Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВО / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мельникова В.В.

Вопросы контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления во все времена обладали особой значимостью. Местное самоуправление не может быть эффективным без контроля. При этом принципы самостоятельности и контроля должны находится во взаимосвязи и быть сбалансированными между собой. Какими бы совершенными ни были законы и муниципально-правовые акты гарантировать их надлежащее и точное исполнение невозможно. Соответственно пресечь возможные случаи злоупотребления правом можно при помощи контроля за деятельностью органов местного самоуправления. В статье рассмотрена сущность государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Автор приходит к выводу, что только посредством контроля можно добиться рациональной и эффективной деятельности органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES

The issues of control and supervision over the activities of local self-government bodies have always been of particular importance. Local self-government cannot be effective without control. At the same time, the principles of independence and control should be interrelated and balanced among themselves. No matter how perfect the laws and municipal legal acts are, it is impossible to guarantee their proper and accurate execution. Accordingly, it is possible to prevent possible cases of abuse of the right by monitoring the activities of local self-government bodies. The article considers the essence of state control over the activities of local self-government bodies. The author comes to the conclusion that only through control it is possible to achieve rational and effective activities of local self-government bodies.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В.В. Мельникова, студент

Научный руководитель: А.Л. Сергеев, канд. юрид. наук, доцент Уфимский университет науки и технологий (Россия г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-3-145-147

Аннотация. Вопросы контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления во все времена обладали особой значимостью. Местное самоуправление не может быть эффективным без контроля. При этом принципы самостоятельности и контроля должны находится во взаимосвязи и быть сбалансированными между собой. Какими бы совершенными ни были законы и муниципально-правовые акты гарантировать их надлежащее и точное исполнение невозможно. Соответственно пресечь возможные случаи злоупотребления правом можно при помощи контроля за деятельностью органов местного самоуправления. В статье рассмотрена сущность государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Автор приходит к выводу, что только посредством контроля можно добиться рациональной и эффективной деятельности органов местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, государство, контроль, надзор, государственный контроль, контролирующие органы.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в своей деятельности обязаны руководствоваться принципом законности. Государство не должно вмешиваться в решение вопросов местного значения, однако оно не может не контролировать деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления [1, с. 206].

Государственный контроль за деятельностью местного самоуправления - это система мер, направленных на обеспечение соблюдения законности и эффективности работы органов местного самоуправления. Данный контроль является неотъемлемой частью государственного управления и имеет целью обеспечение интересов граждан, повышение эффективности управления территориями и качества предоставляемых муниципальных услуг.

В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления при осуществлении контроля необходимо соблюдать следующее:

- контроль производится только в предусмотренных законодательством формах и в установленных случаях;

- контроль необходим исключительно для обеспечения законности и соблюдения конституционных принципов;

- контроль должен осуществляться так, чтобы степень вмешательства была соразмерна значимости защищаемых интересов [2].

Контроль в системе органов публичной власти является важным механизмом обеспечения эффективной работы властных структур и укрепления доверия граждан к власти. Он представляет собой комплекс мер, направленных на проверку соответствия действий контролируемых органов законам и правилам, обеспечение достоверности информации, управление рисками и выявление коррупционных проявлений. При этом важно различать понятия «контроль» и «надзор». Между контролирующим органом и подконтрольным объектом как правило существуют отношения подчиненности. Надзор же осуществляется специально уполномоченными государственными органами и производится в отношении не подчиненных им органов и должностных лиц с целью выявления факта нарушения законности [3, с. 389].

Государственный контроль за деятельностью местного самоуправления включает в себя проверку деятельности органов местного самоуправления на соблюдение законов, а также контроль за использованием муниципальных ресурсов, бюджетных средств и предоставлением муниципальных услуг. При выявлении нарушений, контролирующие органы могут принимать меры по восстановлению законности и привлечению виновных к ответственности.

Контроль за органами местного самоуправления осуществляется на нескольких уровнях и включает в себя следующие механизмы.

Внутренний контроль - осуществляется самими органами местного самоуправления и направлен на проверку соответствия их деятельности установленным законодательством и правилам внутреннего распорядка. Контроль может осуществляться как непосредственно главой местной администрации, так и другими уполномоченными органами.

Внешний контроль - проводится независимыми органами контроля (например, ревизионными органами), которые проверяют финансовую отчетность органов местного самоуправления, их деятельность в области закупок и т.д. Внешний контроль может осуществляться также субъектами федерации.

Контроль со стороны граждан - осуществляется через участие граждан в общественных слушаниях, обращениях в органы местного самоуправления, петициях и других формах общественного контроля. Граждане могут следить за деятельностью органов местного самоуправления, высказывать свое мнение, предлагать свои инициативы, а также получать информацию о деятельности органов местного самоуправления.

Контроль со стороны контрольных органов - проводится при выявлении нарушений законодательства, связанных с деятельностью органов местного самоуправления. В случае выявления нарушений контрольные органы могут привлекать виновных к ответственности, а также вно-

сить предложения по улучшению работы органов местного самоуправления.

В целом, контроль за органами местного самоуправления должен быть эффективным, прозрачным и осуществляться в соответствии с установленными законодательством правилами. Только в таком случае можно говорить о реальной защите интересов граждан на местном уровне и эффективном функционировании.

Необходимость контроля за деятельностью органов местного самоуправления обусловлена социальной сущностью государства, которая заключается в защите интересов общества, обеспечении общественного блага и поддержании порядка. Передавая органам публичной власти полномочия, общество ожидает выполнения возложенных на государство функций, одной из которых является правоохранительная. Данная функция направлена на охрану прав и свобод граждан, реализуемых в том числе и посредством такой правовой формы их осуществления как контрольно-надзорная. Государство как особая организация власти руководит процессами реализации задач, стоящих перед обществом. Контроль со стороны государства в свою очередь позволяет оценить результативность деятельности органов местного самоуправления, степень реализации возложенных на них задач.

С учетом того, что только государство, обладая необходимым аппаратом, может обеспечить должный контроль, а при определенных условиях - и привлечение к ответственности, ответ на вопрос о необходимости контроля со стороны государства за законностью и обоснованностью деятельности органов местного самоуправления становится очевиден. Он позволяет обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, действует в интересах и во благо общества.

Таким образом, государственный контроль за деятельностью местного самоуправления является важной составляющей государственного управления и необходим для обеспечения эффективной и законной работы органов местного самоуправления в интересах граждан. Посредством постоянного, действенного контроля

можно добиться наиболее рациональной и законодательству деятельности органов эффективной, а главное, соответствующей местного самоуправления.

Библиографический список

1. Каракулова Е.В. Формы и способы контроля за деятельностью органов местного самоуправления // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменения: сборник научных статей по результатам научно-исследовательского семинара, Ижевск, 17-18 мая 2022 года. Ижевск: Ижевский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», 2022. - С. 202-208.

2. Европейская хартия местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Бюллетень международных договоров. - 1998. - № 11.

3. Городулина К.О. К вопросу о государственном контроле за деятельностью органов местного самоуправления // Актуальные проблемы сравнительного правоведения: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров, Симферополь, 26 апреля 2019 года. - Симферополь: Крымский федеральный университет им. В И. Вернадского, 2019. - С. 388-391.

TOPICAL ISSUES OF CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF LOCAL

SELF-GOVERNMENT BODIES

V.V. Melnikova, Student

Supervisor: A.L. Sergeev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. The issues of control and supervision over the activities of local self-government bodies have always been of particular importance. Local self-government cannot be effective without control. At the same time, the principles of independence and control should be interrelated and balanced among themselves. No matter how perfect the laws and municipal legal acts are, it is impossible to guarantee their proper and accurate execution. Accordingly, it is possible to prevent possible cases of abuse of the right by monitoring the activities of local self-government bodies. The article considers the essence of state control over the activities of local self-government bodies. The author comes to the conclusion that only through control it is possible to achieve rational and effective activities of local self-government bodies.

Keywords: local self-government, local self-government bodies, state, control, supervision, state control, regulatory bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.