б. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)
5.1. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЖИЗНЕННОГО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Антонов Олег Александрович, к.ю.н., докторант. Должность: доцент. Место работы: Ростовский юридический институт МВД России. E-mail: [email protected].
Аннотация: статья посвящается проблемным вопросам применения пожизненного лишения свободы в России. В ней критически анализируется назначение и порядок исполнения данного вида наказания, и вносятся предложения по устранению недостатков в действующем уголовно-исполнительном законодательстве.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное
право, пожизненное лишение свободы, осужденные, исправительная колония, особый режим, закон.
PROBLEMS OF REALISATION OF THE CRIMINAL LIABILITY WITH APPLICATION OF LIFELONG IMPRISONMENT.
Antonov Oleg Aleksandrovich, Ph. D. in Law. Position: the senior lecturer. Place of employment: the Rostov legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Annotation: article is devoted to problem questions of application of lifelong imprisonment in Russia. In it appointment and an execution order the given kind of punishment is critically analyzed and offers on elimination of lacks of the operating criminally-executive legislation are made.
Keywords: the criminally-executive right, the lifelong imprisonment, condemned, a corrective colony, a special mode, the law.
В УИК РФ права и обязанности осужденных определены во второй главе «Правовое положение осужденных». Однако отдельные из них регламентируются иными нормами, входящими в другие главы кодекса, например регулирующие конкретные вопросы исполнения наказания и связанные с основными средствами исправления осужденных (в области режима, труда, воспитательной работы, общеобразовательной и профессиональной подготовки), а также в сфере материально-бытового и медико-санитарного обеспечения. Их необходимо рассмотреть подробнее, так как эти нормы определяют специальный статус осужденных.
Основной объем норм, регулирующих права и обязанности лиц, лишенных свободы, относится к сфере режима отбывания наказания. Объясняется это прежде всего тем, что именно режиму отведена роль главного регулятора различных специфических отношений, складывающихся в процессе исполнения и отбывания такого вида уголовного наказания, как пожизненное лишение свободы.
В ходе разработки Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России до 2005 года предлагалось, в частности, осуществить переход на тюремное содержание лиц, осужденных к
пожизненному лишению свободы, предусмотрев в тюрьмах поэтапное изменение условий их содержания1. Однако в окончательную редакцию Концепции это предложение включено не было, возможно, в первую очередь - по экономическим причинам2.
Согласно ч. 1 ст. 127 УИК РФ, осужденные к пожизненному лишению свободы должны размещаться в камерах, как правило, не более чем по два человека. Однако по просьбе самих осужденных и в иных необходимых, по мнению администрации, случаях, по постановлению начальника исправительной колонии в связи с возникновением угрозы личной безопасности осужденных, они могут содержаться и в одиночных камерах. Такие ограничения не соответствуют рекомендациям принятых ООН «Минимальных стандартных правил обращения с заключенными». В соответствии с п.1 ст.9 Правил там, где заключенные ночуют в камерах или комнатах, каждый из них должен располагать отдельной камерой или комнатой. Если по особым причинам - таким, как временное увеличение количества заключенных центральному тюремному управлению приходится делать исключение из этого правила, то в этих условиях помещать двух заключенных в одну и ту же камеру или комнату представляется нежелательным. По логике текста, это связано с тем, чтобы не допустить насилие одного осужденного над другим в отсутствие других лиц3.
На международной конференции в Гааге в ноябре 1994 г. было сделано уточнение, что данная рекомендация направлена на сужение возможности сексуального насилия одних осужденных в отношении других.
При размещении осужденных по камерам должна учитываться психологическая совместимость сокамерников после изучения индивидуальных характеристик каждого осужденного.
Данное требование содержится в положении "Европейских тюремных правил", принятых Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 1987 г. Так, п. 14 этих Правил определяет, что в случае совместного размещения в такие условия следует помещать тех заключенных, которые в состоянии найти общий язык друг с другом. Однако, размещение в камерах более двух осужденных в ночное время, на наш взгляд, не может обеспечить гарантию их безопасности. Контроль за их поведением в это время должен быть усилен. Поэтому, представляется необходимым в ночное время окна для выдачи пищи в дверях камер содержать открытыми для упрощения контроля за поведением осужденных в камерах и оказания им экстренной помощи в случае акта насилия или суицида. Это самый простой способ контроля, не требующий материальных затрат на технические средства наблюдения.
К сожалению, в указанных выше учреждениях контроль за осужденными осуществляется ограниченно визуально, через смотровое отверстие, что естественно не позволяет контролировать осужденных в посто-
1 Колесников В.И. Концептуальные основы и главные направления развития системы МВД России//Преступление и наказание. 1995. № 11. С. 11.
2 Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России до 2005 года // Приказ МВД РФ № 145 от 20.03.96 г.
3 Уткин В.А. Европейские тюремные правила и проблемы их реализации. Томск. ТГУ. 1996. С. 18.
янном режиме, так как невозможно приставить к каждой камере младшего инспектора. Поэтому единственный выход из создавшейся ситуации видится в широком внедрении различных приборов контроля, в том числе и видеонаблюдения. В настоящее время их ассортимент достаточно широк и разнообразен, однако, если ранее применение технических средств сдерживалось отсутствием правовой базы их использования, то сейчас, когда она создана, на ее приобретение нет необходимых финансовых средств. Есть и другая причина. Несмотря на то, что в исправительных учреждениях в настоящее время имеется достаточное количество такой техники, ее внедрение задерживается из-за отсутствия необходимых специалистов для ее обслуживания, на что также требуются соответствующие денежные средства. Вместе с тем следует отметить, что применение технических средств контроля и надзора за осужденными должно отвечать правовым основаниям их внедрения. Все технические новинки надзора и контроля могут применяться в практике исправительных учреждений лишь тогда, когда прошли необходимые испытания и имеется заключение о безопасности и эффективности их применения. Только в этом случае ФСИН Министерства юстиции России дает рекомендацию по их применению. Самодеятельность и инициатива сотрудников исправительных учреждений здесь должна быть исключена. Ответственные лица из администрации исправительных учреждений обязаны под расписку уведомлять всех вновь прибывших в учреждение осужденных о применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля в камерах с целью предупреждения насилия в камерах, самоубийств, побегов и других преступлений и правонарушений.
Одна из проблем, требующая законодательного разрешения относится к применению таких спецсредств как наручники. Согласно ст. 30 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания4, наручники могут применяться только в определенных обстоятельствах (например, для пресечения неправомерных действий, неповиновения, побега, причинения вреда себе или окружающим). Закон требует по каждому факту применения наручников составлять установленной формы акты, которые периодически проверяются прокуратурой и вышестоящими тюремными инстанциями на предмет обоснованности их применения. Так, что применять наручники, выводя осужденного к пожизненному заключению из камеры, нельзя. В США, например, такая категория заключенных вне камеры (даже при свидании с адвокатом) передвигается исключительно как в ручных, так и в ножных кандалах, скованных цепью5. И никто не видит в этом никакого нарушения прав заключенного. Во главу угла ставится безопасность окружающих, в том числе и персонала пенитенциарных учреждений.
Европейские тюремные правила исходят из того, что помещения для проживания заключенных должны быть подходящими для формирования положительного отношения к ресоциализации, удобными для управления, надежными с позиций безопасности и приемлемыми с общественной точки зрения6.
4 Закон об органах, исполняющих уголовные наказания - Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в ред. от 19.06.2007) // Ведомости РФ. 2007. № 7. Ст. 831.
5 Константинов А.. Некоторые проблемы пожизненного заключения в России. Альманах "Неволя". № 9. 2008. С. 105.
6 Уткин В.А. Указ. раб. С. 18.
Как отмечается в комментарии к упомянутым Правилам7 и, как показывает опыт, некоторые заключенные предпочитают жить вместе, а для других заключенных, страдающих от стресса или испытывающих боязнь самоубийства, это представляется даже полезным.
Вместе с тем, сами по себе условия камерного содержания дают возможность углубить реализацию принципа раздельного содержания в зависимости от личности виновного, его поведения в период отбывания наказания и отношения к другим осужденным. Практика исполнения пожизненного лишения свободы показывает, что изолированное содержание осужденных целесообразно лишь для тех из них, кто склонен к насилию, в том числе к насильственным гомосексуальным связям, а также имеет, по заключению судебно-психиатрической экспертизы, психические аномалии, или осужденных за организацию преступных группировок, в том числе лидеров преступного мира.
В целях обеспечения надлежащего режима в исправительных учреждениях, в том числе и для пожизненно лишенных свободы, администрацией применяется широкая система мер поощрения и взыскания. Но наиболее значимым для осужденных этой категории поощрением является представление материалов в суд для условно-досрочного освобождения, однако порядок его применения значительно отличается от такого освобождения других осужденных.
Правовой основой предоставления условнодосрочного освобождения от пожизненного лишения свободы является ч. 5 ст. 79. УК РФ. В ней отмечается, что лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы.
Порядок предоставления условно-досрочного освобождения определен в ст. 176 УИК РФ, где закреплены особенности представления осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, к такому освобождению.
Для применения условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания необходимо иметь общие основания, предусмотренные ст. 79 УК РФ. Во-первых, должно быть признано, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания и во-вторых -осужденный должен обязательно отбыть определенную часть срока наказания. Для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, установлены еще и дополнительные основания. Таким основанием является отсутствие у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. К злостным нарушениям установленного порядка отбывания наказания (режима), законодатель относит: употребление наркотиков; мелкое хулиганство; угрозу, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление; мужеложство; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; организацию группировок осужденных, направленных на совершение указанных нарушений, или активное участие в них. Злостным нарушением режима может быть признано также и совершение осужденным в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осуж-
7 Европейские тюремные правила. Киев. 1987. С. 10.
денный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной изолятор . А к злостным нарушителям установленного порядка отбывания наказания: водворение нарушителя в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод в одиночную камеру до шести месяцев; перевод в единые помещения камерного типа на срок до одного года. При этом необходимо чтобы одновременно, с наложением взыскания на нарушителя, в отношении его было вынесено соответствующее постановление начальника исправительного учреждения.
К условно-досрочному освобождению не могут представляться осужденные, совершившие в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление.
На основании ч. 3 ст. 176 УИК РФ, в случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденного, повторное внесение представления может иметь место не ранее чем, по истечении трех лет со дня принятия судом решения об отказе.
Ст. 176 УИК РФ, определяя возможность применения к осужденным, пожизненно лишенным свободы, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, не возлагает на осужденного никаких обязанностей. Не предусматривает она и возможности возвращения условно-досрочно освобожденного от
отбывания пожизненного лишения свободы в исправительное учреждение, если освобожденный злостно нарушит общественный порядок, либо совершит преступление, как это имеет место в ст. 79 УК РФ. Однако и ст. 79 УК РФ о применении условно-досрочного освобождения к осужденным, лишенным свободы пожизненно, в ч. 5 ничего об этом не говорит, а последствия невыполнения установленных требований освобожденными, перечисленные в ч. 7, рассматривает их применительно к осужденным только на определенные сроки. В связи с этим возникает проблема распространения условий ст.79 УК РФ и на рассматриваемую категорию лиц. В литературе на этот счет никаких суждений не высказывалось. Представляется, что положения ч. 7 ст. 79 УК РФ следует полностью распространить на освобожденных от пожизненного лишения свободы, оговорив эту ситуацию в дополнении к данному пункту рассматриваемой статьи.
Вместе с тем выражение - условно-досрочное освобождение от пожизненного лишения свободы - не совсем точно, ибо не может быть «досрочного» освобождения осужденного, не имеющего срока наказания. Поэтому мы полагаем, что здесь следует говорить об освобождении осужденного к пожизненному лишению свободы. Одновременно представляется необходимым вместо ныне установленного условнодосрочного освобождения пожизненно лишенных свободы, после отбытия ими не менее 25 лет лишения свободы, установить возможность замены отбываемого наказания более мягким - ограничением свободы сроком от 3 до 5 лет, после чего осужденный может быть освобожден от отбывания наказания вообще.
В связи с этим предлагается внести изменение и дополнение в ст. ст. 53, 79, 80 УК РФ. В частности, исключить ч. 5 ст. 79 УК РФ, а ст. 80 УК РФ дополнить ч.
4. В следующей редакции «Лицу, отбывающему пожизненное лишение свободы, после отбытия им не менее 25 лет лишения свободы судом может быть назначено ограничение свободы на срок от 3 до 5 лет». Необходимо также дополнить п. в). ч. 2 ст. 53 УК РФ
8 Ст. 116 УИК РФ.
следующим положением «п. в). лицам, отбывающим пожизненное лишение свободы , после отбытия ими не менее 25 лет лишения свободы на срок от 3 до 5 лет».
Аргументацию своего предложения мы обосновываем, прежде всего, необходимостью создания условий для адаптации пребывания осужденного в условиях ограничения свободы, что позволит ему после пребывания в условиях длительной изоляции приспособиться к новым для него условиям жизни. А установленный срок ограничения свободы, при осуществлении постоянного надзора, позволит проверить и подтвердить степень его исправления, а также приобрести ему утраченные навыки самостоятельной жизни среди населения, вести законопослушный образ жизни.
При злостном нарушении условий отбывания ограничения свободы администрацией, осуществляющей исполнение данного вида наказания, готовится представление в суд для решения вопроса о возвращении осужденного в исправительное учреждение для дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы. Такое же решение должно приниматься при совершении осужденным нового преступления. И, напротив, при соблюдении всех требований режима отбывания наказания в виде ограничения свободы осужденный полностью освобождается от наказания.
К числу мер, обеспечивающих условия отбывания наказания, относятся и меры дисциплинарного взыскания, которые могут назначаться осужденным к пожизненному лишению свободы при нарушении установленного порядка отбывания наказания. К их числу относятся:
а) выговор;
б) дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей;
в) водворение осужденных в штрафной изолятор на срок до 15 суток;
г) перевод осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в одиночные камеры на срок до шести месяцев9.
Особым видом дисциплинарного взыскания в данном перечне является дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей, который налагается путем списания соответствующей суммы с лицевого счета наказанного осужденного и перечисления ее в федеральный бюджет. Дисциплинарный штраф налагается на осужденных, имеющих деньги на лицевых счетах, и которые совершили следующие виды нарушений: употребление наркотиков; мелкое хулиганство; угрозу, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление; мужеложство; организацию забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; организацию группировок осужденных, направленных на совершение указанных нарушений, или активное участие в них10.
Следует отметить, что при применении мер взыскания к осужденному должны учитываться все обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. Взыскание налагается не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окон-
9 Ст. 115 УИК РФ.
10 Уголовно-исполнительное право России. Под. ред. А.И. Зубкова. М., Норма. 1997. С.480.
чания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения.
В исправительных колониях для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы устанавливаются три вида условий отбывания наказания: строгие, обычные и облегченные, в которые осужденные переводятся в зависимости от отбытого срока и своего поведения. Такой порядок отбывания наказания есть не что иное, как прогрессивная система исполнения наказания, которая много лет успешно применяется пенитенциарными системами во многих зарубежных странах. Сущность прогрессивной системы как особого порядка исполнения лишения свободы составляют классификация и раздельное содержание различных групп осужденных; деление всего срока наказания на ряд ступеней, каждая из которых отличается условиями содержания; обязательное прохождение осужденными этих ступеней (от более строгих к менее строгим и, наоборот, в зависимости от успехов в их исправлении); возможность условно-досрочного освобождения, надзор за условно-освобожденными11.
Следует также подчеркнуть, что условия отбывания наказания в существующих исправительных учреждениях особого режима для лиц, пожизненно лишенных свободы, являются исключительно суровыми, и многие осужденные их переносят очень болезненно, иногда заканчивая жизнь самоубийством, а некоторые из них просят отменить помилование от смертной казни и привести приговор в исполнение.
Таким образом, условия и порядок исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы характеризуется определенными особенностями, вытекающими из характера данного наказания, которые преследуют цель создания условий содержания осужденных, соответствующих характеру и степени общественной опасности содеянного и личности преступника.
Список литературы
1. Уголовный кодекс РФ. М. Проспект. 2009.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М. Велби, 2008.
3. Закон об органах, исполняющих уголовные наказания - Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в ред. от 19.06.2007) // Ведомости РФ. 2007. N 7. Ст. 831.
4. Колесников В.И. Концептуальные основы и главные направления развития системы МВД Рос-сии//Преступление и наказание. 1995, №11.
5. Константинов А.. Некоторые проблемы пожизненного заключения в России. Альманах "Неволя". № 9. 2008.
6. Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России до 2ОО5 года //Приказ МВД РФ №145 от 20. 03. 96 г.
7. Ткачевский Ю.М. Проблемы совершенствования прогрессивной системы наказаний.// Вестник Московского университета. Сер. Право, 1981. №6.
8. Уголовно-исполнительное право России. Под. ред. А.И. Зубкова. М., Норма. 1997.
9. Уткин В. А. Указ. работа.
10. Уткин В.А. Европейские тюремные правила и проблемы их реализации. Томск. ТГУ. 1996.
11 Ткачевский Ю.М. Проблемы совершенствования прогрессивной системы наказаний.// Вестник Московского университета. Сер. Право, 1981. № 6. С. 24.
Рецензия
Пожизненное лишение свободы является сравнительно новым видом уголовного наказания для российского уголовного законодательства и, несомненно, нуждается в совершенствовании правового регулирования, в том числе и в той его части, которая закреплена в УИК РФ. Основной объем норм, отражающих права и обязанности лиц, лишенных свободы, относится к сфере режима отбывания наказания. Автор объясняет это тем, что именно режиму отведена роль главного регулятора различных специфических отношений, складывающихся в процессе исполнения и отбывания такого вида уголовного наказания, как пожизненное лишение свободы. В статье критически рассматривается назначение и порядок исполнения данного вида наказания, вносятся предложения по устранению недостатков в действующем уголовно-исполнительном законодательстве
Таким образом, актуальность выбранной автором темы не вызывает сомнений.
В статье автор анализирует международные документы, принятые ООН «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными» «Европейские тюремные правила» принятые Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 1987 г. и соответствующие положения подзаконных актов ФСИН Министерства юстиции Российской Федерации с точки зрения их соответствия. Рассматриваются правовые основания предоставления условнодосрочного освобождения лицам, отбывающим пожизненное лишение свободы. В ходе анализа про-блемных вопросов используется зарубежный опыт. Автором выявлен ряд пробелов и коллизий и, как следствие, в целях оптимизации уголовного и уголовно-исполнительного законодательства предложены и аргументированы конкретные изменения соответствующих норм.
Проведенное Антоновым О. В. исследование проблемных вопросов пожизненного лишения свободы содержит целый ряд положений и выводов, отличающихся научной новизной и имеющих существенное значение для правильного применения указанного вида уголовного наказания. Статья написана последовательно и юридически грамотно.
Учитывая вышеизложенное, научная статья подготовленная Антоновым Олегом Александровичем на тему: «Проблемы реализации уголовной ответственности с применением пожизненного лишения свободы» в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляются к такого рода работам. Она представляет собой завершенное исследование актуальной проблемы, имеет существенную научную и практическую значимость, содержит совокупность новых научных положений и может быть рекомендована к опубликованию.
Рецензент: начальник НИЦ № 1 ВНИИ МВД России, доктор юридических наук, профессор Г.Ю. Лесников.