УДК 34
Довгяло Валерий Казимирович
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой правовых дисциплин и методики преподавания права
Колышкина Вера Андреевна
студентка факультета правового и социально-педагогического образования
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)
Valery K. Dovgyalo
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law
Vera A. Kolyshkina
Student of the Faculty of legal and social-pedagogical education
Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education
'Perm State Humanitarian Pedagogical University' 614990, Perm, Russia, 24, Sibirskaya Str., e-mail: [email protected]
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE RIGHT OF CITIZENS
TO GENERAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: WAYS OF SOLUTION (ON THE EXAMPLE OF THE PERM REGION)
Аннотация. Рассматриваются проблемы реализации гражданами права на общее образования на примере Пермского края; проводится анализ судебной практики, отчетов Министерства образования и науки и уполномоченного по правам человека в Пермском крае.
Ключевые слова: право на общее образование, стандарты образования, реализация права на общее образование.
© Довгяло В.К., Колышкина В.А., 2017
Abstract. Considers the problems of realization of citizens ' right to a General education on the example of Perm region; the analysis of judicial practice, reports of the Ministry of education and science and the Commissioner for human rights in Perm Krai.
Keywords: general education, educational standards, the problems of implementing general education.
Образование играет первостепенную роль в жизни человека и общества. Оно является транслятором знаний, умений, культурных и духовных ценностей, исторического и нравственного опыта, мировоззрения, мышления и самосознания [9]. Право на образование в системе фундаментальных прав человека занимает особое место, поскольку является естественным правом и нормативно закреплено как в нормативных документах международного сообщества, так и в актах Российского государства.
Образование, обладая культурной ценностью как основа духовного совершенствования личности, является средством экономического благосостояния человека и развития общества, что определяет конституционное закрепление права на образование в качестве одного из основных прав человека и гражданина и влечет за собой необходимость обеспечения гарантий его реализации.
Несмотря на нормативное закрепление права граждан на образование, возможности его реализации в разных странах существенно отличаются. Вызвано это различными особенностями государств: историческими, культурными, политическими, религиозными и иными.
Право на образование, являясь одним из важнейших прав человека, в силу своего социального характера нуждается в социально-правовом обеспечении, которое может быть предоставлено только государством. Поэтому закрепленная в Конституции РФ международно-правовая норма, устанавливающая, что «каждый имеет право на образование» [1, ч. 1 ст. 43], должна быть подкреплена соответствующими государственными гарантиями. По нашему мнению, государственные гарантии обеспечивают возможность гражданину совершить переход от декларируемой в законе возможности к действительности. То есть гарантия состоит в том, чтобы обеспечить гражданам фактическое пользование конституционными правами и свободами.
На сегодняшний день реализация права на общее образование имеет ряд проблем требующих решения. Например, интенсивное обновление законодательства в сфере образования не позволяет избежать споров о реализации норм такого законодательства; низкий уровень финансирования
образования - обеспечить реализацию стандартов образования и т. д. В ст. 5 закона «Об образовании в РФ» не устанавливаются государственные гарантии выделения финансовых средств на нужды образования, хотя в старом законе существовал норматив 10 % национального дохода. Таким образом, государство сняло с себя ранее зафиксированные обязательства. Как следствие, деструктивными проявлениями в образовании стали его платность и снижение качества.
Международные стандарты, задавая общее направление развитию современного образования, содействуют формированию общего образовательного пространства. Однако лишь законодательство государства наполняет право на образование конкретным содержанием.
Право на образование в большинстве стран закреплено на конституционном уровне правового регулирования, что служит дополнительной политико-правовой гарантией его реализации. Международные стандарты задают общее направление развитию современного образовательного права, содействуют формированию общего образовательного пространства. Нормы, определяющие универсальные международные стандарты права на образование, содержатся в актах, принятых Организацией Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями (ЮНЕСКО, МОТ и др.).
Среди первых основополагающих документов, закрепивших право граждан на образование, является принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года «Всеобщая декларация прав человека». Декларация охарактеризовала право на образование как одно из фундаментальных прав человека [4]. Далее, право на образование получило развитие в «Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах» 1966 года, где говорится о «праве каждого человека на образование», включая «обязательное и бесплатное для всех начальное образование».
Еще одним документом, отражающим необходимость и значимость права на образование, стала «Европейская конвенция по правам человека» (далее -ЕКПЧ) [5, с. 1514]. Определение содержания прав, закрепленных в ЕКПЧ, является, согласно ст. 32 ЕКПЧ, прерогативой Европейского суда по правам человека, осуществляемой им в ходе рассмотрения конкретных дел.
О правах ребенка как первичного субъекта образования, нуждающегося в особой защите государства, стали говорить только в XX веке с принятием Женевской декларации («Декларации о правах ребенка» 1924 года). Она четко определила стратегическое направление: «государства обязаны проявлять особую заботу о детях» ввиду их умственной и физической незрелости [6].
Принятие Устава ООН (1945) и «Всеобщей декларации прав человека» (1948) позволило в 1959 году провозгласить «Декларацию прав детей». Впервые на международном уровне подчеркивается особый статус ребенка-инвалида и его образовательных потребностей.
Законодательство Российской Федерации стремится привести свои нормы в соответствие с международными стандартами прав человека, во многом расширяя отдельные нормы. В преамбуле Конституции Российской Федерации отмечается, что многонациональный народ России осознает себя частью мирового сообщества. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание и защита которых является обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ). Ст. 43 Конституции РФ закрепила право каждого на образование, которое является гарантированно общедоступным и бесплатным. В то же время установлена обязанность каждого гражданина получить основное общее образование [1].
Развитием положений Конституции РФ является федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Законом определены принципы в области образования: приоритетность образования, недопустимость дискриминации в сфере образования, единство образовательного пространства, обеспечение права на образование в течение всей жизни гражданина и т.д. [2]. Законом также установлены полномочия органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере образования, система образования и ее структура, раскрыты основные категории сферы образования.
Помимо Конституции РФ и ФЗ «Об образовании в РФ», нормативно-правовое обеспечение реализации права на образование осуществляется федеральными государственными образовательными стандартами, указами президента, постановлениями правительства, приказами Министерства образования и науки РФ, распоряжениями, приказами Рособрнадзора, а также нормативными актами субъекта РФ (например, закон Пермского края от 12.03.2014 № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае»).
Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей право граждан на общее образование, позволяет выделить своего рода стандарты образования:
1. Доступность как первостепенное условие реализации права на образование. На всей территории государства должны быть доступны как непосредственно образовательные организации, так и образовательные программы в целом. Кроме того, понятие «доступность» включает в себя:
- отсутствие дискриминации, т. е. доступность образования для всех, независимо от национальности, пола, социального положения, физического и умственного развития и т. д.;
- физическая доступность, т. е. физическая досягаемость, разумное географическое удаление учебного заведения либо возможность получения образования посредствам современных технологий (например, дистанционное обучение);
- экономическая доступность, т. е. бесплатность получения начального, среднего, общего образования.
2. Бесплатность. Общее образование на территории Российской Федерации должно предоставляться каждому на бесплатной основе. Финансирование обеспечения обучающихся учебными пособиями и иными учебными материалами, техническое оборудование кабинетов, доставка обучающихся из отдаленных местностей осуществляется из государственных и муниципальных бюджетов. Запрещается принудительный сбор денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся.
3. Приемлемость. Форма и содержание образования, включая программы и методы обучения, должны быть приемлемыми (например, адекватными, учитывающими культурные особенности и качественными) для учащихся, а в соответствующих случаях - для родителей; этот критерий обусловлен целями образования и минимумом требований для образования, который может быть установлен государством.
4. Качество. Общее образование, предоставляемое образовательными организациями, должно соответствовать установленным Конституцией РФ, федеральными законами, ФГОС требованиям. Материал учебных предметов должен вычитываться в полном объеме. Работать в образовательных организациях должны только квалифицированные, профессиональные кадры.
5. Наличие. На территории государства должно иметься достаточное количество действующих учебных заведений и программ. Условия, необходимые для их функционирования, зависят от целого ряда факторов, включая уровень развития, при котором они действуют (профессиональный преподавательский состав, санитарно-гигиенические условия и проч.), при этом некоторым из них также потребуются такие элементы инфраструктуры, как библиотека, компьютерные средства и информационная технология. Должны быть специализированные учреждения или специализированные классы для детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом государства должны стремиться к интеграции (совместному обучению обычных детей и детей-инвалидов) и, по возможности, отказаться от принципа сегрегации (раздельного обучения детей по признаку здоровья).
150
6. Адаптируемость. Образование должно быть гибким, способным соответствовать потребностям изменяющегося общества и отдельных его институтов. Адаптируемость также понимается как программа обучения по адаптируемым методам, в соответствии с которыми дети с особыми образовательными потребностями могут получать образование.
Следует отметить, что международные стандарты прав на образование претерпевают изменения, улучшая положение граждан. Российские стандарты образования соответствуют международным договорам, предоставляя гражданам право на получение образования. Основную роль в реализации права человека на образование принимает на себя государство.
В условиях стремительных, глобальных изменений в российском социуме образование, по оценкам специалистов, пребывает в кризисе. Несмотря на то что законодательство как на международном, так и на национальном уровне особым образом закрепляет право на образование, ежегодные доклады правозащитных организаций и уполномоченных по правам человека и правам ребенка свидетельствуют о нарушениях реализации прав участников образовательных отношений.
Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством формирования и осуществления расходов относится к предмету ведения субъектов. В целях реализации основных общеобразовательных программ из бюджетов субъектов выделяются субвенции местным бюджетам в размере, необходимом для оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, формирования учебно-методической базы общеобразовательных учреждений, обеспечения хозяйственных нужд в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
В Пермском крае финансирование общего образования осуществляется в соответствии с принципами нормативного подушевого финансирования и, как показывает анализ бюджета региона, их объем постепенно растет [10]. В то же время возможности бюджетов муниципальных образований различны и не позволяют обеспечить полноценную реализацию прав граждан.
Среднее общее образование способствует формированию базового объема знаний, социализации личности, без которых невозможно получение профессиональных знаний, и, инвестируя в образование, государство увеличивает свой же капитал. Осуществляя расходы на образование,
государство возвращает затраченные бюджетные средства через определенное количество лет в виде подготовленных кадров, в которых оно нуждается вне зависимости от стадии своего развития. Таким образом, формирование расходов на образование первостепенным образом зависит от государственной политики в сфере образования в Российской Федерации и субъектах федерации.
Государство, не вкладывая в образование необходимые финансовые средства, порождает проблему дефицита педагогических кадров и не всегда высокой квалификации учителей, особенно в сельской местности. Молодые специалисты крайне неохотно идут работать в образовательные организации из-за низкого уровня как заработной платы, так и престижа профессии, что сказывается на снижении качества получаемого образования.
Нельзя сказать, что педагогические работники не поддерживаются. Например, в ст. 23 закона Пермского края «Об образовании в Пермском крае» установлены меры социальной поддержки педагогических работников в виде единовременных пособий выпускникам и других выплат. За счет средств краевого бюджета педагоги, прибывшие на постоянное место жительства в сельские населенные пункты края в связи с трудоустройством в образовательное учреждение начального, основного и среднего общего образования будут иметь право на единовременную компенсационную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в размере до 1 млн. рублей [7]. Однако жесткие требования к получению выплат, ограниченный бюджет, разная трактовка норм закона чиновниками районных отделов образования приводят к ограничению мер социальной поддержки педагогических работников.
Анализ деятельности образовательных организаций общего образования, судебной практики и статистики, отчетов государственной инспекции по контролю и надзору в сфере образования Пермского края позволил выявить нарушения в ходе реализации прав граждан на общее образование, которые можно объединить в проблемные зоны.
Во-первых, нарушение принципа бесплатности предоставления общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях [11]. В данном случае можно отметить несколько аспектов:
1. Квотирование мест в дошкольных учреждениях либо предоставление их на платной основе.
2. Принуждение родителей обучающихся к оплате различных услуг.
Незаконное взимание денежных средств с родителей учащихся - одна
из наиболее распространенных и важнейших проблем. «Поборы» с родителей
стали достаточно частым явлением в образовательных организациях: взимание обязательного ежемесячного целевого взноса с родителей за обучение, сбор средств с родителей на приобретение средств обучения и учебников, оплата охранных услуг и т. д. [12].
Например, постановлением мирового судьи Большесосновского судебного района был привлечен к административной ответственности директор МБОУ «Частинская СОШ» по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ за нарушение прав обучающихся на получение бесплатных учебных пособий [3]. Рабочие тетради, входящие в комплект учебников приобретались за счет родителей. Директору школы назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Анализ судебных решений, представлений прокуроров показывает, что количество таких нарушений не уменьшается (в частности, в Усольском районе, г. Перми и др.) [13].
Во-вторых, нарушения, связанные с доступностью образования, т. е. физической возможностью посещать образовательную организацию и присутствовать на уроках.
В 2016 году Правительством Пермского края была реализована программа доступности дошкольного образования с трехлетнего возраста. Было построено пять дошкольных учреждений на 735 мест, создано 3790 новых учебных мест в школах Пермского края, из них 1200 мест - в новых. Однако проблемы очередности в детские сады, отсутствия детских яслей и объективной информации о перспективах получения места в детском саду, непрозрачности процедуры приема детей в детские сады остались [7].
На сайте администрации Перми www.gorodperm.ru размещена и постоянно обновляется информация о порядке устройства ребенка в детский сад, порядке дополнительного набора детей, категориях граждан, имеющих льготы при зачислении детей в дошкольные учреждения, детских садах Перми. В то же время информация о вводе в действие новых детских садов недоступна гражданам.
Кроме того, о нарушении принципа доступности в отдельных образовательных организациях Пермского края говорят отчеты Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края, в частности, доклад о качестве (по итогам контрольно-надзорной деятельности в 2015 - 2016 годах), отчеты о результатах плановых выездных проверок управлений образования районов и образовательных организаций (в частности, в Кишертском муниципальном районе и т. д.).
В-третьих, нарушения в организации образовательного процесса при реализации ФГОС. В нарушение требований ФГОС дошкольного образования не соблюдается вариативность, доступность, насыщенность предметно-развивающей среды. Недостаточно игрового оборудования и игр, пособий и материалов для организации самостоятельной продуктивной изобразительной деятельности в соответствии с реализуемой программой. Существуют нарушения психолого-педагогических и кадровых условий реализации программы [12]. Это связано с приемом на работу воспитателей, не имеющих уровня образования, соответствующего квалификационным требованиям. Ситуация с недостаточным уровнем квалификации педагогических кадров является типичной, но учреждениями не используется возможность приема на работу педагогических работников по рекомендации аттестационной комиссии.
Достаточно частыми являются нарушения в области переаттестации учеников, отчисление их из образовательной организации, реализация ФГОС не в полном объеме. Так, в ходе рассмотрения дела № 5-589/2016 постановлением мирового судьи Свердловского судебного района г. Перми был привлечен к ответственности директор НОУ «Гимназия им. М.И. Пинаевой» за нарушение правил перевода обучающихся из одной организации в другую, непредставление соответствующей документации. Наказание в виде административного штрафа составило 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей [13].
В-четвертых, качество образования, а именно: квалифицированный, профессиональный педагогический коллектив, предоставление учебного материала в полном объеме, доступ к электронным системам. О ряде показателей качественности образования в Пермском крае можно судить по рис. 1. Анализ результатов образовательной деятельности в Пермском крае в 2015-2016 годах показал достаточно высокий уровень подготовки выпускников школ по всем предметам учебного плана [8].
В-пятых, адаптируемость образования к современным условиям. Предоставляемое образование не соответствует условиям современного интегративного общества, реализация образовательных программ без применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (например, при обучении на дому). Часто муниципальные органы власти не создают необходимых условий для получения качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений их развития и социальной адаптации, оказания им ранней
коррекционной помощи (в частности, не создают психолого-медико-педагогические комиссии, хотя это в их компетенции).
Отсутствие повышения квзяификации педагогических рзботников | 31
2
I 7
Отсутствие отчета о результатах самообследовзния учреждения | эд
Нарушение прав обучающихся е части ликвидации академической
задолженности
Отсутствие справок об отсутствии судимости у работников учреждения
Нарушение правил оказания платных образовательных услуг | 1
Отсутствие на официальном сайте образовательного учреждении в сети а Интернет» требуемой информации
Нарушение прав родителей обучающихся и воспитанников в части ознакомления с уставом, лицензией и др.документами Нарушение прав работников образовательных организаций при проведении аттестации Нарушение прав работников образовательных организаций на участие в управлении образовательной организацией
Несоблюдение порядка заполнения, выдачи, хранения и учетз _шиашешдв шоицддвышпт рйрдзш п^ дВдаздвдшш_
45
242
102
I 7
Рис. 1. Типичные нарушения образовательной деятельности, выявленные государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. В отдельных районах Пермского края (в частности, в Кишертском муниципальном районе) не созданы необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений их развития и социальной адаптации, оказания им ранней коррекционной помощи. В районах не создаются территориальные психолого-медико-педагогические комиссии; органами местного самоуправления не реализуется право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи с функциями психолого-медико-педагогической комиссии при наличии потребности в таковых. Локальные нормативные акты об инклюзивном, в частности интегрированном, обучении детей с ОВЗ не предусматривают выдачи документа государственного образца, что противоречит ст. 60 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Шумковская ООШ) и т. д» [8].
Исходя из вышеизложенного, с учетом практики Пермского края по реализации прав граждан на общее образование (реализация проектов «Мобильный учитель», «Онлайн-педагог», строительство новых детских садов, школ, домов учителей и прочее) можно предложить следующие пути решения изученных проблем:
Во-первых, усиление заинтересованности молодых специалистов в работе в образовательных организациях посредством предоставления определенных льгот при поступлении на работу (снижение требований к опыту работы, заключение контракта между студентами и потенциальными работодателями -образовательными организациями, предоставление определенных субсидий для молодых специалистов, работающих в малокомплектных школах).
Во-вторых, изменение системы обучения студентов педагогических вузов, которая отвечала бы тенденциям современного общества, уровню информатизации, тем самым позволяя подготовить профессиональные, квалифицированные кадры.
В-третьих, усиление государственного и общественного контроля. В качестве особо значимых сфер образовательной деятельности, которые необходимо контролировать, следует выделить: соответствие деятельности образовательных организаций лицензионным требованиям, обеспечение безопасности участников образовательных отношений, соблюдение санитарных норм и правил, финансовая деятельность, обеспечение стандартов качества знаний, квалификация педагогов и воспитателей и т. п. Общественный контроль должен дополняться традиционными ведомственными проверками.
В-четвертых, ужесточение мер административной ответственности в случаях нарушения права на образование, в частности, за ряд нарушений в области охраны здоровья обучающихся, обеспечения нормальных условий пребывания в образовательной организации, соответствующих ФГОС, СанПиН и иным требованиям российского законодательства.
Подводя итог, следует отметить, что проблемные ситуации в сфере реализации права на общее образование в большинстве случаев вызваны недостаточными знаниями субъектов образования в области прав человека; недостатком у педагогов умений и навыков, позволяющих решать задачи образования и воспитания, не нарушая прав человека; сложившейся системой организации воспитательного и образовательного процесса; государственной политикой в сфере образования.
Первостепенной задачей является правовое просвещение и образование субъектов образовательной деятельности относительно реализации их прав
и обязанностей в области образования. Должны приниматься и реализовываться долгосрочные проекты, которые решат вопросы правовой неграмотности субъектов образовательных отношений, например, через трансляцию прав и обязанностей в области образования в локальных актах образовательных организаций, отведение отдельных часов в педагогических вузах на темы, связанные с правами обучающегося, либо введение в образовательные программы отдельной дисциплины «Права человека».
Кроме того, сама по себе государственная политика в сфере образования должна быть адаптирована к современным требованиям и тенденциям образовательной среды. Государственные стандарты должны содержать требования не только к учебным дисциплинам, но и к инструментам и методикам преподавания, предлагая образовательным организациям наиболее эффективные пути предоставления качественного и современного образования.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенными Законами РФ о поправках у Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) // Российская газета. - 2012. - 31 дек. - № 303.
3. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 17.04.2017, с изм. от 23.05.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2017) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
4. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 1995. -5 апр. - № 67.
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 14. - Ст. 1514.
6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах : [Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.] // Информационная система по документам по правам человека и тематическим публикациям. - URL: http://www.echr-base.ru/pact_oon.jsp (дата обращения: 06.09. 2017).
7. Администрация г. Перми: официальный сайт: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gorodperm.ru (дата обращения: 11.09. 2017).
8. Государственная инспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gosobrnadzor.permkrai.ru (дата обращения: 04.09. 2017).
9. ЕфимоваП.С. Реформа образования: традиции и инновации // Научная дискуссия современной молодёжи: педагогика и психология: Сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. -Пенза: Наука и просвещение, 2016. - С. 80-82.
10. О бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (с изменениями на 08.12.2013): Закон Пермского края от 19 декабря 2012 г. № 139-ПК // Кодекс: законодатепльство, комментарии, консультации, судебная практика. - URL: http://docs.cntd.ru/document/911539386 (дата обращения: 01.09. 2017).
11. Остапец О.Г., Карномазова А.А. Проблемы реализации права на образование в контексте российского законодательства: современный этап // Перспективы развития науки и образования: IX междунар. науч.-практ. конф. - М.: Туголуков А.В., 2016. - С. 56-62.
12. Права человека в школах Пермского края: Итоговый отчет о проведении мониторинга / И.А. Германов, Е.Б. Плотникова, А.Б. Суслов, М.В. Черемных; под ред. А.Б. Суслова. - Пермь, 2014. - 84 с.
13. РосПравосудие - судебная практика: [Электронный ресурс]. - URL: https://rospravosudie.com/region-permskij-kraj-s (дата обращения: 08.09. 2017).