Научная статья на тему 'Проблемы регулирования экономических взаимоотношений в коммунальном секторе региона'

Проблемы регулирования экономических взаимоотношений в коммунальном секторе региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / MUNICIPAL ECONOMY / SELF-REGULATION / ECONOMIC INTERESTS CONDITIONS / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянец А. А., Ротарь В. Г., Чернов А. Г.

В статье рассматривается задача согласования интересов участников рынка коммунальных услуг. Авторы предлагают использовать принципы саморегулирования в некоторых отраслях коммунального хозяйства. Также анализируются преимущества и недостатки внедрения саморегулирования в коммунальном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of economic relations in regional municipal economy

In this article the task of coordination of the participants' interests in the regional municipal economy is considered. The authors offer to use the principles of self-regulation in some branches of regional municipal economy. Advantages and shortcomings of these principles inculcation are also analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемы регулирования экономических взаимоотношений в коммунальном секторе региона»

Региональные проблемы. 2010. Том 13, № 1. С. 90-96.

III. ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ

УДК 338.242.4:644

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОММУНАЛЬНОМ СЕКТОРЕ РЕГИОНА

А. А. Лукьянец, В.Г. Ротарь, А.Г. Чернов Томский политехнический университет, г. Томск

В статье рассматривается задача согласования интересов участников рынка коммунальных услуг. Авторы предлагают использовать принципы саморегулирования в некоторых отраслях коммунального хозяйства. Также анализируются преимущества и недостатки внедрения саморегулирования в коммунальном секторе.

Общеизвестно, что имеется несколько существенно различных стратегий государственного регулирования экономики. «Граничными» являются стратегии полного регулирования (это наблюдается при плановой экономике) и дерегулирования, когда какое-либо вмешательство в деятельность предприятий отсутствует. Опыт показывает, что зачастую решение не лежит в области так называемых «чистых» стратегий - дерегулирование может привести к экономическим кризисам, избежать которые не помогает «невидимая рука рынка», а абсолютное регулирование лишает экономических субъектов стимулов к развитию. В связи с этим появляется необходимость в компромиссных, «промежуточных» вариантах регулирования, удачно сочетающих в себе и возможность государственного контроля, и относительную экономическую свободу предприятий. В данной статье авторы предлагают обратить внимание на проблему регулирования экономических взаимоотношений в коммунальном секторе региона. Коммунальные проблемы весьма остро стоят перед органами власти большинства российских регионов. Именно в данном секторе взаимоотношения участников ярко выражены. Соприкосновения «поставщик услуг - потребитель», «население - бюджет», «поставщик услуг - бюджет» актуальны и в социальном, и в экономическом, и в технологическом, и в политическом аспектах.

Для того, чтобы обозначить взаимоотношения участников рынка коммунальных услуг, последовательно сформулируем основные интересы каждого из них, учитывая собственные (внутренняя целепостановка) и определенные для него другими участниками (внешняя целепостановка) цели, которые могут выступать как ограничения (табл. 1).

Следуя обозначенным целям, участники вступают во взаимоотношения друг с другом. Наиболее важные связи между участниками отражены на рис. 1.

Все указанные взаимосвязи условно делятся на два «крыла»: слева - экономические взаимоотношения, справа- технологические. В статье основное внимание авторы предлагают уделять именно экономической стороне возникающих между участниками отношений и их регу-

лированию. При этом в качестве основных экономических субъектов, реализующих данное регулирование в коммунальном комплексе региона, будем рассматривать органы власти и предприятия. Так как коммунальные услуги имеют чрезвычайно важное социально-экономическое значение, то задача регулирования и контроля рынка со стороны органов власти и выбора ими соответствующих форм управления является здесь по-настоящему актуальной.

При выборе форм управления предлагается учитывать следующие основные факторы: степень монополизации рынка, масштаб рынка, социальная значимость продукции и платежеспособность потребителей. Различное сочетание упомянутых факторов приводит к необходимости выбора стратегии управления конкретным рынком. Большинство ситуаций в коммунальном комплексе региона может быть сведено к нескольким типам управления:

- «жёсткое регулирование» - высокая степень вмешательства власти независимо от масштабов бизнеса. Этот тип предлагается применять для услуг по производству и транспорту электрической энергии, где наблюдается высокая степень монополизации;

- «невмешательство» - низкая степень контроля бизнеса независимо от его масштабов. Применяется в подотраслях коммунального комплекса, не оказывающих зна-

Рис. 1. Основные взаимосвязи между участниками рынка коммунальных услуг

Интересы субъектов рынка коммунальных услуг

Субъекты рынка Внутренняя целепостановка субъекта управления Внешняя целепостановка для субъекта управления (накладываемые ограничения)

Население как потребитель коммунальных услуг Удовлетворение потребностей в коммунальных услугах, соответствующих стандартам качества в требуемых объемах, но не ниже минимально допустимой нормы потребления Стабильность снабжения Доступность коммунальных услуг Своевременность и 100 % оплаты коммунальных услуг Соблюдение регламентов и объемов потребления коммунальных услуг

Промышленные потребители коммунальных услуг Сохранение и повышение уровня рентабельности производства Уменьшение энергоёмкости продукции Стабильное энергоснабжение Своевременность и 100 % оплаты коммунальных услуг Соблюдение регламентов и объемов потребления коммунальных услуг

Поставщики коммунальных услуг Развитие производства и модернизация основных фондов Соответствие тарифов уровню затрат на поставку услуг Прибыльность бизнеса Минимизация неплатежей потребителей Соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих функционирование рынка коммунальных услуг и правила их предоставления

Регулирующие органы Защита потребителей от монопольного повышения тарифов Повышение эффективности процедуры регулирования Достижение баланса интересов при регулировании Соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих тарифную политику в коммунальном комплексе Согласованность федеральной и региональной тарифной политики Обеспечение прозрачности и публичности мероприятий по государственному регулированию

Региональные, муниципальные органы власти Соблюдение паритета экономических интересов всех субъектов рынка коммунальных услуг Стабильный рост экономики территории и уровня жизни населения Сокращение нерациональных затрат бюджетов на коммунальные услуги Поддержание социальной стабильности Развитие социально значимых объектов коммунальной инфраструктуры Увеличение доходной части бюджета Обеспечение энергобезопасности территории Социальная ответственность власти Оказание бюджетной поддержки муниципальным предприятиям коммунального сектора Выплата субсидий населению на оплату коммунальных услуг

Инвесторы Окупаемость и реальные сроки возврата инвестиций Доступность входа на рынок и информации о его функционировании Высокая прибыльность инвестиций Гарантированная поставка коммунальных услуг Исполнение инвестиционных программ по модернизации основных фондов муниципальных коммунальных предприятий

чительного влияния на потребителей, - поставка оборудования для коммунального комплекса и др.;

- «усиление вмешательства» - увеличение государственной поддержки и контроля одновременно при увеличении масштаба бизнеса. Применяется в социально значимых подотраслях, которые требуют развития, так как обеспечивают развитие экономики и улучшение качества жизни - производства тепловой энергии, сбор и очистка воды;

- «развитие конкуренции» - уменьшение государственного контроля для повышения инвестиционной привлекательности отраслей и увеличения тем самым масштабов бизнеса. Применяется в потенциально привлекательных подотраслях, где государственное регулирование является сдерживающим фактором развития - распределение и сбыт коммунальных услуг, деятельность по обслуживанию и ремонту оборудования.

Схематичное изображение предложенных стратегий приведено на рис. 2.

Кроме стратегий управления необходимо определить

более конкретные методы и формы управления. Эффективность одних и тех же мер муниципального и государственного управления по отношению к отраслям, находящимся на разных уровнях экономического развития, различна. Поэтому меры по управлению коммунальным комплексом предлагается выбирать, отталкиваясь от характеристик исходной ситуации. Для того, чтобы оценить исходную ситуацию в регионе, муниципальном образовании, предлагается использовать экспертную оценку уровня развития рынка коммунальных услуг. Учитывая такую оценку и опираясь на матрицу, предложенную на рис. 3, определим методы управления, приоритетные для разных ситуаций.

На приведенном выше рисунке выделено четыре типа ситуаций: низкая платежеспособность - низкий уровень развития, низкая платежеспособность - высокий уровень развития, высокая платежеспособность - низкий уровень развития, высокая платежеспособность - высокий уровень развития. К ситуации с высокой платежеспособностью и высоким уровнем развития рынка следует стре-

в коммунальном секторе

миться. По мере перехода от одного типа рынка к другому приоритет мероприятий по управлению меняется, что и отражено в матрице. Так в случае высокой платежеспособности населения и низкого уровня развития коммунального сектора предлагается более активно привлекать инвестиции, выявлять и поощрять лучшие предприятия, устранять барьеры входа на рынок и т.д. Тогда управление не будет иметь односторонний контролирующий характер, а может быть направлено на различные актуальные в каждый период цели. В совокупности это будет способствовать сбалансированному развитию рынка коммунальных услуг.

Большинство мер, рассмотренных на рис. 3, уже внедрены в практику управления коммунальным комплексом региона. В ходе исследований, проведенных авторами, выявлено, что для достижения баланса форм управления в коммунальном секторе следует стремиться к пересечению стратегий контроля и развития конкуренции (рис. 2). Такой вывод был сделан авторами после анализа статистики развития сектора платных услуг, в который входит коммунальное хозяйство. Сложившаяся статистика, касающаяся сектора платных услуг, показывает, что регулирование со стороны государства, в частности тарифное регулирование, может препятствовать развитию. Если к «регулируемому» сектору отнести такие платные услуги, как жилищные, коммунальные и услуги пассажирского транспорта и рассчитать их суммарный рост в денежном выражении, то получим, что с 2001 по 2008 гг. в Сибирском федеральном округе (СФО) он составил 465 %, тогда как объём продукции всех остальных отраслей, предоставляющих платные услуги по нерегулируемым ценам в условиях конку ренции, вырос на большую величину - 580 % (табл. 2). Причём в «регулируемом»

ценами секторе, как ни парадоксально, цены растут быстрее, нежели при отсутствии регулирования. Кроме того, физические объёмы оказания услуг в регулируемом секторе практически не изменились за прошедшие восемь лет.

Из сделанных авторами выводов, конечно, не следует, что необходимо отказаться от регулирования в коммунальной сфере. Однако это повод задуматься о внедрении новых форм регулирования этой деятельности. Так сочетание стратегий усиления конкуренции и контроля явно прослеживается в современной форме управления, получившей название «саморегулирование» [1]. Проанализируем основные особенности и возможность внедрения саморегулирования в коммунальном секторе.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указан-

Платежеспособность населения

Рис. 3. Матрица для определения направлений регулирования рынка коммунальных услуг

ной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил [1]. Объединение юридических лиц и предпринимателей в саморегу-лируемые организации (СРО) основано на передаче им части функций государственного (регионального, муниципального) управления.

В рамках саморегулирования субъектам предпринимательской и профессиональной деятельности предоставляется самостоятельность в контроле за рынком това-

Таблица 2

Сравнение роста «регулируемого» и «нерегулируемого» сектора платных услуг в Сибирском федеральном округе

Сектора сферы платных услуг Рост цен с 2001 по 2008 гг., % Рост физического объёма оказания услуг с 2001 по 2008 гг., % Итоговый рост с 2001 по 2008 гг., %

Регулируемый сектор 374 124 465

Нерегулируемый сектор 264 220 580

ров (услуг), на котором они функционируют, что приводит к повышению их заинтересованности в развитии рынка посредством улучшения качества товаров (услуг) каждого из его участников.

В сравнении с госрегулированием саморегулирование обладает следующими преимуществами [2]:

- появляется механизм продвижения «лучших практик» в отрасли, а не способ обеспечения минимального соответствия законодательным требованиям, как это происходит при государственном регулировании;

- правила и стандарты поведения, ориентированные на решение специфических проблем, создаются самой отраслью;

- более низкие издержки по применению саморегулирования для бизнеса, что может обеспечить более низкие цены для потребителей;

- не предполагаются затраты со стороны власти и, соответственно, дополнительные затраты для общества;

- быстрая и дешевая процедура разрешения споров в рамках саморегулирования (по сравнению с использованием традиционных юридических процедур).

На рис. 4 дана классификация кодексов саморегулирования, составленная на основе имеющегося зарубежного опыта [3], применительно к коммунальному комплексу и некоторым другим отраслям.

Так как практика применения саморегулирования в коммунальном комплексе зарубежных стран имеется, рассмотрим потенциальные возможности этой формы управления, а затем попытаемся выяснить, насколько она применима для российского коммунального сектора.

Одной из возможностей саморегулирования, которая

определяет его общественную полезность, является обеспечение имущественной ответственности членов са-морегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (услуг). Например, на рынок сбыта коммунальных услуг, обслуживания жилищного фонда в последние годы вышло достаточно много новых небольших фирм. Они создают конкуренцию, что в общем является положительным моментом. Однако эти фирмы не имеют запаса уставного капитала, объектов недвижимости, за счёт которых они могли бы расплатиться с потребителями своих услуг или с муниципальными властями, предоставившими в управление муниципальную собственность, в случае нанесения им серьёзного экономического ущерба. При внедрении саморегулирования эта проблема может быть разрешена двумя способами: созданием системы страхования и формированием компенсационного фонда. Таким образом, если деятельность фирмы-члена СРО удовлетворяет принятым стандартам саморегулирования и уплачены соответствующие взносы на страхование или в компенсационный фонд, то фактически она может воспользоваться деньгами других членов для покрытия убытков, возникших от её непрофессиональных действий. В свою очередь, СРО не будет заинтересована во вступлении в её состав членов, которые не заслуживают доверия.

Из функций, возложенных на саморегулируемую организацию согласно действующему законодательству [1], для коммунального сектора особо важное значение имеют:

1) разработка и установление требований к членству экономических субъектов в саморегулируемой организации КК, контроль их деятельности;

Система саморегулирования

Кодексы добровольного саморегулирования

Односторонние

секторальные

кодексы

поведения

Кодексы, разработанные с привлечением третьих лиц

Кодексы с «печатью одобрения»

Краткая характеристика кодекса

Принятие обязательств в одностороннем порядке в отношении поведения компании к потребителям, цель внедрения -повышение репутации компании Опыт применения

Разработка кодексов с участием представителей государства и погребт'елей , цель-учесть икгересы всех

заикгересованных

сторон

Проверка кодексов на соответствие требований агентства (гос. органа) по развкггию СРО, цель -повысить доверие потребителей к компаниям -членам

СРО

в зарубежных странах

Альтернативная и дополнительная медицина, строительство, реклама и маркетинг в І піегпеі

Страховые компании, производители энергии, компании, вод о- и

теплоснабжения, банки, телефонные компании, компании в сфере торговли недвижимостью, участники ипотечного рынка

Кодексы делегированного саморегулирования

Кодексы СРО, уполномоченных выполнять функции регулирования

Кодексы СРО, уполномоченных проводить лицензирование

Легальные кодексы

Передача части гос-х функций

саморегулируемым организациям , цель -повысить эффективность деятельности компаний , снизтъ издержки регулирования с сохранениям гос. контроля

Передача функций лицензирования профессиональным сам орегул и руем ы м организациям, способным оценить своего члена и дать разрешение на производство товаром, услуг

Кредкгтные и Аудкгторы, дантисты,

финансовые страховые агекты,

компании, адвокаты, юристы,

производители финансовые услуги,

электротехники, защкгта данных,

производители бух галтеры,

обуви, участники п рофесс ионал ьн ы е

рынка жилои страховые оценщики,

недвижимости , архкггекгоры

компании прямых

продаж,

машиностроение ,

туристические

агектства

Кодексы, принимаемые государством и имеющие силу закона, предназначены для дополнения уже действующих на рынке кодексов поведения , определяют границы их действия

Продажа контрактов на поставки электроэнергии , стандарты рекламной деятельности, радиовещание , профессиональные участники рынка медицинских услуг

Компании-упаковщики, финансовые услуги и финансовые рынки, кодекс, регулирующий заявления компаний в отношении цен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Классификация кодексов саморегулирования, применяемых в зарубежных странах[3]

2) применение мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;

3) образование третейских судов для разрешения споров между члена СРО КК и потребителями услуг;

5) предоставление интересов членов СРО в их отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

6) организация профессионального обучения и аттестации работников КК, оценка качества произведенных членами СРО товаров (услуг);

7) информационная открытость деятельности СРО и её членов.

Рассмотрим подотрасли жилищно-коммунального сектора с точки зрения возможного внедрения в них саморегулирования. Саморегулирование эффективнее внедрять в тех отраслях, где возможна конкуренция и где нет затруднений со входом на рынок, связанных с технологическими особенностями предоставления коммунальных услуг. То есть, в тех секторах, где степень монополизма поставщика ниже, оказание услуг жестко не «привязано» к передающим сетям, выше инвестиционная привлекательность, саморегулирование даст больший эффект. Поэтому к видам деятельности по оказанию ЖКУ, потенциально подходящим для внедрения саморегулирования, могут быть отнесены:

- все виды деятельности от производства до сбыта услуг в локальных, небольших коммунальных системах;

- обслуживание и ремонт передающих сетей;

- сбор и удаление твердых бытовых отходов;

- поставка оборудования для коммунального комплекса;

- обслуживание жилищного фонда, лифтовое хозяйство.

Напротив, в отраслях, имеющих важное социальное значение и препятствия для входа на рынок новых производителей, внедрение саморегулирования имеет ограничения. В коммунальном комплексе к таковым относятся:

- производство и передача тепловой и электрической энергии, сбор и очистка воды крупными городскими предприятиями;

- распределение тепловой энергии, воды, газа, электроэнергии, удаление и обработка сточных вод крупными предприятиями;

- сбыт тепловой энергии, воды, газа, электроэнергии крупными предприятиями.

То есть, имеется два контура готовности предприятий коммунального сектора к переходу на саморегулирование, которые изображены на рис. 5.

К основным функциям государственного управления в коммунальном секторе относятся: регулирование (контроль) цен, контроль за соблюдением прав работников, контроль качества продукции, контроль за соблюдением экологических норм, лицензирование деятельности, технический надзор, установление нормативов производства и потребления, инвестиционная политика, социальная поддержка потребителей и др. Следовательно, необходимо проанализировать, какие из функций могут быть переведены на систему саморегулирования. Результаты данного анализа приведены в табл. 3.

ж л*

& Jfy/ - производство и передачаХл5*

S/

. t-

«АЛ

тепло-, электроэнергии

- сбор и очистка воды крупными

предприятиями - распределение тепло-, электроэнергии, воды, газа,

- удаление и обработка сточных вод крупными предприятиями

■ сбыт тепловой энергии, воды, ч газа, электроэнергии крупными/ предприятиями

% % х\\

fs

.TV

Рис. 5. Готовность к саморегулированию подотраслей коммунального сектора

Авторы полагают, что лишь часть отраслей и функций управления в жилищно-коммунальном комплексе может быть переведена на схему саморегулирования. Там же, где наблюдается достаточно высокий уровень монополизации, низкая инвестиционная привлекательность, удалённость объектов, особые технологические особенности производства услуг, внедрение саморегулирования нецелесообразно или ограничено. Кроме этого, саморегулирование в ЖКХ может привести к следующим проблемам для субъектов предпринимательской деятельности:

- риски поглощения (снижения конкурентоспособности) при раскрытии информации о деятельности предприятия;

- дополнительные финансовые расходы;

- дополнительные трудозатраты, отчетность и т.д.

В отраслях, где саморегулирование малоэффективно, имеет смысл совершенствовать схему государственного регулирования. В качестве примера совершенствования регулирования приведём выдержки из «Белой книги по регулированию», утвержденной правительством Великобритании, где постулируются шесть принципов лучшего регулирования: необходимость, эффективность, пропорциональность, прозрачность, подотчетность, взаимодействие (табл. 4).

Данный набор принципов, кстати, применим не только в отношении государственного регулирования. Очевидно, что соседство государственного и саморегулирования будет всегда. Таким образом, при саморегулировании следует сформировать свой набор принципов, который стал бы понятным и участникам саморегулирования, и потребителям.

Для того чтобы активизировать внедрение механизмов саморегулирования в ЖКК и способствовать созданию саморегулируемых организаций, авторами предлагается на уровне региона или муниципалитета сделать следующее:

Анализ целесообразности внедрения саморегулирования в коммунальном секторе

Примечание: ремонты - обслуживание и ремонт передающих сетей; ТБО - сбор и удаление твердых бытовых отходов; поставка оборудования - поставка оборудования для коммунального комплекса; жилфонд - обслуживание жилищного фонда, лифтовое хозяйство; локальные рынки - все виды деятельности от производства до сбыта услуг в локальных, небольших коммунальных системах; производство - производство и передача тепловой и электрической энергии, сбор и очистка воды крупными городскими предприятиями; распределение - распределение тепловой энергии, воды, газа, электроэнергии, удаление и обработка сточных вод крупными предприятиями; сбыт - сбыт тепловой энергии, воды, газа, электроэнергии крупными предприятиями.

Условные обозначения: щ - введение саморегулирования предпочтительно; ин - введение саморегулирования ограничено; I—| - введение саморегулирования нецелесообразно; х - функция в данном виде деятельности не реализуется

- разработать типовые требования к членству организаций жилищно-коммунального комплекса в саморе-гулируемых организациях;

- разработать типовые стандарты и правила деятельности организаций ЖКК, входящих в саморегулируемые организации;

- создать методики анализа и проверки деятельности организаций ЖКК, входящих в саморегулируемые организации;

- описать регламент информационного обмена между членами саморегулируемой организации и обеспечения информационной открытости деятельности само-регулируемых организаций и их членов.

На начальном этапе предлагается сформировать саморегулируемые организации со следующими органами управления (рис. 6):

- общее собрание членов саморегулируемой организации;

- постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации;

- исполнительный орган саморегулируемой организации.

В дополнении к основным имеет смысл создавать другие специализированные органы в СРО коммунального сектора.

Из основных органов управления СРО в жилищно-коммунальном комплексе особо важными будут являться третейский суд и орган контроля за соблюдением принятых стандартов и правил. Причём третейский суд в меньшей степени нужен для урегулирования споров меяеду членами СРО, а в большей мог бы помогать разрешать проблемные ситуации, возникающие между производителями и потребителями коммунальных услуг, которые всегда имеются и очень часто не могут быть устранены ни в досудебном, ни в судебном порядке. Контроль за соблюдением принятых стандартов и правил также имеет приоритетное значение в части проверки качества предоставляемых членами СРО услуг. Объясняется это тем, что измерить качество коммунальных услуг сложнее, чем обычный товар. Комиссии же, которые создаются из сотрудников организации поставщика услуг, часто необъективны и не заинтересованы в прозрачности информации о произошедших технологических инцидентах и авариях, затратах и ценах поставщика услуг.

Таблица 4

Принципы совершенствования государственного регулирования (пример Великобритании) [3]

Необходимость Эффективность Пропорциональность Прозрачность Подотчетность Взаимодействие

Мы будем Мы будем более Наше регулирование Мы будем Мы усилим Мы

требовать более эффективно будет сведено к минимуму прибегать к более подотчетность в обеспечим

высоких определять цели использованием большего широким процессе слаженность

стандартов нашего количества альтернатив в консультациям до регулирования. работы

обоснования до регулирования. соответствии с регулирования. Мы регулирующих

регулирования. Мы докажем, что обстоятельствами. Обязательства усовершенствуем органов.

Мы снизим регулирование Мы обеспечим сектора процедуры Мы

уровень может быть равенство бремени социально апелляции, обеспечим

бюрократии. эффективным без соблюдения правил значимых услуг сделаем их последовательн

Мы будем чрезмерного регулирования с будут более публичными, ую деятельность

осуществлять усиления и уступок наказанием за их ясными. беспристрастным регулирующих

постоянное в ценах. несоблюдение. Регулирование и, с соблюдением организаций в

наблюдение за Мы будем В процессе будет сроков каждом

нашими систематически регулирования мы будем однозначным, рассмотрения. конкретном

регулирующими проверять использовать систему прозрачным и секторе или

институтами и необходимость анализа деятельности понятным. сфере.

полем их регулирования в регулятора.

деятельности. ключевых сферах.

Внедрение предлагаемых принципов при регулировании отношений участников рынка коммунальных услуг должно привести к следующим результатам:

- повышение качества жилищно-коммунальных услуг;

Общее собрание

Ревизионная

комиссия

Департамент

жилищной

сферы

Департамент

коммунальной

сферы

Департамент

инвестиций

- устав

- направления развития

Единоличный

исполнительный

орган

Постоянно действующий коллегиальный орган управления

Третейский

суд

Незави-

сима

члены

Орган контроля за соблюдением членами СРО принятых стандартов и правил

- разрешение споров

■ стандарты и правила

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ приём и исключение членов

Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия

Рис. 6. Органы управления типовой саморегулируемой организации в коммунальном секторе

- активизация энергосбережения в коммунальном комплексе;

- повышение надёжности электро-, тепло-, водоснабжения населения;

- повышение уровня квалификации персонала предприятий;

- достижение баланса интересов производителей и потребителей коммунальных услуг.

В заключение, необходимо отметить, что для перехода реформы коммунального сектора на новый виток развития уже сейчас необходимо активизировать внедрение в отрасли новых форм регулирования экономических взаимоотношений. Сложившиеся формы взаимодействия во многом формальны, навязаны участникам извне и не являются их истинным кругом интересов. Это препятствует координации усилий для решения общих для всех участников проблем. Необходимо констатировать, что решение частных технологических, экономических и социальных проблем в коммунальном хозяйстве региона не даст ощутимого эффекта в стратегической перспективе. Поэтому первоочередным следует признать подход к управлению в этой сфере, ориентированный, прежде всего, на достижение баланса всех заинтересованных сторон.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О само-регулируемых организациях».

2. Анализ законодательства Российской Федерации, регулирующего образование и функционирование профессиональных ассоциаций, являющихся инструментом саморегулирования секторов экономики // Отчет по научно-исследовательской работе АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус». 2004. 177 с.

3. Крючкова П.В. Развитие саморегулирования бизнеса и государственное вмешательство в экономику // Информационно-аналитический бюллетень фонда «Бюро экономического анализа», 2004. № 59. 33 с. Интернет: www.beafnd.org.

In this article the task of coordination of the participants ’ interests in the regional municipal economy is considered. The authors offer to use the principles ofself-regulation in some branches of regional municipal economy. Advantages and shortcomings of these principles inculcation are also analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.