Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
142
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тохчуков И.З.

В статье раскрыта сущность осуществления контрольных полномочий властной вертикали федерального и регионального значения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления в РФ. Государственный контроль и надзор за деятельностью местных органов власти и должностных лиц в муниципалитетах России должен осуществляться специально уполномоченными органами, по разработанному и утвержденному механизму и графику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CONTROL AND SUPERVISION OF THE ACTIVITIES OF LOCAL AUTHORITIES AND OFFICERS OF LOCAL GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

He article reveals the essence of the exercise of control powers of the power vertical of federal and regional significance over the activities of bodies and officials of local self-government in the Russian Federation. State control and supervision over the activities of local authorities and officials in the municipalities of Russia should be carried out by specially authorized bodies, according to a developed and approved mechanism and schedule.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ»

Тохчуков И.З.

студент магистратуры 2 года очного обучения направление 38.04.04 - «ГМУ» Научный руководитель: Тохчуков М.О., к.э.н.

доцент ФГБОУВО

«Карачаево-Черкесский государственный университет

имени У.Д. Алиева» Россия, г.Карачаевск

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ

Аннотация. В статье раскрыта сущность осуществления контрольных полномочий властной вертикали федерального и регионального значения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления в РФ. Государственный контроль и надзор за деятельностью местных органов власти и должностных лиц в муниципалитетах России должен осуществляться специально уполномоченными органами, по разработанному и утвержденному механизму и графику.

Ключевые слова: Прокуратура РФ, Федеральный закон, государственный контроль и надзор, муниципальная власть, органы местного самоуправления, Российская Федерация.

Tokhchukov I.Z.

Master's student 2 years of full-time study direction 38.04.04 - "GMU" Scientific adviser: Tohchukov M.O., Ph.D.

docent FSBEI HE "Karachay-Cherkess state University named after U. D. Aliev" Russia, Karachaevsk

STATE CONTROL AND SUPERVISION OF THE ACTIVITIES OF LOCAL AUTHORITIES AND OFFICERS OF LOCAL GOVERNMENT

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article reveals the essence of the exercise of control powers of the power vertical of federal and regional significance over the

activities of bodies and officials of local self-government in the Russian Federation. State control and supervision over the activities of local authorities and officials in the municipalities of Russia should be carried out by specially authorized bodies, according to a developed and approved mechanism and schedule.

Key words: Prosecutor's Office of the Russian Federation, Federal law, state control and supervision, municipal authorities, local government bodies, the Russian Federation.

Организация местной власти в муниципалитетах России имеет конституционное закрепление, признается и гарантируется высшим нормативным актом нашего государства. Соответственно деятельность местных органов должна осуществляться на основе законодательных актов властной вертикали федерального, регионального и муниципального значения.

Органы местной власти призваны удовлетворять интересы и потребности населения, проживающего на подведомственной этим органам территории, так как именно они максимально приближены к обществу. Органы государственной властной вертикали Федерации и ее субъектов должны содействовать в процессах организации и функционирования системы местной власти, осуществлять контроль и надзор за их деятельностью в порядке, предусмотренном законодательством нашего государства.

Взаимодействие государственной системы управления на различных территориальных уровнях подвергает органы власти и должностных лиц к процедуре выбора оптимальных управленческих воздействий, в связи с большой дифференциацией социально-экономических показателей и существенными отличиями территорий нашего государства.

Выбор оптимальных вариантов управленческих воздействий иногда вызывает противоречия с точки зрения общественного мнения или соблюдения законодательства, так как в современных условиях повсеместно ощущается нехватка бюджетного финансирования и многие муниципалитеты остаются один на один со своими проблемами и заботами. Местная власть и должностные лица ее осуществляющие принимая управленческие решения должны соблюдать законодательство и не нарушать его, а с другой стороны нехватка финансовых средств подвергает должностных лиц осуществлять маневры в системе управления, которые чреваты последствиями. Соответственно органам и должностным лицам местной власти не остается ничего, как подвергать себя риску нарушения установленных норм и правил, чтоб эффективно осуществлять возложенные на них функции. Еще данная ситуация складывается в следующих обстоятельствах, с одной стороны Конституцией России закреплена относительная самостоятельность при

организации и осуществлении местной власти в пределах полномочий, а с другой эту относительную самостоятельность отдельные представители местной власти воспринимают как вседозволенность, выстраивая свою деятельность в нарушение законодательства. Главное при выборе альтернатив при принятии управленческих решений не переступать грань разрешенного законодательством и не злоупотреблять полномочиями при осуществлении своих функциональных задач по удовлетворению интересов населения проживающего на соответствующей территории.

Государственный контроль и надзор за деятельностью местных органов власти и должностных лиц в муниципалитетах России должен осуществляться специально уполномоченными органами, по разработанному и утвержденному механизму. Конечной целью реализации данных контрольно-надзорных функций со стороны государственной системы власти и управления является не преследование и наказание провинившихся должностных лиц местной власти, а содействие в процедуре организации и функционирования системы на основе соблюдения приоритета интересов населения и удовлетворения их потребностей.

Система организации контрольно-надзорных функций со стороны государственной властной вертикали и деятельность уполномоченных органов осуществляется в соответствии со статьей 15 Конституции России [1], где задекларировано верховенство Конституции и федерального законодательства. Со стороны органов местной власти муниципалитетов России, их должностных лиц необходимо, строгое соблюдение норм и принципов российского законодательства. В связи с этим, все принимаемые нормативно-правовые акты данными органами не должны противоречить высшему законодательному акту нашего государства. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] регламентирует осуществление контроля и надзора за деятельности муниципальной власти и лиц ее осуществляющих на территории нашего государства. Так, ст. 77 Федерального закона № 131 закрепляет надзор за соблюдением норм и принципов Конституции нашего государства и российского законодательства федерального, регионального и местного значения за органами прокуратуры РФ. Данный вид надзора применим в требованиях по соблюдению федеральных и региональных законов, а также нормативно-правовой базы принятой и действующей на муниципальном уровне. На местах в муниципалитетах России должны соблюдаться нормы, принципы и правила федерального и регионального законодательства, устав муниципалитета, решения, принимаемые законодательным (представительным) органом, а также иные муниципальные правовые акты исполнительно-распорядительного органа местной власти.

К уполномоченным подразделениям государственно -властной системы, осуществляющим контрольно -надзорные функции за деятельностью органов и должностных лиц муниципалитетов нашего государства в соответствии с нормами и принципами российского законодательства относятся территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти в субъектах РФ, а также органы системы исполнительно-распорядительной власти регионального значения субъектов Федерации.

Данные государственные органы, как было отмечено выше, в пределах своей компетенции не выходя за ее рамки, осуществляют контроль и надзор за соблюдением норм федерального, регионального и муниципального законодательства. Соответственно под этот контроль и надзор попадают представители системы управления на местах и ее должностные лица, так как при реализации полномочий местной власти в решении вопросов муниципального значения обозначенных в уставе и других нормативно-правовых актах должны неукоснительно соблюдаться нормы и принципы законодательства России, в том числе и местного муниципального уровня.

Согласно нормам ФЗ-131 уполномоченные государственные подразделения властной вертикали, осуществляющие контрольно-надзорные функции в отношении представителей местной власти и их должностных лиц не праве требовать исполнения полномочий, не отнесенных данным законом или иными нормативно-правовыми актами нашего государства, а также накладывать финансовую ответственность и обязательства за организацию контрольно -надзорных мероприятий. Соответственно весь комплекс организационных контрольно-проверочных мероприятий осуществляется за государственный бюджетный счет, а не за счет местного муниципального бюджета.

Вся деятельность уполномоченный органов властной вертикали федерального и регионального значения в отношении, как должностных лиц, так и самих муниципальных органов должна быть максимально прозрачна, соответствовать принципам объективности, гласности и законности, с соблюдением прав и сводов граждан на осуществление местного самоуправления. Данные права и свободы признаются и гарантируются Конституцией нашего государства, федеральным и региональным законодательством. [4]

В структуре контрольно-надзорных органов властной вертикали нашего государства достаточно большое количество структур, которые наделены данными полномочиями в осуществлении контроля и надзора за деятельностью местных органов власти и управления, а также их должностных лиц. В этой связи, чтоб исключить дублирование контрольно-надзорных мероприятий в отношении должностных лиц и самих муниципальных органов, Прокуратура России и ее региональные

подразделения, как высшие контрольно-надзорные органы нашего государства, осуществляют координацию деятельности по планированию и проведению проверок в отношении муниципальных служащих и их структурных подразделений, в которых они осуществляют свою трудовую деятельность.

Таким образом, региональные органы прокуратуры России, формируют ежегодный план проверки на основе представления уполномоченными государственными контрольно-надзорными

подразделениями территориальных представительств федеральных органов исполнительной власти в субъектах Федерации, а также самими органами властной вертикали регионов наделенных правом на осуществление контрольно-надзорной деятельности. На данный момент федеральное законодательство запрещает проведение повторных плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении муниципальных должностных служащих, а также органов местной власти чаще, чем один раз в два года.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации [Текст]. - М : Юрид. лит., 1993. -64 с.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : федер. закон : от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ [принят Гос. Думой ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.01.2009)] // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №10. - Ст. 17.

3. Актуальные проблемы государственного контроля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : сборник научных трудов / отв. ред. А. И.Стахов. - Москва : РГУП, 2017. - 201 с. - ISBN 9785-93916-644-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1190592

4. Ведяшкин, С.В. Контроль и надзор в сфере государственного Управления [Текст] : учебно-методическое пособие для магистратуры. / С.В. Ведяшкин,- Томск: Изд-во НТЛ, 2017. - 52 с.

5. Косаренко, Н.Н. Система государственного контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Косаренко Н.Н.— Электрон. текстовые данные.— 186 с. Саратов: Вузовское образование. 2012. электронный. - URL: http://www.iprbookshop.ru/9550

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.