Время реформ
Проблемы реформирования бухгалтерского учета в России
в соответствии с МСФО
Т.В. Миронова
Рассмотрены основные причины применения МСФО в России и проблемы реформирования бухгалтерского учета в России. Отмечено, что интеграция российского бизнеса в мировую экономику диктует необходимость изучения и использования в экономическом общении универсального языка, коими и являются МСФО. Но процесс гармонизации учета и отчетности оказался не столь эффективным. Приведены аргументы и мнения ведущих специалистов по этому поводу, проанализирован опыт применения МСФО в других странах. Обоснована идея создания новой модели финансовой отчетности - интегрированной отчетности, защищающей интересы бизнеса, инвесторов, сотрудников и общество от последующих кризисов.
Ключевые слова: Международные стандарты финансовой отчетности, МСФО, адаптация бухгалтерского учета к МСФО, краткосрочные выгоды, национальные стандарты бухгалтерского учета.
Согласно «Программе реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», можно выделить следующие основные причины применения МСФО.
Во-первых, система бухучета, существовавшая в условиях планового управления экономикой, была ориентирована на информационные потребности Советского государства. Изменение экономической ситуации требовало новых, более решительных подходов к реформе системы отчетности в России. Сложившаяся же система регулирования бухучета не способствовала ускорению перехода России на МСФО [1].
Во-вторых, значительно выросла значимость фондового рынка, одним из условий стабильности которого является достоверная экономическая информация о его участниках, а ее отсутствие может привести к серьезным экономическим и политическим последствиям. Поэтому для повышения прозрачности общественно значимых предприятий и обеспечения сравнимости отчетности однородных предприятий (вне зависимости от наличия или отсутствия дочерних обществ) необходим переход на МСФО не только на уровне консолидированной отчетности, но и на уровне отчетности отдельных юридических лиц. Сегодня в условиях интернационализации мировой экономики, глобализации рынков капитала бухгалтерский учет является одним из средств международного общения. Интеграция российского бизнеса в мировую экономику, сохранение традиционных и поиск новых рынков сбыта продукции российского производства, создание условий для привлечения иностранных инвестиций в страну, присоединение России к ВТО - все эти
процессы диктуют необходимость изучения и использования в экономическом общении универсального языка, понятного миру - международных стандартов финансовой отчетности [3].
В-третьих, внедрение МСФО в России даст возможность российским компаниям повысить доверие иностранных инвесторов за счет повышения прозрачности и надежности финансовых отчетов и сопоставимости их с теми, которые применяются в западных компаниях. Очевидно, что заинтересованная в росте своей капитализации компания, которая думает об акционерах, решает не только сиюминутные, но и долгосрочные задачи (а именно отчетность, составленная по МСФО, снабжает пользователей информацией не только о прошлом и настоящем, но и о будущем), будет желанным объектом для инвестирования. Информация, содержащаяся в отчетности, составленной по МСФО, позволяет собственникам компании задуматься об оптимизации затрат, дивидендной политике, проводить реструктуризацию, управлять стоимостью компании. Все это наряду с фундаментальными факторами, относящимися к производственно-хозяйственной деятельности, приводит к многократному увеличению капитализации компании [5].
В-четвертых, в настоящее время стоимость российских предприятий явно недооценена: в случае выхода на фондовые рынки цена акций промышленных предприятий России будет в десятки раз ниже их реальной стоимости. Одним из основных факторов, способствующих недооценке стоимости российских предприятий, является непрозрачность деятельности и невозможность оценить активы компаний по справедливой стоимости. В то время как стоимость активов зарубежных предприятий, функционирующих в аналогичных сферах бизнеса и сопоставимых с российскими, по величине натуральных показателей значительно превышает стоимость активов российских компаний, рассчитанную по бухгалтерскому балансу [12].
Необходимость составления отчетности по МСФО для организаций зависит также от нескольких обстоятельств. В целом можно выделить следующие основные причины [1].
1. Требования законодательства. В соответствии с Законом «О консолидированной финансовой отчетности» № 208-ФЗ от 27 июля 2010 г. для кредитных и страховых организаций - с отчетного периода за 12 месяцев, заканчивающихся 31 декабря 2011 г. Для организаций, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж - с отчетного периода за 12 месяцев, заканчивающихся 31 декабря 2015 г.
2. Потребность в финансировании. Чаще всего компании принимают решение о подготовке отчетности по МСФО при необходимости получения внешнего финансирования в виде кредитов/займов или взноса в уставный капитал. Например, при первичном размещении акций на Лондонской бирже акций (ЬБЕ) существует требование о предоставлении отчетности по МСФО за последние три года. Для заемного финансирования данные требования обычно проще (двухлетняя отчетность). В данном случае отчетность по
МСФО необходима, прежде всего, иностранным банкам для понимания ситуации в компании. В зависимости от банка это могут быть и два, и три года. Таким образом, компании должны начинать готовить и проходить аудит отчетности по МСФО, исходя из планируемых сроков получения подобного финансирования.
3. Требования со стороны акционеров. Например, российские дочерние организации иностранных компаний обязаны регулярно (часто на квартальной основе) предоставлять отчетность или пакет таблиц по МСФО материнским компаниям. Им необходимо начинать готовить отчетность по МСФО с даты основания аналогично подготовке отчетности по Российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ).
Однако, несмотря на все перечисленные причины, нужно отметить, что главным локомотивом реформ выступают государственные органы. Посредством издания федеральных законов, постановлений Правительства РФ, приказов Минфина, распоряжений Центрального банка и других ведомственных документов в последние 10 лет принят целый комплекс решений, обеспечивающих переход к обязательному использованию Международных стандартов финансовой отчетности.
Переход отечественного бухгалтерского учета на стандарты МФСО предопределен процедурой вступления России в ВТО, стремлением к созданию Международного Финансового центра в Москве и другими амбициозными проектами политического руководства страны. Перевести на русский язык заграничные документы и ввести их в действие не самая сложная проблема для государства, по сравнению с дорогами, коррупцией, независимостью судов и т.д. [1].
Введение стандартов МФСО - безусловный плюс для России. По данным ФНС России, на 1 января 2011 г. количество юридических лиц, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, составило 4491,3 тыс. единиц, в ЕГРИП -3955,2 тыс. индивидуальных предпринимателей, из них в Москве зарегистрированы 973,4 тыс. юридических лиц (21,6% от общероссийского показателя) и 176,6 тыс. индивидуальных предпринимателей (4,4%) (по данным сайта www.allmedia.ru).
За этими цифрами стоят учредители, руководители, кредиторы, инвесторы и другие лица, заинтересованные в получении достоверной информации о финансовом положении субъекта для принятия экономических решений. Выходит, что государство в лице правительства идет навстречу пожеланиям этих лиц. Однако список зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей следует разделить на два. Количество фирм-однодневок, которые не платят налоги в бюджет, растет фантастическими темпами и достигает 52%. При этом «теневые» обороты измеряются триллионами рублей (среда, 23 ноября 2011 г., svpressa.ru). Ясно, что в «тени» заказчиков МФСО искать бессмысленно.
Малый бизнес в России выпадает из сферы применения МСФО, средний бизнес (представленный предприятиями областного и районного масштаба: элеваторы, пищекомбинаты, агропредприятия, грузовой транспорт, оптовая и сетевая торговля, машиностроение и металлообработка и др.) также не является потребителем МСФО [1]. Вряд ли отсюда шел заказ на МФСО.
Есть организации, призванные выполнять государственный оборонный заказ. Для этих предприятий порядок составления консолидированной финансовой отчетности устанавливается Правительством РФ (п. 4 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»).
Есть некоммерческая организация - Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд НСФО), с которой Минфин РФ заключил соглашение об экспертизе применимости МСФО и Разъяснений МСФО на территории Российской Федерации [1]. Состав Правления и Совета по стандартам отчетности этого Фонда (представители ОАО «Лукойл», «РЕНОВА Менеджмент АГ», ООО «ФБК», ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «НК «Роснефть», KPMG, ОАО «Альфа-банк», Deloitte, Ernst&Young и др.) дает ответ на поставленный вопрос: МФСО в России нужен тем, кто рассчитывает на западные инвестиции и кредиты, кто создан с привлечением западных технологий и инвестиций (бензин-керосин, автомобилестроение, IT-технологии, табак, брендовые торговые сети и т.д.), входит в зарубежные холдинги, интересен западным корпорациям [1].
Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что эти организации вынужденно работали по зарубежным стандартам и без государственного принуждения, у них учетный процесс налаживался годами, есть высококлассные специалисты, достойное программное обеспечение, неограниченный бюджет. Разумеется, эти предприятия выигрывают: они избавляются от расходов на составление отчетности по правилам РСБУ, которая востребована только государственными органами. Для себя и серьезных инвесторов эта отчетность все равно трансформировалась по принципам МФСО.
Отечественный учет представляет собой довольно жесткую конструкцию, не оставляющую места для импровизаций: есть первичный документ -следует двойная запись; проводки подчинены содержанию первичного документа; содержание первичного документа отвечает смыслу договора, который, в свою очередь, подчиняется гражданскому законодательству. Поэтому любое улучшение отчетности неизбежно связано с махинациями с первичными документами, а значит, и с риском понести уголовную ответственность: подписание документов задним числом, проведение операций без документов, неполная регистрация документов, составление «липовых» документов и т.д. В мире МФСО нет такого трепетного отношения к первичному документу, там верят в разумность и рациональность. Так что, несомненно, в нашем обществе созрел заказ на импорт учетных стандартов [1].
Причин, обусловливающих трудности по продвижению МСФО в нашей стране, несколько. В России сотни тысяч предприятий, и единовременный их переход на МСФО «стройными рядами» невозможен уже хотя бы потому, что все они отличаются друг от друга: находятся на разных уровнях развития, действуют в разных геополитических условиях, имеют разную правовую форму, работают в разных секторах экономики, существенно отличаются по объемам деятельности и пр.
На сегодняшний день многие специалисты в области бухгалтерского учета склоняются к мнению, что процесс гармонизации учета и отчетности, основанный на обобщении опыта, оказался не столь эффективным, как это ожидалось разработчиками международных стандартов учета и отчетности. Так, известный специалист в области бухгалтерского учета и истории его развития проф. Я.В. Соколов пишет следующее: «Несмотря на огромные усилия по стандартизации принципов бухгалтерского учета, разработанные стандарты подвергаются критике по следующим причинам: нет достаточных оснований считать один вариант учета предпочтительней другого; однажды установленные и, может быть, не самые удачные принципы практически очень трудно изменить; возможность достижения унификации сомнительна; сравнимость показателей трудно обеспечить даже в условиях единых принципов; отсутствуют достаточно подготовленные кадры счетных работников; человек, читающий финансовый отчет, не может быть уверен в квалификации главного бухгалтера и аудитора; факультативный характер принципов, отсутствие сложившейся системы бухгалтерского права; специалисты западных стран не любят, когда кто-то руководит ими и принимает за них решения. Все это не мешает распространению принципов, но не позволяет принять их всерьез и надолго» [12].
Другой, не менее авторитетный специалист в области международного учета и отчетности - проф. Л.З. Шнейдман - заключает: «Несмотря на очевидные преимущества МСФО, переход к международным стандартам учета осуществлен далеко не во всех странах. Более того, многие экономически развитые страны с богатыми традициями бухгалтерского учета, среди которых называют Австрию, Бельгию, Великобританию, Германию, Канаду, США, Японию, не спешат с переходом на единые международные стандарты, и только 10 из 62 обследованных комитетом по МСФО стран, таких как Кипр, Кувейт, Латвия, Малайзия, Мальта, Оман, Пакистан, Тринидад и Тобаго, используют МСФО как национальные стандарты» [2].
Россия как уже сложившийся полигон для проведения социально-экономических экспериментов была избрана западными партнерами в качестве страны, которая одна из первых перейдет на учет и составление отчетности в соответствии с МСФО. Достаточно сказать, что европейские страны планировали переход на МСФО в 2007 г., в то время как наша страна начала осуществление этот перехода уже в 2004 г. в системе кредитных организаций. Однако трудности с осуществлением этого перехода привели к необхо-
димости отдалить период окончательного перехода национальной системы учета и отчетности к МСФО. Однако не может быть и речи об отказе от перехода на международные стандарты, поскольку Россия уже вошла в мировую экономику как равноправный партнер.
Процесс перехода национальных систем учета и отчетности на МСФО выглядит сегодня как процесс с односторонним движением: концептуально преобладает позитивистский подход, характерный для англо-американской школы бухгалтерского учета. Россия выступает в качестве пассивного потребителя разработок наших зарубежных партнеров [2].
Рассматривая и анализируя существующие проблемы на современном этапе, можно выделить следующие препятствия адаптации бухгалтерского учета в России к МСФО:
1) Малое число корпораций мирового класса, способных к конкуренции в глобальном масштабе и включаемых в основные мировые рейтинги или ценные бумаги которых продаются на ведущих фондовых площадках мира.
2) Низкие уставные капиталы и рыночная капитализация, недооценка большинства российских корпораций.
3) Малое число компаний, которые провели системную (корпоративную и финансовую) реструктуризацию бизнеса.
4) Неустойчивая и неэффективная структура собственности большинства АО.
5) Низкие конкурентоспособность и платежеспособный спрос при довольно удовлетворительном качестве многих видов продукции.
6) Запущенность корпоративного правления, выражающаяся прежде всего в низкой информационной прозрачности.
7) Острые конфликты и скандалы на многих российских предприятиях, включая отношения компаний и государства, менеджеров и акционеров, крупных и мелких акционеров, компаний и их партнеров.
8) Постоянное обновление МСФО.
9) «Человеческий» фактор - средний уровень знаний бухгалтеров и аудиторов, принимающих участие в подготовке и выражении мнения об отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, остается низким.
10) Недостаточное применение на практике новых стандартов учета [11].
Ориентация бухгалтерского учета на требования налоговых органов
остается также одним из главных препятствий на пути реформирования и продвижения МСФО. Зачастую руководители предприятий опасаются, что в результате внедрения МСФО и перехода на предельно прозрачную финансовую отчетность у них не останется резерва для ухода от налогообложения. Необходимо окончательно развести бухгалтерский учет и налоговую отчетность. Предприятия должны делать налоговую отчетность исходя из налоговых законов и исключительно для целей налогообложения, а бухгалтерский учет вести исключительно в своих интересах. Тогда не возникнет дуализма
учета и появится возможность глубокого всестороннего анализа деятельности собственно предприятия [4].
Помимо вышеперечисленных точек зрения на трудности реализации МСФО, необходимо обратить внимание на высказывания по данной проблеме аудиторов России. Все замечания профессионалов можно обозначить пятью пунктами:
1) технический момент - отсутствие актуального перевода стандартов МСФО на русский язык. А также проблема языковая, лежащая в основе проблемы терминологической;
2) трудность, о которой уже шла речь: не всегда в российских стандартах выполняется приоритет экономического содержания над формой, что искажает отчетность по национальным стандартам и делает ее более тяжелой для трансформации;
3) различие оценки активов и обязательств. Здесь наблюдаются различия в классификации имущества и обязательств в разных системах отчетности. Кроме того, МСФО в ряде случаев требует справедливой или рыночной оценки активов, что бывает сложно сделать в условиях РСБУ;
4) различие в объемах раскрываемой информации. МСФО требует более детального раскрытия информации, а также раскрытия информации о большем количестве операций и большем круге зависимых лиц, что значительно повышает трудоемкость составления отчетности;
5) различие законодательной базы. Бухгалтерский учет любой страны как совокупность национальных стандартов всегда является составной частью законодательства государства. Учет никогда не может противоречить ему. Кроме того, он пользуется терминами и понятиями национального гражданского и налогового законодательства, а изменение этих основ представляется невозможным на настоящий момент. Поэтому и возникают противоречия, усложняющие корректировку РСБУ.
Учитывая вышеперечисленные проблемы, не следует забывать, что МФСО - не застывшие догмы, их стандарты, рекомендации, приоритеты постоянно развиваются, уточняются, изменяются. Это живой динамичный процесс. Поэтому в условиях бюрократической неповоротливости существует риск оказаться в роли вечных догоняющих. Тем более что в мире набирают популярность идеи о создании новой модели отчетности бизнеса - интегрированной отчетности. Последние мировые финансовые кризисы заставили задуматься о необходимости новой экономической модели, которая могла бы защитить бизнес, инвесторов, сотрудников и общество от серии последующих все более глубоких кризисов.
Одной из главных причин кризисов является то, что многие компании делают выбор в пользу агрессивного и рискового бизнес-поведения для достижения краткосрочной выгоды. При этом долгосрочные задачи улучшения жизни общества просто игнорируются. В значительной части этому способ-
ствует и существующая модель финансовой отчетности, к которой в последнее время возникает много претензий:
• создает ложное впечатление о компании у пользователей, потому что она «историческая» - отражает результаты прошлых событий, количественная и «только финансовая»;
• неадекватно отражает нематериальные активы - большинство нематериальных активов, созданных «внутри» компании, не проходят тест на признание активов в соответствии с МСФО и поэтому не показываются на балансе компании;
• несостоятельность оценок по текущей стоимости - в период финансового кризиса и после него были высказаны большие сомнения в правомерности использования оценок по справедливой стоимости или по рынку, хотя это не совсем одно и то же. Заявляется, что оценка по справедливой стоимости, по крайней мере, финансовых инструментов, приводит к усилению финансового кризиса.
Подытоживая вышеперечисленные проблемы, связанные с продвижением МСФО, можно констатировать, что предстоит еще много сделать для того, чтобы Россия полностью перешла на международную практику учета. Важно, чтобы необходимость перехода была осознана как на уровне властей, так и среди бизнеса и бухгалтерского сообщества. На мой взгляд, необходимость реформирования системы бухгалтерского учета не вызывает сомнения. Однако цена успешной реализации данной реформы остается неопределенной.
Литература
1. Никульшин А. Проблемы реформирования российского бухгалтерского учета. [Электронный ресурс] / А. Никульшин. - Режим доступа: http://www.i-ias.ru/publicacia/problemi_reformirovania_bux_uceta.html
2. Реформа бухгалтерского учета в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.almsfo.ru/gaap.html
3. Хириев А. Т. Реформирование бухгалтерского учета в России в соответствии с МСФО. [Электронный ресурс] / А.Т. Хириев. - Режим доступа: http://www.accountingweb.ru/accounting-415
4. Мишкин Л. Трудности перехода на МСФО: ответы на вопросы. [Электронный ресурс] / Л. Мишкин. - Режим доступа: http://www.klerk.ru/ persona/209460
5. Генералов Н.В., Пятов М.Л., Смирнова И.А. (СПбГУ). Применение МСФО: языковые и терминологические проблемы. [Электронный ресурс] / Н.В. Генералов, М.Л. Пятов, И.А. Смирнова (СПбГУ). - Режим доступа: http://www.buh.ru/dokument-1837
6. Внедрение МСФО в России: 25 рекомендаций по обеспечению перехода к МСФО. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vertexglobal.ru/ main/articles/vnedrenie_msfo_v_rossii_25_rekomendacij_po_obespecheniyu_ perehoda_k_msfo/
7. Бизнес-новинки: МСФО в обязательном порядке. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: formataudit.ru/capcipa
8. Пятов М.Л., Смирнова И.А. (СПбГУ). Судьба МСФО в России - этапы признания. [Электронный ресурс] / М.Л. Пятов, И.А. Смирнова (СПбГУ). -Режим доступа: http://www http://www.buh.ru/dokument-1843
9. Порядок признания МСФО и разъяснений к ним для применения на территории России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.buh.ru/document-1837
10. Таймазов В. МСФО в России: трудности перехода // Расчет. - 2009. - № 2.
11. Будущее МСФО в России: очередность этапов реформирования // Финансовый директор. - 2007. - № 1 (55).
12. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (ред. от 8 ноября 2010 г.).
13. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (ред. от 28 ноября 2011 г. № 339-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
14. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации».
15. Приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».
16. Приказ Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 440 «План на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности».