Научная статья на тему 'Проблемы реализации права на доступ граждан к экологической информации'

Проблемы реализации права на доступ граждан к экологической информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1374
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ДОСТУП К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕ / ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Банникова Татьяна Вячеславовна, Исаенко Евгения Александровна, Пикалова Елена Вадимовна

В статье рассмотрено одно из конституционных прав право на экологическую информацию. Приводятся мнения некоторых ученых относительно понятия права на экологическую информацию. Раскрывается значение данного права на современном этапе развития общества. Проанализирована проблема реализации данного права граждан, приведены предполагаемые пути выхода из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации права на доступ граждан к экологической информации»

вания малого и среднего предпринимательства в условиях экономического кризиса и действия экономических санкций // Экономика и предпринимательство. 2015. № 61 (59-1). С. 1028-1033.

7. Никулина О.В., Торопкина Т.О. Исследование проблем управления персоналом в банках в России и за рубежом. В сборнике: Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития, материалы III Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет, редколлегия: редколлегия: Горохов А. А. (ответственный редактор) и др.. Курск, 2013. С. 222-227.

Achmizova Zarema Olegovna

(e-mail: achmizova@mail.ru) master of Science

Kuban state university, Krasnodar, Russia

OBJECTIVES AND PRINCIPLES OF MONETARY POLICY OF THE BANK OF RUSSIA AT THE PRESENT STAGE OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Abstract. This article reveals the contents of the monetary policy as an economic category. Analyzed the main objectives and principles of the monetary policy of the Bank of Russia at the present stage.

Keywords: Monetary policy, the objectives of monetary policy, inflation targeting, the Bank of Russia, the key rate.

УДК 342

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУП ГРАЖДАН К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Банникова Татьяна Вячеславовна, студентка Исаенко Евгения Александровна, студентка (e-mail:gridina.zhenia2016@yandex.ru) Пикалова Елена Вадимовна, студентка Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

В статье рассмотрено одно из конституционных прав - право на экологическую информацию. Приводятся мнения некоторых ученых относительно понятия права на экологическую информацию. Раскрывается значение данного права на современном этапе развития общества. Проанализирована проблема реализации данного права граждан, приведены предполагаемые пути выхода из них.

Ключевые слова: право, доступ к экологической информации, окружающая среда, здоровье, интересы общества.

Признание экологических прав граждан — неотъемлемая часть российского законодательства. Такие права как право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, отражают прогресс законодательства.

В условиях слабой природоохранительной деятельности государства, вовлечение граждан и их общественных объединений в охрану окружаю-

щей среды, имеет особое значение. Экологические права граждан поддерживают природоохранительную деятельность государства, отсюда право на благоприятную окружающую среду обязывает всех субъектов следовать нормам законодательства. Право на доступ граждан к экологической информации как одно из экологических прав имеет свои особенности и специфику реализации [1, с.108].

Сущность экологической информации определена законодателем неполностью. Как отмечает С. А. Боголюбов, «информационные права граждан связаны с экологическими и имеют определенное влияние на их реализацию». [2, с.60]

М.М. Бринчук подчеркивает, что «роль права граждан на экологическую информацию состоит в том, что с помощью него достигается: обеспечения права на благоприятную окружающую среду, участие в процедурах подготовки и принятия экологически значимых решений, защиты экологических прав и др.» [3, с.176]

О. С. Карху считает, что экологическую информацию необходимо рассматривать как объединение экологических интересов в обществе, для способствования принятия экологически значимых решений.[4, с.16]

По нашему мнению, необходимо рассмотреть сущность экологической информации, так как она составляет каркас данного права. Сущность экологической информации порождает выявление ее существенных признаков и классификацию видов экологической информации по уровню доступа к ней.

В нашем законодательстве единое понятие экологической информации отсутствует. Смежным с ней понятием, применяемом на практике служит «информация о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране» (ст. 11 Закона об охране окружающей среды); «информация об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан» (ст. 12 Закона об охране окружающей среды); "информация о состоянии окружающей среды и ее загрязнении" (ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе").

Как видно из приведенного перечня понятий, наиболее распространенным является понятие "информация о состоянии окружающей среды". Однако состав официальных источников такой информации в законодательстве в полном объеме не определен.

Понятие экологической информации имеется в Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (1998, г. Орхус). Оно трактуется как любые сведения в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

a) состоянии элементов окружающей среды;

b) факторах, таких как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельности в области окружающей среды;

с) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей.

Данный документ не ратифицирован нашим государством, но тем не менее его можно использовать для раскрытия понятия доступа к экологической информации. [5] Однако вопрос о составе сведений, относящихся к экологической информации, не нашел разрешения в науке экологического права. [6, с.35]

В любых случаях к экологической информации относят сведения о состоянии окружающей среды. Данная категория сведений составляет объект конституционного права граждан, закрепленного в ст. 42 Конституции РФ. Доступ к данной информации способствует оценке окружающей среды через призму благоприятности.

Однако в целях обеспечения достоверности информации и гарантированного доступа к информации в законодательстве следует исчерпывающим образом установить перечень официальных источников информации о состоянии окружающей среды. Существование единого определения не достаточно для раскрытия всей сущности данного правового института.

Отсутствие нормативно установленного перечня официальных носителей экологически значимой информации приводит к правовым коллизиям.

Право на доступ к окружающей среде подразумевает право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Конституция также закрепляет в качестве основного право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Несмотря на законодательное закрепление, нарушения данного права все же имеют место.

Так, в апреле 1993 г. на Сибирском химкомбинате в Томске-7 произошла авария, повлекшая выброс в окружающую среду радиоактивных веществ. Тем не менее, в СМИ информации о данном происшествии не было. Именно поэтому, в силу неведения, и не было предпринято защитных мер от последствий такой катастрофы.

В практике имеют место и более серьезные нарушения, в частности конституционного права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Наряду с этим правом Конституция РФ устанавливает общее право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29).

Исключение составляют сведения, содержащие государственную тайну, которые прописаны в ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. За разглашение государственной тайны наступает ответственность. [7, с.63]

По закону не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях: о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии (ст. 7).

Что касается защиты права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, то она обеспечивается в порядке, определяемом Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарущаю-щих права и свободы граждан», от 27 апреля 1993 г. и изложенном выше.

В части же обеспечения доступа к информации об экологически значимой деятельности актуальным является вопрос о разграничении коммерческой тайны и открытой экологической информации. Экологическая информация предполагает не только природные сведения (например, об объеме выбросов), но и информацию, которая может иметь существенный коммерческий эффект (например, информация о новых технологиях, связанных с воздействием на окружающую среду, анализ затрат и результатов хозяйственной деятельности, другой экономический анализ).

Праву на доступ к коммерческой экологической информации противостоит право собственности на содержащие эту информацию документы. В зависимости от формы собственности на экологическую информацию проводится разделение государственных и негосударственных информационных ресурсов. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных (ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"[8, с.82].

В заключение отметим, что государство, реализуя принцип законности информационной сферы в экологических отношениях, призвано обеспечить:

- совершенствование законодательства о доступе к экологической информации;

- регуляцию баланса между потребностью в доступе к экологической информации и ее ограничениям;

- создание условий для деятельности в информационной сфере;

- наблюдение за функциями органов государства, необходимых для обеспечения доступа к экологической информации;

- инновации информационных технологий.

Также, по нашему мнению, необходимо расширить законодательное положение права на доступ к экологической информации, а также ввести ответственность за нарушение данного права. Необходимо решить и вопрос

о соотношении коммерческой тайны и экологической информации, отдав приоритет второй, так как право на экологическую информацию- право всех граждан.

Список литературы

1. Яценко В.В. Некоторые вопросы конституционного развития Российской Федерации// В сборнике: На пути к правовому государству: трудности и достижения Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2002. С. 108-111.

2. Боголюбов С. А. Защита экологических прав. М., 1996. 414с.

3. Бринчук М. М. Экологические права человека в условиях глобализации. Гл. 4 в кн.: Права человека и процессы глобализации современного мира. М., 2005. 329с.

4. Карху О. С. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об экологической информации. М., 2004. 82с.

5. Волобуева А.Н. Международное публичное право. Учебно-практическое пособие по дисциплине «Международное публичное право». Система дистанционного обучения / Курск, 2003.

6. Мисник Г.А. Право на доступ к экологической информации// "Журнал российского права", 2007, N 2. С.35-42

7. Шадрина О.В. Физические лица как субъекты права доступа к экологической информации по законодательству Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. N 1. С. 63 - 68.

8. Кутузов В. И., Попов А. А. Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию // Журнал российского права. 2012. N 8.С.82-93

9. Деятельность политических партий в условиях представительной демократии/ Гуторова А.Н.// Современное общество и право. 2012. № 3. С. 63-73.

10. Исторические предпосылки и тенденции правового регулирования участия политических партий в народном представительстве/ Гуторова А.Н.// Современное общество и право. 2012. № 1. С. 36-44.

11. Правомочия политических партий в избирательном процессе/ Гуторова А.Н.//Актуальные проблемы российского права. 2012. № 1. С. 31-42.

12. Особенности правового положения политических партий в условиях использования мажоритарного, пропорционального и смешанного народного представительства/ Гуторова А.Н.// Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 61 (51). С. 139-147.

13. Отзыв выборных лиц как форма прямого народовластия/ Гуторова А.Н.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 1-2. С. 33-36.

14. Последствия недостоверности сведений об адресе юридического лица/ Родионова И.Н., Емельянов А.С., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 154-158.

15. Об обязательном удостоверении решения собрания участников хозяйственных обществ/ Емельянов А.С., Горохов А.А., Родионова И.Н.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1 (4). С. 238-241.

16. Анализ эмиссии ценных бумаг акционерных обществ Курской области/ Горохов А.А., Емельянов А.С.// В сборнике: Проблемы развития современного общества, материалы Международной научно-практической конференции (11 января 2011 года). Ответственный редактор Горохов А. А.. Курск, 2011. С. 51-54.

17. Спорные вопросы применения норм об отсрочке отбывания наказания больным наркоманией/ Шевелева С .В.// Уголовное право. 2012. № 2. С. 78-81.

18. Особенности привлечения к ответственности женщин за убийство своих новорожденных детей/ Шевелева С.В., Гребеньков А.А.// Уголовный процесс. 2014. № 1 (109). С. 40-49.

19. Условное осуждение как превентивная мера в уголовном законодательстве/ Шевелева С.В.// Российская юстиция. 2011. № 4. С. 17-20.

20. Свобода воли и субъективные признаки состава преступления/ Шевелева С.В.// Актуальные проблемы российского права. 2014. № 3. С. 423-433.

21. Концепция свободы воли и принуждения в уголовном праве/ Шевелева С.В.// Москва, 2014. Сер. Уголовное право

T. Bannikova, the 4th year student of the Faculty of Law at the Southwest State University (Russian Federation, Kursk)

E. Icaenko, the 4th year student of the Faculty of Law at the Southwest State University (Russian Federation, Kursk) (e-mail:gridina.zhenia2016@yandex.ru)

E. Pikalova, the 4th year student of the Faculty of Law at the Southwest State University (Russian Federation, Kursk)

PROBLEMS OF RIGHTS OF CITIZENS ACCESS TO ENVIRONMENTAL INFORMATION

Abstract: In this article we consider one of the constitutional rights - right on the ecological information. We give opinion of some scientist about meaning of ecological information. Reveal meaning of this law on the stage of modern society. Analyzed problem of realization this right by citizens, also we give supposed ways to solve this problem

Key words: law ,access to ecological information, environment, health, interest of society

УДК 336.01

ПРИЧИНЫ ИСКАЖЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДОСТОВЕРНОСТЬ

ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ Бейсенов Санат Маратович, студент (е-тай:Ьеу8епоу@уа^ех.ги) Протасова Ольга Владимировна, магистр экономики, ст.преподователь,

(е-таИ:рго1азоуаоу@таИ.ги) Северо-Казахстанский государственный университет, г.Петропавловск, Казахстан

В данной статье раскрывается причины искажения, а также их прямое влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятии, любого сектора экономики Казахстана.

Ключевые слова: финансовая отчетность, искажение, достоерность, экономика.

В последние годы в нашей стране была проведена большая работа по реформированию бухгалтерского учета и аудита. Развитие предпринимательства сопровождается возрастанием роли бухгалтерской информации в сферах управления, контроля и анализа предпринимательской деятельности. Данные бухгалтерского учета используются для оперативного руководства работой хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений, для составления экономических прогнозов и текущих планов и, наконец, для изучения и исследования экономических закономерностей развития нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.