3.8. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТОРГОВ
Цокур Елена Федоровна, канд. ист. наук. Должность: доцент. Место работы: Юго-западный государственный университет в г. Курске. Подразделение: кафедра гражданского права. E-mail: [email protected] Платонова Наталья Игоревна, канд. юрид. наук. Должность: преподаватель. Место работы: МГИМО МИД России. Подразделение: кафедра правовых основ управления. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы реализации публичных интересов при проведении торгов, тема актуальная, так как существует немало проблемных вопросов, связанных с организацией и проведением торгов, которые свидетельствуют о необходимости дальнейшего всестороннего изучения и совершенствования правового регулирования конкурентных способов заключения гражданского договора.
В ходе исследования применялись общенаучные методы исследования: метод дедукции сочетался с методом индукции, проводился сравнительно-правовой анализ, использовался метод кейс-анализа, в исследовании применен статистический метод сбора информации.
Исследование базируется на трудах таких ученых как: О.А. Беляевой, Д. А. Нарывского, В. Пичуриной, К.В. Кузнецова и других.
Статья посвящена определению особенностей и роли публичных интересов при проведении торгов.
По итогам исследования сделан вывод, что, одним из действенных методов дисциплинирования участников торгов может стать установление обеспечения контракта с размером, максимально разрешенным действующим законодательством. Необходимы правила, которые бы сдерживали участников от обвала цен ради победы в аукционе, одним из методов решения могло бы стать установление максимального предела снижения цены относительно НМЦК для отдельных видов товаров.
Получившие закрепление в статье результаты научных исследований показали, что реализация публичных интересов при проведении торгов требует дальнейшего изучения и анализа.
Ключевые слова: публичные интересы, публичные торги, участники, контракт, конкуренция, муниципальные организации.
PROBLEMS OF REALIZATION OF PUBLIC INTERESTS THE BIDDING
Tsokur Elena Fedorovna, PhD in Historical Sciences. Position: Associate Professor. Place of employment: Southwest state University. Department: civil law chair. E-mail: [email protected]
Platonova Natalia Igorevna, PhD in law. Position: Lecturer. Place of employment: MGIMO of the MFA of Russia. Department: legal bases of management chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article deals with the problems of implementation of public interests in the bidding, the topic is relevant, as there are many problematic issues related to the organization and conduct of bidding, which indicate the need for further comprehensive study and improvement of legal regulation of competitive methods of concluding a civil contract.
The study used General scientific research methods: the method of deduction was combined with the method of induction, comparative legal analysis was carried out, the method of case analysis was used, the study used a statistical method of collecting information.
The study is based on the writings of such scholars as: O. A. Belyaeva, D. A. Newskogo, V. Pecorino, K. V. Kuznetsov and others.
The article is devoted to the definition of the features and role of public interests in the bidding.
According to the results of the study, it is concluded that one of the effective methods of disciplining the bidder can be the establishment of the security of the contract with the maximum allowed by the current legislation. Need rules that would keep participants from the collapse of prices in order to win the auction one of the methods of solution could be the establishment of a maximum limit of decrease in prices relative to the MSPC for certain types of goods.
Has been restated in the article the results of research showed that the implementation of public interests at trading requires further study and analysis. Keywords: public interest, public auction, participants, contract, competition, municipal organizations.
На сегодняшний день конкурсные процедуры имеют немало положительных особенностей, способствующих все более широкому их применению в гражданском обороте. Несмотря на это существует также немало проблемных вопросов, связанных с организацией и проведением торгов, которые свидетельствуют о необходимости дальнейшего всестороннего изучения и совершенствования правового регулирования конкурентных способов заключения гражданского договора.
При этом публичные интересы страдают главным образом, несмотря на то, что государственные и муниципальные организации, как правило, являются заказчиками в торговых процедурах.1
Содержащиеся положения в законодательстве РФ, призваны сократить коррупционную составляющую при обеспечении государственных и муниципальных нужд и способствовать разумному расходованию бюджетных средств. Представляется, однако, что законодателю не всегда удается соблюсти должный баланс между разумным ограничением и несоразмерным ущемлением интересов государственного и муниципального заказчика, приводя к осложнениям, сопровождающим процесс таких закупок2.
Поскольку при рассмотрении проблем, возникающих при осуществлении закупок особое внимание, как правило, уделяется ущемлениям интересов участников, то стоит, прежде всего, рассмотреть сложности, с которыми сталкиваются заказчики, заключая контракты, путем проведения процедур торгов.
Одной из защитных мер, призванных уберечь заказчика от ненадежных участников является реестр недобросовестных поставщиков (РНП), который ведется Федеральной антимонопольной службой России. Данная мера применима к недобросовестным поставщикам при проведении закупок по Федеральным законам
1 Актуальные проблемы корпоративного управления: отечественная практика и зарубежный опыт: монография / отв. ред. О.А. Князев — Москва: ИД «Международные отношения», 2018. — 866 с.: табл. ил.
2 Кириллова Е.А., Цветов С.В. К вопросу взаимодействия госу-
дарства и бизнеса в современной России. Финансовая экономика.
2018. № 7. С. 43-45.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТОРГОВ
Цокур Е.Ф. Платонова Н.И.
№44-ФЗ и №223-Ф3.3 Механизм его работы очень прост - поставщик, не исполнивший должным образом свои обязанности, указанные в заключенном контракте, подлежит внесению в РНП. Причем, если речь идет о юридическом лице, вносятся данные также и о руководителях этого лица. Участие такого поставщика в дальнейших закупках становится практически невозможным в течение двух лет. По истечении этого срока лицо, допустившее нарушения, исключается из РНП.
Таким образом, Реестр недобросовестных поставщиков - это способ фиксации отрицательной деловой репутации хозяйствующих субъектов. Однако представляется, что прямого отношения к обеспечению защиты интересов публичных заказчиков РНП все же не имеет. Интересы заказчика уже нарушены фактом уклонения поставщика от заключения контракта или фактом нарушения им обязательств по контракту. Включение сведений о поставщике в РНП не приводит, да и не может привести к восстановлению прав заказ-
4
чика .
Однако данный реестр, призван действовать как превентивный инструмент, предупреждающий будущие нарушения и, дополнительно, выполняющий воспитательную функцию. К сожалению, данные функции не всегда выполняются должным образом. Сложность заключается в том, что заказчику зачастую невыгодно применять данную меру.5
Поскольку речь идет об обеспечении государственных и муниципальных нужд, обязательно задействован механизм обращения бюджетных средств, который предполагает посредничество Казначейства России. Нереализованные денежные средства, выделенные заказчику, в конце финансового года возвращаются в Казначейство. Каждый такой возврат чреват серьезными проверками, требованиями объяснений о причине образования нереализованных средств.6 Если победителем аукциона или конкурса оказывается недобросовестный поставщик, который исполняет свои обязанности с нарушениями условий контракта, в соответствии с положениями закона необходимо выставить штрафные санкции и добавить такого поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков. Однако при этом практически невозможно говорить об исполнении контракта. Данный поставщик будет просто саботировать поставки товара, проведение работы или оказание услуги. Как правило, в таких случаях участник размещения заказа предлагает заказчику заключить контракт на других условиях (направляет протокол разногласий к государственному контракту). Однако данные действия однозначно расцениваются антимонопольным органом как отказ от заключения контракта и являются безусловным осно-
3 Костенников М.В., Куракин А.В., Павлюк А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 430-439.
4 Беляева О. А. Реестр недобросовестных поставщиков: новые требования в 2014 году / О.А. Беляева. Электронный ресурс. Доступ к электронному ресурсу: http://auctionvestnik.ru/node/171
5 Павлюк А.В. К вопросу о понятии механизма административно-правового регулирования//Право. Экономика. Безопасность. 2015. № 1. С. 54-57.
6 Voronkova O.Y., Zadimidchenko A.M., Goloshchapova L.V., Polyakova A.G., Akhmetshin E.M. Economic and mathematical modeling of regional industrial processes // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 4. С. 268-279.
ванием для включения сведений о таком участнике размещения заказа в реестр .
В первую очередь от такого поведения поставщика пострадает заказчик, поскольку его нужды не будут удовлетворены. Если речь идет о закупке необходимых лекарств, под угрозой могут оказаться здоровье и даже жизнь людей.
Но даже отсутствие своевременной поставки офисной бумаги для принтеров или картриджей может вызвать коллапс работы государственного или муниципального учреждения со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
Денежные средства, особенно если закупка проводилась в конце года, подлежат возврату в Казначейство, что также подразумевает негативные последствия для заказчика.9 Чтобы избежать этого, заказчики зачастую идут на уступки поставщикам, принимая некачественный товар, работу или услуги, подписывая акт сдачи-приемки с отсутствием замечаний. Таким образом, недобросовестный поставщик участвует в закупках, причем подтверждает свою добросовестность актами сдачи-приемки товаров, работ, услуг, подписанных без замечаний. Примером может случай, произошедший в Курганской области. Организация, поставляющая некачественную медицинскую продукцию для больниц, была добавлена в РНП только на пятый раз.
Но на этом инцидент не был исчерпан, руководитель этой организации оформил несколько юридических лиц на своих родственников и продолжил прежнюю деятельность10.
Следующей проблемой, присущей в основном электронным аукционам, становится резкое снижение цены контракта с использованием мошеннических схем. Одна из них, широко известная в российской практике закупок, именуется «таран». Суть ее заключается в сговоре нескольких участников, обычно это аффилированные предприятия. Один из них начинает торги первым и снижает начальную максимальную цену на минимальное значение. Двое других участников, действуя по условиям предварительной договоренности резко опускают цену более чем на пятьдесят процентов. Другие участники, видя такую опустившуюся цену покидают электронный аукционный зал, отказываясь от дальнейшего участия в торгах. Выигрывает участник предложивший минимальную цену. Но и победитель, и другие участники, участвующие в сговоре, подают неверные документы в составе второй части заявки, что приводит к отклонению их заявок. Таким образом выигрывает первый участник, практически не опустив начальную максимальную цену11.
7 Нарывский Д.А. Реестр недобросовестных поставщиков - способ призвать к порядку победителя торгов / Д.А. Нарывский. Электронный ресурс. Доступ к электронному ресурсу: http://www.eg online.ru/article/206063/
8 Жерелина О.Н., Кириллова Е.А. Институт юридической ответственности государства // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 6. С. 80-84.
9 Nigamaev A.Z., Gapsalamov A.R., Akhmetshin E.M., Prodanova N.A., Savchenkova D.V. Transformation of the tax system during the middle ages: the case of Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 3. С. 242-253.
10 Пичурина В. Контракт обязывает / В. Пичурина. Электронный ресурс. Доступ к электронному ресурсу: http://rg.ru/2015/04/08/reg-urfo/ufas.html
11 Евсташенков А. Поставщики идут на «Таран» / А. Евсташен-
ков // Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги».
2015. № 14. С. 17-18.
Причиной распространенности этого метода является юридическая неграмотность поставщиков. Дело в том, что в течении десяти минут после завершения аукциона проигравшие участники могут подать предложения о цене, с которой они согласны выполнять контракт. Таким образом, шанс выиграть аукцион с минимальным падением будет практически невозможен и метод «тарана» окажется неработоспособен.
Вторая схема недобросовестного участия в электронном аукционе подразумевает поставку некачественной продукции. Особенно часто используется субъектами малого предпринимательства, поскольку этот статус дает дополнительные преимущества при участии в аукционе12.
В этом случае используются положения ч. 18 ст. 34 Федерального закона №44-ФЗ, где сказано о возможности при заключении контракта при взаимном согласовании сторон увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной максимальной ценой контракта, если такая возможность была заказчиком заранее предусмотрена в документации об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемому как частное от деления цены контракта, предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении аукциона.
Таким образом, участник, выходя на аукцион, в котором объявлено для поставки несколько товарных позиций, заранее просчитывает возможность снижения цены по нескольким позициям до себестоимости продукции, иногда даже ниже. Товары, цены которых существенно снижены, обычно предлагаются нормального качества.
Но чтобы окупить такое снижение, по остальным товарным позициям поставляется товар неудовлетворительного качества, восстановленный или бывший в употреблении, себестоимость которого очень мала. Цена на этот товар устанавливается с таким расчетом, чтобы при вышеописанном увеличении цены контракта до НМЦК, окупить снижение цен на товар нормального качества и обеспечить образование прибыли.13 Все это позволяет выиграть аукцион, подав предложение о самой низкой цене.
Заказчик зачастую принимает некачественный товар, не желая длинных судебных разбирательств, при которых невозможно произвести новую закупку и обеспечить потребность товарах. Если же он отказывает в увеличении объема поставляемого товара, то недобросовестный поставщик, как правило, отказывается от заключения контракта, причем угроза внесения в РНП не является действенной, так как обычно регистрируется несколько организаций на разных лиц, что позволяет и дальше участвовать в закупках не боясь огра-ничений.14 Данная схема была применена Обществом с ограниченной ответственностью «Сталкер» в аукционе, проведенном по извещению
12 Кузнецов К.В. Поддержка через госзакупки / К.В. Кузнецов // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2016. № 43. С. 11-13.
13 Пахомова Н.М., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Особенности городов федерального значения: пробелы законодательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 9396.
14 Павлюк А.В. Административно-правовое регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 5. С. 178182.
№0273100000215000036, в результате которого цена была снижена с двух миллионов до четыреста семидесяти пяти тысяч рублей15.
Поскольку заказчик отказался проводить увеличение объема товара, поставщик решил не поставлять товар, не оплатив выставленные штрафы. В результате заказчик вынужден был взыскивать неустойку в судебном порядке 6 К сожалению, случаи подобного характера не являются редкостью, что показывает необходимость дальнейшего совершенствования соответствующего законодательства.
Следует отметить, что набор инструментов, предложенный действующим законодательством заказчику для воздействия на недобросовестного поставщика, небогатый. Помимо внесения в РНП, которое, как следует из вышесказанного, является довольно слабым методом, существуют штрафные санкции. Однако практика показывает, что юридические лица, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, имеющих в распоряжении только уставной капитал размером десять тысяч рублей, не способны уплатить штрафные санкции.
При этом участник процедуры торгов, не ставший победителем, может подать необоснованную жалобу на заказчика в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС). При этом ФАС обязана приостановить заключение контракта. Происходит приостановление быстро, а восстановление этого процесса, после рассмотрения жалобы, может занять до нескольких не-дель.17 Все это время заключение и, следовательно, исполнение контракта, является невозможным. Может произойти и такая ситуация, что заключение контракта возобновится после истечения срока действия, указанного в нем. Таким образом, любая жалоба участника может создать серьезные затруднения для заказчика, что создает возможность для оказания давления со стороны участника. Удержание обеспечения контракта также не всегда способно дисциплинировать поставщика, поскольку чаще всего оно устанавливается в размере пяти процентов от НМЦК и не покрывает потерь заказчика.
Средства массовой информации, эксперты в сфере осуществления закупок немало уделяют внимания существующим проблемам, при проведении процедур торгов, в том числе, электронных аукционов.18 Сложилось устойчивое мнение, что заказчик является более сильной стороной и именно у него находятся рычаги влияния. Как правило рассматриваются и анализируются случаи, где участники являются пострадавшими. И таких случаев, к сожалению, действительно довольно много. Однако существуют и обратные ситуации, которые не всегда получают должное внимание. Таким образом, существующие проблемы остаются без решения.
15 Извещение о проведении электронного аукциона от 02.07.2015 №0273100000215000036 / Электронный ресурс. Доступ к электронному ресурсу: http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ ea44/view/common-info.html?regNumber=0273100000215000036.
16 Решение Aрбитражного суда г. Москвы от 05.02.2016 г. по делу №A40-228160/2015 / Система «Мой Aрбитр»: поиск по реквизитам.
17 Sharafutdinov R.I., Gerasimov V.O., Akhmetshin E.M., Yumashev A.V., Luzina T.V. Inclusive Growth Index Assessment in the Regions of the Volga Federal District of the Russian Federation // Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference - Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. С. 3890-3902
18 Aртемова П.В., Камолов С.Г. Информационные технологии для государственных служащих. Москва. 2017.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТОРГОВ
Цокур Е.Ф. Платонова Н.И.
Как показывает практика, инструменты воздействия на недобросовестного поставщика пока не действуют должным образом.19 Это серьезно затрудняет реализацию закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Приведенные примеры наглядно показывают, что эта сторона реализации процедур торгов также требует изучения и разработки соответствующих решений.20
Представляется, что одним из действенных методов дисциплинирования участника может стать установление обеспечения контракта с размером, максимально разрешенным действующим законодательством. Самый распространенный метод недобросовестных поставщиков - снижение цены ниже разумного порога -нуждается в ограничении. Необходимы правила, которые бы сдерживали участников от обвала цен ради победы в аукционе. К примеру, одним из методов решения могло бы стать установление максимального предела снижения цены относительно НМЦК для отдельных видов товаров. Наиболее часто встречается снижение цен более семидесяти процентов при закупке картриджей для принтеров, производство которых очень легко наладить практически в бытовых условиях. Чаще всего недобросовестные поставщики даже не производят, а восстанавливают бывшие в употреблении картриджи, это позволяет существенно понизить себестоимость продукции. К сожалению, качество также получается весьма низким, даже появляется риск поломки оборудования, на которых используется такая продукция.
На наш взгляд, улучшиться ситуация может только при комплексном подходе. Поддержка субъектов малого предпринимательства не означает поддержку недобросовестных поставщиков, снижающих цены на аукционах благодаря поставке некачественной продукции. Нормализация и совершенствование положений о проведении конкурентных процедур невозможны без решения проблем, возникающих как со стороны участника, так и со стороны заказчика.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы корпоративного управления: отечественная практика и зарубежный опыт: монография / отв. ред. О.А. Князев — Москва: ИД «Международные отношения», 2018. — 866 с.: табл. ил.
2. Артемова П.В., Камолов С.Г. Информационные технологии для государственных служащих. Москва. 2017.
3. Балаева О.Н., Демидова О.А., Яковлев А.А. Какие факторы влияют на снижение цен на торгах и что порождает проблемы при исполнении госконтрактов? (эмпирический анализ на микроданных крупной бюджетной организации) [Текст] / О.Н. Балаева, О.А. Демидова, А.А. Яковлев. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012. - 41 с.
4. Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства: Монография [Текст] / А.В. Белицкая. - М.: Статут, 2012. - 191 с.
5. Беляева О. А. Реестр недобросовестных поставщиков: новые требования в 2014 году [Электронный ресурс] / О.А. Беляева. Электронный ресурс. Доступ к электронному ресурсу: http://auctionvestnik.ru/node/171
19 Камолов С.Г. Ипотечное жилищное кредитование в России в условиях экономического кризиса // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 6. С. 184-195.
20 Жерелина О.Н., Цокур Е.Ф. Участие государства в гражданских правоотношениях // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 72-76.
6. Евсташенков А. Поставщики идут на «Таран» [Текст] / А. Евсташенков // Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги». - 2015. - № 14. - С. 1718.
7. Жерелина О.Н., Кириллова Е.А. Институт юридической ответственности государства // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 6. С. 80-84.
8. Жерелина О.Н., Цокур Е.Ф. Участие государства в гражданских правоотношениях // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 72-76.
9. Извещение о проведении электронного аукциона от
02.07.2015 №0273100000215000036 [Текст] / Электронный ресурс. Доступ к электронному ресурсу: http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/ common-info.html?regNumber=0273100000215000036
10. Камолов С.Г. Ипотечное жилищное кредитование в России в условиях экономического кризиса // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 6. С. 184-195.
11. Кириллова Е.А., Цветов С.В. К вопросу взаимодействия государства и бизнеса в современной России. Финансовая экономика. 2018. № 7. С. 43-45.
12. Костенников М.В., Куракин А.В., Павлюк А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 430-439.
13. Кузнецов К.В. Поддержка через госзакупки [Текст] / К.В. Кузнецов // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2016. - № 43. - С. 11-13.
14. Нарывский Д.А. Реестр недобросовестных поставщиков - способ призвать к порядку победителя торгов [Электронный ресурс] / Д.А. Нарывский. Электронный ресурс. Доступ к электронному ресурсу: http://www.eg-online.ru/article/206063/
15. Павлюк А.В. Административно-правовое регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 5. С. 178-182.
16. Павлюк А.В. К вопросу о понятии механизма административно-правового регулирования//Право. Экономика. Безопасность. 2015. № 1. С. 54-57.
17. Пахомова Н.М., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Особенности городов федерального значения: пробелы законодательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 93-96.
18. Пичурина В. Контракт обязывает [Электронный ресурс] / В. Пичурина. Электронный ресурс. Доступ к электронному ресурсу: http://rg.ru/2015/04/08/reg-urfo/ufas.html
19. Решение Арбитражного суда г. Москвы от
05.02.2016 г. по делу №А40-228160/2015 [Электронный ресурс]/ Система «Мой Арбитр»: поиск по реквизитам.
20. Nigamaev A.Z., Gapsalamov A.R., Akhmetshin E.M., Prodanova N.A., Savchenkova D.V. Transformation of the tax system during the middle ages: the case of Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 3. С. 242-253.
21. Sharafutdinov R.I., Gerasimov V.O., Akhmetshin E.M., Yumashev A.V., Luzina T.V. Inclusive Growth Index Assessment in the Regions of the Volga Federal District of the Russian Federation // Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference - Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. С. 3890-3902
22. Voronkova O.Y., Zadimidchenko A.M., Goloshchapova L.V., Polyakova A.G., Akhmetshin E.M. Economic and mathematical modeling of regional industrial processes // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 4. С. 268-279.
Рецензия
на статью «Проблемы реализации публичных интересов при проведении торгов» доцента кафедры гражданского права, ФГБОУ Юго-западный государственный университет в г. Курске, кандидата исторических наук Цокур Е.Ф. и доцента Кафедры правовых основ управления МГИМО МИД России Платоновой Н.И.
Актуальность научной статьи «Проблемы реализации публичных интересов при проведении торгов» обусловлена необходимостью проведения анализа процедуры реализации публичных торгов, так как на сегодняшний день конкурсные процедуры имеют немало положительных особенностей, способствующих все более широкому их применению в гражданском обороте. Однако существует немало проблемных вопросов, связанных с организацией и проведением торгов, которые свидетельствуют о необходимости дальнейшего всестороннего изучения и совершенствования правового регулирования конкурентных способов заключения гражданского договора.
К предмету исследования автор относит правоотношения в сфере реализации публичных интересов при проведении торгов. Название статьи полностью соответствует ее содержанию.
Методология исследования представлена достаточным перечнем методов: дедукции, индукции, правового анализа, формально юридические и сравнительные методы. Исследование проводилось с применением метода кейс-анализа.
Статья прошла проверку оригинальность
Научная новизна исследования заключается в проведенном анализе схем недобросовестного участия в электронном аукционе. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что набор инструментов, предложенный действующим законодательством заказчику для воздействия на недобросовестного поставщика, небогатый.
В рамках представленной работы авторы демонстрируют широкую научную эрудицию, хорошие навыки работы с источниками, способности к детальному и критическому анализу эмпирического материала, а также генерированию собственных идей.
Заслуживают внимания выводы авторов, что одним из действенных методов дисциплинирования участников торгов может стать установление обеспечения контракта с размером, максимально разрешенным действующим законодательством. Необходимы правила, которые бы сдерживали участников от обвала цен ради победы в аукционе, одним из методов решения могло бы стать установление максимального предела снижения цены относительно НМЦК для отдельных видов товаров.
Выводы авторов аргументированы, новы и представляют интерес для исследователей.
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории права ФГПОУ ВО Юго-Западный государственный университет О.Г. Ларина
системой «Антиплагиат»; текста - 87,64%