Научная статья на тему 'Модернизация российского агропромышленного комплекса: проблемы и перспективы развития'

Модернизация российского агропромышленного комплекса: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ / "ЦИФРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО" / ИНВЕСТИЦИИ / TECHNOLOGICAL MODERNIZATION / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR DEEP PROCESSING OF FOOD RAW MATERIALS / "DIGITAL AGRICULTURE" / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митин С.Г., Панова Т.В., Сысоев Г.В.

Технологическая модернизация в экономике сегодня направлена прежде всего на внедрение высоких и прогрессивных цифровых технологий в производственный процесс. АПК России относится к наиболее социально значимому сектору российской экономики. Доля с/х в ВВП в 2016 году составила 4,7%, наблюдается стабильный рост российского агропромышленного комплекса. Но несмотря на положительную динамику, российские предприятия агропромышленного комплекса характеризуются отставанием уровня внедрения технологической базы от аналогичных предприятий стран ЕС и США. Глубина переработки сельскохозяйственного сырья не превышает 60%, количество предприятий, внедряющих научные разработки и инновации, составляет не более 9%, что снижает конкурентоспособность продукции национальных производителей на мировых рынках агропромышленной продукции. Сложившаяся проблема во многом объясняется низким уровнем инвестиций как в сельскохозяйственное производство, так и в производство машин и оборудования. Решением этой проблемы может стать широкое развитие форм и моделей государственно-частного партнерства. Диверсификация сельскохозяйственного производства, в том числе посредством внедрения высокотехнологичных, инновационных технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, позволит выйти АПК России на новый, современный уровень развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF RUSSIAN AGROINDUSTRIAL COMPLEX: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Nowadays the process improvement in the economy is mainly focused on the production process digitalization through the most advanced high-tech solutions. The agrarian business of Russia is considered to be the most socially significant sector of the Russian economy and currently it is going through the sustainable growth stage. However, regardless of the upward trend, the Russian agrarian enterprises lag behind their EU and US competitors in terms of technologies implementation level. The processing depth of the Russian agricultural products is as high as 60%, while the number of enterprises implementing innovative R&D is as small as 9%, which makes the Russian products much less competitive in the international agrarian markets. The problem in question is mostly explained by the low level of investments both into the agricultural sector and the machinery production. The possible solution to this problem can be found in the extensive development of different forms of public.

Текст научной работы на тему «Модернизация российского агропромышленного комплекса: проблемы и перспективы развития»

78

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ THE IMPROVEMENT OF RUSSIAN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

С.Г. МИТИН

Доктор экономических наук, профессор, член Правления ВЭО России, заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продовольственной политике

S.G. MITIN

Dr. Sc. Econ., professor, member of the Board of the VEO of Russia,

Deputy Chairman for agro-industrial policy at the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation.

Т.В. ПАНОВА

Кандидат экономических наук,

Зам. зав. Международного Центра развития

конкуренции МНИИПУ,

доцент кафедры гос. политики ф-та

политологии МГУ им. М. Ю. Ломоносова

T.V. PANOVA

PhD in Economics,

Associate Professor at the Department of State Policy, Faculty of Political Science of M.V. Lomonosov Moscow State University

Г.В. СЫСОЕВ

Руководитель направления партнерского взаимодействия ТОЧКА ПАО Банк «ФК Открытие», член городского совета при Общественной палате Н. Новгорода

G.V. SYSOEV

Head of partnerships TOCHKA Public Joint-Stock Company «Bank Otkritie Financial Corporation», member of the City Council of the Public Chamber of Nizhny Novgorod.

АННОТАЦИЯ

Технологическая модернизация в экономике сегодня направлена прежде всего на внедрение высоких и прогрессивных цифровых технологий в производственный процесс. АПК России относится к наиболее социально значимому сектору российской экономики. Доля с/х в ВВП в 2016 году составила 4,7%, наблюдается стабильный рост российского агропромышленного комплекса. Но несмотря на положительную динамику, российские предприятия агропромышленного комплекса характеризуются отставанием уровня вне-

80

дрения технологической базы от аналогичных предприятий стран ЕС и США. Глубина переработки сельскохозяйственного сырья не превышает 60%, количество предприятий, внедряющих научные разработки и инновации, составляет не более 9%, что снижает конкурентоспособность продукции национальных производителей на мировых рынках агропромышленной продукции. Сложившаяся проблема во многом объясняется низким уровнем инвестиций как в сельскохозяйственное производство, так и в производство машин и оборудования. Решением этой проблемы может стать широкое развитие форм и моделей государственно-частного партнерства. Диверсификация сельскохозяйственного производства, в том числе посредством внедрения высокотехнологичных, инновационных технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, позволит выйти АПК России на новый, современный уровень развития. ABSTRACT

Nowadays the process improvement in the economy is mainly focused on the production process digitalization through the most advanced high-tech solutions. The agrarian business of Russia is considered to be the most socially significant sector of the Russian economy and currently it is going through the sustainable growth stage. However, regardless of the upward trend, the Russian agrarian enterprises lag behind their EU and US competitors in terms of technologies implementation level. The processing depth of the Russian agricultural products is as high as 60%, while the number of enterprises implementing innovative R&D is as small as 9%, which makes the Russian products much less competitive in the international agrarian markets. The problem in question is mostly explained by the low level of investments both into the agricultural sector and the machinery production. The possible solution to this problem can be found in the extensive development of different forms of public

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Технологическая модернизация, агропромышленный комплекс, государственно-частное партнерство, инновационные технологии глубокой переработки продовольственного сырья, «цифровое сельское хозяйство», инвестиции.

KEyWORDS

Technological modernization, agro-industrial complex, public-private partnership, innovative technologies for deep processing of food raw materials, "digital agriculture", investments.

Низкие темпы экономического роста, замедление динамики роста доходов населения, сокращение притока инвестиционных ресурсов, низкий уровень производительности труда и инновационного развития не приемлемы для современной России. Только высокие темпы роста производства могут обеспечить модернизацию и качественные перемены в экономике.

В современных условиях экономический рост становиться инновационным, что предопределяет новый курс технологической модернизации национальной экономики.

Технологическая модернизация в экономике сегодня направлена прежде всего на внедрение в производственный процесс высоких и прогрессивных цифровых технологий, позволяющих увеличить объемы и качество производства, на развитие человеческого капитала.

Агропромышленный комплекс России (АПК) относится к наиболее социально значимому сектору российской экономики. Так, доля сельского хозяйства в ВВП в 2016 году составила 4,7%, отрасль с/х стала локомотивом экономического роста в 2017 году, сбор зерна достиг объемов в 134,1 млн

82

тонн1. «...Уже в течение несколько лет наш аграрный сектор стабильно растет. Россия вернулась в число самых главных аграрных стран мира»2.

Как не раз отмечалось в директивах Президента и Правительства, рекомендациях научного и экспертного сообщества, основной задачей, стоящей в настоящее время перед российской экономикой, является обеспечение устойчивого роста.

Проведенный анализ различных секторов отечественной экономики позволяет сделать вывод, что за последние 15 лет наблюдается стабильный рост российского агропромышленного комплекса.

В свою очередь, динамика развития отраслей экономики во многом определяется наличием рынков сбыта, определяющих спрос на продукты и услуги отрасли.

При этом следует отметить, что мировой и внутренний рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия, неразрывно связанные между собой, имеют огромные перспективы. Уже сейчас стоит проблема обеспечения населения Земли продовольствием, по данным ряда экспертов3, только 1/3 населения Земли обеспечена калорийным и рациональным питанием. С каждым годом ситуация будет только обостряться. По некоторым оценкам, к 2050 году население Земли увеличится на 1,5 млрд человек и составит около 10 млрд человек. Уровень производства продуктов питания должен быть увеличен на 60%. Это во многом опре-

1 http://www.gks.ru

2 Российская газета: Неделя. 05.10.2017. Выступление премьер-министра Дмитрия Медведева на открытии выставки с/х «Золотая осень».

3 Боева Н. Д. Доклад на круглом столе по теме: «Законодательные аспекты развития и повышения эффективности перерабатывающих отраслей АПК», ГД Федерального собрания Российской Федерации, Комитет по аграрным вопросам, май 2018.

делит динамику развития агропромышленного комплекса всех стран мира.

Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»4 развитие отечественного агропромышленного комплекса вошло в число приоритетных направлений развития страны, наряду с таким направлениями, как повышение продолжительности жизни населения до 78 лет; самообеспеченность страны продовольствием; общее повышение благосостояния граждан и, как следствие, обеспечение населения здоровым питанием; рост экспорта продовольствия на мировые рынки до уровня 45 млрд долл., прежде всего — товаров высокого передела.

Безусловно, с учетом особенностей развития мировой экономики и современной геополитики, внедрением результатов 4ПР — четвертой промышленной революции, сельское хозяйство не может являться локомотивом экономического роста страны с развитой рыночной экономикой. Но высокий и стабильный уровень продовольственной безопасности5 страны в условиях нестабильной геополитической ситуации система отраслей АПК обеспечить сможет, на что указывает положительная динамика развития отраслей агропромышленного комплекса в сравнении с предыдущими годами.

Сложно не согласиться с мнением Зельднера А.Г. об актуальности оценки перспектив развития АПК России с учетом современных вызовов мировой экономики: «.. .исключитель-

4 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/

5 Порог продовольственной независимости считается нарушенным, если годовое производство основных продуктов питания составляет менее 80% годовой потребности населения в соответствии с нормами питания.

84

ную важность приобретает объективная оценка сложившегося экономического положения отраслей АПК без конъюнктурного подхода, только при таком подходе (с учетом санкций и антисанкций) возможно полное осознание происходящих процессов и, как следствие, выработка путей обеспечения продовольственной безопасности России»6.

Россия, в свою очередь, обладает огромными преимуществами перед другими странами — богатейшие запасы пресной воды, обширные территории с плодородными почвами, территориальная близость к крупнейшим центрам потребления.

Так, по площади пашни Российская Федерация занимает 3-е место — 123,1 млн га (после США — 152,2 млн га, Индии — 156,5 млн га)7, но возделывает по состоянию на 2017 год только около 80 млн га имеющихся площадей8.

Необходимо отметить, что российский уровень урожайности зерна составляет всего 26 ц/га, что на порядок ниже аналогичного показателя многих развитых стран (в странах Евросоюза — 40 ц/га, в Китае — 56 ц/га, в США — 60 ц/га)9.

Отставание происходит и по показателям эффективности затрат, производительности труда в сельскохозяйственном секторе, определенных уровнем внедрения инновационных технологий.

Проиллюстрируем ситуацию на примере молочной отрасли агропромышленного сектора России (табл. 1).

6 Зельднер А.Г. Экономический механизм обеспечения продовольственной безопасности в условиях инвестиционных ограничений: опыт и проблемы: монография. ИНФРА — М, 2018.

7 «О долгосрочной стратегии развития агропромышленного комплекса Российской Федерации» (материал подготовлен по итогам заседания научно-методического семинара Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, 19.04.2018)//Аналитический вестник. № 10 (699). С.80

8 http://mcx.ru. Отчет Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

9 http://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=322

Таблица 1

Производительность труда в странах Европы и России10

В странах Европы В России

Среднегодовой надой 7-10 тыс. кг/гол. 3,5-5 тыс. кг/гол.

Нагрузка на одного работника фермы 35-40 коров 13-16 коров

Производство молока на 1 работника фермы в год 250-320т 60-80т

Затраты труда на производство 1 ц молока 0,6-0,8 чел/часов 2,5-3 чел/часов

Расходы корм на производство 1 ц молока 0,8-0,9 корм. ед. 1,1 — 1,3 корм. ед.

К 2017 году российский агропромышленный комплекс лишь незначительно превысил уровень 1990 года (101,9%), несмотря на сложившийся за последние пять лет (2012— 2017 гг.) 15-процентный рост российского сельскохозяйственного производства (что в 3 раза выше уровня прироста ВВП страны)11. Что дает возможность определить динамику развития аграрного сектора как восстановительную.

Отстает от рекомендуемых общемировых норм и потребление важнейших продовольственных продуктов населением России. Так, по данным за 2014 г., среднедушевое потребление составило: молока и молокопродуктов — 244 кг (при норме 320-340 кг), фруктов и ягод — 64 кг (при норме 90-100 кг), овощей и бахчевых культур — 111 кг (при нор-

10 См.: Материалы круглого стола на тему: «Законодательные аспекты развития и повышения эффективности перерабатывающих отраслей АПК», Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации. Комитет по аграрным вопросам, май 2018.

11 «О долгосрочной стратегии развития агропромышленного комплекса Российской федерации» (материал подготовлен по итогам заседания научно-методического семинара Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, 19.04.2018). Аналитический вестник № 10 (699). С.17

86

ме 120-140 кг), мяса и мясопродуктов — 74 кг (при норме 70-75 кг)12.

Несмотря на снижение доли импортных продовольственных товаров в последние годы (составила 30%), расходы на питание у среднестатистического россиянина составили около 1/3 потребительского бюджета, в то время как в европейских странах этот показатель в два раза меньше.

В 2017 году экспорт продукции российского агропромышленного комплекса впервые достиг уровня в 20,7 млрд долл., что в разы отстает от показателей основных мировых экспортеров агропромышленной продукции.

Вышеперечисленные показатели отчетливо показывают особенности развития мирового и национального рынков сельскохозяйственного сырья и конечной пищевой продукции, определяя перспективы для дальнейшего развития российского агропромышленного комплекса.

Основу структуры российского экспорта составляет не-переработанное сельскохозяйственное сырье. Доля России в мировом экспорте в 2016 году была представлена следующими показателями: пшеница — 11,6% (пшеничная мука — 1,5%), мороженая рыба — 9,3% (рыбное филе — 1,3%), мясо и субпродукты из птицы — 0,5%, сыры и творог — 0,2%13.

Решением этой проблемы может стать диверсификация сельскохозяйственного производства, в том числе посредством внедрения высокотехнологичных, инновационных технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, что позволит наполнить внутренний рынок качественными продуктами питания, обеспечить

12 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128940/

13 Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года / Минсельхоз России; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», НИУ ВШЭ — М., 2017

увеличение экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Необходимость дальнейшей ускоренной модернизации российского агропромышленного комплекса доказывает и тот факт, что, по данным Всемирного банка, темпы прироста добавленной стоимости в сельском хозяйстве в 2012— 2016 гг. в среднем по миру составили 2,5%, а в России — 2,2%, в США — 2,9%, в Китае — 3,9%14.

На сегодняшний день российские предприятия агропромышленного комплекса характеризуются отставанием уровня внедрения технологической базы от аналогичных предприятий стран ЕС и США. Глубина переработки сельскохозяйственного сырья не превышает 60%, что влечет к образованию побочных продуктов — более 55 млн тонн ежегодно. Количество предприятий, внедряющих научные разработки и инновации, составляет не более 9%, что снижает конкурентоспособность продукции национальных производителей на мировых рынках агропромышленной продукции.

Крупные российские компании в целом предъявляют спрос на иностранное оборудование (в том числе бывшее в использовании), располагая для этого финансовыми ресурсами. Учитывая высокий уровень конкуренции на рынке пищевых продуктов, производители ориентированы на максимально высокий уровень качества собственной продукции, поэтому основным критерием выбора оборудования являются его технико-технологические характеристики. Основными потребителями российского оборудования во многих сегментах пищевой промышленности являются

14 «О долгосрочной стратегии развития агропромышленного комплекса Российской федерации» (материал подготовлен по итогам заседания научно-методического семинара Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, 19.04.2018). Аналитический вестник № 10 (699). С.80

88

малые и средние предприятия, чаще использующие более доступное по цене оборудование. Большая часть технологического оборудования, предназначенного для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья и продовольствия на отечественных предприятиях, не выпускается; так, по разным оценкам, из 6500 тысяч видов технологического оборудования отечественной промышленностью выпускается не более 2000 тысяч наименований. Доля импортного оборудования в отдельных отраслях перерабатывающей промышленности доходит до уровня более 90%, тогда как в большинстве развитых стран этот показатель не превышает 20%15.

Сложившаяся проблема во многом объясняется низким уровнем инвестиций как в сельскохозяйственное производство, так и в производство машин и оборудования. Инвестиции — это единственный источник, как показал мировой опыт, позволяющий обеспечить процесс расширенного воспроизводства, модернизацию и инновационное совершенствование базовых факторов производства на платформе 4 ПР (табл. 2).

Как следует из приводимой таблицы, перераспределение инвестиций в пользу добывающих отраслей привело к опережающему развитию и стагнированию несырьевых отраслей экономики16.

Сегодня государство планирует на финансирование всего агропромышленного комплекса за 2017—2019 гг. потратить

15 http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!43220. Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. Аналитический центр при Правительстве России.

16 Зельднер А.Г. Экономический механизм обеспечения продовольственной безопасности в условиях инвестиционных ограничений: опыт и проблемы: монография. ИНФРА — М, 2018.

608 млрд руб., что на 37% меньше, чем планировал Минсель-хоз России17.

Таблица 2

Изменение удельного веса инвестиций в основной капитал по отдельным видам экономической деятельности за 2000-2015 гг., в %18

2000 2010 2015

Добыча полезных ископаемых 18,1 13,6 18,5

Производство машин и оборудования 3,1 0,7 0,8

Сельское хозяйство 3,0 3,3 3,7

Пищевая промышленность 2,7 1,9 1,9

Строительство 6,4 3,7 3,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно данным Минсельхоза России, по объему инвестиций, направляемых в инновационные проекты, агропромышленный сектор занял второе место в России по итогам 2016 года. Так, на 1000 человек, работающих в сельском хозяйстве, приходится 5 1Т-специалистов, в то время как в Европе эта цифра в 5 раз больше. Подобное соотношение и в инвестициях в цифровые технологии. Технологически развитые предприятия инвестируют не менее 350—500 руб./га, в то время как среднее предприятие — не более 10 руб./га19.

Решением этой проблемы может стать широкое развитие форм и моделей государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство (ГЧП) в сельском хозяйстве представляет собой долгосрочный союз между государством и бизнесом, целью которого является реализация инновационных проектов в аграрном секторе экономики

17 Эксперт. №13. 2017.

18 Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2016.

19 http://soyanews.info/news/rossiyskomu apk neobkhodima programma tsifrovoymodernizatsii-minselkhoz.html

90

на основе объединения ресурсов и распределении рисков и расходов.

В свою очередь, разработка, производство и использование инновационного, сверхсовременного технологичного оборудования, принадлежащего к более высокому технологическому укладу, неизменно приведет к производству более современных предметов потребления.

Это может рассматриваться как возможность технологического скачка, драйвера развития не только агропромышленного комплекса, но и российской экономики в целом.

Характерным примером является диверсификация экспортной продукции за счет высокотехнологичной переработки зерна. Производство крахмала и его производных (глюкоза, модифицированные крахмалы, мальтодекстрины, полиолы, аминокислоты), белковых композитов в разы увеличивает экспортную выручку за счет высоких цен на продукты глубокой переработки.

Вышеизложенные факты показывают государственную важность указанной проблемы и необходимость ее решения в среднесрочной перспективе ввиду санкционных рисков. На уровне законодательной и исполнительной власти страны реализуется целый комплекс мер, направленный на модернизацию отечественного агропромышленного комплекса: утверждена и реализуется федеральная научно-техническая программа развития агропромышленного комплекса20, внесена на утверждение в Правительство РФ «Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности», проводится комплекс мер государственного субсидирования отечественных производителей

20 Указ Президента от 21 июля 2016 года № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства».

машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей отраслей21.

В 2017 году в АПК РФ заработал новый механизм льготного кредитования, позволяющий крестьянам получать в банках льготные кредиты, ставка по которым не превышает 5%, а субсидии государство направляет напрямую в банки. Благодаря льготным кредитам в 66 млрд рублей будет построено 90 молочных ферм, что позволит увеличить производство молока на 0,5 млн тонн. Овощеводы получили льготных кредитов на 118 млрд рублей, что даст возможность построить 50 тепличных комплексов и собрать дополнительно 480 тыс. тонн овощей. На 72 млрд рублей одобрено кредитов на переработку сельхозпродукции, а на покупку сельхозтехники от-ведено115 млрд рублей22.

До конца 2018 года Минсельхоз России рассчитывает утвердить на уровне правительства программу «Цифровое сельское хозяйство» для ее включения в программу «Цифровая экономика». Предлагаемая программа рассчитана на 6 лет — до 2024 года и включает множество мероприятий. С учетом того, что Россия находится в индексе развития ИКТ на 45-м месте, для внедрения 1Т в АПК критически важным является существенное ускорение проникновения информационных технологий в сельскохозяйственную отрасль. Одним из важнейших шагов в этом направлении является массовая подготовка специалистов по цифровым технологиям для сельского хозяйства. Только в этом случае

21 Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. № 547. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 г. № 634. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. № 488. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 1388. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1312.

22 http://www.interfax.ra/busmess/593508).

российский АПК сможет достойно конкурировать на глобальных рынках23.

Понимая важность и перспективность развития агропромышленного комплекса в целом и отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности в частности, Постановлением Совета Федерации было принято решение создать Временную комиссию по законодательному обеспечению развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности24. Основной задачей Временной комиссии должна стать законодательная поддержка развития высокотехнологичных, современных, экспортоориентиро-ванных отраслей агропромышленного комплекса, способных привести к экономическому росту страны.

Инвестиционная политика государства должна быть направлена на привлечение инвестиций в АПК за счет совершенствования бюджетной и правовой систем, налоговых и кредитных льгот, амортизационной политики, за счет использования механизма ГЧП. Система кредитования должна строиться на доступно низкой процентной ставке, способствующей долгосрочному кредитованию. Государству с целью поддержки спроса производителей с/х продукции и населения необходимо на постоянной основе закупать мясо, овощи и другую продукцию, а не только зерно для товарных интервенций.

Итак, Россия при системном подходе и консолидации интересов государства, бизнеса и институтов гражданского общества вполне может стать мировым лидером в производстве и экспорте продуктов питания.

23 http://www.tadviser.ru/index.php

24 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 февраля 2018 года № 56-СФ.

Библиографический список

1. Зельднер А. Г. Экономический механизм обеспечения продовольственной безопасности в условиях инвестиционных ограничений: опыт и проблемы: монография. ИНФРА-М, 2018.

2. Российская газета: Неделя. 05. 10. 2017. Выступление премьер-министра Дмитрия Медведева на открытии выставки с/х «Золотая осень».

3. Боева Н.Д. Доклад на круглом столе по теме: «Законодательные аспекты развития и повышения эффективности перерабатывающих отраслей АПК», ГД Федерального собрания Российской Федерации, Комитет по аграрным вопросам, май 2018.

4. «О долгосрочной стратегии развития агропромышленного комплекса Российской Федерации» (материал подготовлен по итогам заседания научно-методического семинара Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, 19.04.2018). Аналитический вестник. № 10 (699). С.80

5. Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года / Минсельхоз России; Нац.исслед. ун-т «Высшая школа экономики», НИУ ВШЭ — М., 2017.

6. Материалы круглого стола на тему: «Законодательные аспекты развития и повышения эффективности перерабатывающих отраслей АПК», Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации. Комитет по аграрным вопросам. Май, 2018 г.

7. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2016.

8. Эксперт. №13. 2017.

9. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 февраля 2018 года № 56-СФ.

10. Указ Президента от 21 июля 2016 года № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства».

94

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. № 547.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 г. № 634.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. № 488.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 1388.

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1312.

16. http://www.gks.ru

17. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/

18. http://mcx.ru. Отчет Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

19. http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!43220. Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. Аналитический центр при Правительстве России.

20. http://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=322

21. http://www.interfax.ru/business/593508)

22. http://soyanews.info/news/rossiyskomu apk neobkhodima programma tsifrovoymodernizatsii-minselkhoz.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.