Научная статья на тему 'Проблемы регулирования монополий посредством налогообложения'

Проблемы регулирования монополий посредством налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулов А.В.

В качестве способа привлечения дополнительных средств в бюджет государство может содействовать созданию монопольных структур и регулировать их деятельность посредством налогообложения. В статье приводится анализ подобных отношений и сравнение их с конкурентным рынком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы регулирования монополий посредством налогообложения»

ются очень надежным инструментом, поскольку вероятность дефолта по ипотеке близка к нулю. Особенно ИПИФы интересны институциональным инвесторам: негосударственным пенсионным фондам (НПФ), страховым компаниям, крупным инвесторам. «ИПИФы позволяют диверсифицировать капитал. А, учитывая, что, например, НПФ в работе с пенсионными накоплениями не вправе инвестировать в один финансовый инструмент более 5 % активов, еще один надежный объект вложений не помешает.

Свой интерес имеют и кредитные учреждения, активно развивающие ипотеку. Банк вполне может продать портфель кредитов собственной управляющей компании, получив дополнительные средства на развитие.

Начиная с марта 2006 года к работе приступили 132 новых розничных фонда. Наибольшей популярностью пользуются ПИФы акций. Остальные вновь пришедшие инвестируют либо в другие ПИФы, либо в денежный рынок. Стоит отметить, что всего за один год «популяция» фондов акций увеличилась на 66 %, ПИФов облигаций - на 30 %, смешанных инвестиций - на 37 %.

Более половины ПИФов акций сформированных в течение года, -«идейные» фонды, инвестирующие либо в определенные отрасли либо во второй эшелон, либо в привилегированные бумаги.

Главное при инвестировании в ПИФы запастись терпением и не бежать продавать паи при спадах на фондовых рынках. Периоды подъёма сменяются периодами падения, но каждая следующая волна больше предыдущей. Нужно дожидаться желаемого уровня доходности.

Список литературы:

1. Мишарев А.А. Рынок ценных бумаг. - СПб.: ПИТЕР, 2007. - 250 с.

2. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 17.05.2007) «О рынке ценных бумаг».

3. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 15.04.2006) «Об инвестиционных фондах».

4. http://www.nlu.ru/stat.

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ ПОСРЕДСТВОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

© Меркулов А.В.*

Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск

* Дежурный инженер Управления оптовой торговли электроэнергией ОАО «Иркутскэнерго», аспирант кафедры Экономики и менеджмента ИрГТУ

В качестве способа привлечения дополнительных средств в бюджет государство может содействовать созданию монопольных структур и регулировать их деятельность посредством налогообложения. В статье приводится анализ подобных отношений и сравнение их с конкурентным рынком.

Современная антимонопольная политика является одним из направлений государственного регулирования экономики и составляет систему мер (законодательство, налогообложение, разгосударствление, приватизация и др.), предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции.

В случае регулирования посредством налогообложения государство уменьшает выгоду монопольного положения, сокращая экономическую прибыль предприятия-монополиста. Вопросы организации производства общественных благ и его налогообложения рассматривались такими экономистами, как Л.И. Якобсоном [1], Э. Аткинсоном [2] и Дж.Ю. Стигли-цом [3], Г. Роусеном [4].

Наиболее распространены два типа налогов - потоварный и паушальный, которые существенно различаются друг от друга по своему влиянию на деятельность монополиста.

Потоварный это налог, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма зависит, следовательно, от объема выпуска. Влияние потоварного налога на поведение монополиста показано на рис. 1-а.

Монополист максимизирует свою прибыль уравнивая предельную выручку и сумму предельных затрат, т.е. в точке В1. Потоварный налог будет для монополиста дополнительным элементом переменных затрат. При его введении кривые средних и предельных затрат сместятся вверх на величину установленного налога. Соответственно сместится точка В1, которая окажется выше нисходящей прямой предельного спроса, что принесет производителю чистые убытки в размере треугольника B1-B2-L. В этом случае монополист снизит выпуска продукции, чтобы вернутся в точку равенства предельной выручки предельным затратам, т.е. в точку B2. Это приведет к увеличению цены, но прибыль монополиста в результате введения налога сократится.

Паушальный платеж, (нем. рашсИаП - взятый в целом) - в налоговой практике общая сумма начисленных налогов без разделения их на отдельные виды [5]. В отличие от потоварного, величина паушального налога не зависит от объема выпуска. Поэтому он является для монополиста элементом постоянных, а не переменных и предельных затрат. Например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия той или иной деятельностью. Величина маржинальных издержек производителя никак не увеличится после введения паушального налога. Соответст-

венно не изменятся оптимальный выпуск и цена продукции, при этом уменьшится получаемая монополистом прибыль, значит, паушальный налог целиком ляжет на монополиста (рис. 1-б).

Рис. 1. Влияние различных способов налогообложения на поведение монополиста:

а - влияние потоварного налога; б - влияние паушального налога)

Как же рассмотренные способы налогообложения могут применяться на практике?

Не препятствуя, а, зачастую содействуя монополизации какого-либо вида деятельности, государство изымает сверхприбыли монополиста посредством налогообложения. Причем с точки зрения эффективности паушальный налог более привлекательный, так как его применение, в отличие от потоварного, не несет таких негативных последствий, как дефицит продукции и рост цен. Также в случае паушальной схемы налогообложения государство может изъять практически всю прибыль монополиста,

что невозможно при потоварном. Но даже паушальный налог представляет собой явно оппортунистическое поведение государства как по отношению к монополисту, так и по отношению к потребителям.

Предположим, к монополии применен паушальный способ налогообложения. При величине налога, равном отрезку Е-В вся прибыль монополиста, выраженная площадью фигуры Р:-Р3-Е-В является налоговыми выплатами, а его доход равен средним издержкам. Но если бы в отрасли существовала конкуренция между производителями, то равновесие было бы достигнуто в точке пересечения кривой средней выручки и предельных затрат С.

Таким образом государство, вследствие монополизации рынка получает не только излишек производителя но и излишек потребителей в размере площади прямоугольника Р:-Р2-Б-В, которые оставались бы в распоряжении субъектов при конкурентных отношениях. Причем если налоговая нагрузка будет снижена, излишек потребителей перейдет к производителю в виде прибыли.

Но главная проблема заключается даже не в уменьшении излишка потребителей и монополиста - ведь он всего лишь перераспределяется и тут возникает вопрос полезности его для конкретного субъекта или бюджета страны. Основным недостатком от монополизации рынка является то, что независимо от способа налогообложения треугольник A-B-C, который еще называют треугольником Харберджера, все равно является безвозвратными потерями общества.

***

С целью увеличения налоговых поступлений в бюджет государство может являться инициатором монополизации различных рынков. Но даже если перераспределенные излишки субъектов имеют большую полезность для бюджета, неизбежным следствием монополизации будут безвозвратные потери общества. Именно эти потери делают вариант внедрения конкуренции, несомненно, более привлекательным с точки зрения общественной эффективности экономики.

Список литературы:

1. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

2. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. - М.: Аспект Пресс, 1995.

3. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. - М: Изд-во МГУ, ИНФРА-М, 1997.

4. Rosen H. Public Finance // 4th ed. Chicago et al., Ch. 5., 1995.

5. Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. - 2-е изд. - Мн.: Книжный Дом, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.