Проблемы религиозного образования в Западной Европе
А. Н. Крылов (Берлинский Вест-Ост институт, Германия)
Доклад автора на IX Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века», которая проходила в Московском гуманитарном университете 15-17 ноября 2012 г. Автор анализирует основные проблемы религиозного образования в Западной Европе в контексте изучения интеркультурного взаимодействия и европейской образовательной интеграции.
Ключевые слова: религиозное образование, Западная Европа, Германия, образовательная интеграция, религиозность.
Религиозное образование, являясь одной из традиционных и основополагающих составляющих классического образования в Европе, представляется для современной российской науки достаточно новой областью исследовательской и практической деятельно-
сти. Лишь немногие признанные научные институты Российской Федерации рассматривают вопросы религиозного образования в общем контексте образовательных проблем. Чаще всего оно остается областью деятельности церковных и религиозных учреждений,
не отличающихся системностью и не обладающих достаточной научной компетентностью. В числе исключений можно назвать Институт религиозной педагогики Русской христианской гуманитарной академии и небольшое количество кафедр в государственных вузах. Вместе с тем вопросы отношений между религией и образованием, их роли и путях их воздействия на человека в современном обществе все чаще становятся предметом внимания российских ученых. Анализ имеющихся русскоязычных публикаций показывает как высокий интерес и изначально серьезный научный подход к исследованию соответствующих образовательных проблем, так и недостаток отечественных исследовательских работ. В этой ситуации зарубежный опыт становится особенно значимым, а с учетом процессов глобализации и европейской интеграции еще более полезным. Берлинский Вест-Ост институт обратился к теме религиозного образования как в контексте исследования идентичностей, в частности религиозной идентичности (Крылов, 2012), так и в контексте изучения интеркультурного взаимодействия и европейской образовательной интеграции.
В процессе работы над представленной темой наряду с изучением научных источников и современной религиозно-педагогической литературы использовались качественные методы исследования, в том числе интервью с учителями религиоведения в школах (в данном случае Германии), с учеными, работающими в области религиозного образования, с сотрудниками и священниками протестантских и католических приходов. Избранные встречи и визиты в религиозные, социальные и педагогические институты позволили фрагментарно проиллюстрировать актуальную ситуацию. Посещение занятий по религиозной педагогике в теологических вузах, как и уроков религиоведения, также содействовало анализу соответствующих ситуаций и тенденций.
Под религиозным образованием в данной работе понимается процесс становления личности, целенаправленного формирования духовности человека, его моральных и культурных ценностей, объясняемых божественным смыслом и воспринимаемых в рамках опреде-
ленной религии или конфессии. Значимым в этом контексте становится и понятие религиозной педагогики, представляющей собой теорию и практику обучения, передачи и освоения содержания той или иной религии (включая рефлексию соответствующей веры, потребностей, условий, религиозных институтов), осуществляемых с применением соответствующей дидактики.
В российской специальной литературе пока не существует утвердившихся определений религиозного образования и религиозной педагогики, но дискуссии вокруг этих дисциплин позволяют выделить тенденции формирующейся терминологии. Так, публикации по вопросам религиозного образования в России чаще всего обращены к институциональному содержанию образования и рассматривают проблемы преподавания религиозных учений в разного рода образовательных учреждениях. В то же время религиозная педагогика в высказываниях российских специалистов нередко толкуется как система формирования религиозно мотивируемой личности.
В теоретических дискуссиях о религиозном образовании в Западной Европе на протяжении десятилетий большое внимание уделяется вопросам религиозной и теологической детерминированности образования и педагогики. В настоящее время исследователи чаще придерживаются конвергентной модели, трактующей религиозное образование равнозначно как теологическую и педагогическую область деятельности. Другим значимым теоретическим вопросом, на протяжении десятилетий волнующим специалистов в области религиозного образования, является вопрос об обучаемости религии и вере. В работах Ф. Шлейер-махера и его современников религия и вера трактовались как чувство; соответственно и обучение религии происходит аналогично обучению чувству. Так же как ребенок в общении с матерью учится улыбаться, осваивает формы проявления чувств, так же может он осваивать религиозность и учиться чувству веры. Противоположные взгляды характерны для представителей диалектической теологии. По их мнению, обучение вере противоречит идее божественного откровения. Соответст-
венно вере нельзя научиться, она представляет собой Дар Божий и может быть получена только от Всевышнего. Потому диалектические теологи, как правило, отвергали возможность психологических и педагогических приемов передачи веры и освоения религии. Их идеи могут быть сформулированы определенным паролем: «Провозглашение вместо преподавания, слушание вместо обучения!» Й. Кунстманн писал, что исходя из религиозных причин обучать вере нельзя, так же как и нельзя ей быть обученным (Киг^шапп,
2010). Вера является областью действия Святого Духа, потому ее невозможно получить или «заработать» даже через определенные действия, богоугодные дела или какие-то благие поступки. В этом смысле вера недостигае-ма. Она, являясь духовной установкой и безграничным доверием, не может быть сформирована самим человеком, она может быть лишь подарена ему. Идеи необучаемости вере, по мнению теоретиков религиозной педагогики, не противоречат идее обучаемости религии, которая осваивается в процессе социализации в семье и церковной общине, в том числе и в акте передачи традиций и восприятии религиозных установок. Несмотря на то что религиозным процессам нельзя научиться, их можно мотивировать и к ним можно подвигнуть. Идеи детерминированности религиозного образования и когнитивного освоения веры сыграли важную роль в формировании теории религиозного образования. Они определили и закрепили его содержание, осваиваемое при помощи педагогики религии, а не педагогики веры. Религия соответственно становится содержанием образования, предметом педагогики и воспринимается передаваемой в виде знаний, форм, установок, образцов религиозного поведения и элементов инкультурации.
Большое влияние на развитие и состояние религиозного образования в Западной Европе оказали социальные изменения 1960-х годов (так называемая революция 1968-го) и для католических стран — решения Второго Ватиканского собора. В начале 70-х годов прошлого века европейское общество значительно изменилось. Трансформировались социальный опыт и взаимоотношение полов, образовались
новые социальные мильё и неформальные стили жизни, межличностная солидарность стала вытесняться конкурентным образом поведения. Кроме этого, в странах Западной Европы значительно увеличилась доля представителей нехристианских религий. Происходящие в настоящее время социальные изменения привели к поиску новых форм как церковной жизни, так и религиозного образования. На этом фоне теоретики религиозного образования все чаще обращаются к дискуссиям о преподавании «мировой религии» и замене христианского конфессионального воспитания на межкультурное и межрелигиозное. В свою очередь, консервативные группы заявляют о полном отрыве религиозного образования от конкретных конфессиональных и религиозных ценностей, излишней толерантности к чужому при нивелировании базисных основ собственной христианской идентичности.
Задачи современного религиозного образования тем не менее определяются содержанием религиозных учений и концентрируются вокруг идеи формирования ценностей и постижения смыслов. В литературе выделяется четыре группы таких целей и задач:
1. Формирование ценностей и идеалов (обусловленных как конкретной религией, так и общечеловеческих).
2. Проблемно-ориентированная квалификация (направлена на преодоление возникающих перед современных человеком проблем, в том числе связанных с эмансипацией, поиском форм идентификации и смысла собственной жизни).
3. Развитие формально-религиозных способностей.
4. Предоставление возможностей для личностного роста и самообразования (Еп§1ег1, 2009: 53-58).
Новые прикладные задачи складываются под усиливающимся влиянием мультикуль-турного фактора. В традиционно католических или протестантских странах увеличиваются группы населения, принадлежащие к православию и некоторым евангеликально-харизматическим группам. Все большее влияние в традиционно христианских странах получают мусульманские общины. Во Франции,
Германии, Испании и других западноевропейских странах осуществляется государственный заказ на проведение программ по преподаванию исламского религиоведения.
Несмотря на попытки адаптировать религиозное образование к условиям времени, сравнение уровня его институционального влияния, его взаимодействия с теологией и общей педагогикой и его роли в современном обществе позволяет сформулировать проблему определенного теоретического застоя. Если состояние религиозного образования сопоставить с состоянием развития общества, с актуальными социальными проблемами и характерным для современной Европы отношением к религии, то последует вывод об определенном несоответствии провозглашаемых религиозно-педагогических идей и окружающей действительности, что, в свою очередь, формирует следующую проблему — проблему кризиса. Проявление кризисных явлений религиозного образования современной Западной Европы в рассматриваемом контексте целесообразно сгруппировать по четырем направлениям: научно-образовательные проблемы, институциональные проблемы, прикладные и коммуникационные проблемы.
Научно-образовательные проблемы религиозного образования проявляются в стагнации его теоретического развития. Если в 1960-1970-е годы наблюдался всплеск идей и новых теоретических подходов, появился ряд признанных и известных педагогическому и теологическому сообществу ученых, а теория религиозной педагогики стремилась не только отвечать требованиям времени, но и опережать его, то современные публикации все еще по стилю и идеям находятся на уроне тех же 1960-1970-х годов. Преподавание религиоведения в вузах нередко ограничивается социологическим анализом общества и диалектическими размышлениями о философско-теологических проблемах воспитания. В то же время недостаточно внимания уделяется методике религиозного воспитания и поиску адекватных времени дидактических подходов. В процессе анализа содержания издаваемых сборников или программ проводимых в Европе соответствующих конференций можно вы-
делить две большие группы ученых: одна из них все еще активно дискутирует актуальные для 1960-1970-х годов темы, а другая вообще не проявляет исследовательской активности.
Непростая ситуация складывается с преподаванием религиоведения в общеобразовательных школах и гимназиях. Религия все больше вытесняется из светского образования. Об этом говорят многочисленные конфликты, в том числе и судебные процессы по вопросу о запрете вывешивать распятие в общеобразовательных школах. Религиоведение в большинстве случаев является конфессиональным предметом, соответственно и содержание, и вопрос о соответствии преподавателя определяются с учетом мнения соответствующей церкви. В экспертных интервью и ряде соответствующих публикаций неоднократно сообщалось о преподавателях конфессионального религиоведения, разочаровавшихся в своей религии и воспитывающих школьников, несмотря на свою церковную принадлежность, в духе нигилизма и агностики. Некоторые специалисты по религиозной педагогике говорят как о кризисе подготовки учителей по религиоведению, так и о необходимости реформирования концепций преподавания религиоведения в школах ^оЬгег, 2012: Электр. ресурс). Профессор Рудольф Энглерт понимает предмет религиоведения в школе как определенный модус познания мира и развития религиозной компетенции (Еп§1ег1, 2002). При этом религиозная компетентность включает в себя эстетику, герменевтику, коммуникации и прагматику. Занятия по религиоведению, по Р. Энглерту, кроме того, призваны содействовать формированию нового мышления и развитию вкуса жизни.
Институциональные проблемы проявляются в сокращающейся эффективности работы сформированных государством и церквами (протестантской и католической) разного рода учреждений, заведений и институтов, призванных на различных уровнях содействовать развитию религиозного образования. Такие учреждения создавались и были направлены на выполнение целого ряда актуальных для того времени задач. В числе задач — организация курсов повышения квалификации для сотруд-
ников церковных и прицерковных организаций, проведение конференций, дискуссий, семинаров, призванных обеспечить современный образовательный уровень как в теории, так и в практике, выступать проводниками в коммуникациях между религий и общественностью, стать центрами развития религиозной педагогики. Религиозно-педагогические и религиозно-социальные институты должны были обеспечивать научно обоснованную, концептуально рефлектированную и практически апробированную работу в области религиозного образования. Со временем многие из созданных во второй половине XX в. учреждений и институтов религиозной педагогики, хотя формально и не отказались от провозглашенных ранее концептуальных идей, на практике престали им соответствовать. Некоторые из таких институтов сдают свои помещения для проведения семинаров и мероприятий разным церковным организациям, превратившись, таким образом, большей частью в учреждения сферы обслуживания.
Прикладные проблемы религиозного образования выражаются в несоответствии его теорий, идей и дидактических методов реалиям существующей действительности, неэффективности проведения разработанных мероприятий и постепенной утрате способности оказывать влияние на актуальную ситуацию как в церковных общинах, так и в других религиозно-педагогических группах. Работа с молодежью и школьниками в отдельных церковных приходах все еще проводится в духе 1960-1970-х годов, когда уже установка в подвале церковной общины теннисного стола воспринималась примером прорыва в работе с молодежью.
В научной литературе, в том числе и в многочисленных специальных периодических изданиях, достаточно редко говорится о кризисных для религиозного образования явлениях. В церковной периодике, наоборот, пропагандируются разные молодежные группы и молодежные общины, описываются встречи, дискуссии на теологические и экуменические темы, совместные песнопения, поездки выходного дня. Они являются важными свидетельствами активности современных церков-
ных общин в Германии, но вместе с тем отражают мнение лишь той небольшой части молодых людей, которая не только была социализирована в рамках определенной конфессии, но и нашла место для своей реализации в конкретном приходе. Большая часть молодежи и юношества в современной Европе становится все больше отдалена от церкви. Не случайно руководство Римско-католической церкви чаще и чаще говорит о необходимости новой евангелизации Европы (Крылов, 2012: 116). Под новой евангелизацией понимается обращение к религии и церкви тех, кто формально является христианином, но не посещает церкви, или тех, кто, имея христианские корни, потерял связь с христианством. Традиционных для последних пятидесяти лет подходов и методов, для того чтобы заинтересовать религией, сформировать религиозную компетентность, показать преимущества религиозной жизни, явно недостаточно. Исполнение церковных песен на мелодии 1960-1980-х годов, кофейные встречи и дискуссии о либеральной теологии для этих групп совершенно нерелевантны. Прикладной кризис современного религиозного образования состоит как раз в том, что оно, на современном этапе его развития, не готово и не в состоянии предложить адекватные концепции работы с основной массой населения, с теми, на кого ориентирована политика новой евангелизации.
Коммуникационные проблемы религиозного образования отражают степень влияния религиозно-педагогической науки и религиозно-педагогических идей на общество, их восприятие обществом и соответственно их общественную оценку. Если в середине XX в. новые религиозно-педагогические подходы активно обсуждаюсь в федеральных и крупных региональных средствах массовой информации, то сегодня интерес к ним со стороны общества и СМИ достаточно мал. Причиной этому может быть отчуждение теорий от действительности, потеря интереса широких слоев населения к используемым дидактическим и методическим приемам, отсутствие адекватных состоянию общества теоретических концепций. Освещение тем религиозного образования в средствах массовой информации все
чаще либо носит негативно-критический характер, либо происходит на страницах местной прессы и ограничивается сообщением о проведенном хоровом концерте или рассказом о встречах в приходском клубе. Показательным примером из Германии в данном случае стал проведенный в 2009 г. в федеральных землях Берлин и Бранденбург референдум «за» или «против» преподавания религиоведения в местных школах. На референдуме было предложено ввести в школах обязательный предмет (религиоведение для верующих и этику для неверующих). Сам референдум оказался несостоятельным, так как в нем прияли участие лишь 29,2% из 2,45 млн избирателей. Но и среди тех, кто участвовал в референдуме, лишь 48,5% высказались «за», в то время как «против» обязательного преподавания религиоведения/этики в школах проголосовали 51,3% участников (Volksentscheid fur Religion gescheitert: Электр. ресурс). Вслед за Берлином дискуссии о целесообразности конфессионального религиоведения в школах охватили средства массовой информации и других федеральных земель. Ситуация с отношением общества как к религиозно-педагогическим идеям в целом, так и к преподаванию религиоведения в школах в частности связана не только с названным теоретическим и институциональным кризисом религиозной педагогики, но и со способностью ее субъектов к адекватным для времени коммуникациям.
Важным ориентиром представленного анализа кризисных явлений религиозного образования в Европе выступала Германия. Это обстоятельство, в числе прочего, определено особой активностью и плодотворностью немецкой теологии второй половины XX в., одним из важнейших представителей которой является и современный Римский Папа — Бенедикт XVI1. Послевоенная Германия не только дала миру значимых психологов, но и долгое время была в числе лидеров модернизации религиозного образования. Сегодня кризисные явления в религиозном образовании Германии наблюдаемы по всем выделенным четырем группам, тем не менее сложившиеся в последние десятилетия институты стабильно работают. В Германии издаются многочислен-
ные религиозно-педагогические журналы, работают десятки религиозно-образовательных учреждений. Практически в каждом как государственном, так и частном вузе, имеющем религиоведческие и теологические факультеты, существуют кафедры религиозной педагогики. Конфессиональное (протестантское и католическое) религиоведение преподается в школах и гимназиях. В одних федеральных землях этот предмет является обязательным (может быть заменен этикой), а в других (Берлин и Бранденбург) может быть выбран факультативно. Церквам принадлежат детские сады, школы, гимназии, академии, образовательные центры. В приходах осуществляется насыщенная мероприятиями программа для школьников, юношества и молодежи. В университетских городах созданы студенческие общины, имеющие, как правило, собственного пастора.
Проблемы, как и новые горизонты религиозного образования католических территорий Европы, определены состоявшимся в октябре 2012 г. Всемирным епископским синодом, обращенным к проблеме новой евангелизации. Завершающий документ обращает внимание на измененную культурную, политическую и социальную ситуацию современного общества, призывает клириков и верующих активнее использовать новые возможности передачи веры, подчеркивает роль семьи в религиозном образовании и уделяет особое внимание воспитанию молодежи (Schlussbotschaft der Synodenteilnehmer in Rom: Электр. ресурс).
Теоретическое развитие религиозного образования продолжается в русле нескольких направлений. Это герменевтика, дидактика, эмпирическая и возрастная психология. Особое внимание уделяется экуменическим темам (в первую очередь взаимоотношению между протестантами и католиками), отношениям с иудаизмом и исламом, вопросам феминизма и интеркультурных коммуникаций. Процесс воспитания и обучения рассматривается в контексте таких понятий, как вера, спириту-альность, этика и культура. Основными институтами религиозного образования остаются семья, школа и церковный приход. В возрастном плане религиозное образование ориенти-
ровано не только на детей и юношество, но и на взрослых, которые вступают в контакт с церковью как на богослужениях, так и на тематических религиозных курсах, в профессиональной жизни и во время досуговых мероприятий (ВНапг ёег Ие^ютр аёа§о§1к, 1995).
Актуальные дискуссии о взаимоотношениях государства и церкви в современной России, а также возрастающая роль религии в духовной жизни страны обращают внимание к вопросам как теории, так и практики образовательной деятельности действующих на территории России религиозных организаций. В аналитических публикация (напр., Религия и российское многообразие, 2011) отмечается, что попытки введения в российских школах основ православной культуры и эксперимент по преподаванию в 19 регионах России одного из трех предметов по выбору (светской этики, основ мировых религий и основ одной из «традиционных» религий — православия, ислама, буддизма и иудаизма) показали, что общество не готово к этому шагу или не желает его (Лукин, 2011). Между тем вопрос о преподавании религиоведения в школах, а также
о православном, мусульманском (Ык^^к,
2011) или другом религиозном или конфессиональном содержании этого предмета остается открытым. Опыт стран Европейского союза показывает, что преподавание основ религии в школе является лишь одной и вовсе не доминирующей частью религиозного образования. Ориентируя российскую религиозную педагогику на внешкольное воспитание, необходимо адаптировать положительный опыт исторического развития страны и вместе с тем избежать опасности создания некоторого подобия существовавшим в советский период идеологическим организациям. Новым направлением для отечественных специалистов может стать педагогика взрослых. Религиозному образованию в России, так же как и на Западе, предстоит решить проблему взаимоотношения образования и религии, определить грань его зависимости от богословия. Набожность сама по себе не сможет заменить педагогическое мастерство, так же как и неверующие педагоги не смогут в полной мере привести к постижению определенных религиозных доктрин.
Зарождающаяся в России религиозная педагогика должна обращаться не к абстрактному образу априорно религиозного человека, а к человеку, живущему здесь и теперь, социализированному в актуальных социально-политических условиях, подверженному воздействию рекламы и общества потребления, ценящего свободу и образование, находящемуся в поиске ценностей и смыслов. Несомненно значимыми в этом процессе формирования новой для России научной и практической дисциплины — религиозной педагогики — становятся обращение как к позитивному, так и к негативному международному опыту, научная кооперация, трансфер знаний и совместные программы как исследовательского, так и религиозно-духовного содержания.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Папа Римский Бенедикт XVI отрекся от престола 28 февраля 2013 г. — Ред.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Крылов, А. Н. (2012) Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. 2-е изд. М. : ИКАР.
Лукин, Р. (2011) Статистика религиозной и конфессиональной принадлежности россиян: каким аршином мерить // Религия и российское многообразие / науч. ред. и сост. С. Б. Филатов. М. ; СПб. : Летний сад. С. 5-30.
Религия и российское многообразие (2011) / науч. ред. и сост. С. Б. Филатов. М. ; СПб. : Летний сад.
Bilanz der Religionspadagogik (1995) / Hgrs. von H.-G. Ziebertz, W. Simon. DUsseldorf : Patmos Verlag.
Englert, R. (2002) Ziele religionsp adagogischen Handels // Bitter G., Englert R., Miller G., Nip-kow K. E. Neues Handbuch religionspadagogi-scher Grundbegriffe. MUnchen : Kosel-Verlag, 2002. S. 53-58.
Englert, R. (2009) Was sich im Religionsunter-richt lernen lasst // Katechetische Blatter. № 1. S. 50-58.
Isik-Yigit, T. (2011) Wohin geht die Reise: islamische Religionsp adagogik // Katechetische Bl atter. №3. S. 163-169.
Kunstmann, J. (2010) Religionsp adagogik. Eine EinfUhrung. UTB Band 2500, 2. Auflage. TUbingen : Francke Verlag.
Lohrer, J. (2012) Call for Papers: Tagung — Religionslehrerbildung in der Krise? [Электр. ресурс] // RPIvirtuel. 28.02. URL: http://info. blogs. rpi-virtuell.net/2012/02/28/call-for-papers-ta-gung-religionslehrerbildung-in-der-krise (дата обращения: 11.04.2013).
Schlussbotschaft der Synodenteilnehmer in Rom. [Электр. ресурс] // Deutsche Bischofskonferenz. URL: http://www.dbk.de/fileadmin/redaktion/ di-verse_downloads/Botschaften/2012-10-27-Schlussbotschaft-Synodenteilnehmer.pdf (дата обращения: 11.04.2013).
Volksentscheid fUr Religion gescheitert [Электр. ресурс] // Focus Online. 26.04.2009. URL: http:// www.focus.de/schule/schule/unterricht/religion/ proreli/berlin-volksentscheid-fuer-religion-gescheitert_aid_393679.html (дата обращения:
11.04.2013).
Дата поступления: 28.02.2013 г.
THE PROBLEMS OF THEOLOGICAL
EDUCATION IN WESTERN EUROPE
A. N. Krylov (Berlin West-Ost Institute, Germany)
This is a report presented at the 9th International Scientific Conference «Higher Education for the 21st Century» that took place at Moscow University for the Humanities on 15-17 November, 2012. The author analyzes the main problems of theological education in Western Europe in the context of the research on intercultural cooperation and European educational integration.
Keywords: theological education, Western Europe, Germany, educational integration, religionism.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Krylov, A. N. (2012) Religioznaia identichnost’. Individual’noe i kollektivnoe samosoznanie v postin-dustrial’nom prostranstve. 2-e izd. M. : IKAR.
Lukin, R. (2011) Statistika religioznoi i konfes-sional’noi prinadlezhnosti rossiian: kakim arshi-nom merit’ // Religiia i rossiiskoe mnogoobrazie / nauch. red. i sost. S. B. Filatov. M. ; SPb. : Letnii sad. S. 5-30.
Religiia i rossiiskoe mnogoobrazie (2011) / nauch. red. i sost. S. B. Filatov. M. ; SPb. : Letnii sad.
Bilanz der Religionsp adagogik (1995) / Hgrs. von H.-G. Ziebertz, W. Simon. Dйsseldorf : Patmos Verlag.
Englert, R. (2002) Ziele religionsp adagogischen Handels // Bitter G., Englert R., Miller G., Nip-kow K. E. Neues Handbuch religionspadagogi-scher Grundbegriffe. Mйnchen : Kosel-Verlag, 2002. S. 53-58.
Englert, R. (2009) Was sich im Religionsunter-richt lernen lasst // Katechetische Blatter. № 1.
S. 50-58.
Isik-Yigit, T. (2011) Wohin geht die Reise: islamische Religionsp adagogik // Katechetische Bl atter. №3. S. 163-169.
Kunstmann, J. (2010) Religionspadagogik. Eine Einffihrung. UTB Band 2500, 2. Auflage. TCbingen : Francke Verlag.
Lohrer, J. (2012) Call for Papers: Tagung — Religionslehrerbildung in der Krise? [Elektr. re-surs] // RPIvirtuel. 28.02. URL: http://info. blogs. rpi-virtuell.net/2012/02/28/call-for-papers-ta-gung-religionslehrerbildung-in-der-krise (data ob-rashcheniia: 11.04.2013).
Schlussbotschaft der Synodenteilnehmer in Rom. [Elektr. resurs] // Deutsche Bischofskonferenz. URL: http://www.dbk.de/fileadmin/redaktion/ di-verse_downloads/Botschaften/2012-10-27-Schlussbotschaft-Synodenteilnehmer.pdf (data ob-rashcheniia: 11.04.2013).
Volksentscheid ffir Religion gescheitert [Elektr. resurs] // Focus Online. 26.04.2009. URL: http:// www.focus.de/schule/schule/unterricht/religion/ proreli/berlin-volksentscheid-fuer-religionge-scheitert_aid_393679.html (data obrashcheniia:
11.04.2013).
Новые книги
Ковалева, А. И. Траектория социализации : монография [Текст] / А. И. Ковалева,
В. В. Богданова. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. - 184 с.
Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 26 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. - 88 с.