Научная статья на тему 'Проблемы реформирования государственных закупок в рамках ЕАЭС'

Проблемы реформирования государственных закупок в рамках ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
731
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) ЗАКУПКИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕДИНЫЙ РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бапанова Сания Аскаровна, Протасова Ольга Владимировна, Горковенко Людмила Александровна

Реализация целей Евразийского экономического союза (ЕАЭС) тесно связана с формированием общих рынков в различных сферах экономического сотрудничества. Одной из таких сфер являются государственные закупки, способные оказать существенное влияние на взаимную торговлю между государствами-членами в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС. Однако до настоящего времени это влияние остается незначительным. В последние годы всё больше участников (поставщиков) государственных закупок интересуются возможностью участия в государственных закупках сопредельных стран, сначала в составе Таможенного союза, а с момента вступления в силу договора о Евразийском экономическом союзе в рамках союза. Цель исследования выявление препятствий на пути формирования единого рынка государственных закупок в ЕАЭС. Задачей исследования является анализ правового регулирования государственных закупок в государствах членах ЕАЭС для выявления имеющихся проблем в данной сфере. Необходимым условием формирования единого рынка государственных закупок является не только ликвидация существующих проблем в законодательствах государств членов ЕАЭС, но и завершение процесса построения единого рынка услуг, дальнейшее сближение разрешительных систем, гармонизация обязательных правил и требований в государствах членах ЕАЭС. Но главная задача, которая сейчас стоит перед руководящими органами ЕАЭС, это окончательно сформировать из разрозненных электронных систем единый союзный рынок государственных закупок. Перспектива развития сферы государственных закупок это максимально широкое использование ИТ-технологий, расширение конкурентного рынка государственных закупок, продолжение устранения возможных барьеров и иных ограничений взаимного доступа на рынки государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бапанова Сания Аскаровна, Протасова Ольга Владимировна, Горковенко Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реформирования государственных закупок в рамках ЕАЭС»

out on the web portal of e - government procurement are accompanied by a single operator - JSC " Center of Electronic Commerce ".

Keywords: electronic public procurement, single operator, web portal of public procurement, JSC "Сenter of e-Commerce".

УДК 339.162.3

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РАМКАХ ЕАЭС Бапанова Сания Аскаровна, студент (e-mail: saniya_sky@mail.ru) Протасова Ольга Владимировна, старший преподаватель (e-mail: protasovaov@mail.ru) Горковенко Людмила Александровна, к.э.н. (e-mail: itpetro@mail.ru) Директор ЧОУ «Информационные технологии» Северо-Казахстанский государственный университет им. Манаша Козыбаева, г.Петропавловск, Казахстан

Реализация целей Евразийского экономического союза (ЕАЭС) тесно связана с формированием общих рынков в различных сферах экономического сотрудничества. Одной из таких сфер являются государственные закупки, способные оказать существенное влияние на взаимную торговлю между государствами-членами в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС. Однако до настоящего времени это влияние остается незначительным. В последние годы всё больше участников (поставщиков) государственных закупок интересуются возможностью участия в государственных закупках сопредельных стран, сначала в составе Таможенного союза, а с момента вступления в силу договора о Евразийском экономическом союзе - в рамках союза.

Цель исследования выявление препятствий на пути формирования единого рынка государственных закупок в ЕАЭС. Задачей исследования является анализ правового регулирования государственных закупок в государствах членах ЕАЭС для выявления имеющихся проблем в данной сфере. Необходимым условием формирования единого рынка государственных закупок является не только ликвидация существующих проблем в законодательствах государств членов ЕАЭС, но и завершение процесса построения единого рынка услуг, дальнейшее сближение разрешительных систем, гармонизация обязательных правил и требований в государствах членах ЕАЭС. Но главная задача, которая сейчас стоит перед руководящими органами ЕАЭС, это окончательно сформировать из разрозненных электронных систем единый союзный рынок государственных закупок. Перспектива развития сферы государственных закупок - это максимально широкое использование ИТ-технологий, расширение конкурентного рынка государственных закупок, продолжение устранения возможных

барьеров и иных ограничений взаимного доступа на рынки государственных закупок.

Ключевые слова: государственные (муниципальные) закупки, евразийский экономический союз, единый рынок государственных закупок.

С 1 января 2015 года в составе России, Беларуси и Казахстана ЕАЭС начал свое официальное функционирование. 2 января 2015 года к ЕАЭС присоединились Республика Армения, а с 12 августа 2015 года в состав ЕАЭС вошла Республика Кыргызстан.

В договоре о создании ЕАЭС содержится раздел XXII «Государственные и муниципальные закупки», который содержит положения по либерализации совместного рынка государственных закупок, определяет цели и принципы регулирования сферы государственных и муниципальных закупок в ЕАЭС.

Муниципальные и государственные закупки государств ЕАЭС должны осуществляться в соответствии с Приложением №25 «Протокол о порядке регулирования закупок» к Договору о Евразийском экономическом союзе Протокол о порядке регулирования закупок. В протоколе изложены трактовки основных понятий, особенности обеспечения национального режима, требования к проведению закупок, меры по обеспечению эффективности закупок, меры по обеспечению соблюдения правовых норм, а также требования к закупочным организациям, процедурам проведения закупок и перечни товаров, работ и услуг, закупки которых осуществляются определенным способом.

Закупки в ЕАЭС могут проводиться следующими способами:

- закупки из одного источника либо у единственного поставщика/исполнителя/подрядчика.

- открытый конкурс, в том числе двухэтапный конкурс и конкурс с проведением процедуры предварительного квалификационного отбора;

- открытый аукцион в электронной форме;

- запрос предложений (если данный способ предусмотрен в национальном законодательстве о государственных закупках);

- биржевые торги (если данный способ предусмотрен в национальном законодательстве о государственных закупках);

- запрос ценовых предложений/котировок;

Проведение конкурсов и аукционов в ЕАЭС должно происходить только в электронном варианте, а проведение закупок остальными способами должно постепенно переходить из бумажного формата в электронный.

В рамках ЕАЭС не допускается взимание с участника платы за участие в закупке. В закупочной документации заказчик не должен указывать требования, описывающие конкретный товар, работу, услугу. Страны-члены союза могут устанавливать в своем законодательстве требования по обеспечению заявки на участие в закупке и по обеспечению исполнения контракта. Также на усмотрение страны остается вопрос формирования и ве-

дения реестра недобросовестных поставщиков. Эти меры способствуют тому, что закупочные организации не смогут ограничить в участии в закупках заинтересованных поставщиков, а установление требований по обеспечению заявки, контракта и ведение реестра недобросовестных поставщиков направлено на защиту заказчиков от неэффективного проведения закупки и исполнения договора.

Открытость и прозрачность проведения закупок обеспечивается странами-участницами ЕАЭС при помощи создания каждой страной веб-портала о закупках; публикации на веб-портале информации о закупках, реестра недобросовестных поставщиков; публикации нормативных правовых актов по закупкам на веб-портале; определения ограниченного количества электронных торговых площадок (ЭТП) и/или веб-портала в качестве единого места доступа к информации о закупках в электронном формате; организации беспрепятственного и бесплатного доступа к информации о закупках, реестру недобросовестных поставщиков и нормативным правовым актам государства-члена в сфере закупок, публикуемым (размещаемым) на веб-портале.

Положения Договора о ЕАЭС, регулирующие область государственных закупок, также направлены на повышение эффективности проведения закупок и на реализацию социальных функций. Государства-члены должны в своем законодательстве установить требование о планировании закупок. Пункт 39 Протокола о порядке регулирования закупок предлагает в национальных законодательствах применять нормы, направленные на повышение эффективности закупок, а именно - нормирование закупок, осуществление общественного контроля и обсуждения закупок, применение антидемпинговых мер, а также привлечение экспертов. Кроме того, Положения Договора позволяют государствам-членам устанавливать преимущества при проведении закупок для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций, если это предусмотрено национальным законодательством о закупках.

Все меры по регулированию муниципальных и государственных закупок в рамках ЕАЭС направлены на гармонизацию национальных законодательств о закупках, а также на предоставление поставщикам из стран ЕАЭС равных условий доступа к участию в муниципальных и государственных закупках.

Главной проблемой в регулировании рынка государственных закупок ЕАЭС выступает наличие технических и юридических барьеров при создании единой системы для государственных закупок между странами ЕАЭС. Также, не в полной мере реализована техническая интеграция электронных торговых площадок. На данный момент, на территории ЕАЭС работают 5 российских площадок, 2 белорусских и одна казахстанская.

Поскольку работа по гармонизации национальных законодательств о закупках проводилась еще с 2010 года в рамках Таможенного союза, а Республика Кыргызстан и Республика Армения присоединились к данному интеграционному объединению только в 2015 году, в связи с этим сейчас ведется активная работа по устранению «пробелов» и приведению армянского и киргизского законодательства по закупкам в соответствии с нормами Договора о ЕАЭС.

Национальное законодательство о закупках Республики Кыргызстан активно совершенствуется. С 2010 года информация о проведении закупок стала публиковаться на электронных информационных ресурсах, а именно - веб-портал по правительственным закупкам. С начала 2013 года был запущен правительственный портал, с помощью которого проводятся электронные государственные закупки и аукционы на понижение цены, способствующие обеспечению принципов открытости и прозрачности закупок.

В рамках Стратегии развития государственных закупок было пересмотрено законодательство о закупках и принята новая редакция закона «О государственных закупках». Новой редакцией предусмотрены: постепенный переход к электронному проведению закупки; пересмотр функций закупочных организаций; совершенствование и улучшение процесса обжалования решений.

Законодательство Армении о закупках является достаточно уникальным среди других стран ЕАЭС. Во-первых, национальный закон «О закупках» регулирует не только государственные и муниципальные закупки, но и закупки всех социально значимых организаций, собственно что усложняет процесс регулирования области государственных закупок. Во-вторых, в национальном праве существует неопределенность относительно понимания термина «электронная форма закупки», а также отсутствует понятие «электронная торговая площадка».

В договоре о ЕАЭС прописано, что страны должны обеспечивать беспрепятственный и свободный доступ потенциальных поставщиков и поставщиков государств-членов к участию в закупках, проводимых в электронном формате, путем взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства-члена, другим государством-членом. Однако, это до сих пор не реализовано полноценно. Рынок государственных закупок ЕАЭС работает полноценно только на территории Российской Федерации и Республики Беларусь. В рамках Соглашения о государственных (муниципальных) закупках 2010 г. между Россией, Казахстаном и Беларусью, страны должны были реализовать взаимное признание электронной цифровой подписи. В настоящее время в ЕАЭС отсутствует практика взаимного признания электронной цифровой подписи. Это ограничивает участие бизнеса в конкурсах на закупки товаров и услуг, которые проводятся государственными структурами и крупными корпорациями. Кроме того, снятие это-

го ограничения позволит активнее использовать электронные системы документооборота в рамках межгосударственного информационного взаимодействия.

Особое значение взаимному признанию электронной цифровой подписи придает тот факт, что все большее количество конкурсных закупок проходит через электронные торговые площадки. Решение этого вопроса будет способствовать углублению интеграции в ЕАЭС, повышению конкурентоспособности и, как следствие, улучшению качества поставляемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. Таким образом, основной проблемой на настоящий момент является несовместимость электронных цифровых подписей.

Текущая ситуация с признанием электронных цифровых подписей и технической интеграции электронных торговых площадок на едином рынке государственных закупок ЕАЭС указывает, что страны не достаточно подготовились к его созданию рынка государственных закупок. Продолжительное затягивание процесса признания электронной цифровой подписи Казахстаном, а также работа с Арменией и Киргизией отдаляет от намеченных целей по регулированию области государственных и муниципальных закупок ЕАЭС. Таким образом, отсутствие практики проведения закупок на общем рынке государственных закупок ЕАЭС не позволяет дать какие-либо выводы по функционированию самого рынка государственных закупок.

В целях недопущения затяжного признания электронной цифровой подписи, следует установить общие сроки по технической интеграции в рамках переговоров о присоединении к ЕАЭС в краткосрочной перспективе. А в долгосрочной перспективе - создать единую информационную систему для всех стран-участниц союза в целях повышения эффективности проведения закупок, где, как минимум, будут публиковаться извещения о проведении закупок, как максимум, эта система будет выступать в качестве единой электронной торговой площадки, где будет применяться единая электронная цифровая подпись. Это предложение основано на том, что сейчас потенциальный участник должен проводить ежедневный мониторинг каждой электронной торговой площадки, а также получать электронную цифровую подпись для каждой площадки, что представляет собой некоторые ограничения для участия, в соответствии с этим, необходимо упростить систему получения доступа к участию в закупке в электронном виде.

В договоре ЕАЭС указано, что создание реестра недобросовестных поставщиков (РНП) остается на усмотрение законодателя. Однако, такая свобода на создание РНП несет свои риски. Государственный заказчик заинтересован в выборе качественного поставщика, с этой целью он будет вынужден проверить РНП по каждой стране ЕАЭС, если реестр существует. Соответственно, в целях упрощения закупочного процесса, увеличения эффективности проведения закупки, а также защиты государственного заказчика, необходимо создать единый реестр недобросовестных поставщи-

ков из стран союза с единой базой и определить общие требования по включению недобросовестных поставщиков в реестр.

Основываясь на опыте регулирования рынка государственных закупок европейского союза и на результатах проведенного анализа раздела XXII Договора о ЕАЭС, следует дополнить положения ЕАЭС по государственным и муниципальным закупкам, а именно - предусмотреть для каждого способа проведения закупки общие сроки проведения закупочной процедуры. Данная мера будет способствовать выполнению принципа равного доступа к участию в закупке.

В целях выполнения принципа прозрачности, положения Договора о ЕАЭС, регулирующего сферу государственных закупок, должны устанавливать общие критерии оценки заявок участников, которые государства-члены должны использовать в национальном законодательстве.

С учетом выявленных проблем развития системы государственных и муниципальных закупок в странах ЕАЭС можно сформировать следующий алгоритм их решения:

- аналитический блок, направленный на анализ вариантов развития системы государственных и муниципальных закупок стран-участниц ЕАЭС;

- синтетический блок, направленный на определение рационального варианта развития системы государственных и муниципальных закупок стран-участниц ЕАЭС и экономического механизма его реализации;

- научно-практический блок, направленный на реализацию экономических механизмов регулирования в сфере закупок для государственных нужд при дальнейшем развитии отношений Казахстана и стран участниц ЕАЭС.

Система государственных закупок, сложившаяся в экономике современного Казахстана, находится в стадии постоянного развития и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Предпосылками повышения эффективности механизмов управления государственными закупками в условиях современного Казахстана являются успешное проведение административной реформы, внедрение аудита эффективности бюджетных расходов. Данные процессы позволят формировать благоприятные социально-экономические условия, а закупочная деятельность будет обеспечена адекватной для конкуренции средой.

Из приведенной выше информации можно сделать вывод, что система государственных закупок в Евразийском экономическом союзе с принятием Договора вышла на новый этап и по мере дальнейшего развития и принятия решений органами ЕАЭС она будет совершенствоваться и улучшаться.

Список литературы

1. https://kaz.tengrinews.kz/zakon/

2. evrazes.com

3. inform.kz>ru/otkryt-oficial-nyy-sayt-eaes_a2733340

4. i-eeu.ru

5. ereport.ru>

6. goszakup.gov.kz

7. adilet.zan.kz

8. brokert.ru>material/tamozhennyy-soyuz.. .goszakazov

9. bujet.ru

10. fas.gov.ru>attachment/131136/download...

11. kgd.gov.kz>TO ВЭД и ЕТТ ЕАЭС

12. http://www.alta.ru/tamdoc/14bn0044/

13. gos-zakupki.su

14. http://www.eurasiancommission.org/ru/auction/

15. online.zakon.kz/

16. http://www.mfa.kz/ru/content-view/tamozhennyj-soyuz

17. eaeunion.org

18. ru.wikipedia.org

19. eurasiancommission.org

20. ereport.ru

Bapanova Saniya Askarovna, student

(e-mail: saniya_sky@mail.ru)

North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlosk, Kazakhstan

Gorkovenko Lyudmila Aleksandrovna, candidate of economic sciences

(e-mail: itpetro@mail.ru)

Director of PEI «Information technologies»

Protasova Olga Vladimirovna, senior lecturer

(e-mail: protasovaov@mail.ru)

North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlovsk, Kazakhstan PROBLEMS OF REFORMING PUBLIC PROCUREMENT IN THE FRAMEWORK OF EURASIAN ECONOMIC UNION

Abstract. The realization of the goals of the Eurasian economic Union is closely connected with the formation of common markets in various areas of economic cooperation. One of these areas are public procurement, which can have a significant impact on mutual trade between the member States in the framework of the functioning of the internal market of the Eurasian economic Union. To date, however, this effect is not significant. In recent years, more and more participants (suppliers) of public procurement are interested in the possibility of participation in public procurement of neighboring countries, first as part of the Customs Union, and since the entry into force of the Treaty on the Eurasian economic Union - within the Union.

The purpose of this study was to identify obstacles to the formation of a single public procurement market in the Eurasian economic Union. The objective of the study is the analysis of legal regulation of public procurement in member States of the Eurasian economic Union and the Eurasian economic Union with the aim of identifying the existing problems in this field.

It is concluded that a necessary condition for the formation of a single market of public procurement is not only elimination of the existing problems in the laws of the member States of the Eurasian economic Union, but also the completion of the process of building a single market for services, the further rapprochement of licensing systems, harmonization of mandatory rules and requirements in the member States of the Eurasian economic Union.

But the main task, which now faces the governing bodies of the EAEU, is to finally form a single Union market of public procurement from disparate electronic systems. The prospect of development of public procurement is the widest possible use of IT technologies,

the expansion of the compétitive public procurement market, the continued élimination of possible barriers and other restrictions of mutual access to public procurement markets. Keywords: state (municipal) procurement, Eurasian economic union, a single market of public procurement.

УДК 339.37

РЕГИОНАЛЬНАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕГИОНЕ

Васильчук Евгений Степанович, к.э.н., доцент (e-mail: vas_evg1954@mail.ru) Рухманова Надежда Анатольевна, к.э.н., доцент (e-mail: ruh_nad_an@mail.ru) Устяк Анастасия Олеговна, магистрант (e-mail: Anastasiya.ustyak2016@yandex.ru) Ивановский филиал Российского экономического университета

им. Г.В. Плеханова

В работе проведено исследование особенностей развития розничной торговли в Ивановской области за последние семь лет. Определена роль кластерной региональной политики в развитии торговли непродовольственными товарами. Выявлены основные закономерности в динамике товарооборота и направленность структурных сдвигов в торговле продовольственных и непродовольственных товаров. Проведен анализ факторов, определяющих развитие розничной торговли региона в рассматриваемый период.

Ключевые слова: кластерная политика, розничная торговля, регион, тенденции развития, факторы, конкуренция.

Представленный в данной статье материал является частью исследования потребительского рынка региона, проведенного Ивановским филиалом РЭУ им. Г.В. Плеханова по заказу Департамента экономического развития и торговли Ивановской области. В рамках данного исследования проводился анализ основных закономерностей развития розничной торговли в регионе и оценивалось влияние региональной политики на экономическое состояние и динамику потребительского рынка региона.

Концепция кластера и влияние кластеров на создание национальных и региональных конкурентных преимуществ была сформулирована М. Портером, который характеризует кластер как группу... «географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [1].

Роль и значение кластерного подхода в эффективном развитии региональной экономики в современном понимании этого понятия активно начали изучаться в конце 90-х годов прошлого века. В этот период актуаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.