Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ ЦИФРОВЫХ ДАННЫХ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ'

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ ЦИФРОВЫХ ДАННЫХ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЛОКЧЕЙН / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЦИФРОВЫЕ ДАННЫЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветчинников Д.В., Иглин А.В.

В данной статье исследованы проблемы отсутствия государственного регулирования использования технологий цифровых данных в производстве. Изучены нормативно-правовые акты, регулирующие инвестирование в инновации в сельскохозяйственный сектор. В статье проанализированы данные статистики о дефиците и профиците баланса молока-сырья в зависимости от территории и изучены данные по применению инноваций в этой сфере. Показано, что инновации с использованием цифровых данных в целом оказывают положительное влияние на высокоэффективную организацию сельскохозяйственного производства и нуждаются в активном внедрении на фоне дефицита молока-сырья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STATE REGULATION OF THE INTRODUCTION OF INNOVATIONS OF DIGITAL DATA IN AGRICULTURAL PRODUCTION

This article examines the problems of the lack of state regulation of the use of digital data technologies in production. Studied the regulations governing investment in innovation in the agricultural sector. The article analyzes statistical data on the deficit and surplus of the balance of raw milk, depending on the territory, and studies data on the application of innovations in this area. It is shown that innovations using digital data in general have a positive effect on the highly efficient organization of agricultural production and need to be actively implemented against the background of a shortage of raw milk.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ ЦИФРОВЫХ ДАННЫХ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

УДК 330.34

doi:10.52210/2224669X_2021_1_...

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ ЦИФРОВЫХ ДАННЫХ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Д.В. Ветчинников, А.В. Иглин

Аннотация. В данной статье исследованы проблемы отсутствия государственного регулирования использования технологий цифровых данных в производстве. Изучены нормативно-правовые акты, регулирующие инвестирование в инновации в сельскохозяйственный сектор. В статье проанализированы данные статистики о дефиците и профиците баланса молока-сырья в зависимости от территории и изучены данные по применению инноваций в этой сфере. Показано, что инновации с использованием цифровых данных в целом оказывают положительное влияние на высокоэффективную организацию сельскохозяйственного производства и нуждаются в активном внедрении на фоне дефицита молока-сырья.

Ключевые слова: информационные технологии, блокчейн, цифровые технологии, сельскохозяйственное производство, цифровые данные.

PROBLEMS OF STATE REGULATION

OF THE INTRODUCTION OF INNOVATIONS

OF DIGITAL DATA IN AGRICULTURAL PRODUCTION

D.V. Vetchinnikov, A.V. Iglin

Abstract. This article examines the problems of the lack of state regulation of the use of digital data technologies in production. Studied the regulations governing investment in innovation in the agricultural sector. The article analyzes statistical data on the deficit and surplus of the balance of raw milk, depending on the territory, and studies data on the application of innovations in this area. It is shown that innovations using digital data in general have a positive effect on the highly efficient organization of agricultural production and need to be actively implemented against the background of a shortage of raw milk.

Keywords: information technologies; blockchain; digital technologies; agricultural production; digital data.

Сегодня цифровые технологии охватывают большинство сфер современной экономики и промышленности. Согласно отчету индийской аналитической компании «TeamLease», в Индии в области информационных технологий методы искусственного интеллекта

создали 2,3 млн рабочих мест, перед этим сократив 1,8 млн. Для бизнеса такая ситуация выгодна, поскольку руководители департаментов и менеджеры по персоналу автоматически создали на предприятиях технически более образованную и современную среду. Современные цифровые технологии и искусственный интеллект становится все более и более важной составляющей подбора наиболее выгодных объектов для производства при разработке на предприятиях самых разных сфер деятельности, поскольку такие инструменты упрощают оптимизацию производственных процессов [5].

Исключением не стало и сельское хозяйство - стратегическая для России отрасль. Минсельхоз РФ реализует проект «Цифровое сельское хозяйство», который ставит перед собой амбициозные цели - цифровые технологии должны помочь увеличить производительность сельхозпредприятий вдвое к 2024 г. [3]. Для цифровой трансформации сельского хозяйства необходимы специалисты, обладающие новыми знаниями, а также новые «умные» решения, которые придут им на помощь. От собирательства к возделыванию полей, культивации растений, изобретению удобрений, использованию средств механизации и автоматизации производства - каждое революционное нововведение поднимало сельское хозяйство на новую ступень развития [9]. Современная аграрная революция подразумевает внедрение передовых информационных технологий (далее - ИТ), которые сократят объем ручного труда и расходы, при этом повысят производительность и урожайность.

Для начала рассмотрим теоретическую сторону проблемы внедрения инноваций, чтобы понимать её предметность, основываясь на объективных знаниях об инновациях Интернета вещей и искусственного интеллекта.

Сегодня использование ИТ в сельском хозяйстве - это не только применение компьютеров. Вначале проведем обзор наиболее актуальных практик цифровизации сельскохозяйственного производства в странах мира и России.

Министерство сельского хозяйства РФ пытается произвести мощный прорыв в вопросе применения цифровых технологий, инноваций, цифровую трансформацию в каждом секторе агропромышленного комплекса России [2]. «Цифровое сельское хозяйство» - проект на пять лет в этом направлении, который должен быть реализован до 2024 г. [4].

Компания «Ростех» применяет успешные технологии в области цифровой трансформации сельского хозяйства: беспилотные летательные аппараты с целью фотофиксации угодий, роботизированная система управления фермерскими хозяйствами, точное земледелие с помощью Интернета вещей [8].

Достаточно актуальной цифровой технологией сельскохозяйственного производства является блокчейн. Блокчейн, несомненно, принес нам больше безопасности в цифровой эпохе, и мы уже увидели влияние технологии на несколько отраслевых ниш и секторов. После банковского и финансового сектора блокчейн был с успехом принят в логистике, розничной торговле, административных секторах, общественной безопасности и т.д. Блокчейн уже используется в сельскохозяйственном секторе, хотя можно считать, что его внедрение все еще находится на начальной стадии. Технология обеспечивает большую прозрачность при сохранении неизменности данных. Фактические варианты использования все еще остаются весьма ограниченными, но, учитывая огромное влияние, постараемся описать несколько из наиболее эффективных вариантов использования блокчейна в сельском хозяйстве и агропромышленности:

1. Повышение продуктивности урожая. Глобальный индекс голода по-прежнему демонстрирует, что почти сотня стран испытывает нехватку продовольствия. Производство продуктов питания с меньшими усилиями при удовлетворении потребностей максимального числа людей давно в центре внимания многих стран, и организации по обеспечению благосостояния работают над сокращением смертности от голода и недоедания. К счастью, технология блокчейна тоже может сыграть важную роль в повышении урожайности. Блокчейн, помогая поддерживать инвентарь и базу данных ресурсов, таких как вода, удобрения и рабочая сила, может упростить доступ к этим ресурсам и запасам и, таким образом, повысить производительность для сельскохозяйственных ферм. «Умный» инвентарь, беспилотники для наблюдения и связанные с ними инструменты ведения сельского хозяйства сегодня производят ценные данные, которые можно использовать для развития механизма контроля за урожайностью - связка Интернета вещей и блокчейна решит много проблем.

2. Прогресс в цепочке поставок сельскохозяйственной продукции. Помимо оказания помощи фермерам, блокчейн играет все более

важную роль в улучшении цепочки поставок продовольствия и сельскохозяйственных культур. Благодаря блокчейну снижается роль посредников и агентов для поставок товаров от производителей до магазинов и реальных потребителей.

Но есть и проблемы в сфере внедрения инноваций цифровых данных в сельскохозяйственный сектор. Переход от индустриальной формы производства к постиндустриальной происходит на основе увеличения нематериальных активов внутри предприятия - цифровых данных о инновационной систематизации какого-либо производства. Цифровые данные, в свою очередь, не определены как объект имущественных отношений, и расчёт рентабельности внедрения инноваций происходит некорректно, по старым бухгалтерским схемам, не применимым к современной ситуации быстро растущей цифровизации. Именно эта проблема косвенно влияет на административное принятие решений по оптимизации производства за счёт внедрения инноваций и расчёта инновационного потенциала предприятия. Примером тому могут быть транснациональные компании, которые вышли на рынок инновационных решений и сами диктуют современные тенденции технологий. Стоимость транснациональных компаний основана не на результатах производства, а на ноу-хау, которые активно используются и были верно оценены для внедрения в различные отрасли. Правильная оценка внедрения инноваций неизбежно приведет к потоку инвестиционного капитала. Таким образом, несбалансированное правовое регулирование данных вопросов не гармонизирует ситуацию между реальной ценностью и оценочной стоимостью.

Также существует проблема преобразования имеющихся идей среди научных сотрудников в реальные материальные востребованные активы. В предыдущие годы статистика на подачу заявок на регистрацию патентов на промышленный образец, полезную модель, изобретение показывает нулевые результаты.

Такая практика уже есть. Ст. 1360 ч. 4 Гражданского кодекса РФ предоставляет механизм использования изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности с компенсациями, которые назначаются Постановлениями Правительства РФ. Аналогичные компенсации нужно выплачивать за инновационные изобретения или полезные модели в области агропромышленного комплекса, так как в условиях импортозамещения

и активных поставок нашей сельскохозяйственной продукции на зарубежный рынок агропромышленный комплекс только выиграет уже в ближайшей перспективе. Также будет целесообразным сделать бесплатной государственную услугу Роспатента по регистрации изобретения или полезной модели с использованием цифровых данных в целях развития агропромышленного комплекса. Сейчас стоимость заявки на регистрацию составляет от 1 тыс. до 100тыс. руб. Высокая стоимость оформления патента является нестерпимым препятствием для его регистрации. Поэтому в части изобретений или полезных моделей, которые были бы созданы в национальных интересах страны, должны быть бесплатны. Другая проблема - в течение времени внедрения инновации может произойти кража идеи и присвоение такого объекта другим спекулятивным игроком на патентном рынке.

Генеральный директор юридической компании «Интеллектуальный капитал» Р. Скляр указывает, что сложность оценки инновационного потенциала внедрения новой цифровой технологии тормозит развитие секторов национальной экономики, в частности, секторов агропромышленного комплекса РФ. Для оценки инновационного потенциала цифровых изобретений используется расходный метод. Так как нет мощного оборота инновации ни в одной из сфер сельского хозяйства на начальном этапе, получается, оценка реальной стоимости не может быть посчитана корректно. Для большинства секторов сельского хозяйства внедрение инновации принесло бы до трехсот процентов добавочной стоимости, но на деле инновация оценивается в сотню тысяч. Также существует проблема идентификации инноваций в финансовых отчетах, так как долгое время они не расценивались как экономические активы.

Президент «Ассоциации 1РЗДа1п» А. Кричевский указывает на устаревшие стандарты бухгалтерского учёта при оценке внедрения инноваций. Стоимость, выведенная через бухгалтерский метод, сильно различается с реальной стоимостью [6].

Вице-президент по стратегии АО «Ситроникс» Е. Шульгина руководит отраслевой разработкой по оценке таких инноваций и созданию негосударственного реестра отраслевых платформ «Бизнес государству». Таким образом будет обеспечиваться постепенная капитализация внедрения инноваций в сельскохозяйственные предприятия [7].

Положительным решением в сторону инвестиционного климата внутри национального сектора экономики является всту-

пивший в силу Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон обязывает все инвестиционные платформы, функционирующие на территории России, включить в Центробанковский реестр. Эффективна не только организация регулятивных госинститутов рынка инноваций, но и создание целостной архитектуры, дающей эффективное общение государства и разработчиков.

Рассмотрим на примере молочного скотоводства Московской области имеющийся кризис технологий и инноваций и имеющуюся статистику. Согласно отчёту компании «№осо^ик» ежегодный дефицит сырого молока в Москве и Московской области составляет около 4 млн т в Центральном федеральном округе, что представляет наибольший дефицит сырого молока для переработки. Молокопере-рабатывающие заводы в Москве и Московской области потребляют около 4 млн т в год. В Центральном федеральном округе в ближайшие три года ожидается выход на проектную мощность крупных молочных ферм с добавлением произведенного сырого молока для переработки до 2,6 млн т к сегодняшним показателям и предприятий переработки сырого молока с выработкой 1,6 млн т в год. Однако дефицит сырого молока в Московской области сохранится на уровне около 2,1 млн т в год. Кроме того, профицит готовой продукции составляет 1,9 млн т в год. За 2020 г. в Московской области произведено 5,4 млн т сырого молока, потреблено 8 млн т молочной продукции, а переработано молока 10,1 млн т в перерасчете на молоко нормализованной жирности 3,4 %. Баланс молока-сырья в Центральном федеральном округе составляет 3,0 млн т за 2020 г. - это максимум среди других регионов. В Северо-западном федеральном округе баланс составляет

- 1,8 млн т, в Южном федеральном округе - 0,1 млн т, в Уральском федеральном округе - 0,7 млн т в год, в Сибирском федеральном округе

- 0,1 млн т в год, в Дальневосточном федеральном округе - 0,8 млн т в год. Исключением профицитного баланса по производству сырого молока являются Приволжский и Северо-Кавказский федеральный округа - 0,7 и 0,1 млн т в год. То есть дефицит баланса молока-сырья в Центральном федеральном округе в 30 раз выше, чем в Сибирском федеральном округе и Южном федеральном округе, несмотря на то, что в Центральном федеральном округе сосредоточены инновацион-

ные полисы и федеральные университеты, подведомственные Министерству сельского хозяйства, а также огромные денежные потоки и сильный административный ресурс. Это показывает несостоятельность инновационной политики Центрального федерального округа, в частности, Московской области. Московская область находится в сильнейшем дефиците, который составляет 3960 млн т за 2020 г., при том, что соседние регионы - Смоленская область с дефицитом 68 млн т, Тверская область с дефицитом 29 млн т, Ивановская область с дефицитом 43 млн т, Костромская область с дефицитом 31 млн, Тульская область с дефицитом 13 млн т. Остальные регионы Центрального федерального округа в профиците. Таким образом, дефицит баланса молока-сырья Московской области в 500 раз больше самого большого дефицита региона Центрального федерального округа. Однако именно Московская область обладает территориями, и на её территории находятся ведущие инновационные центры.

Московская область предлагает широкий перечень мер господдержки для проектов молочного животноводства. Это налоговые льготы согласно закону Московской области N° 151/2002-2003, предоставление участков в аренду согласно Постановлению Правительства Московской области № 272/13, это льготный лизинг согласно Постановлению Правительства Московской области № 727/36, где предлагаются субсидии до 5 млн руб. и покрытия затрат до 70 %, это льготные кредиты и займы согласно постановлению Правительства РФ № 1528 и согласно Постановлению Правительства Московской области № 727/36 со ставкой от 1 % до 5 % на срок от 2 до 12 лет с возмещением части остатка задолженности по кредиту, это и возмещение части страховой премии согласно Постановлению Правительства РФ № 1371 от 22 декабря 2012 г. до 50 % в страховой части пенсии, это и повышение продуктивности в молочном животноводстве согласно Постановлению Правительства Московской области № 727/36 1-1. Несмотря на вышеупомянутые Постановления Правительства РФ и Правительства Московской области, нет нормативно-правовых актов, стимулирующих поддержку внедрения инноваций в уже дефицитный рынок молочного скотоводства. Такой поддержкой не располагает и Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области.

При подобной ситуации среди перечня инновационной продукции, заявленной Министерством инвестиций, промышленности

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

и науки Московской области за последние три года (2017-2020 гг.) - 13 инноваций. Это 1 герметик для строительства, 1 тара - товар народного потребления, 1 рукав - товар народного потребления, 2 зажима для энергетики, 1 полотно для строительства, 1 плетенка для авиационного, космического или судостроительного производства или для радиоэлектронной техники, 4 цифровых индикатора для энергетики, 1 вакцина для ветеринарии, 1 циркостоп для ветеринарии. При сильнейшем дефиците баланса молока-сырья нет ни одной инновации в области молочного скотоводства. Кроме того, нет ни одной инновации в области ветеринарии, которая увеличивала бы объемы производимой сельскохозяйственной продукции Московской области.

Таким образом, современное состояние агропромышленного комплекса РФ напрямую зависит от внедрения инноваций цифровых данных, от усилий всей сторон, участвующих в цифровой трансформации. Необходима государственная поддержка ученых всех поколений, необходимо соответствующее нормативно-правовое регулирование, которое будет помогать экспериментировать и внедрять новшества, создавать возможности и аргументированно демонстрировать, на какие показатели способны информационные технологии. Анализ статистики показал, что даже в тех регионах, где есть все возможности по модернизации современного состояния секторов агропромышленного комплекса, в частности, молочного скотоводства в Московской области, не внедряются инновации и нормативно-правовое регулирование, которое якобы поддерживает это внедрение, однако на самом деле поддерживает интересы тех представителей-работников сельского хозяйства, которые не готовы модернизировать его. Фактическая статистика показывает, что даже планируемыми темпами информатизации молочного скотоводства пока не получается достичь в Московском регионе профицита молока-сырья. Данные выводы должны спровоцировать новые решения в области государственной политики внедрения инноваций.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_207967/ (дата обращения: 23.01.2021).

2. Указ Президента РФ от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_202183/ (дата обращения: 23.01.2021).

3. Постановление Правительства РФ от 2 марта 2019 г. № 234.О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_319701/ (дата обращения: 23.01.2021).

4. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 23.01.2021).

5. ЗайцеваИ.Н. Информационные технологии в сельском хозяйстве // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. 2017. Т. 6. № 3.

6. Корректная оценка интеллектуальной собственности возможна, когда в нее вовлечено большое число людей. URL: https://rg.ru/2019/10/22/ korrektnaia-ocenka-intellektualnoj-sobstvennosti-vozmozhna-kogda-v-nee-vovlecheno-bolshoe-chislo-liudej.html (дата обращения: 07.02.2021).

7. России нужна революция в оценке интеллектуальной собственности // Культуромания. URL: https://kulturomania.ru/articles/item/rossii-nuzhna-revolyutsiya-v-otsenke-intellektualnoy-sobstvennosti/ (дата обращения: 08.02.2021).

8. СкворцовЕ.А., СкворцоваЕ.Г., СандуИ.С. Переход сельского хозяйства к цифровым интеллектуальным и роботизированным технологиям // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 3.

9. Федоренко А.Ф. Цифровизация сельского хозяйства // Техника и оборудование для села. 2018. № 6.

Д.В. Ветчинников

преподаватель предуниверсинария

Московский финансово-юридический университет МФЮА

E-mail: agentmedia@yandex.ru

А.В. Иглин

кандидат юридических наук, доцент

доцент

Московский финансово-юридический университет МФЮА

E-mail: iglin-AV@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.