Научная статья на тему 'Проблемы реализации программы «Дальневосточный гектар»'

Проблемы реализации программы «Дальневосточный гектар» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2062
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГЕКТАР / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тегюрюкова Татьяна Андреевна, Кияшко Галина Александровна

В статье рассмотрены проблемы реализации программы «Дальневосточный гектар» на примере территории Приморского края. Выявлены и описаны проблемы, усложняющие процесс осуществления данной программы, большая часть которых лежит в правовом поле. На основе проведенного исследования обосновывается необходимость дальнейшего усовершенствования нормативно-правовой базы программы «Дальневосточный гектар».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тегюрюкова Татьяна Андреевна, Кияшко Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации программы «Дальневосточный гектар»»

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ // Справочная правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения: 22.04.2019).

4. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Справочная правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50874/ (дата обращения: 03.05.2019).

5. Ринчинов А.Г., Гринберг С.Н. Проблемы перевода земель лесного фонда в состав земель населенных пунктов // Эпоха науки. [Электронный ресурс], 2017. № 12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/proЫemy-perevoda-zemeЫesшgo-fonda-v-sostav-zemel-naselennyh-punktov/ (дата обращения: 22.12.2018).

6. Ломоносов М.Ю. Особенности перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов // Новая наука как результат инновационного развития общества: межд. конф. (Сургут, 22 апреля 2017). Уфа: Изд-во ООО «Агентство международных исследований», 2017. С. 138-142. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29287521/ (дата обращения: 10.01.2019).

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГЕКТАР» Тегюрюкова Т.А.1, Кияшко Г.А.2

1Тегюрюкова Татьяна Андреевна - магистрант;

2Кияшко Галина Александровна - кандидат геолого-минералогических наук, доцент, кафедра геодезии, землеустройства и кадастра, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы реализации программы «Дальневосточный гектар» на примере территории Приморского края. Выявлены и описаны проблемы, усложняющие процесс осуществления данной программы, большая часть которых лежит в правовом поле. На основе проведенного исследования обосновывается необходимость дальнейшего усовершенствования нормативно-правовой базы программы «Дальневосточный гектар». Ключевые слова: дальневосточный гектар, земельный участок, безвозмездное пользование, Приморский край, нормативно-правовая база.

Территория Дальневосточного Федерального округа занимает самую большую площадь Российской Федерации, а численность населения - самая низкая. Начиная с 1990 года численность населения Дальневосточного федерального округа, сокращалась стремительными темпами (за период с 1991 года по 2000 год население Дальнего Востока сократилось на 1,2 млн человек, из них 94% - за счет миграции), что привело к дефициту трудовых ресурсов в настоящее время.

Для решения этих проблем и обеспечения опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока был разработан широкий комплекс мер. Так, одной из таких мер является Федеральный закон от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Настоящий Федеральный закон предполагает выделение

гражданам РФ бесплатных земельных участков, площадью один гектар, в Якутии, Камчатском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Магаданской, Сахалинской областях и в Еврейской и Чукотской автономных областях.

Предоставленный земельный участок может использоваться гражданином для осуществления любой не запрещенной федеральным законом деятельности, кроме случаев, когда для осуществления выбранного вида деятельности необходимо получение специальных разрешений, лицензий, свидетельств, допусков, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и др. В случае, если участок расположен на территории, в отношении которой утвержден градостроительный регламент, гражданин может использовать участок в соответствии с любым видом разрешенной деятельности, предусмотренной таким регламентом.

В течение первого года заявителю необходимо определиться с видом использования участка, через три года в течение 3 месяцев - задекларировать его освоение. После пяти лет безвозмездного пользования участок можно получить в собственность бесплатно или в собственность за плату, в определенных законом случаях, а также на длительную аренду. Также законом предоставляется возможность получить в собственность земельный участок до окончания срока действия безвозмездного пользования при условии, что на таком земельном участке построен жилой дом, соответствующий установленным Правительством РФ требованиям [1].

С момента вступления в силу Закон «О дальневосточном гектаре» претерпел определенные изменения, направленные на устранение неточностей в его редакции и дополнительном включении новых участников программы. Последние поправки были введены Федеральным законом от 27.12.2018 № 503-Ф3 [2].

Несмотря на принятые поправки в Законе «О Дальневосточном гектаре» существует немало проблем в правовой базе программы, которые отражены в научных публикациях. Например, затрагивается проблема правового обеспечения публичных интересов при предоставлении «Дальневосточных гектаров» из состава земель лесного фонда. Автор считает, что в Законе № 119-ФЗ реализован относительно простой механизм вовлечения в оборот земельных участков из состава земель лесного фонда с отступлением от установленного в ст. 1 ЗК РФ приоритета охраны земли как средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Также значительные затруднения на практике вызывает применение нормы ч. 12 ст. 8 Закона № 119-ФЗ, согласно которой при изменении сведений в Едином государственном реестре недвижимости о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда на принадлежность земельного участка к иной категории земель полномочия органа государственной власти, предоставившего такой земельный участок в безвозмездное пользование, по распоряжению таким земельным участком сохраняются. Сложность заключается в том, что Закон не содержит положений, которые позволяли бы установить, сохраняется ли принадлежность земельных участков, в отношении которых прекращен договор безвозмездного пользования, к землям населенных пунктов или они подлежат переводу в земли лесного фонда [4].

Кроме того, некоторые граждане, решившие объединить свои гектары для общего дела, столкнулись с проблемой нормы градостроительного регламента, который не предусматривает строительство нескольких жилых домов на одном земельном участке с разными адресами [5].

Для более детального изучения проблем, связанных с нормативно-правовой базой программы «Дальневосточный гектар», в данной статье рассмотрена реализация программы в Приморском крае.

Для начала реализации данного закона исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации, указанные в настоящем Федеральном законе, приняли административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг.

103

Так, например, вышел Закон департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 09.06.2016 № 82, согласно которому принят Административный регламент государственной услуги «Предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной собственности Приморского края и расположенных на территории Приморского края» [3].

Данный регламент определяет стандарт предоставления указанной муниципальной услуги, устанавливает сроки и последовательность административных процедур и действий при осуществлении муниципальной услуги. Но несмотря на установленные сроки административных процедур проблема затягивания срока рассмотрения заявления и предоставления участков сохраняется. Сейчас эти сроки составляют в среднем 45 дней - при нормативе в 30 дней.

С начала реализации Федерального закона по данным ФИС «На Дальний восток» на 19.04.2019 года на территории Приморского края поступило 51857 заявлений (40,13% от общего количества заявлений, поступивших на территорию ДФО) граждан о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование. Всего принято в работу 16683 решения о предоставлении земельного участка, что составляет 96,5% от общего количества принятых в работу заявлений, из них:

1) договоров зарегистрировано - 14452 (83,6%);

2) договоров подписано уполномоченным органом - 73 (0,4%) (на регистрации в Росреестре);

3) договоров подписано заявителем - 30 (0,2%) (на подписании в уполномоченном органе);

4) договоров сформировано и направлено заявителю - 1980 (11,5%);

5) на стадии формирования договора - 26 (0,1%);

6) договоров прекращено - 122 (0,7%).

Из сформированных и направленных заявителю договоров, у большей половины, примерно 1800 договоров, истекли сроки подписания. Данная проблема связана с тем, что Федеральным законом № 119-ФЗ не определен порядок действий уполномоченного органа в случае нарушения срока подписания договора со стороны гражданина. В результате этого уполномоченный орган не может вернуть заявление гражданину и не может включить данный земельный участок в перечень предоставляемых в безвозмездное пользование земельных участков.

На этапе заключения договоров безвозмездного пользования в рамках реализации Федерального закона № 119-ФЗ выявляются наложении земельного участка на «серые зоны», земли общего пользования, ранее учтенные земельные участки, сведения о которых поступают в уполномоченный орган от собственников земельных участков, узнавших о наложении их участков при проведении кадастровых работ по уточнению границ ранее учтенных земельных участков. Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», учтенные земельные участки без серьезных на то оснований не могут быть сняты с кадастрового учета, а с 1 января 2017 года все земельные участки, поставленные на кадастровый учет, являются учтенными. Из этого следует, что на этапе заключения договоров безвозмездного пользования земельными участками, предоставленными по программе «Дальневосточный гектар», наложение на которые выявлено после кадастрового учета невозможно снять.

Согласно Федеральному закону № 119-ФЗ, гражданин вправе отозвать (аннулировать) заявление на любом этапе предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Но часто встречаются случаи аннулирования заявления на этапе направления на кадастровый учет и регистрацию права безвозмездного пользования земельным участком, при этом отсутствует возможность в ФИС подать заявление о снятии заявления о кадастровом учете с рассмотрения. Невозможность

уполномоченному органу аннулировать сведения из ЕГРН в связи с тем, что гражданин отозвал заявление являются немаловажной проблемой.

Несомненно, программа «Дальневосточный гектар» должна стать дополнительным стимулом для переезжающих в дальневосточные субъекты Российской Федерации и для самозанятости граждан, которые уже проживают на Дальнем Востоке. Тем не менее, практика показывает, что эффективность принятых мер остается на недостаточно высоком уровне и нормативная база программы требуют дальнейшей корректировки.

Список литературы

1. Федеральный закон от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Справочная правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197427/ (дата обращения: 05.04.2019).

2. Федеральный закон от 27.12.2018 № 503-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Справочная правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314641/ (дата обращения: 17.04.2019).

3. Закон департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 09.06.2016 № 82 «Об утверждении административного регламента департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по предоставлению государственной услуги «Предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной собственности Приморского края и расположенных на территории Приморского края» // Официальный сайт Администрации Приморского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.primorsky.ru/authorities/executive-

agencies/departments/property/newdocs/rasporyazheniya.php?sphrase_id=5431241/ (дата обращения: 10.05.2019).

4. Логунова М.В. Проблемы правового обеспечения публичных интересов при предоставлении «Дальневосточных гектаров» из состава земель лесного фонда // Экологическое право. [Электронный ресурс], 2018. № 1. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32502658/ (дата обращения: 25.12.2018).

5. Стенограмма: Встреча Дмитрия Медведева с участниками программы «Дальневосточный гектар» // Официальный сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minvr.ru/press-center/news/11334/?sphrase_id=242917/ (дата обращения: 07.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.