Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СВЕТСКОГО ХАРАКТЕРА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СВЕТСКОГО ХАРАКТЕРА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
313
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП СВЕТСКОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СВЕТСКАЯ И ЦЕРКОВНАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гацолаева Алефтина Хадзибекировна, Габараев Алан Шотаевич, Хугаев Хетаг Русланович

В статье исследуются наиболее актуальные на данный момент проблемы, препятствующие полноценной реализации принципа светского характера государства в Российской Федерации. Проведен анализ существующих в настоящее время форм взаимодействия государства и религиозных объединений и дана оценка их соответствия принципу светскости государства. Выявлены основные нарушения принципа светскости государства в Российской Федерации должностными лицами органов государственной власти, представителями религиозных объединений, средствами массовой информации. Проведен анализ федеральных законов Российской Федерации, регулирующих общественные отношения, возникающие при реализации принципа светскости государства. Обоснована необходимость внесения изменения в российское законодательство, касающихся введения санкций за нарушения принципа светского характера государства и формирования новой концепции отношений между государством и религиозными объединениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гацолаева Алефтина Хадзибекировна, Габараев Алан Шотаевич, Хугаев Хетаг Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SECULAR NATURE OF THE STATE PRINCIPLE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the most actual problems that prevent the full implementation of the principle of secular nature of the state in the Russian Federation. The authors analyze the currently existing forms of interaction between the state and religious associations and assess their compliance with the principles of a secular state. The article deals with the main revealed violations of the principles of the secular state in the Russian Federation by officials of public authorities, representatives of religious associations, the media. The authors analyze the Federal laws of the Russian Federation that regulate social relations arising in the implementation of the principles of a secular state. The article also substantiates the need to amend the Russian legislation concerning the imposition of sanctions for violations of the principle of the secular nature of the state and the formation of a new concept of relations between the state and religious associations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СВЕТСКОГО ХАРАКТЕРА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СВЕТСКОГО ХАРАКТЕРА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гацолаева А.Х. Габараев А.Ш. Хугаев Х.Р.

2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)

2.1. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРИНЦИПА СВЕТСКОГО ХАРАКТЕРА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гацолаева Алефтина Хадзибекировна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: СевероОсетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова. Подразделение: кафедра государственного права. E-mail: aleftina@mail.ru Габараев Алан Шотаевич, канд. полит. наук. Должность: старший научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: отдел изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства. E-mail: gabiron@mail.ru Хугаев Хетаг Русланович, магистрант. Место учебы: Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова. E-mail: k.khugaev@mail.ru

Аннотация: В статье исследуются наиболее актуальные на данный момент проблемы, препятствующие полноценной реализации принципа светского характера государства в Российской Федерации. Проведен анализ существующих в настоящее время форм взаимодействия государства и религиозных объединений и дана оценка их соответствия принципу светскости государства. Выявлены основные нарушения принципа светскости государства в Российской Федерации должностными лицами органов государственной власти, представителями религиозных объединений, средствами массовой информации. Проведен анализ федеральных законов Российской Федерации, регулирующих общественные отношения, возникающие при реализации принципа светскости государства. Обоснована необходимость внесения изменения в российское законодательство, касающихся введения санкций за нарушения принципа светского характера государства и формирования новой концепции отношений между государством и религиозными объединениями.

Ключевые слова: конституционный принцип светскости, взаимодействие церкви и государства, религиозные объединения, светская и церковная власть.

PROBLEMS OF SECULAR NATURE OF THE STATE PRINCIPLE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Gatsolaeva Aleftina Hadzibekirovna, PhD at Law. Position: associate professor. Place of employment: North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov. Department: state law chair. E-mail: aleftina@mail.ru Gabaraev Alan Shotaevich, PhD in Politics. Position: Senior Researcher. Place of employment: FSI research Institute of FPS Russia. Department: Study of domestic and foreign experience, history of the penitentiary system, comparative analysis of the penitentiary legislation. E-mail: gabiron@mail.ru

Khugaev Khetag Ruslanovich, master student. Place of study: North Ossetian state University named after K. L. Khetagurov. E-mail: k.khugaev@mail.ru

Annotation: The article reveals the most actual problems that prevent the full implementation of the principle of secular nature of the state in the Russian Federation. The authors analyze the currently existing forms of interaction between the state and religious associations and assess their compliance with the principles of a secular state. The article deals with the main revealed violations of the principles of the secular state in the Russian Federation by officials of public authorities, representatives of religious associations, the media. The authors analyze the Federal laws of the Russian Federation that regulate social relations arising in the implementation of the principles of a secular state. The article also substantiates the need to amend the Russian legislation concerning the imposition of sanctions for violations of the principle of the secular nature of the state and the formation of a new concept of relations between the state and religious associations. Keywords: constitutional principle of secularism, interaction of church and state, religious associations, secular and ecclesiastical authority.

Установление принципа светскости нашего государства, закрепление конституционных прав на свободу совести и свободу вероисповедания, установление запрета на государственную идеологию происходили в условиях формирования нового демократического государства после распада Советского Союза [Губин, 2014: 186]. На смену идеям коммунизма, на фундаментальных принципах которого формировалась правовая система нашего государства, и регулировались общественные отношения, пришли идеи построения демократического государства и общества. Но в связи с низкой правовой культурой и низким уровнем правосознания граждан эти идеи не могли быть в полной мере реализованы в постсоветском российском обществе. И попытку восполнить сложившийся в обществе идеологический пробел начали предпринимать различные религиозные объединения, делая акцент на культурные и исторические предпосылки развития российского государства.

Следствием возросшей активности и роли религиозных объединений в процессе осуществления гражданами свободы совести и свободы вероисповедания стало возникновение множества спорных моментов, касающихся правомерности совершения тех или иных действий в контексте светскости государства.

Так, С.А. Авакъян, допуская возможность и даже признавая необходимость присутствия официальных представителей наиболее популярных конфессий на процедуре вступления в должность Президента Российской Федерации, отмечает, присутствие и освещение священнослужителями введения в действие новых государственных учреждений, воинских частей и военных кораблей может быть превратно истолковано. Ставя тем самым подобное действо под сомнение [Авакьян, 1999: 9-11].

Другим актуальным в научных кругах вопросом является возможность публичного, освещаемого в средствах массовой информации, участия государственных служащих на религиозных церемониях, в том числе

присутствие Президента Российской Федерации на крупных православных праздниках в церкви во время богослужения.

Закономерным в этой связи является вопрос о правомерности установления религиозного праздника в качестве нерабочего дня в соответствии с ч.7 ст.4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года [2]. Установление 7 января -христианского праздника Рождества Христова - как нерабочего дня стало реализацией данного положения, и нашло свое законодательное подтверждение в ст. 112 Трудового Кодекса Российской Федерации [3]. Эта новелла в трудовом законодательстве явилась причиной разногласий между различными группами общества и направлением соответствующих жалоб в Конституционный Суд РФ и Верховный Суд Республики Башкортостан. Конституционным Судом РФ жалоба не была принята [4]. Верховным Судом Республики Башкортостан полученная жалоба также была отклонена, «...поскольку освобождение от исполнения трудовых обязанностей посредством объявления праздничного нерабочего дня нарушением права на труд не является. Федеральным законодательством не только разрешается объявление праздничных нерабочих дней по религиозному основанию органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но и объявлен на территории всей Российской Федерации религиозный праздник 7 января - Рождество Христово (ст. 112 ТК РФ). Граждане Российской Федерации в этот день освобождаются от труда, он является днем отдыха»[5].

Представляется, что подобное установление нерабочего дня в связи с религиозным праздником является уместным только на региональном уровне с согласия большинства населения, которое выражается путем проведения референдума. А на федеральном уровне, учитывая многонациональный и многоконфессиональный характер Российской Федерации, объявление христианского религиозного праздника нерабочим днем является нарушением принципа равенства религий, который является одним из фундаментальных принципов существования светского государства.

Распространение религиозных учений через средства массовой информации также является обсуждаемым вопросом о возможном нарушении принципа светскости. Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединений» закреплено право религиозных объединений на распространение своего учения, в том числе путем учреждения средств массовой информации. Подобная возможность использования религиозными объединениями собственных каналов массовой связи видится вполне правомерной и соответствующей принципу светскости государства. Совсем иной представляется практика ведения прямой трансляции того или иного религиозного праздника телевизионными каналами федерального и регионального значения, что является прямым нарушением принципа светскости государства1.

Еще одним нарушением принципа светскости государства, по нашему мнению, является преподавание религиозных дисциплин в образовательных организациях. Данное положение нашло свое законодательное закрепление в ч.4 ст.5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соот-

1 Например, трансляция на федеральных телеканалах пасхального богослужения в храме Христа Спасителя; трансляция курбан-байрама через региональный телеканал в Татарстане.

ветствии с которой по «письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллеги-коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы». Закрепленное за религиозными объединениями право на обучение религии в государственных и муниципальных образовательных организациях представляется прямым нарушением светского характера образования, который является одним из важнейших признаков светского государства.

Существенным нарушением светского характера Российской Федерации является установление в некоторых субъектах РФ, население которых преимущественно исповедуют мусульманскую религию, обязанности школьников изучать основы ислама [Бурьянов, 2011: 23].

Проблематично в некоторых аспектах и взаимодействие религиозных объединений и государства в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основании ряда нормативных правовых актов (Схема 1).

Схема 1. Нормативная база взаимодействия церкви и государства в сфере деятельности Вооруженных Сил РФ

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации

Приказы Министерства обороны России

Нормативные положения, содержащиеся в перечисленных выше правовых актах, касающиеся реализации свободы совести и вероисповедания в Вооруженных Силах РФ вводят ряд запретов в целях недопущения распространения религиозной идеологии в вооруженных частях: запрещено создавать религиозные объединения в воинских частях, запрещена пропаганда того или иного отношения к религии. Еще одной гарантией светского характера военной службы является тот факт, что богослужения могут проводиться только по просьбе самих военнослужащих с согласия их командира и на их личные денежные средства.

Актуальной проблемой в настоящее время также является возможность реализации прав на свободу совести и свободу вероисповедания лицами, находящимися в местах лишения свободы.

Зачастую, государство не способно обеспечить данных лиц возможностью реализации прав на свободу совести и свободу вероисповедания, тем самым ограничивая их. Так, гражданин В.В. Бойко во время своего нахождения в следственном изоляторе в г. Москве в 2007 году просил предоставления ему возможности свиданий со священнослужителем русской православной церкви, в чем ему было отказано соответствующими органами власти. Европейский Суд по правам человека, рассматривая этот спор, пришел к выводу, что действия органов власти были неправомерными, нарушающими положения ст. 9 Конвенции о защите

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СВЕТСКОГО ХАРАКТЕРА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гацолаева А.Х. Габараев А.Ш. Хугаев Х.Р.

прав человека и основных свобод как ограничивающие право человека на свободу вероисповедания [6].

Следует также отметить, что на территории Российской Федерации принцип неучастия религиозных объединений в политической жизни общества также реализуется с некоторыми нарушениями. В первую очередь, это проявляется в публичном выражении официальным представителем того или иного религиозного объединения собственной симпатии тому или иному кандидату в Президенты РФ, главы субъекта РФ, депутаты Государственной Думы РФ и т.д. Примером подобного нарушения одного из принципов светскости государства является высказывание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о наибольших шансах Владимира Владимировича Путина на победу в выборах Президента Российской Федерации в 2012 году [10]. В приведенном примере, глава религиозного объединения, обладающий большим авторитетом и влиянием на многомиллионную группу последователей своего учения, являющихся также избирателями на выборах, вторгся в политическую жизнь общества, тем самым нарушив принцип светскости государства.

Ключевой проблемой, которая становится причиной такого большого количества нарушений светского характера Российской Федерации при взаимодействии органов государственной власти и религиозных объединений, является отсутствие законодательно закрепленного четкого разделения сфер влияния этих двух институтов, обоюдного запрета на вторжение в сферу деятельности друг друга и отсутствие юридической ответственности за нарушение принципа светскости государства.

Для полноценной реализации принципа светского государства в России, как представляется, необходимо внести дополнение в Кодекс РФ об административных правонарушениях [1], предусматривающий санкцию за нарушение принципа светского государства, выразившееся в факте вмешательства в сферу деятельности друг друга государства или религиозного объединения.

В связи с вышеизложенным желательно внести в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» изменения концептуального характера, которые предусмотрели бы новую форму взаимоотношений государства и церкви на основе договоров в социально-значимых сферах.

Для того чтобы преодолеть проблемы развития светского государства в России, необходимо, как представляется, определить и законодательно закрепить место и роль религиозных объединений, в связи с чем религиозные объединения должны быть полностью отстранены от принятия любой формы участия во всех без исключения политических вопросах и формирования четких границ влияния религиозных объединений, необходимых для осуществления ими вероисповедной функции.

Таким образом, следует отметить, что полноценной реализации идеи светского государства в Российской Федерации препятствуют, как стремления государства контролировать и формировать процесс формирования у граждан собственных убеждений, мнений, отношения к тем или иным религиозным течениям, так и стремления церкви к возрастанию собственной роли и влияния в политической жизни общества. Кроме того, негативно на этот процесс влияет низкий уровень пра-

вовой культуры и правосознания граждан нашей страны.

Список литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: федеральный закон: [от 30.12.2001 № 195-ФЗ]// «Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, № 2, ст. 198.

2. О свободе совести и о религиозных объединениях [Текст]: федеральный закон: [от 26.09.1997 № 125-ФЗ] // «Собрание законодательства РФ», 29.09.1997, № 39, ст. 4465.

3. «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации» [Текст]: федеральный закон: [от 29.12.2004 № 201-ФЗ] // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 27.

4. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Веселова Михаила Николаевича на нарушение его конституционных прав абзацем третьим части первой статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: определение Конституционного Суда РФ: от 29 мая 2012 г. № 999-О. - режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.03.2019).

5. Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев 3 и 4 пункта 1 статьи 1 Закона РБ от 27.02.1992 № ВС-10/21 «О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: решение Верховного суда Республики Башкортостан по делу № 3-43/2011: от 27.06.2011. - Режим доступа: сПс «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.03.2019).

6. Дело «Бойко (Boyko) против Российской Федерации [Электронный ресурс]: информация по делу о Постановлении ЕСПЧ: от 20.02.2018 (жалоба № 42259/07). - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.03.2019).

7. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Моск. Ун-та. Сер.11. Право. - 1999. - № 1. - С.9-11.

8. Бурьянов С.А. Свобода убеждений, совести и религии в современной России. Доклад за 2011 год. М.: Московская Хельсинская группа. - 2011. 66 с.

9. Губин М. Ю. Становление и развитие идеи светского государства в России: конституционно-правовой аспект [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Губин Михаил Юрьевич; [Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»]. - 2014.- 229 с.

10. Патриарх Кирилл верит в победу Владимира Путина [Электронный ресурс]/ «Коммерсантъ»: от 08.02.2012: Режим доступа: URL: https://www.kommer-sant.ru/doc/ 1868593 (дата обращения: 01.03.2019).

Рецензия

на статью «Проблемы реализации принципа светского характера государства в Российской Федерации» доцента кафедры государственного права ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», кандидата юридических наук Гацолаевой Алефтины Хадзибекировны; старшего научного сотрудника отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного

анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России, кандидата политических наук Габарае-ва Алана Шотаевича; магистранта 2 курса юридического факультета ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» Хугаева Хетага Руслановича.

Рецензируемая статья посвящена актуальной на данный момент проблеме, препятствующей полноценной реализации принципа светского характера государства в Российской Федерации.

Авторами проведен анализ существующих в настоящее время форм взаимодействия государства и религиозных объединений и дана оценка их соответствия принципу светскости государства. Выявлены основные нарушения принципа светскости государства в Российской Федерации должностными лицами органов государственной власти, представителями религиозных объединений, средствами массовой информации. Проведен анализ федеральных законов Российской Федерации, регулирующих общественные отношения, возникающие при реализации принципа светскости государства.

Обоснована необходимость внесения изменения в российское законодательство, касающихся введения санкций за нарушения принципа светского характера

государства и формирования новой концепции отношений между государством и религиозными объединениями.

Можно согласиться с авторами в том, что важнейшей составляющей светскости государства является светскость его органов и, прежде всего, органов государственной власти. Она предполагает особенности организации и деятельности государственных органов, закрепление конституционно-правовых основ их взаимодействия с религиозными организациями и сторонниками различных мировоззрений.

Композиция статьи логически выстроена, содержание последовательно и структурно выдержано, библиографические ссылки оформлены в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 и требованиями редакции.

Проверка рецензируемой статьи на наличие заимствований с помощью системы «Антиплагиат» показала, что оригинальность текста составляет 80,91 %.

В целом, работа отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного типа.

Полагаю, что рецензируемая статья заслуживает публикации в научном издании Издательского дома «Юр-ВАК».

Главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, доцент И.В. Дворянсков

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,91%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.