Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СВЕТСКОСТИ В РОССИЙСКОМ КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СВЕТСКОСТИ В РОССИЙСКОМ КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СВЕТСКОСТЬ / ПРИНЦИП СВЕТСКОСТИ / РЕЛИГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапшина Ирина Евгеньевна, Лядовская Нелли Игоревна, Писанова Виктория Алексеевна

Предметом исследования являются правовые нормы, устанавливающие и регламентирующие принцип светскости в Российской федерации. Работа посвящена анализу принципа светскости, закрепленного в ст. 14 Конституции Российской Федерации. Цель данной работы являлось рассмотреть понятие «светскость», выявить содержательные элементы принципа светскости в Российской Федерации, рассмотреть зарубежный опыт правового закрепления принципа светскости. Методологию исследования составили логические приемы анализа и синтеза, метод историзма, сравнительно-правовой метод. В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что принцип светскости государства в российском нормативной базе не имеет конкретного содержания и универсальности. Предложен комплекс мер по устранению противоречий, связанных с реализацией принципа светскости в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF SECULARISM IN RUSSIAN CONSTITUTIONAL LAW

The subject of the study is the legal norms that establish and regulate the principle of secularism in the Russian Federation. The purpose of this work was to consider the concept of “secularism”, to identify the substantive elements of the principle of secularism in the Russian Federation, to consider foreign experience of legal enshrining the principle of secularism. The methodology of the study consisted of the logical methods of analysis and synthesis, the method of historicism, the comparative legal method. As a result of this study, it was concluded that the principle of secularism in the Russian normative framework does not have a specific content and universality. A set of measures to eliminate the contradictions associated with the implementation of the principle of secularism in the Russian Federation is proposed.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СВЕТСКОСТИ В РОССИЙСКОМ КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ»

Реализация принципа светскости в российском конституционном праве

Лапшина Ирина Евгеньевна,

кандидат юридических наук, доцент, кафедра «Безопасность в цифровом мире», ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» E-mail: i-lapshina@yandex.ru

Лядовская Нелли Игоревна,

студент, кафедра «Безопасность в цифровом мире», ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» E-mail: nellileadovskaia@gmail.com

Писанова Виктория Алексеевна,

студент, кафедра «Безопасность в цифровом мире», ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» E-mail: viktorija-pisanova @rambler.ru

Предметом исследования являются правовые нормы, устанавливающие и регламентирующие принцип светскости в Российской федерации. Работа посвящена анализу принципа светскости, закрепленного в ст. 14 Конституции Российской Федерации. Цель данной работы являлось рассмотреть понятие «светскость», выявить содержательные элементы принципа светскости в Российской Федерации, рассмотреть зарубежный опыт правового закрепления принципа светскости. Методологию исследования составили логические приемы анализа и синтеза, метод историзма, сравнительно-правовой метод. В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что принцип светскости государства в российском нормативной базе не имеет конкретного содержания и универсальности. Предложен комплекс мер по устранению противоречий, связанных с реализацией принципа светскости в Российской Федерации.

Ключевые слова. Конституция, конституционное право, государство, Российская федерация, светскость, принцип светскости, религия, государственная религия

Нормативные положения статьи 14 Конституции Российской Федерации закрепляют принцип светскости государства. Однако однозначного док-тринального дефинитивного закрепления «светскость» в науке конституционного права не находит, что влечет за собой соответствующие дискуссии относительно сущности такового. Исследование в этой области весьма актуально в силу наличествующей теоретической и обусловленной ей практической проблемы применения нормативных положений, то есть фактической невозможности корректного правоприменения ст. 14 Конституции РФ и соответствующих положений федеральных законов, детерминированной отсутствием унифицированного понимания терминологического содержания. В свою очередь, такая проблема, в целом, ставит под сомнение следование такому принципу, лежащему в основе конституционного строя Российской Федерации. Концептуальное оформление и обеспечение качественного нормативного правоприменения предопределено необходимостью детального исследования и системного обобщения значимых сущностных характеристик анализируемого в настоящем исследовании принципа, а также разработки перспективных направлений укрепления и его динамики в национальной правовой системе России.

Толковый словарь Ожегова определяет «светский» в трёх значениях [1, с. 1760]. В первом, ныне устаревшем значении, слово светский соотносимо с понятием свет или означает нечто с ним связанное.

Согласно второму значению, светский - это такой, который отвечает требованиям света, т.е. принятый в свете. Например, светская жизнь или светские манеры. В данном случае синонимами могут выступать слова утонченный или галантный.

В третьем, последнем из значений, светский означает не церковный, мирской. Например, светский характер образования. Очевидно, что именно в таком значении следует понимать термин светский в контексте понятия «светское государство».

Принцип светского государства закреплен в 14 статье Конституции РФ. Вместе с тем, в этой же статье указывается недопустимость установления государственной религии, отделение государственных организаций от государства, а также равенство их перед законом.

Впервые упоминание о светском государстве появилось в Конституции 1993 г., в то время, как ни одна из конституций СССР подобного не имела.

Государства «светского типа» названы так в противоположность странам, где установлена государственная религия, однако официальное определения понятия «светское государство» от-

5 -о

сз

<

см см

сутствует. Существующих же в толковых словарях и научной литературе определений недостаточно детально раскрывают смысл данного понятия. Большая часть авторских определений предлагает трактовку, полностью основанную на 14 статье Конституции, и наделяет светское государство признаками:

• отсутствия государственной или обязательной религии

• отделения религиозных объединений от государства

• равенство последних перед законом [2]. Однако если исходить из такого толкования,

то можно прийти к выводу, что упоминания светскости в Конституции или же последующие дополнения о принципе отделения и недопустимости государственной религии являются излишними, поскольку представляют собой фактически тавтологию, дважды закрепляя одни и те же принципы.

Конституции зарубежных государств также не содержат прямого указания на то, что же такое светское государство. Большинство конституций современных государств провозглашают светский характер опосредованно, посредством указаний на отделение церкви от государства и запрет на установления государственной религии. Само же понятие «светское государство» встречается крайне редко.

В статье 1 Конституции Франции вместе с неделимостью, социальностью и демократичностью устанавливается светскость. Какое-либо толкование или дополнение по этому принципу отсутствуют [3].

В основном законе Федеральной Республике Германии термин «светскость» отсутствует. В статье 4 закрепляется неприкосновенность свободы вероисповедания, совести, религиозных и мировоззренческих убеждений. А в статье 20 указывается, что вся государственная власть исходит от народа [3, с. 182].

Конституция Польши наряду с свободой религиозных, мировоззренческих и философских убеждений в рамках реализации принципа светскости устанавливает равноправие религиозных организаций, их беспристрастность в вышеуказанных вопросах и уважение, автономию, независимость (в своей области) во взаимоотношениях последних с государством (публичной властью). Отношения с религиозными организациями, в частности, с Католическим костелом и другими определяются международными договорами, договорами и законами (ч. 4 и 5 ст. 25 Конституции Республики Польша) [4, с. 301].

В то же время, положения Конституции Турции в качестве элементов принципа светскости (ст. 2 Конституции Турции) содержат следующие специфические черты (ст. 24):

- свобода свободу совести, вероисповедания и религиозных убеждений,

- свобода богослужений, обрядов и церемоний,

- контроль государства за религиозным образованием и этикой, культурой,

- запрет эксплуатации религии и злоупотребления ею и священными вещами в личных и политических целях.

Ряд проанализированных стран не закрепляет в своих Конституциях одновременно и принцип светскости, и принцип отделения религиозных организаций от государства. Например, во Франции, которую принято считать эталоном светского государства [5], вышеуказанное положение никогда не закреплялось. Между тем, Государственный Совет (орган, осуществляющий конституционный контроль) дает разъяснение термину «светское государство» и выделяет в качестве компонентов светскости следующие черты:

• религиозную нейтральность государства,

• религиозную свободу и уважение к плюрализму,

• одинаковое обращение государства со всеми культами [5].

Однако присутствующий в российской конституции принцип отделения религиозных объединений от государства во Франции не считается компонентом светского государства.

Таким образом, принцип светскости государства лишен конкретного содержания и универсальности не только в российском, но и в зарубежном законодательстве. В тех государствах, где принцип светскости интегрирован в правовую систему, его реализация имеет различную идеологическую, культурную, нормативную базу и весьма специфичен с точки зрения реализации. Проведенное исследование позволяет констатировать отсутствие концептуальной модели «светскости», которую можно было бы реплицировать и совершенствовать. В отличие от светскости, толкование и реализация принципа отделения религиозных объединений от государства в большинстве стран единообразно.

Доктор юридических наук А.В. Пчелинцев констатирует, что «сравнительный анализ западных конституций с Конституцией Российской Федерации показывает, что с формально-правовой точки зрения Россия является одним из самых светских государств мира» [6]. Данная позиция представляется справедливой ввиду закрепления в отечественной системе права практически не имеющей аналогов в зарубежных странах статьи о светскости государства. Но вместе с тем, унифицированного понимания и строгой юридической определенности данное понятие не имеет.

Многие отечественные ученые указывали на неопределенность принципа светскости и представляли авторские определения. Среди этих работ выделяются уникальное исследование И.В. Понки-на «Светскость государства». По итогам исследования автор выделяет следующие существенные признаки светского государства:

1. Отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии.

2. Недопустимость установления общеобязательной религии или идеологии [7, с. 48].

На основании данных признаков можно сформулировать следующий концептуально значимый терминологический аппарат:

Светскость государства - это характеристика государства, обозначающая независимость религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, в пределах сферы своей деятельности и компетенции, гарантируемая недопустимостью установления общеобязательной религии и изъятием их из сферы влияния или управления государства.

Светское государство - это государство, неизменно следующее принципу светскости, то есть обеспечивающее суверенность государственных институтов и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в пределах сферы своей деятельности и компетенции, гарантируемая недопустимостью установления общеобязательной религии и изъятием их из сферы влияния или управления государства.

Еще одной важной характеристикой светского государства является его нейтральность по отношению ко всем религиозным, в том числе и атеистическим воззрениям. Отдельно следует отметить и тот факт, что принцип светскости не препятствует сотрудничеству государства и религиозных объединений в социальной сфере.

В свете внесенных в 2020 году поправок нельзя не упомянуть новеллу статьи 67.1 Конституции, в которой упоминается «вера в Бога», переданная Российской Федерации предками. Еще до вступления новой Конституции в силу разгорелись дебаты, касающиеся возможности упоминания Бога в Конституции светского государства, и не является ли такое упоминание нарушением принципа светскости. Официальное толкование или какие-либо комментарии статьи 67.1 пока отсутствуют. Однако, беря во внимание то, что в нашей стране понятие «светское государство» конкретного содержания не имеет, можно сделать вывод, что и упоминание о Боге никак не будет ему противоречить.

Приводящаяся в настоящий момент государственная политика по вопросу светскости крайне неоднозначна. С одной стороны, теория Ч. Дарвина преподается школьникам как аксиома, все же прочие, если и упоминаются, то называются не иначе, как устаревшими [7, с. 15]. Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации предусмотрены общероссийские религиозные праздничные дни. Например, нерабочим днем по Трудовому кодексу (далее - ТК РФ) Российской Федерации является 7 января - Рождество. Однако общеизвестно, что оно является религиозным праздником лишь для православных христиан. Кроме того, с 2010 года день Крещения Руки - 28 июня, - считается памятной датой России [8]. Принцип светскости же, как было установлено ранее, подразумевает нейтральность по отношению ко всем религиозным организациям. В таком случае возникает вопрос, почему государство не устанавливает в качестве

государственных нерабочих праздничных дней или памятных дат другие праздники иных конфессий. Предположение же о том, что законодатель исходил из светского понимания Рождества, и устанавливал его в качестве государственного праздника в знак признания его исторического и культурного значения едва ли может быть принято последователями иных религиозных, в том числе и атеистических, учений [9, с. 22]. С точки же зрения православного христианина провозглашение одного из важнейших праздников как исключительно светского и вовсе может быть оценено как оскорбление чувства верующего.

В правоприменительной практике имеют место случаи оспаривания политическими деятелями, представителями науки нормы ТК РФ, закрепляющей Рождество как нерабочий праздничный день. Так гражданин С.К. Дулов обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение его конституционных прав абзацем третьим части 1 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». По мнению Дулова, оспариваемые нормы нарушают его право на труд и противоречат конституционным положениям о светском характере Российского государства и об отделении религиозных объединений от государства. Конституционным судом было вынесено определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы в связи с ее несоответствием критерию допустимости обращений в Конституционный Суд РФ [10].

На данный момент легитимное понятие «светское государство» в нормативных актах Российской Федерации отсутствует. В связи с этим установить, насколько данный конституционный принцип исполняется в РФ, не представляется возможным, поскольку отсутствует ясность относительно того, что именно вкладывалось законодателем в данный принцип. Вместе с тем оказывается невозможной и правильная реализация Федерального закона «Об образовании», в частности п. 1 ст. 3, устанавливающего светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также законодательства во многих иных сферах.

Весьма значимым представляется дефинитивное закрепление «светского государства», где последнее представлено характеристикой государства, обозначающей независимость религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, в пределах сферы своей деятельности и компетенции, гарантируемую недопустимостью установ- р ления общеобязательной религии и изъятием их Д из сферы влияния или управления государства. Ч

т

Однако подобная мера не является исчерпыва- К ющей на пути комплексного решения проблемы ё и требует целый комплекс необходимых мер, в том у числе: А

• законодательное закрепление религиозной терминологии;

• формирование единой концепции в сфере сотрудничества государства и религиозных объединений;

• принятие закона, регламентирующего важные аспекты преподавания основ религии в государственных и муниципальных школах;

• правовое регулирование вопросов поведения высших должностных лиц государства, связанного с их участием в религиозных обрядах и церемониях;

• отладка правового механизма поддержки государством религиозных организаций;

• приведение гражданского законодательства в соответствие с принципом светскости (ликвидация правовых привилегий и льгот для так называемых традиционных религиозных организаций; упрощение доступа к получению религиозным объединением статуса юридического лица и проч.)

Литература

1. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., М., 1997. - 2314 с.

2. Шахов М.О «Нужно ли России именовать себя в Конституции «светским государством»?. // Славянский правовой центр. - 06.04.2015 (Дата обращения: 19.11.2022)

3. Конституции государств Европейского Союза» М., Издательская группа ИНФРА, 1997-802 с.

4. Афанасьева, О.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / О.В. Афанасьева, Е.В. Колесников, Г.Н. Комкова. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 401 с. URL: https://urait.ru/ Ь^е/510482 (дата обращения: 01.12.2022).

5. Шахов М. О. К вопросу о правовом соотношении принципа светскости государства и принципа отделения от него религиозных объединений в современной Франции // Религия и право. - 2014. - № 2 (Дата обращения: 29.11.2022).

6. Пчелинцев А.В. Свобода вероисповедания и деятельность религиозных объединений в Российской Федерации. Конституционно-правовые основы. М., 2012. - С. 64.

7. Понкин И.В. Светскость государства. - М.: Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2004. - 468 с.

8. Федеральный закон от 23 июля 2010 года № 170-ФЗ «О внесении изменения в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"» // СЗ РФ. 2010. № 30. Ст. 4001.

9. Религиозные нерабочие праздники в светском £ государстве Маркова Е.Н.// Конституционное £ и муниципальное право. 2012. № 3. С. 19-24.

сч см о см см

10. Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N1846-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дулова Сергея Константиновича на нарушение его конституционных прав абзацем третьим части первой статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СПС ГАРАНТ (Дата обращения 11.11.2022).

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF SECULARISM IN RUSSIAN CONSTITUTIONAL LAW

Lapshina I.E., Lyadovskaya N.I., Pisanova V.A.

Bauman Moscow State Technical University

The subject of the study is the legal norms that establish and regulate the principle of secularism in the Russian Federation. The purpose of this work was to consider the concept of "secularism", to identify the substantive elements of the principle of secularism in the Russian Federation, to consider foreign experience of legal enshrining the principle of secularism. The methodology of the study consisted of the logical methods of analysis and synthesis, the method of historicism, the comparative legal method. As a result of this study, it was concluded that the principle of secularism in the Russian normative framework does not have a specific content and universality. A set of measures to eliminate the contradictions associated with the implementation of the principle of secularism in the Russian Federation is proposed.

Keywords: constitution, constitutional law, state, Russian Federation, secularism, principle of secularism, religion, state religion.

References

1. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. The Explanatory Dictionary of the Russian Language. - 4th ed., M., 1997. - 2314 p.

2. Shakhov M.O. "Does Russia need to call itself a "secular state" in the Constitution? // Slavic Legal Centre. - 06.04.2015 (Date of reference: 19.11.2022).

3. Constitutions of the European Union States" Moscow, INFRA Publishing Group, 1997-802 p.

4. Afanasyeva, O.V. Constitutional law of foreign countries: textbook for universities / O.V. Afanasyeva, E.V. Kolesnikov, G.N. Komkova. - 7-th edition, revised. and supplementary -Moscow: Publishing house Dryt, 2023. - 401 с. URL: https:// urait.ru/bcode/510482 (accessed 01.12.2022).

5. Shakhov M.O. On the Legal Correlation of the Principle of Sec-ularity of the State and the Principle of Separation of Religious Associations in Modern France // Religion and Law. - 2014. -No. 2 (Date of reference: 29.11.2022).

6. Pchelintsev A.V. Freedom of religion and activity of religious associations in the Russian Federation. Constitutional and legal foundations. М., 2012. - P. 64.

7. Ponkin I.V. Secularity of the State. - Moscow: Publishing house of the Educational and Research Centre for Pre-college Education, 2004. - 468 p.

8. Federal Law of July 23, 2010 № 170-FZ 'On Amendment of Article 1.1 of the Federal Law 'On Days of Military Glory and Remembrance Dates of Russia' // СЗ РФ. 2010. № 30. Art. 4001.

9. Religious Non-Working Holidays in a Secular State Marko-va E.N. // Constitutional and Municipal Law. 2012. № 3. P. 1924.

10. Definition of the Constitutional Court of the Russian Federation of December 21, 2011 N1846-O-O "On refusal to accept for consideration the complaint of the citizen Dulov Sergey Kon-stantinovich on violation of his constitutional rights by paragraph three of part one of Article 112 of the Labour Code of the Russian Federation and paragraph 7 of Article 4 of the Federal Law "On Freedom of Conscience and Religious Associations" // GARANT (accession date: 11.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.