Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / органы местного самоуправления / государство / контроль / надзор / государственный контроль / контролирующие органы / local self-government / local self-government bodies / state / control / supervision / state control / regulatory bodies

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — В.В. Мельникова, А.Л. Сергеев

Местное самоуправление не может быть эффективным без контроля. В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с регулированием государственного контроля за органами местного самоуправления. Особое внимание уделяется правовым и организационным аспектам российского законодательства, регулирующего контрольную деятельность. Автор анализирует сложившиеся нормативные противоречия, препятствующие эффективной работе механизмов государственного контроля. Также рассматриваются возможные решения выявленных проблем, доказывается необходимость качественной правовой регламентации данной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STATE CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES

Local self-government cannot be effective without control. The article deals with topical issues related to the regulation of state control over local self-government bodies. Particular attention is paid to the legal and organizational aspects of Russian legislation regulating control activities. The author analyzes the existing regulatory contradictions that hinder the effective operation of state control mechanisms. Possible solutions to the identified problems are also considered, the need for high-quality legal regulation of this area is proved.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В.В. Мельникова, студент

Научный руководитель: А.Л. Сергеев, канд. юрид. наук, доцент Уфимского университета науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-2-40-42

Аннотация. Местное самоуправление не может быть эффективным без контроля. В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с регулированием государственного контроля за органами местного самоуправления. Особое внимание уделяется правовым и организационным аспектам российского законодательства, регулирующего контрольную деятельность.

Автор анализирует сложившиеся нормативные противоречия, препятствующие эффективной работе механизмов государственного контроля. Также рассматриваются возможные решения выявленных проблем, доказывается необходимость качественной правовой регламентации данной сферы.

Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, государство, контроль, надзор, государственный контроль, контролирующие органы.

Положения Европейской хартии местного самоуправления в целях обеспечения законности и соблюдения конституционных принципов предусматривают необходимость контроля за деятельностью органов местного самоуправления. При этом важно, чтобы результат контрольной деятельности не приобрел отрицательный характер она должна осуществляться надлежащим образом.

В Российской Федерации выделяют три вида контроля за органами местного самоуправления: государственный, муниципальный и общественный [3, с. 210]. Именно государственный контроль оказывает наиболее существенное влияние на органы и должных лиц местного самоуправления. Однако несмотря на периодические внесения изменений в законодательство о местном самоуправлении, вопросам контроля за деятельностью органов местного самоуправления уделяется недостаточно внимания. Анализ законодательства о местном самоуправления свидетельствует о том, что определенные положения нуждаются в уточнении.

Прежде всего обратим внимание на статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». При буквальном толко-

вания названия данной статьи «Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления» можно предположить, что понятия «контроль» и «надзор» следует разделять. Однако при этом по справедливому замечанию Н.А. Антоновой в тексте статьи законодатель не делает существенных отличий между данными понятиями, фактически приравнивая их. Лишь в первой части статьи отмечено, что органы прокуратуры осуществляют надзорные функции в данной области [1, с. 56].

Определенную ясность в понимание рассматриваемых терминов внес Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в статье 1 которого законодатель приравнял контроль и надзор. В связи с чем полагаем необходимо внести изменение в формулировку статьи 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - «Контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления».

Следующей нормой, на которую стоит обратить внимание является статья 21 Фе-

дерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которая определяет особенности контроля за исполнением отдельных государственных полномочий. Часть 3 данной статьи сформулирована следующим образом: «В случае выявления нарушений требований законов...». Соответственно, здесь предполагается, что органы государственной власти осуществляют контроль за законностью, не упоминается при этом о целесообразности.

Помимо этого, данному виду контроля, а именно процедуре его осуществления в Законе уделяется недостаточно внимания. Данные вопросы детально регулируются региональными законами о передаче конкретных государственных полномочий органам местного самоуправления. Согласимся с позицией Д.И. Вазняк, который утверждает, что во избежание различий необходимо предусмотреть определенный федеральный стандарт при регламентировании контроля за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которому должны следовать регионы [2, с. 11].

Особым многообразием отличается состав субъектов уполномоченных осуществлять контроль за органами местного самоуправления: начиная с главы государства и заканчивая судами субъектов РФ. Кроме того, как отмечалось, также существует муниципальный и общественный контроль. Столь широкое многообразие контролирующих субъектов может отрицательно сказаться на деятельности подконтрольных органов и должностных лиц. Следовательно, деятельность контролирующих органов должна быть согласована, в противном случае будет нарушено нормальное функционирования органов местного самоуправления.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет, что проведение плановых проверок осуществляется на основании ежегодного плана, согласованного с прокуратурой субъекта РФ.

Органы прокуратуры не участвуют в контрольно-надзорных мероприятиях поскольку дублирование государственных

контрольно-надзорных функций запрещено. Прокуратура лишь координирует данную деятельность, согласовывая ежегодный план проверок, то есть определяя какие органы местного самоуправления необходимо проверить. Прокуратура может как отказать в согласовании контрольно-надзорного мероприятия, так и внести его по своей инициативе в план проверок, фактически «навязав» органу государственной власти свою волю.

На наш взгляд, планы проведения проверок следовало бы утверждать публично, например, правовым актом парламента субъекта РФ по представлению органов прокуратуры. Такое законодательное решение позволило бы создать более прочные гарантии и обеспечить защиту органов местного самоуправления от различного рода злоупотреблений со стороны контрольно-надзорных органов. За прокуратурой при этом следует сохранить координационные функции, ограничив право самостоятельной инициативы проведения контрольных проверок.

Действующий закон фактически ставит органы местного самоуправления в зависимость от усмотрения органов прокуратуры. Здесь важно отметить, что речь идет о конкретно определенном административном действии (осуществлять ли проверку муниципального органа в этом году), а не о соблюдении закона. Безусловно любая проверка основана на презумпции соблюдения органами местного самоуправления закона, независимо от проведения контрольно-надзорных мероприятий. Однако вместо того, чтобы должным образом осуществлять свои полномочия и решать вопросы граждан, органам местного самоуправления необходимо провести внутренний аудит, мобилизовать силы и подготовиться к проверке.

Безусловно, необходимость государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления не вызывает сомнений. Вместе с тем важно соблюдать баланс и по возможности минимизировать вмешательство органов государства, а для этого необходимо чтобы данная сфера была должным образом урегулирована. На наш взгляд контрольные

мероприятия в отношении органов местного самоуправления должны быть обеспечены повышенными гарантиями защиты прав и интересов самих органов местного самоуправления, являющихся частью аппарата публичной власти.

Таким образом, положений статьи 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» недостаточно

сматриваемых правоотношений. Для обеспечения гарантий защиты прав муниципальных образований необходим соответствующий нормативно-правовой акт. В связи с этим, на наш взгляд, в правовой системе современной России необходим Федеральный закон «О защите прав органов местного самоуправления при осуществлении государственного контроля (надзора)».

для качественного регулирования рас-

Библиографический список

1. Антонова Н.А. Контроль и надзор в сфере местного самоуправления // Вестник ТвГУ. Серия: Право. - 2019. - № 1 (57). - С. 55-60.

2. Вазняк Д.И. К вопросу об отдельных проблемах государственного контроля в сфере местного самоуправления // Проблемы организации и деятельности органов местного самоуправления: Материалы межвузовского (ежегодного) студенческого круглого стола, Иркутск, 28 мая 2021 года / Ответственный редактор Н.В. Кешикова. Иркутск: Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2021. - С. 10-15.

3. Коростелева М.В., Савченко А.А. Муниципальное право Российской Федерации. -Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС, 2018. -286 с.

PROBLEMS OF STATE CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF LOCAL SELF-

GOVERNMENT BODIES

V.V. Melnikova, Student

Supervisor: A.L. Sergeev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. Local self-government cannot be effective without control. The article deals with topical issues related to the regulation of state control over local self-government bodies. Particular attention is paid to the legal and organizational aspects of Russian legislation regulating control activities.

The author analyzes the existing regulatory contradictions that hinder the effective operation of state control mechanisms. Possible solutions to the identified problems are also considered, the need for high-quality legal regulation of this area is proved.

Keywords: local self-government, local self-government bodies, state, control, supervision, state control, regulatory bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.