Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УСТОЙЧИВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ: НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В МЕТАЛЛУРГИИ»'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УСТОЙЧИВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ: НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В МЕТАЛЛУРГИИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОНЦЕПЦИЯ И ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Владимир Владимирович, Бугаева Татьяна Петровна, Осипова Вера Александровна, Даныкина Галина Борисовна

Современное образование всех уровней трансформируется под влиянием трех главных факторов: глобализационные процессы, информатизация всех сторон жизнедеятельности и императив изменений. Целевой ориентацией современного образования с учетом названных факторов является подготовка профессионала, способного обеспечить устойчивое развитие цивилизации посредством создания условий технико-экономического развития без скачков и срывов, предотвращения разрушительных последствий потребительского отношения человека к природной среде. Сформулированная таким образом цель образования предполагает сущностные изменения образовательного процесса, включая содержательные и процессуально-деятельностные компоненты, находящего отражение в соответствующем учебном плане подготовки инженеров. Целью исследования, представленного в данной статье, является обоснование условий реализации идей устойчивого образования в подготовке магистрантов направления «Прикладная информатика в металлургии» в контексте повышения её качества в соответствии с международными тенденциями посредством интеграции профессионального и личностного развития обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов Владимир Владимирович, Бугаева Татьяна Петровна, Осипова Вера Александровна, Даныкина Галина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTING SUSTAINABLE EDUCATION IN THE PREPARATION OF UNDERGRADUATES: ON THE EXAMPLE OF THE DIRECTION “APPLIED INFORMATICS IN METALLURGY”

Modern education at all levels is being transformed under the influence of three main factors: globalization processes, informatization of all aspects of life and the imperative of change. The target orientation of modern education, taking into account these factors, is the training of a professional capable of ensuring the sustainable development of civilization by creating conditions for technical and economic development without jumps and disruptions, preventing the destructive consequences of a person’s consumer attitude to the natural environment. The purpose of education formulated in this way presupposes essential changes in the educational process, including substantive and procedural-activity components, which are reflected in the corresponding curriculum for the training of engineers. The purpose of the research presented in this article is to substantiate the conditions for the implementation of the ideas of sustainable education in the preparation of undergraduates in the direction of “Applied Informatics in Metallurgy” in the context of improving its quality in accordance with international trends through the integration of professional and personal development of students.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УСТОЙЧИВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ: НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В МЕТАЛЛУРГИИ»»

Проблемы реализации устойчивого образования в подготовке магистрантов: на примере направления «Прикладная информатика в металлургии»

Осипов Владимир Владимирович,

кандидат физико-математических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» E-mail: vv-osipov@yandex.ru

Бугаева Татьяна Петровна,

кандидат педагогических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» E-mail: bugaevatp@yandex.ru,

Осипова Вера Александровна,

кандидат технических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» E-mail: va-osipova@yandex.ru

Даныкина Галина Борисовна,

кандидат технических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» E-mail: danykinagb-sfu@mail.ru

Современное образование всех уровней трансформируется под влиянием трех главных факторов: глобализационные процессы, информатизация всех сторон жизнедеятельности и императив изменений. Целевой ориентацией современного образования с учетом названных факторов является подготовка профессионала, способного обеспечить устойчивое развитие цивилизации посредством создания условий технико-экономического развития без скачков и срывов, предотвращения разрушительных последствий потребительского отношения человека к природной среде. Сформулированная таким образом цель образования предполагает сущностные изменения образовательного процесса, включая содержательные и процессуально-деятельностные компоненты, находящего отражение в соответствующем учебном плане подготовки инженеров.

Целью исследования, представленного в данной статье, является обоснование условий реализации идей устойчивого образования в подготовке магистрантов направления «Прикладная информатика в металлургии» в контексте повышения её качества в соответствии с международными тенденциями посредством интеграции профессионального и личностного развития обучающихся.

Ключевые слова: устойчивое развитие, магистерская подготовка, концепция и принципы устойчивого развития.

Введение

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде представлена футурологиче-ская модель образования как саморазвивающейся системы в контексте проблем устойчивого развития [1, 2, 3]. Результаты этой конференции выразились в ряде документов, главным из них является концепция устойчивого развития и сформулированные принципы этого процесса. Этот документ определил новую парадигму цивилизационного развития, новизна которой состоит в определении приоритетности информационно-интеллектуальных факторов перед материально-природными.

Дальнейшее развитие концепция устойчивого развития получила на Всемирном саммите по устойчивому развитию (УР), проходившему в Йоханнесбурге (ЮАР, 2002), определившая ин-тегративный процесс для устойчивого развития в системном единстве экологических, экономических и социальных сферах развития цивилизации. В Российской федерации имеется ряд документов определяющих действие государства и общества в области УР и безопасности:

1. Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236).

2. Концепция национальной безопасности РФ (Указ президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300).

3. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию (Указ президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440).

4. Государственная стратегия устойчивого развития (одобренная Правительством РФ в декабре 1997 г.).

5. Всемирный саммит по УР РИ0+20 (2012 г.) -«Будущее, которое мы хотим».

Одним из необходимых условий обеспечения УР является образование для УР с качественно новыми целевыми установками и результатами образования [4, 5, 6, 7].

Анализ нормативно-директивных документов международного и российского уровня показал достаточную разработанность проблем устойчивого развития в практике образования. Сказанное актуализировало проблему реализации устойчивого образования в подготовке магистрантов направления «Прикладная информатика в металлургии».

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Материалы и методы

При проведении исследования использовались теоретические методы: сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогических и научно-методических источников по проблеме исследования; изучены и использованы нормативно-правовые документы, относящиеся к проблемам магистерской подготовки и образования для устойчивого развития, а также федеральный государственный стандарт магистерской подготовки по направлению «Прикладная информатика», учебный план подготовки магистрантов. Использовался анализ и синтез, сопоставления, систематизация и обобщения данных.

Результаты и их обсуждение

Анализ 27-ми принципов устойчивого развития, представленных в Декларации ООН по окружающей среде в 1992 г. позволил выделить несколько принципов, значимых для подготовки магистров:

1. Забота о людях (здоровая жизнь в гармонии с природой).

2. Государства имеют суверенное право разрабатывать собственные ресурсы.

3. Справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущего поколений.

4. Защита окружающей среды.

7. Восстановление здорового состояния и целостности экосистем Земли.

8. Ограничит и ликвидировать нежизнеспособные модели производства.

9. Углубление обмена научно-техническими знаниями.

14.Сдерживать деятельность, наносящую экологический ущерб и вред здоровью человека. 21.Мобилизация творческих сил молодежи для УР.

Важным для государств, ориентирующих свое развитие в соответствии с требованиями УР является понимание необходимости развития международного сотрудничества и международного права в области устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития цивилизации, называемая триединой, опирается на три основных сферы общественного развития: социальную, экологическую и экономическую измерения. Концепция определяет принципы устойчивого развития: экологическое равновесие, экономическая стабильность, социальное благополучие.

Анализ учебного плана подготовки магистров направления «Прикладная информатика в металлургии» показывает его потенциал в формировании у будущих магистров ценностей и компе-тентностей, позволяющих учитывать социальные, экологические и экономические проблемы в их о системном единстве и принимать решения в про-££ фессиональной деятельности без угроз для буду-й щего планеты, что соответствует идеям устойчивого развития. В частности, в дисциплинах «Ин-^ формационные технологии в металлургии», «Мо-

делирование и оптимизация технологических процессов», «Имитационное моделирование», «Автоматизированные системы управления технологическими процессами» обсуждаются проблемы, связанные с оценкой экономической чистоты производства и получаемых продуктов инженерной деятельности; проблемы возобновляемых ресурсов; организация сбора и утилизации отходов металлургического производства, снижения отрицательного воздействия на окружающую среду, что актуализирует у обучающихся учет экологической результативности будущей профессиональной деятельности в рамках профессиональной ответственности.

На занятиях научно-исследовательского семинара магистранту обсуждают не только методологические аспекты выполняемой инженерной деятельности, но и её социальный контекст, связанный с обеспечением охраны труда, профессиональной этики, обеспечения безопасных условий производства.

Выполнение любого проекта в процессе магистерской подготовки содержит экономические вопросы его целесообразности, а также выявляются технологические решения и технологии металлургического производства, подлежащие распространению в силу их экономической эффективности.

Исследования образования для устойчивого развития, обеспечивающее выживание человечества, предполагает инновационно опережающие процессы в самом образование, которое стали называть опережающим образованием. Для того, чтобы педагогическая система соответствующая опережающей магистерской подготовке по направлению «Прикладная информатика в металлургии» соответствовала опережающему образованию необходимо, чтобы опережение выступало бы системообразующим свойством педагогической системы, а содержание магистерской подготовки базировалось бы на предвидении перспективных направлений развития отрасли. Здесь следует отметить, что программа магистерской подготовки «Прикладная информатика в металлургии», соответствующая базовому тренду развития цивилизации - тотальной информатизации, является своего рода опережающим образованием. Образование в этом случае ориентируется на принципы устойчивого развития, которые конкретизируются в соответствии с направлением подготовки магистрантов:

Обеспечение качества производственно-технологического процесса, ориентированное на экономное использование природных ресурсов и обеспечивающих экологическую безопасность посредством снижения загрязнения окружающей среды при осуществлении производственных процессов. Для выполнения этого требования в учебный план магистерской подготовки включены такие дисциплины как «Информационное общество и проблемы прикладной информатики», «перспективные направления прикладной информатики», «Современные проблемы информатизации обра-

зования». Названные дисциплины своим содержанием формируют у обучающегося способности предвидеть развитие информационного общества, осознавать тенденции развития прикладных аспектов информатики при моделировании металлургических процессов.

Заключение

Реализация идей и принципов устойчивого развития в практике подготовки магистров направления «Прикладная информатика в металлургии» показало необходимость обогащения содержания подготовки, акцентирования в образовательном процессе на идеи и принципы устойчивого развития в процессе выполнения проектов. Проектная деятельность обучающихся способствует раскрытию познавательной активности магистрантов, формирует индивидуального, преобразующего интеллекта и способности к выбору решений в условиях многовариантности.

Литература

1. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.): информац. обзор. - Новосибирск: Сибирское отделение РАН,- 1993.

2. Blewitt J. Understanding Sustainable Development. 3d ed. London: Routledge, 2017. 426 p.

3. Sachs J.D. The Age of Sustainable Development. New York, NY: Columbia University Press, 2015. 543 p.

4. Николаева Т. П., Бичева И.Б. Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития и основа будущего прогресса // Вестник Мининского университета. - 2014. -№ 4(8). - С. 34-41.

5. Образование для устойчивого развития. Декада ООН по образованию для устойчивого развития (2005-2014) [Электронный ресурс] -URL: http: www.unesco.org

6. Урсул А.А., Урсул Т.А. Ключевая роль образования в достижении целей устойчивого развития // Социодинамика: электронный журн. - 2016. - № 4. URL: http://e-notabene.ru/ pr/article_18218.html.

7. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюционные парадигмы и модели образования XXI века // Со-

временное образование: электрон. журн. -2012. - № 1. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/ article_59.htme

PROBLEMS OF IMPLEMENTING SUSTAINABLE EDUCATION IN THE PREPARATION OF UNDERGRADUATES: ON THE EXAMPLE OF THE DIRECTION "APPLIED INFORMATICS IN METALLURGY"

Osipov V.V., Bugaeva T.P., Osipova V.A., Danykina G.B.

Siberian Federal University

Modern education at all levels is being transformed under the influence of three main factors: globalization processes, informatization of all aspects of life and the imperative of change. The target orientation of modern education, taking into account these factors, is the training of a professional capable of ensuring the sustainable development of civilization by creating conditions for technical and economic development without jumps and disruptions, preventing the destructive consequences of a person's consumer attitude to the natural environment. The purpose of education formulated in this way presupposes essential changes in the educational process, including substantive and procedural-activity components, which are reflected in the corresponding curriculum for the training of engineers.

The purpose of the research presented in this article is to substantiate the conditions for the implementation of the ideas of sustainable education in the preparation of undergraduates in the direction of "Applied Informatics in Metallurgy" in the context of improving its quality in accordance with international trends through the integration of professional and personal development of students.

Keywords: sustainable development, master's degree, concept and principles of sustainable development.

References

1. Koptyug V.A. UN Conference on Environment and Development (Rio de Janeiro, June 1992): informac. review. - Novosibirsk: Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences,- 1993.

2. Blewitt J. Understanding Sustainable Development. 3d ed. London: Routledge, 2017. 426 p.

3. Sachs J.D. The Age of Sustainable Development. New York, NY: Columbia University Press, 2015. 543 p.

4. Nikolaeva T. P., Bicheva I.B. Education as a necessary condition for achieving sustainable development and the basis of future progress // Bulletin of Mininsky University. - 2014. -№ 4(8). - Pp. 34-41.

5. Education for sustainable development. UN Decade on Education for Sustainable Development (2005-2014) [Electronic resource] - URL: http: www.unesco.org

6. Ursul A.A., Ursul T.A. The key role of education in achieving sustainable development goals // Sociodynamics: electronic journal. 2016. - No. 4. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_18218. html

7. Ursul A.D., Ursul T.A. Evolutionary paradigms and models of education of the XXI century // Modern education: electron. journal. - 2012. - No. 1. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/arti-cle 59.htme

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.