Научная статья на тему 'Субъекты и объект контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления на примере Сахалинской области'

Субъекты и объект контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления на примере Сахалинской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
576
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власенко Анатолий Вячеславович

Статья анализу некоторых особенностей правовой регламентации субъектов и объекта контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления на примере Сахалинской области с учетом последних изменений законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъекты и объект контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления на примере Сахалинской области»

SCIENCE TIME

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Власенко Анатолий Вячеславович, Институт Мировой экономики

и информатизации (ИМЭИ), г. Москва

E-mail: a_v_vlasenko@mail.ru

Аннотация. Статья анализу некоторых особенностей правовой ^ регламентации субъектов и объекта контроля и надзора за деятельностью • органов и должностных лиц местного самоуправления на примере Сахалинской области с учетом последних изменений законодательства.

Ключевые слова: муниципальное право, местное самоуправление, контроль, надзор.

Как справедливо отмечает В. В. Чуманова, «местное самоуправление представляет собой одну из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации. Данный уровень власти отвечает за решение наиболее близких населению вопросов и проблем» [1].

Предоставление права местному самоуправлению регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею в интересах местного населения под свою ответственность сочетается с необходимостью государственного контроля за его деятельностью. Как заметил Б.Н. Чичерин, «правильное развитие свободы обеспечивается только сильным развитием власти» [2].

Контроль и надзор как функции власти и управления состоят в том, чтобы установить соответствие фактического состояния управляемого объекта заданному состоянию с целью устранения отклонений от заданных параметров [1]. В соответствии с Конституцией Российской Федерации [3] органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской

55

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Федерации и законы. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской. Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст. 15). Подзаконные нормативные правовые акты должны

соответствовать Конституции Российской Федерации и законам, издаваться в пределах компетенции соответствующих органов и должностных лиц, в установленном порядке и в установленной форме.

Актуальность исследования контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления также определяется новеллами законодательства в обозначенной сфере. Так, с 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 №2 370-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4], который конкретизировал содержание контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, регламентировал принципы и правила проведения плановых и внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Рассмотрим некоторые особенности правовой регламентации субъектов и объекта контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления: на примере Сахалинской области.

Если Федеральный закон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] определял, что надзор за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления федеральных законов, законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований осуществляет только Прокуратура РФ, то новый Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», во-первых, устанавливает, что надзор осуществляют как органы Прокуратуры РФ, так и другие органы, уполномоченные на то Федеральным законом, и, во-вторых, уточняет перечень актов, за исполнением которых осуществляется надзор: это Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты.

Согласно ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - закон №131-ФЗ) в редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 370-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - закон №370-ФЗ), органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного

о

Щ SCIENCE TIME Щ

самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Как видим из предыдущей редакции части первой статьи 77 Закона №131-ФЗ исключены слова «и другие уполномоченные федеральным законом органы». Таким образом, прокурорский надзор с организационно-правовой точки зрения теперь обособлен от иных видов государственного контроля.

В свою очередь, часть вторая рассматриваемой статьи также была значительно изменена. Согласно последним изменениям, «государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных

нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов

муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных

нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов

муниципальных образований».

Таким образом, законодателем расширены целевые ориентиры для иных органов государственной власти, и наряду с контролем за исполнением отдельных государственных полномочий они теперь осуществляют контроль за:

а) исполнением Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов муниципальных образований (далее - действующее законодательство) при

о

Щ SCIENCE TIME Щ

решении органами местного самоуправления вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов;

б) соответствием муниципальных правовых актов требованиям действующего законодательства.

Федеральным законом №370-ФЗ также были введены части 2.1 - 2.8 статьи 77 закона №131-ФЗ, в нормах которых установлен запрет на дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля различных уровней; объективность, открытость и гласность определены как базовые принципы проведения государственного контроля; органы прокуратуры наделены координационными полномочиями при планировании проверок иными государственными органами власти; предусмотрена обязательность публикации отчетов о контрольных мероприятиях, и определены основания для проведения внеплановых проверок.

Рассмотрим, как указанные нормы конкретизируются в региональных и местных нормативно-правовых актах.

Согласно статьи 57 Устава Сахалинской области [7], наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Сахалинской области осуществляется законами Сахалинской области в соответствии с федеральным законом. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

При этом, органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Как определено в статье 59 Устава Сахалинской области, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами Сахалинской области.

Что касается правовой регламентации контрольных и надзорных полномочий в уставах муниципальных образований Сахалинской области, следует отметить, что в большинстве из них содержатся бланкетные (отсылочные) нормы к соответствующим нормам федерального законодательства.

Так, согласно статьи 69 Устава муниципального образования «Анивский городской округ», контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского

о

Щ SCIENCE TIME Щ

округа осуществляется в порядке, определенном законодательством [8].

Аналогичные нормы содержатся в Уставах муниципальных образований «Макаровский городской округ» [9], «Поронайский городской округ» [10], «Корсаковский городской округ Сахалинской области» [11], «Невельский городской округ» [12].

В Уставе городского округа «Город Южно-Сахалинск» [13] отдельно закреплены полномочия Администрации города как субъекта муниципального контроля.

Так, к полномочиям администрации города в области муниципального контроля относятся:

а) организация и осуществление муниципального контроля на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск»;

б) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями, по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;

в) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка _ и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Сахалинской области;

г) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

д) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Сахалинской области.

Согласно статье 72 Устава муниципального образования «Холмский городской округ», [14], органы прокуратуры Российской Федерации

осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного

самоуправления Холмского городского округа подконтрольны уполномоченным органам государственной власти по вопросам осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного

самоуправления Холмского городского округа, наделенные в соответствии с Уставом Холмского городского округа контрольными функциями, осуществляют

о

Щ SCIENCE TIME Щ

контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Холмского городского округа Уставу Холмского городского округа и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам Собрания Холмского городского округа.

Как видим, изменения, внесенные законодателем в ст. 77 закона №131-ФЗ еще на нашли конкретизации в рассматриваемых правовых актах на местах. Тем не менее, следует отметить, что в перечне субъектов контрольной (надзорной) деятельности принципиальное значение имеет прокурорский надзор за муниципальными правовыми актами.

Литература:

1. Чуманова, В. В. (Валерия Валерьевна). Обеспечение эффективности механизма государственного контроля и надзора в системе местного самоуправления: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.02 - Конституционное право; Муниципальное право / В. В. Чуманова; Науч. рук. С. Г. Соловьев. -Челябинск,

6 2009. - C. 3. X

2. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. Цит. по: Пирумова Н.М. Земское либеральное движение: социальные корни и эволюция до начала XX века. М.: Наука, 1977. С. 56.

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №2 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.- 2014.- № 31.- ст. 4398.

4. Федеральный закон от 21.12.2013 № 370-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.-2013.- № 51.- ст. 6690.

5. Федеральный закон от 28.08.1995 №2 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Документ утратил силу. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант».

6. Федеральный закон от 06.10.2003 №2 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 2003.- № 40.- ст. 3822.

7. Устав Сахалинской области от 09.07.2001 № 270 : принят Сахалинской областной Думой 28.06.2001 (ред. от 12.12.2014) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант».

о

Щ SCIENCE TIME Щ

8. Устав муниципального образования «Анивский городской округ: принят Решением Собрания Анивского городского округа от 22.05.2014 №2 77 (ред. от

23.04.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант».

9. Устав муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области: принят Решением Макаровского районного Собрания от 27.01.2006 № 1 (ред. от 26.03.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант».

10. Устав муниципального образования «Поронайский городской округ»: принят Решением Собрания Поронайского городского округа от 13.03.2013 N2 35 (ред. от

26.02.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант».

11. Устав муниципального образования «Корсаковский городской округ» Сахалинской области»: принят Решением районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 29.01.2009 № 110 (ред. от 03.02.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант».

12. Устав муниципального образования «Невельский городской округ»: принят Решением Собрания Невельского городского округа от 19.10.2010 №2 71 (ред. от

16.03.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант».

13. Устав городского округа «Город Южно-Сахалинск»: принят Решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22.02.2006 № 180/13-06-3 (ред. от 25.03.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант».

14. Устав муниципального образования «Холмский городской округ»: утв. Решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 06.03.2013 № 52/4-878 (ред. от 25.03.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант».

61

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.