Научная статья на тему 'Экологические права граждан Российской Федерации'

Экологические права граждан Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5845
603
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
права человека / экологические права / право на благоприятную окружающую среду / доступ к экологической информации / экологическое правонарушение / экологическая безопасность. / human rights / environmental rights / the right to a favorable environment / access to environmental information / environmental offense / environmental safety.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д. Ю. Русанова

В данной статье рассмотрены основные экологические права граждан, законодательные источники их закрепления, а также виды ответственности за экологические правонарушения. Рассказывается недостатках правового регулирования и недостатках законодательсва. Также актуальность представленной статьи состоит в назревшей потребности обеспечения экологической безопасности России как важного условия устойчивого развития, что возможно только на основе проведения государственной политики, учитывающей не только экономические, но и экологические приоритеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL RIGHTS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the basic environmental rights of citizens, the legislative sources of their fixation, as well as the types of responsibility for environmental offenses. It describes the shortcomings of the legal regulation and the shortcomings of the legislation. Also, the relevance of the presented article is the urgent need to ensure the environmental security of Russia as an important condition for sustainable development, which is possible only on the basis of state policy, which takes into account not only economic but also environmental priorities.

Текст научной работы на тему «Экологические права граждан Российской Федерации»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д.Ю. Русанова, студент

Научный руководитель: А.П. Коробова, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10503

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные экологические права граждан, законодательные источники их закрепления, а также виды ответственности за экологические правонарушения. Рассказывается недостатках правового регулирования и недостатках законодательсва. Также актуальность представленной статьи состоит в назревшей потребности обеспечения экологической безопасности России как важного условия устойчивого развития, что возможно только на основе проведения государственной политики, учитывающей не только экономические, но и экологические приоритеты.

Ключевые слова: права человека, экологические права, право на благоприятную окружающую среду, доступ к экологической информации, экологическое правонарушение, экологическая безопасность.

Экологическими правами человека являются признанные и законодательно закрепленные права человека и гражданина в области взаимодействия общества и окружающей средой для удовлетворения собственных потребностей и при этом не ставящие под угрозу удовлетворение потребностей будущих поколений. Несмотря на достаточную теоретическую разработанность данного вопроса, вопрос о происхождении правовой природе и содержании этих прав все еще остается открытым [1].

Об экологических правах начали говорить лишь в конце XX века. В этот период вопросы об экологической безопасности и экологических правах начали обсуждать на международной арене, и экологическое право начало формироваться как самостоятельная отрасль права. Причинам этого послужило развитие промышленного производства и как следствие загрязнение окружающей среды, а также появление множества глобальных экологических проблем, которые могли решить только при совместном участии с другими странами.

Поскольку в Российской Федерации экологическое право является относительно молодой отраслью права, то и его институты тоже находятся в состоянии ста-

новления и развития. Хотя в последние годы институт экологических прав развивается активнее, благодаря ученым, которые выделяют основные направления его развития [2].

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [3].

Исходя из содержания Федерального закона № 7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ-№7) благоприятной является окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Иными словами, в процессе жизнедеятельности человека и его взаимодействия с природой состояние экологической обстановки не должно ухудшаться [4].

С 1 января 2019 вышел закон «О раздельном сборе мусора», по которому устанавливаются правила обращения с отходами и их сортировке. Раздельный сбор отходов позволяет разгрузить свалки и сортировочные линии мусороперерабаты-вающих заводов и снизить уровень загряз-

нения окружающей среды. Продукты распада загрязняют воздух, водоемы и почву. Данный закон является первым шагом на пути к развитию, защите, охране природной среды [5].

Не менее важное экологическое право граждан - право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Экологическим законодательством закреплено не только право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, но и право на получение иных сведений, относящихся к экологической информации. Так, согласно ст. 23 Федерального закона от 9 января 1996 года № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности [6].

Помимо норм природоохранного законодательства право на доступ к экологической информации регулируется и иными отраслями. Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закреплено, что к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничен доступ [7].

В соответствии с законодательством, которое регулирует вопросы о государственной тайне в РФ, сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, которые угрожают жизни и здоровью населения, о стихийных бедствиях и их последствиях, а также информация о состоянии экологии, здравоохранения и санитарии не относятся к государственной тайне, а значит, подлежат огласке среди граждан. Право на доступ к экологической информации необходимо, чтобы защитить граждан, в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья, поэтому государство обязано своевременно оповещать население о неблагоприятной окружающей обстановке в целях обеспечения безопасности.

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью гражданина либо его имуществу, возникает только в результате совершения экологического правонаруше-

ния. Данное правонарушение представляет собой виновное, противоправное деяние, нарушающее экологическое законодательство. При этом важно причинение вреда имуществу или здоровью лица. Право граждан на возмещение вреда окружающей среде реализуется в процессе применения к виновным лицам гражданско-правовой ответственности за совершенное экологическое правонарушение [8]. Однако, законодатель не ограничился установлением одного вида ответственности. Она зависит от характера совершенного деяния и от наступления общественно-опасных последствий, поэтому могут применяться такие виды ответственности, как уголовная, административная и дисциплинарная.

Экологические права граждан все чаще стали нарушаться. Это связано с тем, что меры ответственности за их несоблюдение носят недостаточно строгий характер, то есть, не являются мерами предупреждения совершения противоправного деяния снова.

Кодекс об административных правонарушениях приоритетно использует к экологическим правонарушениям такой вид наказания, как штраф. При уплате штрафа экологические права граждан не восстанавливаются. Это говорит о недостаточно развитом механизме защиты прав в экологической сфере. В ФЗ-№7 также содержит перечень прав граждан в сфере экологии. Например, таких как, право создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке, но на практике этого не происходит, так как население не заинтересовано в реализации данной категории прав [9].

В Федеральном Законе от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «об отходах производства и по-

требления» заметны недоработки в реали- полигонам для мусора, а также запретить зации переработки отходов [10]. Админи- несанкционированные свалки и мусоро-страции муниципалитетов, не имея сжигательные заводы. средств на строительство нового полигона Таким образом, экологические права

при переполнении старого, принимают имеют огромную значимость. Развитие решение об организации свалки не соот- промышленности и техники оказывает ог-ветствующего нормам (не оборудованного ромное влияние на состояние окружающей мембранами, дренажной системой, систе- среды, на здоровье населения. Следова-мами вывода свалочного газа). Многие тельно, при должном участии государства свалки образуются стихийно, без отчуж- и сознательности самих граждан, наша дения земель и официального оформления, страна может прийти к тому моменту, ко-загрязняя экологию и нанося вред здоро- гда нарушение этих прав станет мини-вью граждан. Полигоны, наносят огром- мальным, а их защита будет являться от-ный вред экологии, продукты распада, лаженным и четким механизмом, позво-разлагаясь, отравляют почву и водоёмы. В ляющим всем гражданам жить в благопри-следствии с этим, мы должны на государ- ятной окружающей среде, не нанося ственном уровне вести пропаганду защиты ущерба ни природе, ни своему здоровью. окружающей среды. Ввести альтернативу

Библиографический список

1. Боголюбова С.А. Экологическое право. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт 2011. С. 70.

2. Зиновьева Т.Н. К вопросу об экологических правах гражданина // Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. 2017. -С. 578-581.

3. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: ЭКСМО, 2018. С. 36.

4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2018) «Об охране окружающей среды» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018).

5. Федеральный закон от 24.06.1998 89-ФЗ (ред. от 31.12.2018) «Об отходах производства и потребления» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.01.2019).

6. Федеральный закон от 09.01.1996 N З-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения»// СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 19.12.2018).

7. Жаворонкова Н.Г., Краснова И.О. Экологическое право: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2017. - 376 с.

8. Саркисов О.Р., Любарский Е. Л., Казанцева С.Я. Экологическая безопасность и эко-лого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 231 с.

9. Куликова К.В. К вопросу об экологических правах гражданина // Аллея науки. 2018. С. 740-742.

10. Федеральный закон от 24.06.1998 89-ФЗ (ред. от 31.12.2018) «Об отходах производства и потребления» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.01.2019).

ENVIRONMENTAL RIGHTS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION D.Yu. Rusanova, student

Supervisor: A.P. Korobova, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. This article discusses the basic environmental rights of citizens, the legislative sources of their fixation, as well as the types of responsibility for environmental offenses. It describes the shortcomings of the legal regulation and the shortcomings of the legislation. Also, the relevance of the presented article is the urgent need to ensure the environmental security of Russia as an important condition for sustainable development, which is possible only on the basis of state policy, which takes into account not only economic but also environmental priorities.

Keywords: human rights, environmental rights, the right to a favorable environment, access to environmental information, environmental offense, environmental safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.