному и пускать его на свою жилую площадь. Все это приводит к тому, что осужденный лишен возможности удовлетворить одну из базовых потребностей любого современного человека — потребность в жилище. Не имея постоянного места жительства, осужденные испытывают дополнительные сложности в трудоустройстве, которое и без того крайне затруднено, вынуждены бродяжничать, начинают злоупотреблять спиртными напитками, совершать правонарушения и преступления. То есть, возвращаются к криминальному поведению, которое удалось побороть ценой значительных усилий на пенитенциарном этапе ресоциализации.

Оказавшись в подобной ситуации, многие осужденные приходят к выводу, что общество не принимает и не хочет их принимать, после чего намеренно совершают противоправные деяния, чтобы вернуться в места лишения свободы, где у них будет постоянная крыша над головой и иные минимальные блага.

В настоящий момент законодательством недостаточно урегулирован вопрос обеспечения нуждающихся лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, жильем. Администрация исправительного учреждения перед освобождением обязана запросить у осужденного в письменном виде, какое место жительства он избирает. Если осужденный не имеет какого-либо места жительства, он вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о признании его в качестве нуждающегося в получении жилой помощи и постановке на учет. Однако существует очередь, которая иногда длится много лет, и это явно не поможет решить проблему с жильем своевременно.

Мы убеждены, что вопрос с обеспечением жилой площадью лиц, освобожденных условно-досрочно, необходимо решать заблаговременно, в тот момент, пока осужденный находится в исправительном учреждении. Учитывая непредсказуемость временных рамок наступления УДО, после того, как осужденный отбывает шесть месяцев лишения свободы (минимальный срок для подачи ходатайства об УДО), администрация исправительного учреждения должна проводить работу по решению жилищного вопроса тех, кто в этом нуждается.

В настоящий момент в некоторых муниципальных образованиях функционируют соци-

альные центры временного проживания и социальной адаптации, которые могут на первичном этапе удовлетворить потребность освобожденных лиц в жилище. Однако в масштабах института УДО количество подобных центров необходимо увеличивать по всей стране. Они будут не только обеспечивать нуждающихся жильем, но и оказывать юридическую помощь, помогать с восстановлением документов, содействовать в трудовом устройстве.

Администрации исправительных учреждений необходимо законодательно обязать сотрудничать с подобными центрами посредством своевременной передачи информации о количестве осужденных, нуждающихся в жилой площади, об уровне их образования, трудовом опыте, возрасте, имеющихся ограничениях по здоровью и т.д. Если количество центров временного проживания и социальной адаптации в муниципальных образованиях будет увеличено, а коммуникация между центрами и администрациями исправительных учреждений будет налажена, многие бытовые проблемы осужденных удастся решить. Кроме того, это позволит повысить эффективность контроля над лицами, освобожденными условно-досрочно.

Другой не менее существенной и требующей внимания проблемой является трудоустройство лиц, освобожденных условно-досрочно. Труд — это не только возможность самореализации, участие в процессе производства социальных благ, способ развития личности, но и источник получения материальных средств к существованию.

Иными словами, обеспечение лиц, освобожденных условно-досрочно, трудом является важнейшим условием их ресоциализаци [5, с. 75]. Рассматривая проблему труда осужденных на пенитенциарном этапе, мы уже говорили о том, как важно давать осужденным такую работу, которая не только будет развивать их уровень профессионального мастерства и навыки, но и позволит им быть конкурентоспособными на рынке труда после освобождения.

К сожалению, это лишь одна сторона проблемы. Недостаточно только обеспечить осужденных возможностями получать образование и трудиться в стенах исправительного учреждения. Важно сделать так, чтобы после освобождения условно-досрочно осужденные имели возможность реализовать свое право на труд. Уже длительное время наблюдается тенденция, в соответствии с которой некоторые работодатели под различными предлогами необоснованно отказывают лицам, освобожденным условно-досрочно

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

или имеющим судимость, в получении работы [6, с. 636]. Несмотря на то, что ст. 64 ТК РФ прямо запрещает это.

Изменить подобную тенденцию сложно, так как ее корни лежат глубоко в общественном сознании населения по отношению к осужденным. Однако на ситуацию с трудоустройством можно повлиять иными способами.

Прежде всего путем выделения и распределения рабочих мест среди осужденных еще на стадии подготовки к освобождению в соответствии с уровнем их образования, трудовыми качествами, навыками, умениями, состоянием здоровья. Именно поэтому так важно, чтобы осужденный мог не только трудиться в процессе отбывания наказания, но и образовываться, повышать собственную квалификацию, чтобы при распределении рабочих мест имелось больше возможностей для выбора. Чтобы система выделения и распределения рабочих мест для осужденных работала эффективно, необходимо предпринять комплекс нормативных правовых мер.

Следует внести изменения в Приказ Минюста России от 13 января 2006 г. № 2, чтобы закрепить и конкретизировать в нем государственные и муниципальные органы, которые обязаны способствовать трудовому и бытовому устройству осужденных. На уровне каждого субъекта РФ необходимо законодательным путем создать реестр организаций, предприятий (государственных и частных, при их желании), которые привлекаются к программе выделения и распределения рабочих мест для освободившихся осужденных.

Стоит задуматься о предоставлении различных льгот для подобных организаций и предприятий, чтобы активизировать их вовлечение в указанную программу. Данный реестр должен быть открытым и с течением времени дополняться новыми участниками. Само распределение рабочих мест для осужденных должно осуществляться на основании квотирования, что подразумевает принятие Федерального закона «О квотировании рабочих мест для лиц, освободившихся из исправительного учреждения».

Данный ФЗ должен закреплять: условия квотирования рабочих мест; порядок и основания установления квоты; права, обязанности работодателей за неисполнение положений закона; формы экономической поддержки работодателей и другие важные положения. Аналогичные законы должны быть приняты на уровне субъектов РФ, чтобы закрепить фундамент складывающихся правоотношений, но соблюсти региональную специфику.

Для реализации квотирования администрация исправительного учреждения должна в срок, установленный законом, подавать сведения об освобождаемых осужденных, указывая максимально подробную информацию. Особое внимание следует уделить квотированию рабочих мест на тех предприятиях, при которых имеется общежитие. Ведь если решение проблемы по увеличению количества центров временного проживания и социальной адаптации осужденных, освобожденных условно-досрочно, в муниципальных образованиях является долгосрочной задачей, то квотирование рабочих мест на предприятиях, при которых уже имеются общежития, позволит одновременно и быстро обеспечить хотя бы часть нуждающихся не только работой, но и жильем. Это поможет решению двух наиболее существенных проблем, снижающих эффективность постпенитенциарной ресоциализации.

Решению описанных проблем теоретически может способствовать недавнее принятие Федерального закона «О пробации в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2024 г.

Институт пробации — новое явление для российской правовой действительности. Он подразумевает совокупность мер по ресоциализации, социальной адаптации и различной помощи осужденным. Мы не наблюдаем причин, в силу которых можно было бы выступать против указанных нововведений. Тем не менее далеко не всегда то, что изначально кажется продуктивным и позитивным в теории, находит полноценную реализацию в практической деятельности.

Учитывая тот факт, что ничего столь масштабного и уникального в рамках российской правовой действительности ранее не существовало, а также принимая во внимание комплексность вышеуказанных проблем, мы считаем, что только время, практика применения и конкретные результаты являются объективными показателями успеха института пробации.

Сформулированные нами предложения, направленные на модернизацию и преобразование процедуры ресоциализации, не теряют своей актуальности, так как они могут быть реализованы как в рамках института пробации, так и вовне его.

Проведенное исследование показывает, что на сегодняшний день процедура ресоциализации осужденныгх, освобожденных условно-досрочно, далеко от идеала. Чтобы повысить эффективность данной процедуры, необходимо решить ряд проблем, свойственных обоим этапам ресо-циализации. Имеющиеся проблемы проявляют-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 03-2024

ся в практической реализации, а их природа сосредоточена как в недостатках нормативного правового регулирования, так и в сложившихся подходах к тем или иным процессам.

Так или иначе, для решения проблем и реализации всей полноты потенциала, свойственного ресоциализации, необходимо осуществить комплексные изменения в системе исполнения наказаний, принять ряд законов, улучшить взаимодействие между компетентными государственными органами и различными общественными институтами, конкретизировать ответственность уполномоченных субъектов за исполнение обязанностей в рамках ресоциализации. Только тогда в обозримом будущем эффективность как самой ресоциализации, так и института УДО будет кратно увеличена.

Список источников

1. Галич Т.В. Проблема эффективности методов воспитательного воздействия на осужденных в исправительном учреждении // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 10 (62). С. 124—128.

2. Грушин В. Ф. Развитие уголовной политики в отношении условно-досрочного освобождения от отбытия наказания // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 7. С. 6—14.

3. Гусаров П.Н. Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России // Молодой ученый. 2018. № 22 (208). С. 270—273.

4. Кудряшов A.B. Анализ насильственных действий, совершаемых сотрудниками исправительных учреждений в отношении осужденных и некоторые меры по их профилактике // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 3 (30).

5. Минстер М.В. Трудовая адаптация осужденных к лишению свободы как средство их исправления // Закон и право. 2017. № 5. С. 76—80.

6. Терентъев Д.А. Актуальные проблемы условно-досрочного освобождения осужденных от дальнейшего отбывания наказания / / Молодой ученый. 2022. № 21 (416). С. 633—639.

7. Хван И.И. Постпенитенциарный процесс ресоциализации осужденных: проблемы и пути решения / / Бюллетень науки и практики. 2020. № 7. С. 300—306.

References

1. Galich T.V. The problem of the effectiveness of methods of educational influence on convicts in a correctional institution // Skif. Questions of student science. 2021. № 10 (62). Pp. 124—128.

2. Grushin V.F. Development of criminal policy in relation to conditional early release from serving a sentence // Bulletin of the penal system. 2021. № 7. Pp. 6—14.

3. Gusarov P.N. Resocialization and adaptation of convicts: problems and prospects of the penitentiary system in Russia // Young scientist. 2018. № 22 (208). Pp. 270—273.

4. Kudryashov A. V. Analysis of violent acts committed by correctional officers against convicts and some measures to prevent them / / Law and order: history, theory, practice. 2021. № 3 (30). Pp. 89—96.

5. Minster M. V. Labor adaptation of convicts sentenced to imprisonment as a means of their correction // Law and legislation. 2017. № 5. Pp. 76—80.

6. Terentyev D.A. Current problems of parole for convicts from further serving their sentences / / Young scientist. 2022. № 21 (416). Pp. 633—639.

7. Khvan I.I. Post-penitentiary process of resocialization of convicts: problems and solutions // Bulletin

Информация об авторах

Курбатова Г. В. — кандидат юридических наук, доцент Чистотина О.Н. — кандидат педагогических наук Нечаева Т. Г. — кандидат юридических наук

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 07.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kurbatova G.V. — candidate of legal sciences, associate professor Chistotina O. N. — candidate of pedagogical sciences Nechaeva T.G. — candidate of legal sciences

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 07.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.