куб. м. [3]. По расчетам и оценкам экспертов, в странах-потребителях СПГ ожидается динамичный рост строительства терминалов по приемке газа, что свидетельствует о растущих потребностях и стратегиях этих стран в диверсификации своих традиционных поставок газа и обеспечении достаточности его импорта на перспективу.
За счет реализации представленных проектов по производству и транспортировке СПГ, а также в связи с обеспечением их всей необходимой инфраструктурной поддержкой, Россия способна стать одним из мировых лидеров в производстве и торговле СПГ и реализовать планы по диверсификации отечественного экспорта. Наконец, появляется реальная возможность входа российских компаний в иностранные проекты по производству СПГ, что, несомненно, будет способствовать диверсификации направлений вложения инвестиционного капитала, быстрому доступу к новым перспективным проектам, а также получению возможностей по организации более гибкой торговой политики, предусматривающей разнообразие источников поставок газа, рынков сбыта, партнеров и коммерческих условий торговли.
Литература
1. http://ngb.gubkin.ru/curentnum/image/1-2.2012/1%20(7).pdf
2. http://www.dslib.net/economika-mira/sibgatullina.html
3. http://www.smb.ru/analitics.html?id=gas-IV-pankratov
4. http://geoclab.ru/articles/96/575/
5. http://www.eprussia.ru/epr/117/9113.htm
6. http://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=2449
7. http://energodialogue.com/print.php?lng=ru&id=693
8. http://expert.ru/expert/2005/45/45ex-spg-1 69116/
И.А. Котов
ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ
PROBLEMS OF REFORMING PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM IN RUSSIA
Аннотация: в статье рассмотрены основные проблемы системы государственных закупок в России, проанализированы пути реформирования системы госзакупок, отмечены основные нововведения в грядущей реформе системы госзакупок.
Ключевые слова: госзаказ, бизнес, аукцион, федеральная контрактная система, коррупция, закон, реформа системы государственных закупок, контроль, аудит.
Abstract: in article describes the main problems of public procurement in Russia, analyzed ways of reforming the public procurement system, marked by major improvements in the upcoming reform of public procurement.
Keywords: state orders, business, competition, federal contract system, corruption, reform of the public procurement system, control, audit.
В последнее время много приходится слышать критики в адрес закона о размещении заказов (94-ФЗ); говорится о необходимости принятия вместо него закона «О Федеральной контрактной системе» (ФКС). В первую очередь критика основана на общем недоверии общества к системе государственных закупок, к процедурам, открытости и честности проведения госзаказа. Кроме того, существующее
© И.А. Котов, 2012
законодательство не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла государственных закупок. Принятый в 2005 году Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует, по сути, процедуру организации торгов [3]. При этом в законе крайне ограничены варианты допустимых способов размещения заказа. Не задействован инновационный потенциал государственного и муниципального заказа в интересах модернизации отечественной экономики.
Существующие ныне процедуры позволяют участвовать в размещении заказа и побеждать поставщикам с низкой квалификацией, не обладающим возможностями для исполнения государственного или муниципального контракта. Кроме того, предусмотренные законодательством механизмы обеспечения качества, в основном, направлены на применение санкций к поставщику по факту невыполненного контракта. В результате, мы имеем двойной ущерб: не выполнен заказ по закупке товаров, работ и услуг необходимого качества, бюджетные средства не освоены и возвращены в бюджет. Более того, с 2006 года регистрируется кардинальное увеличение государственного заказа, размещаемого на внеконкурсной основе, т.к. антикоррупционный потенциал Федерального закона № 94 исчерпан.
В связи с этим, было принято решение о реформации действующей системы госзакупок, а проект закона о Федеральной контрактной системе было поручено разработать Минэкономразвития. После представления проекта закона на общественное обсуждение, началась бурная дискуссия между сторонниками отмены Федерального закона № 94 и принятия Федеральной контрактной системы и сторонниками планомерного развития Федерального закона № 94, устранения его недостатков, без его отмены. В частности, Федеральная антимонопольная служба разработала свой проект закона «О Федеральной контрактной системе», где в целом сохранялись положения Федерального закона № 94, но были внесены важные дополнения и уточнения [1]. При этом ключевые разногласия в идеологии между Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой заключались в том, что Минэкономразвития считало, что заказчику надо дать большую свободу действий в выборе исполнителя контракта и смотреть на результат, в зависимости от которого надо заказчика наказывать или хвалить. По мнению Федеральной антимонопольной службы, последствия такого подхода могли быть следующими.
1. Поскольку четких правил нет и непонятно, как оценивать полученный конечный результат и средства его достижения, заказчики будут дезориентированы в своей работе. Это неизбежно приведет к произволу по отношению к заказчикам со стороны контролирующих и правоохранительных органов
2. Будет потеряна конкурентная среда и произойдет резкий всплеск коррупции, ведь можно будет совершенно свободно отсекать от контрактов по госзаказу "не своих" предпринимателей. В результате - контракты по завышенным ценам с постоянно снижающимся качеством со «своими» компаниями.
Оба ведомства отстаивали свою позицию и в то же время признавали, что при такой полярности взглядов федеральных ведомств на госзаказ и экономику страны в целом сферу госзаказа в любом случае ожидает в будущем непростая судьба. И вот, спустя почти год после размещения проекта закона о Федеральной контрактной системе разработанного Минэкономразвития, противоборствующие стороны нашли компромисс, и до июля 2012 года законопроект Минэкономразвития «О создании Федеральной контрактной системы» [2] с учетом всех дополнений и поправок Федеральной антимонопольной службы будет подан на рассмотрение в Госдуму. Стороны провели не один «круглый стол», прежде чем сошлись во мнениях по многим спорным позициям законопроекта.
Как отмечают в Минэкономразвития, предложения Федеральной антимонопольной службы позволили уточнить и улучшить некоторые нормы и
положения Федеральной контрактной системы. Но сама идеология Федеральной контрактной системы не изменилась. Она предполагает, что отследить путь госзакупок можно будет от этапа их планирования до полного завершения контракта, расширяются способы проведения торгов [2].
Также с подачи Федеральной антимонопольной службы были уточнены параметры отсечения участников торгов, сбивших цену на 25 процентов и более от начальной. Раньше такие заявки предлагалось отклонять. В новой версии их к конкурсу допустят, но предприниматель должен будет обосновать демпинг, представить гарантийное письмо от производителя, подтверждающего возможность поставки или заключение о возможности выполнения работ по такой цене, выданное саморегулируемой организацией.
Сформулированы условия, при которых можно применять запрос предложений для так называемых срочных закупок. Такую возможность дадут только в четвертом квартале, если увеличено бюджетное финансирование. Антимонопольщики помогли составить списки требований, по которым участники торгов должны предъявить документы (например, выписку из Единого госреестра юридических лиц) и того, что можно просто продекларировать. Право на расторжение контракта получат как заказчики, так и исполнители. Решение они могут принять самостоятельно, но у второй стороны будет возможность оспорить его в Федеральной антимонопольной службе в течение 10 дней [1].
Если посмотреть не только на спорные позиции, по которым были найдены компромиссы, а на весь законопроект Федеральной контрактной системы в целом, то вот какие основные положения можно выделить:
- документ регламентирует весь закупочный цикл: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемка контрактных результатов, мониторинг, контроль и аудит за соблюдением устанавливаемых требований;
- предусмотрено также расширение линейки способов осуществления закупок за счет включения двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием и запроса предложений, которые должны позволить заказчикам более гибко учитывать особенности отдельных видов закупаемой продукции, а также рыночную конъюнктуру;
- документ вводит механизмы упрощенного изменения условий контрактов и их расторжения, а также процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по четко определенным основаниям, связанным с недобросовестными действиями поставщика;
- установлен также ряд антидемпинговых мер, позволяющих отклонять заявки с необоснованно заниженными ценами;
- предложены подходы к формированию организационной структуры контроля и аудита в сфере федеральной контрактной системы, в том числе функциональное распределение полномочий между уровнями власти и федеральными органами исполнительной власти. В результате реализации законопроекта будут созданы правовые основы для внедрения федеральной контрактной системы, способствующей качественному и своевременному удовлетворению государственных (муниципальных) нужд в товарах, работах и услугах.
Помимо прочего, положениями документа реализован ряд поручений президента РФ - в том числе по механизмам мониторинга и аудита эффективности закупок на разных этапах, а также в вопросах персональной ответственности должностных лиц заказчиков за реализацию функций по обоснованию закупок,
включая определение начальной цены контракта, ведению планов закупок, выбору способа осуществления закупки и приемке результатов исполнения контрактов.
Проект закона отражает реализацию поручения президента в вопросе большей централизации закупок и организации совместных торгов по однотипным товарам для повышения эффективности закупок за счет оптимизации объемов поставок и снижения цен, а также по разработке прогнозных планов закупки новейшего оборудования, высокотехнологичной продукции и размещения таких планов на специальном интернет-портале.
Документ содержит пункты, касающиеся организационных и нормативно-правовых механизмов, направленных на повышение доли инновационной продукции при осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд и упрощения порядка закупки научного и лабораторного оборудования, расходных материалов и образцов.
В Правительстве предполагают, что обсуждение этого законопроекта будет далеко не простым, возможны очередные правки и дополнения. В конце 2011 года проект закона уже отправлялся на доработку, с целью учесть замечания Федеральной антимонопольной службы к данному документу. Некоторые острые углы в законе остались и если их не удастся сгладить в ходе обсуждений в Госдуме, то вероятно он будет направлен на очередную доработку. Но, не смотря ни на что, и Федеральная антимонопольная служба, и Минэкономразвития сходятся во мнении, что законопроект «О Федеральной контрактной системе» - это шаг вперед в развитии института госзакупок в России.
Литература
1. Проект федерального закона «О федеральной контрактной системе», подготовленный ФАС России.
2. Проект федерального закона Российской Федерации «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», подготовленный МЭР России.
3. Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Я. С. Круглянский
ВЕДУЩИЕ МИРОВЫЕ ФОНДОВЫЕ БИРЖИ THE WORLD'S LEADING STOCK EXCHANGES
Аннотация: рассмотрены основные фондовые биржи в ведущих развитых и развивающихся странах. Проанализированы параметры, которые отображают удельное влияние биржи на мировой фондовый рынок. Определены ведущие мировые фондовые биржи на основе этих параметров. Выделены тенденции к консолидации, укрупнению ведущих фондовых бирж после мирового финансового кризиса в 2008 году.
Ключевые слова: фондовая биржа, акции, эмитенты, листинг.
Abstract: the article describes the main stock exchanges in G20. Major indicators are analyzed in the terms of reflection for stock's world influence. It identifies world's leading stock exchanges on the basis of these indicators. It also identifies global trend in the way of consolidation for stock exchanges.
© Я.С. Круглянский, 2012