A.S. MIHLIN
LIFE IMPRISONMENU: LEGAL SUAUTS, IMPOSIUION AND EXECTUION
А.С. МИХЛИН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор (ВНИИ МВД РФ)
ПОЖИЗНЕННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ: ПРАВОВАЯ ПРИРОДА, НАЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЕ
1. Пожизненное лишение свободы как самостоятельный вид уголовного наказания
Пожизненное заключение в России не применялось более 70 лет, хотя и законодательство, и судебная практика многих стран мира знают эту меру наказания.
Пожизненное лишение свободы было введено в Российской Федерации Законом от 17 декабря 1992 г., когда в ст. 24 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. было внесено дополнение, согласно которому «при замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы оно может быть назначено пожизненно».
В Уголовном кодексе РФ 1996 г. впервые предусматривается в качестве самостоятельного вида наказания пожизненное лишение свободы (п. «м» ст. 44), которое применялось только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и могло назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь (ч. 1 ст. 57).
Однако Закон от 21 июля 2004 г. изменил существовавший порядок, и в настоящее время ст. 57 УК РФ устанавливает, что пожизненное лишение свободы может применяться независимо от того, предусмотрено ли в альтернативной санкции статьи такое наказание, как смертная казнь. Одновременно расширена возможность назначения пожизненного лишения свободы. Если раньше оно могло применяться только за особо тяжкие преступления против жизни, то в новой редакции ч. 1 ст. 57 УК РФ допускается пожизненное лишение свободы также за особо тяжкие преступления против общественной безопасности. Одновременно законодатель воспользовался этим правом, повысив сроки наказания за все виды терроризма, и установил
за особо квалифицированное совершение этого преступления (ч. 3 ст. 205 УК РФ) наказание в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненного лишения свободы.
По нашему мнению, такое изменение законодательства связано с нежеланием расширять применение смертной казни и невозможностью назначения исключительной меры наказания за какие бы то ни было преступления, кроме особо тяжких преступлений против жизни, что прямо запрещено ст. 20 Конституции РФ. Вместе с тем новая редакция ст. 205 УК РФ отражает необходимость повышения наказания за такое «сверхтяжкое» преступление, как терроризм.
Таким образом, рассматриваемая мера может выступать в двух качествах, которые предопределяют разную правовую природу пожизненного лишения свободы как меры, которую применяет Президент РФ в порядке помилования тех, кто осужден к смертной казни, и как наказания, назначаемого по приговору суда.
При анализе вопроса о правовой природе пожизненного лишения свободы, применяемого Указом Президента РФ в случаях помилования осужденных к смертной казни, следует иметь в виду, что оно обладает многими признаками наказания.
С одной стороны, пожизненное заключение несет весьма серьезный карательный заряд, такой же, как аналогичное наказание, назначаемое судом, и по уровню кары оно уступает лишь смертной казни. Как и всякое наказание, оно причиняет страдания осужденному. Сходство пожизненного заключения с наказанием заключается и в том, что оно связано с принуждением, так как может применяться независимо от воли и вопреки желанию осужденного, даже если он не просит о помиловании.
Пожизненное заключение назначается лицу, признанному виновным в совершении особо тяжкого преступления. Поскольку рассматриваемая мера применяется в качестве замены смертной казни, может идти речь лишь об особо тяжких преступлениях против жизни, так как в соответствии со ст. 20 Конституции РФ только за эти преступления допустима смертная казнь. Однако, как уже отмечалось, суды могут назначать пожизненное лишение свободы также за терроризм.
С другой стороны, рассматриваемая мера, назначаемая в порядке помилования вместо смертной казни, обладает далеко не всеми признаками наказания. Она назначается Указом Президента РФ, а не судом от имени государства. Президент РФ применяет ее к лицу, ранее признанному виновным судом и осужденному к смертной казни приговором, вступившим в законную силу. Вместе с тем Президент РФ не ставит под сомнение обоснованность приговора суда. Он лишь применяет акт гуманизма, милость к преступнику.
Таким образом, рассматриваемую меру нельзя считать видом наказания. По своей правовой природе пожизненное лишение свободы, назначаемое Президентом РФ в порядке помилования, является своеобразной мерой, назначаемой взамен смертной казни, то есть видом помилования.
Возникают некоторые вопросы и при определении правовой природы пожизненного лишения свободы, назначаемого по приговору суда. Разумеется, не вызывает сомнения, что данная мера является наказанием. Однако во многих странах мира пожизненное лишение свободы -это разновидность наказания в виде лишения свободы. Между тем в ст. 44 УК РФ пожизненное лишение свободы предусмотрено как самостоятельный вид наказания.
Сравнение этого наказания с лишением свободы на определенный срок показывает, что во многих отношениях они сходны. И в том и в другом случае осужденный содержится под стражей, имеет ряд похожих правоограничений, содержится в камере (как в тюрьме, так и в колонии особого режима), наказание назначается только судом, причем лицу, признанному виновным в совершении преступления. Тем не менее есть и существенное отличие: срок лишения свободы не определен.
До недавнего времени существовала еще одна особенность - все категории осужденных в колониях особого режима содержались раздельно. Однако Законом от 9 марта 2001 г. обязательность раздельного содержания отме-
нена, то есть создана парадоксальная ситуация, когда лица, осужденные к разным наказаниям, отбывают их вместе. Более того, теперь вместе могут содержаться лица, осужденные к наказанию в виде пожизненного лишения свободы и осужденные к смертной казни, но помилованные Президентом РФ.
Хотя Уголовный кодекс РФ предусмотрел пожизненное лишение свободы как самостоятельный вид наказания, с точки зрения правовой природы, признаков и содержания оно представляет собой разновидность лишения свободы, поскольку соответствует его сущности -изоляции осужденного от общества (ч. 1 ст. 56 УК РФ). Именно этим обстоятельством можно объяснить то, что Уголовно-исполнительный кодекс РФ не выделил регламентацию исполнения этого вида наказания в самостоятельную главу, хотя исполнение всех иных видов наказания регулируется в самостоятельных разделах и главах данного Кодекса.
В связи с этим возникают сомнения в целесообразности разделения лишения свободы на два самостоятельных вида наказания.
Применение пожизненного лишения свободы, особенно при замене смертной казни в порядке помилования, затрагивает целый ряд правовых вопросов, относящихся к государственному, гражданскому, семейному и другим отраслям права.
Согласно п. «в» ст. 89 Конституции РФ помилование относится к компетенции Президента РФ. Процедура рассмотрения ходатайств о помиловании регламентируется Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500. По-видимому, в этом нормативном акте должен был решиться и вопрос о помиловании осужденных к смертной казни, но он в Указе даже не ставился. Можно предположить, что это объясняется неприменением смертной казни в настоящее время. Между тем в Конституции РФ и в Уголовном кодексе РФ смертная казнь пока сохранена. Она не применяется в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 2-П впредь до создания судов присяжных во всех субъектах Российской Федерации. Но такие суды должны быть созданы в Чеченской Республике, последнем субъекте, где они еще не функционируют, не позднее 1 января 2007 г., что автоматически снимет запрет на применение смертной казни. В этих условиях неурегулированность процесса рассмотрения ходатайств о помиловании осужденных к смертной казни создаст правовой вакуум, если, конечно, к этому моменту смертная казнь не будет отменена федеральным законом.
Уголовно-исполнительное право
Нам представляется, что помилование осужденных к смертной казни имеет свою специфику, которая должна быть отражена в нормативном акте, регулирующем порядок и процедуру помилования. Помимо этого, ввиду важности института помилования, особенно осужденных к смертной казни, указанная процедура должна быть урегулирована не Указом Президента РФ, а Федеральным законом1.
В ст. 85 УК РФ предусматривается, что актом помилования осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания назначенного ему наказания, оно может быть сокращено или заменено более мягким. Что касается осужденных к смертной казни, то при помиловании допускается замена этого наказания только пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Тем самым полномочия Президента РФ определяются не Конституцией РФ, а Уголовным кодексом РФ. Однако процедура рассмотрения и принятия Президентом РФ решения о помиловании в законодательстве не регулируется, хотя потребность в таком регулировании весьма ощутима.
В Особенной части УК РФ пожизненное лишение свободы в качестве альтернативной санкции предусмотрено в пяти составах преступлений: убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295); посягательство на жизнь работника правоохранительных органов (ст. 317); геноцид (ст. 357). Помимо этого, пожизненное лишение свободы предусмотрено независимо от смертной казни в ч. 3 ст. 205 УК РФ (терроризм). Наконец, пожизненное лишение свободы может быть применено при замене в порядке помилования смертной казни (ч. 3 ст. 59 УК РФ).
Пожизненное лишение свободы не применяется к женщинам, несовершеннолетним и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста (ч. 2 ст. 57 УК РФ).
Введение пожизненного лишения свободы в систему уголовных наказаний представляет собой первый этап подготовки к отмене смертной казни, что является одним из условий принятия России в Совет Европы. Кроме того, включение пожизненного лишения свободы в систему наказаний отражает определенную тенденцию в развитии уголовной политики государства на современном этапе, в формировании которой
Уголовно-исполнительное право
должно учитываться состояние преступности в стране, ее динамика и структура, которые, как известно, неблагоприятны и характеризуются в последние годы интенсивным ростом числа тяжких и особо тяжких преступлений насильственного, корыстно-насильственного и корыстного характера.
Сложившаяся криминологическая ситуация стимулирует принятие жестких мер по борьбе с преступностью, в том числе в уголовном законодательстве. Одной из таких мер является существенное повышение в новом УК РФ срока лишения свободы за совершение особо тяжких преступлений, который увеличен по сравнению с УК РСФСР 1960 г. до 20 лет (ч. 3 ст. 53), при совокупности преступлений - до 25 лет (ч. 3 ст. 69), а при совокупности приговоров - до 30 лет (ч. 3 ст. 70). Поэтому введение пожизненного лишения свободы представляет собой логическое завершение изменений в сроках данного вида наказания.
2. Исполнение наказания в виде пожизненного лишения свободы
Согласно п. «г» ч. 1 ст. 58 УК РФ, ч. 6 ст. 74, ч. 2 ст. 80 и ст. 126 УИК РФ осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет, отбывают наказание в специально предназначенных для них колониях особого режима.
Необходимо иметь в виду, что указанным лицам в соответствии с ч. 2 ст. 58 УК РФ может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме. Однако тюремное заключение назначается достаточно редко, поскольку условия содержания рассматриваемой категории осужденных в колониях особого режима и в тюрьме мало чем отличаются.
По прибытии в колонию осужденные направляются в карантинное помещение, где содержатся в одиночных камерах в течение 15 суток. При необходимости более глубокого изучения личности осужденного или проведения дополнительного медицинского обследования пребывание в карантинном помещении может быть продлено постановлением начальника колонии до 30 суток.
После карантина осужденные переводятся в камеру, где содержатся обычно не более двух человек. Распределение по камерам проводится специальной комиссией, которая учитывает психологическую совместимость осужденных и возможности обеспечения их личной безопасности.
Осужденные отбывают наказание, как правило, в одной камере. Перевод в другую камеру допускается в случаях возникновения конфликтной ситуации между осужденными, при их психологической несовместимости или оперативной необходимости.
По просьбе осужденного и в иных необходимых случаях (возникновении угрозы личной безопасности) он может содержаться в одиночной камере (ч. 1 ст. 127 УИК РФ).
В камерах поддерживается строгий порядок. Осужденные не могут пользоваться кроватями в течение дня за исключением времени отдыха и в выходные дни, подвергаются личному обыску при каждом выводе из камеры; камеры ежедневно досматриваются и систематически обыскиваются, передвижение вне камер допускается только в наручниках. Им предоставляется ежедневная прогулка продолжительностью полтора часа, которая при хорошем поведении может быть увеличена до двух часов.
По прибытии в колонию осужденные содержатся в строгих условиях, которые по расходованию средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, по количеству и видам свиданий, посылок, передач и бандеролей соответствуют нормам, установленным в строгом режиме в иных колониях особого режима (ч. 3 ст. 125 УИК РФ).
Перевод в обычные условия отбывания наказания производится по отбытии не менее 10 лет строгих условий при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания (ч. 3 ст. 127 УИК РФ).
В обычных условиях отбывания наказания осужденные пользуются правами, которые установлены в иных колониях особого режима (пп. «а», «б», «в» ч. 1 ст. 125 УК РФ). Однако содержатся они в камерах.
По отбытии не менее 10 лет в обычных условиях осужденные при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания могут быть переведены в облегченные условия содержания, где пользуются правами, установленными пп. «а», «б», «в» ч. 2 ст. 125 УИК РФ. Содержание осужденных в камерах остается без изменения.
В соответствии со ст. 127 УИК РФ в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ в срок пребывания осужденного в строгих условиях после прибытия в колонию особого режима включается время нахождения в предварительном заключении, если это лицо в период пребывания в следственном изоляторе не подвергалось взысканиям в виде помещения в карцер.
Для злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания ч. 5 ст. 127 УИК РФ предусмотрено ухудшение условий содержания: из облегченных они переводятся в обычные или строгие условия; из обычных - в строгие. Повторный перевод в обычные или облегченные условия содержания производится по отбытии ими не менее 10 лет в соответствующих условиях.
Осужденные к пожизненному лишению свободы привлекаются к труду с учетом требований их содержания в камерах (ч. 2 ст. 127 УИК РФ). Их работа преследует в основном оздоровительные цели, поскольку как экономические его результаты, так и характер организации, условия и виды труда в настоящее время не могут обеспечить возможность осужденным заработать необходимые средства для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости.
Труд осужденных организуется непосредственно в камерах, где они содержатся, или в специальных рабочих камерах, где находится оборудование для производственной деятельности. В случае необходимости профессиональное обучение производится непосредственно на рабочих местах при соблюдении требований безопасности.
С осужденными проводятся беседы, направленные на их психологическую разгрузку. Они могут пользоваться библиотекой, слушать радиопередачи. В колониях создаются психологодиагностические центры в целях психологической адаптации осужденных, определения их психологической совместимости при камерном размещении.
В связи с отбыванием наказания в виде пожизненного лишения свободы возникает важный в теоретическом и практическом аспекте вопрос: должны ли эти осужденные подвергаться воспитательному воздействию? Закон не говорит о воспитательной работе с отбывающими данное наказание. На основании этого некоторые авторы считают, что воспитательная работа с данной категорией лиц проводиться не должна. Мы с этим не можем согласиться. Во-первых, закон допускает условно-досрочное освобождение таких осужденных. Пусть через 25 лет, но они могут выйти на свободу. Нельзя исключить возможность их досрочного освобождения в порядке помилования или амнистии. Кроме того, воспитательная работа направлена и на то, чтобы осужденный надлежаще вел себя и во время отбывания наказания, не допускал рецидива, не проявлял агрессии и т. д.
Уголовно-исполнительное право
Наконец, важно, чтобы осужденный психологически не ощущал себя оторванным от коллектива воспитателей, чувствовал к себе интерес. Если все общение с персоналом будет сводиться только к обеспечению режима и труда, это приведет лишь к озлоблению отбывающего наказание, что опасно и во время отбывания наказания.
Вместе с тем понятно, что при назначении и исполнении пожизненного лишения свободы в первую очередь ставится цель достичь специальной и общей превенции. Прежде всего на это должны быть направлены усилия администрации исправительного учреждения.
Таковы условия и порядок отбывания наказания лицами, которым смертная казнь заменена лишением свободы в порядке помилования.
3. Досрочное освобождение отбывающих пожизненное лишение свободы
Уголовным кодексом РФ предусмотрена возможность условно-досрочного освобождения от наказания осужденного к пожизненному лишению свободы.
Для представления к условно-досрочному освобождению лица, отбывающего пожизненное лишение свободы, администрации исправительного учреждения необходимо убедиться, что данное лицо не нуждается в дальнейшем отбывании наказания. Этот вывод должен быть сделан на основе изучения поведения осужденного за все время отбывания наказания и особенно за последнее время. Именно поэтому Уголовно-исполнительный кодекс РФ выдвигает требование о том, чтобы осужденный в течение предшествующих трех лет перед представлением к условно-досрочному освобождению не допускал злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания.
Формальное основание для возникновения права лица, отбывающего пожизненное лишение свободы, обратиться с просьбой об условнодосрочном освобождении не может быть сформулировано так, как это сделано для других категорий осужденных, то есть в виде отбытия части назначенного срока наказания. В силу этого ч. 5 ст. 79 УК РФ устанавливает, что такое освобождение возможно по отбытии не менее 25 лет лишения свободы.
Однако закон устанавливает еще одно ограничение для условно-досрочного освобождения рассматриваемой нами категории осужденных. Это ограничение направлено на предупреждение совершения новых преступлений со стороны помилованных и вообще всех отбывающих
пожизненное лишение свободы. Увеличение срока наказания для этих лиц в случае совершения нового преступления не имеет смысла. Поэтому закон предусматривает иную меру профилактики серьезных преступлений со стороны данной категории лиц. Совершение нового тяжкого или особо тяжкого преступления лишает это лицо возможности условно-досрочного освобождения пожизненно.
Однако нам представляется, что этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении. В частности, не считать ли помилование таких преступников (а может быть, и всех преступников) условным? Помилование смягчает участь осужденного, а помилование осужденного к смертной казни представляет собой акт не только гуманности, но и доверия к осужденному. Если он не оправдывает оказанного доверия, значит, помилование было ошибочным. Таким образом, помилование лица, отбывающего пожизненное лишение свободы, должно быть условным, с тем чтобы отменить его в случае совершения им нового умышленного преступления.
В силу специфики помилования осужденных к смертной казни (если она не будет отменена), поскольку речь идет о жизни человека, представляется возможным предложить следующее решение: при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления помилование должно отменяться с приведением в исполнение смертного приговора. Если совершено новое преступление небольшой или средней тяжести, то наказание, назначаемое за новое преступление, должно удлинять 25-летний срок, который установлен законом для представления к условнодосрочному освобождению лиц, отбывающих пожизненное заключение. Таким образом будет устранено несправедливое положение, когда совершение преступления небольшой или средней тяжести никак не сказывается на положении осужденного. Так же следует поступать при совершении любого нового умышленного преступления, за которое пожизненное лишение свободы назначено по приговору суда.
Правовая регламентация условно-досрочного освобождения не решает еще один весьма важный вопрос - о правовых последствиях нарушения условий освобождения. Часть 7 ст. 79 УК РФ не может применяться, так как пожизненно осужденного не касается понятие неотбытого срока наказания. Считать таким сроком всю оставшуюся жизнь тоже нельзя, ибо в соответствии с пунктом «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость у лиц, отбывших наказание за
особо тяжкое преступление, погашается по истечении 8 лет после освобождения.
Нам представляется правильным следующее решение: для условно-досрочного освобождения рассматриваемой категории осужденных закон должен установить испытательный срок, например 10 лет, в течение которого будет проверена обоснованность условно-досрочного освобождения. Если в этот период лицо совершит новое неосторожное преступление или допустит систематические нарушения общественного порядка, за что подвергнется административным взысканиям, то вопрос об отмене или сохранении условно-досрочного освобождения будет решать суд. Если освобожденный совершит умышленное преступление, то лицо будет возвращено для отбывания пожизненного заключения, при этом повторное условно-до-срочное освобождение возможно по истечении 25 лет плюс срок наказания, назначенный за новое преступление. У осужденного во всех случаях останется возможность условно-досрочного освобождения, хотя и весьма отдаленная. Тем не менее, может быть, она кого-нибудь остановит от совершения нового преступления.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает порядок повторного представления к условно-досрочному освобождению лиц, которым суд отказал в таком освобождении. Часть 3 ст. 176 УИК РФ устанавливает, что в случае отказа судом в условно-досрочном освобождении повторное внесение представления возможно не ранее чем через три года после вынесения судом решения об отказе. Такой срок установлен с учетом особой опасности лица, отбывающего пожизненное лишение свободы, а также длительности срока наказания, который он отбывает. Возможность условно-досрочного освобождения создает перспективу для указанной категории осужденных.
Нуждается в регламентации вопрос о возможности досрочного освобождения лица, отбывающего пожизненное лишение свободы, по болезни.
Было бы негуманно и бессмысленно держать в местах лишения свободы душевно больного человека, который не отдает себе отчета в своих поступках и не может руководить ими. Такие лица должны направляться в психиатрические стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением. К ним следует применять особые меры безопасности, исключающие возможность побега. Они должны содержаться там пожизненно либо до полного выздоровления. В последнем случае осужден-
ный в соответствии с ч. 4 ст. 81 УК РФ должен быть возвращен в колонию для дальнейшего отбывания наказания. Условно-досрочное освобождение к таким лицам может применяться на общих основаниях с зачетом времени, проведенного в психиатрической больнице.
Если осужденный заболел иной тяжкой болезнью, к нему досрочное освобождение применяться не должно.
В специальной регламентации нуждается и вопрос о снятии судимости с условно-досрочно освобожденных данной категории. Как уже отмечалось, ст. 86 УК РФ предусматривает, что судимость лиц, совершивших особо тяжкие преступления, погашается через 8 лет после освобождения. Никаких исключений из этого правила нет, следовательно, оно касается и отбывавших пожизненное лишение свободы. С таким решением согласиться трудно. Исправление этих лиц нуждается в тщательной проверке. Во-первых, соответствующий срок должен быть удлинен до 15 лет. Тогда он будет соответствовать сроку давности, установленному для этих лиц п. «г» ч. 1 ст. 83 УК РФ. Кроме того, их судимость не должна погашаться автоматически. Ее должен снимать суд, как это было предусмотрено Уголовным кодексом РСФСР 1960 г. для лиц, отбывших свыше 10 лет лишения свободы, и особо опасных рецидивистов.
Целый ряд неясностей в законе касается тех, кому в порядке помилования назначено лишение свободы на срок 25 лет. Если исходить из буквы закона, то в колонии особого режима для отбывающих пожизненное лишение свободы они не могут быть направлены, так как им определен иной вид наказания. В обычные колонии особого режима данные лица могут быть направлены, если суд признал, что они совершили преступление при особо опасном рецидиве. В колонии строгого режима указанных осужденных направить нельзя, так как они не осуждены к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений.
Следует признать, что законодатель допустил недоработку в законе, не определив вид колонии для помилованных, которым вместо смертной казни назначено лишение свободы на срок 25 лет. Этот вопрос решил Пленум Верховного Суда РФ в п. 12 Постановления от 12 ноября 2001 г. № 14, предложив направлять этих лиц в колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
Помилованные, которым смертная казнь заменена лишением свободы, всегда отбывали
Уголовно-исполнительное право
наказание в специальных колониях особого режима, даже если им назначалось это наказание на менее продолжительный срок (например, 10 или 15 лет). Кроме того, осуждая их к смертной казни, суд отверг альтернативу - пожизненное лишение свободы, признав, что степень их общественной опасности выше и к ним нельзя применить даже это наказание. Помилование не ставит под сомнение приговор. Оно означает лишь милость главы государства. Поэтому даже в случае помилования нельзя ставить их в лучшие условия, чем осужденных судом к пожизненному лишению свободы.
На иных основаниях, в отличие от отбывающих пожизненное лишение свободы, эти лица могут быть освобождены условно-досрочно. Для этого им нужно отбыть не менее трех четвертей определенного им срока, то есть 18 лет и 9 месяцев. Приравнивание их к лицам, которым определено пожизненное лишение свободы, фактически лишит их права на условно-досрочное освобождение, так как срок их наказания истечет одновременно с возникновением возможности освободиться условно-досрочно, что было бы несправедливо.
4. Характеристика личности осужденных к пожизненному лишению свободы
Все осужденные к пожизненному лишению свободы совершили убийство при обстоятельствах, отягчающих наказание: 70 % из них -двух и более лиц, 35 - убийство малолетних и несовершеннолетних или с целью сокрытия других преступлений; 21 % - наряду с убийством совершили тяжкие и особо тяжкие преступления: изнасилование, разбойное нападение, бандитизм, терроризм, захват заложников и т. д. Подавляющее большинство из них (80 %) ранее имели судимость, половина из них - судились три и более раза. Более 50 % ранее совершили насильственные преступления.
Большинство осужденных (70 %) составляют лица в возрасте 30-49 лет. У них уже сформировались устойчивые антисоциальные убеждения, жизненная позиция и криминальное мировоззрение. 70,6 % из них имеют среднее, среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование. Они отчуждены от общества: 73,8 % холостые или разведены, 26 % из них отказались ходатайствовать о своем помиловании, а некоторые даже просили привести смертный приговор в исполнение. Данные лица отрицательно характеризуются и по медицинским показателям. Здоровье у многих из них неудовлетворительное: 36 % признаны больными алкоголизмом, 30 % имеют психические расстройства, не исключающие вменяемости, психопатические изменения личности. Таким образом, контингент осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, крайне негативен по криминологическим, уголовно-правовым, социально-психологическим и психиатрическим признакам, что предполагает применение в местах отбывания наказания строгих мер по обеспечению безопасности общества и граждан путем строгой изоляции осужденных и жестких условий их содержания, применения к ним комплекса мер медико-психологического и психиатрического характера с целью их лечения, а также предупреждения с их стороны новых преступлений. Эти меры применяются с учетом положений ч. 2 ст. 22, ст. 97-104 УК РФ и ст. 18 УИК РФ, регулирующих основания и порядок применения мер медицинского характера2.
1 Более подробно см.: Михлин А.С., Селиверстов В.И., Яковлева Л.В. Помилование в России // Закон. 2002. № 3. С. 135.
2 Более подробно см.: Характеристика осужденных к лишению свободы (По материалам специальной переписи осужденных 1999 г.) / Под ред. А.С. Михлина. М., 2001. Т. 2.