Научная статья Научная специальность
12.00.02 «Конституционное право, конституционный судебный процесс; муниципальное право» УДК 342.5
DOI https://doi.org/10.26516/2071-8136.2022.1.37
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ
© Устинов А. Н.1, Якимова Е. М.2, 2022
1 Аппарат Уполномоченного по правам человека в Иркутской области, г. Иркутск, Россия
2 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия
Установлено, что реализация конституционного права на жилище имеет различные преломления, в том числе через установление дополнительных гарантий получения жилого помещения для отдельных категорий граждан. Отмечается, что дети-сироты и лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, безусловно, нуждаются в незамедлительной реализации данного права по достижении 18 лет, поскольку иначе они не смогут достойно адаптироваться к жизни за пределами детских домов. Вместе с тем выявлено, что несмотря на то, что обеспечение жильем сирот является не только исполнением конституционного права таких лиц, но и решением важнейшей социально значимой задачи, в России сироты ожидают жилье более 5 лет, что ставит под сомнение эффективность программ по предоставлению им жилых помещений. С применением метода круговой обусловленности социальных явлений, отмечается, что нерешенность проблемы с предоставлением жилья сиротам становится фактором социальной напряженности и высокого уровня преступности. Сделан вывод о необходимости уделить внимание совершенствованию федерального и регионального законодательства в рассматриваемой сфере, а также скорректировать правоприменительную практику, так как реализация указанных мер позволит своевременно удовлетворить не только потребности в жилье самих сирот, но и решить потребности общества в гармоничном развитии.
Ключевые слова: сироты, жилье, конституционное право на жилье, органы публичной власти, законодательство, правоприменение.
CHALLENGES TO THE REALIZATION OF THE RIGHT OF ORPHANS, ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE TO RECEIVE ACCOMMODATION
© Ustinov A. N.1, Yakimova E. M.2, 2022
1 Office of the Commissioner for Human Rights in Irkutsk Region, Irkutsk, Russian Federation
2 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
The realization of the constitutional right to housing has various aspects, including through the establishment of additional guarantees for obtaining housing for certain categories of citizens. Orphans and children left without parental care clearly need the immediate realization of this right at the age of 18, because otherwise they will not be able to adapt adequately to life outside the orphanages. Despite the fact that providing housing for orphans is not only the fulfillment of the constitutional right of such persons, but also the solution of the most important social task, in Russia orphans can expect housing for more than 5 years, which questions the effectiveness of programs to provide them with housing. Using the method of circular con-ditionality of social phenomena, it can be concluded that the unresolved problem of housing for orphans becomes a factor of social tension and high crime rates. It was concluded that attention should be paid to improving federal and regional legislation in the area under consideration, as well as to adjusting law enforcement practice. The implementation of these measures will make it possible to meet in a timely manner not only the housing needs of the orphans themselves, but also to solve the socially significant needs of society for harmonious development.
Keywords: orphans, housing, constitutional right to housing, public authorities, legislation, law enforcement.
Введение
Проблема обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей (далее - сироты), нуждающихся в предоставлении жилого помещения, является одной из самых социально значимых [2; 4]. Данная проблема существует в Иркутской области, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, много десятков лет, в современной России средний срок ожидания жилья сиротой составляет порядка 5-7 лет [6, с. 61].
На 1 января 2020 г. в Иркутской области проживало 14 503 сирот, нуждающихся в предоставлении жилья. Из них достигли возраста 18 лет и подали заявления на предоставление жилья 7 931 человек.
На 31 декабря 2020 г. в Иркутской области проживало 14 768 сирот, нуждающихся в предоставлении жилья, из них 10 435 достигли возраста 18 лет. Обращает на себя внимание, что с заявлениями о предоставлении жилья из 10 435 сирот обратились только 9 042.
Таким образом, численность сирот, нуждающихся в предоставлении жилья, за 2020 г. выросла на 265 человек, а количество сирот, достигших возраста 18 лет и подавших заявление о предоставлении жилья, выросло на 1 111 человек. Данная статистика показывает отсутствие положительной динамики в решении рассматриваемого вопроса.
Основные результаты
Вопросы обеспечения сирот жилыми помещениями не могут остаться без внимания со стороны правозащитных органов и организаций. Так, в 2020 г. во все заинтересованные органы государственной власти был направлен специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Иркутской области «О проблемах соблюдения прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями в Иркутской области»1. В докладе были указаны рекомендации для Законодательного Собрания Иркутской области и правительства Иркутской области, однако ряд рекомендаций остались без внимания и, как представляется, нуждаются в реализации.
В частности, Законодательному Собранию Иркутской области рекомендовалось внести изменения в Закон Иркутской области от 21 декабря 2021 г. № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»2 (далее -Закон № 164-ОЗ) в части установления компенсации за коммерческий найм жилья сиротам, имеющим право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, но не реализовавшим это право по не зависящим от них причинам. До настоящего времени указанная рекомендация не выполнена. Представляется, что данная мера поддержки создала бы условия для социальной адаптации сирот в период ожидания жилья от государства.
Нереализованной остается рекомендация Законодательному Собранию Иркутской области обратиться с законодательной инициативой в Федеральное Собрание РФ с целью внесения изменений в Федеральный закон от 21 декабря
1 О проблемах соблюдения прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями в Иркутской области : специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Иркутской области. 2019. URL: https://ombudsman.r38.ru/qa/257.html (дата обращения: 01.06.2021).
2 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : закон Иркутской области от 21 дек. 2021 г. № 164-ОЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/453124926 (дата обращения: 01.06.2021).
1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»3 в части закрепления минимальной доли софинансиро-вания обеспечения сирот жильем из федерального бюджета.
Кроме того, предложение Уполномоченного о рассмотрении вопроса об обращении с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ с целью введения учета сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, на федеральном уровне также не реализовано.
Не выполнена и рекомендация Уполномоченного правительству Иркутской области рассмотреть возможность строительства домов по типовому проекту с целью снижения стоимости построенного жилья. Несмотря на то что данный вопрос требует значительной проработки со стороны профильных органов исполнительной власти с привлечением экспертов, подобная работа позволила бы оценить опыт, активно используемый в зарубежных странах, где проблема с обеспечением жильем сирот также весьма актуальна.
Особого внимания требует выполнение целевых показателей государственной подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 20192024 гг.4 В отчете об исполнении мероприятий государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы5 по состоянию на 1 января 2020 года, опубликованном на официальном сайте министерства экономического развития Иркутской области, в графе подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в колонках «Наименование показателя мероприятия, единица измерения», «Плановое значение показателя мероприятия на 2019 год», «Фактическое значение показателя мероприятия», «Обоснование причин отклонения (при наличии)» указана буква «X».
3 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : федер. закон от 21 дек. 1996 г. № 159-ФЗ // КонсультантПлюс : справочная правовая система.
4 Об утверждении государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области : постановление от 31 окт. 2018 г. № 780-пп // КонсультантПлюс : справочная правовая система.
5 Доступное жилье на 2019-2024 годы : государственная программа Иркутской области по состоянию на 1 янв. 2020 года // Кон-сультантПлюс : справочная правовая система.
Представляется необходимым проводить оценку эффективности программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы и ее подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях достижения контрольных показателей.
На территории Иркутской области наблюдается невысокий процент исполнения решений судов по предоставлению сиротам жилых помещений.
По состоянию на 1 января 2020 г. на исполнении Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области находилось 166 исполнительных производств в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области, на 31 декабря 2020 г. - 201 производство. За 2020 г. окончено 22 производства указанной категории, из них фактически исполнено 20. Таким образом, количество исполнительных производств в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области за 2020 г. увеличилось на 35, при этом за 2020 г. было возбуждено 57 новых производств.
Низкий процент исполнения решений суда связан в том числе с тем, что органы исполнительной власти исходят из незаконности приоритетного исполнения судебных решений по предоставлению жилых помещений сиротам. Представляется, что исполнение решений судов о предоставлении жилья сиротам не может быть поставлено в зависимость от наличия других сирот, претендующих на жилье. Данная позиция подтверждена и Верховным Судом РФ. В декабре 2020 г. в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями1 Верховный Суд РФ указал, что «обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории».
Наиболее спорным моментом исполнения судебных решений по предоставлению жилья
1 Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2021. № 6.
сиротам министерством имущественных отношений Иркутской области является то, что на конец 2020 г. министерство признает только 187 исполнительных производств из 201 исполнительного производства. Разница, вероятнее всего, возникла по причине издания Указа Губернатора Иркутской области от 30 апреля 2020 г. № 128-уг «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет»2. Согласно Указу Губернатора Иркутской области за счет средств областного бюджета сиротам, достигшим возраста 23 лет, проживающим на территории Иркутской области, осуществляющим трудовую деятельность на основании трудового договора (служебного контракта) и имеющим детей, предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Таким образом, сироты, имеющие решения суда и при этом получившие социальные выплаты на приобретение жилого помещения, не учитываются министерством имущественных отношений Иркутской области в числе исполнительных производств, по которым оно обязано предоставить жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Возможным решением проблемы является требование со стороны Управления ФССП России по Иркутской области к сироте о предоставлении заявления о прекращении исполнительного производства. Вместе с тем данная практика имеет свои недостатки.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» 3 наиболее вероятными в данной ситуации являются следующие основания прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем:
- принятие судом отказа взыскателя от взыскания;
2 Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет : указ Губернатора Иркутской области от 30 апр. 2020 г. № 128-уг URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/3800202005060007 (дата обращения: 01.06.2021).
3 Об исполнительном производстве : федер. закон от 2 окт. 2007 г. № 229-ФЗ. Ст. 43 // КонсультантПлюс : справочная правовая система.
- утверждение судом мирового соглашения, соглашения о примирении между взыскателем и должником;
- отмена судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Таким образом, в двух вероятных случаях прекращения исполнительного производства судебным приставом требуется согласие сироты. Имеется вероятность, что как минимум некоторые сироты не подпишут документы, дающие возможность прекратить исполнительное производство.
В третьем случае для прекращения производства необходима отмена судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. Если соответствующие судебные решения уже вступили в силу, согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ1 они могут быть отменены в кассационном порядке.
Кассационные жалобы, представления могут быть поданы в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Отмена решения суда о предоставлении жилья сироте в кассационном порядке маловероятна.
Таким образом, в Иркутской области создалась ситуация, когда некоторые сироты, получившие социальную выплату на приобретение жилья, абсолютно законно и обоснованно имеют право требовать исполнение решения суда о предоставлении им жилья. Представляется вероятным, что в данном случае министерство имущественных отношений Иркутской области вынуждено будет обращаться в суд с иском о взыскании денежных средств с сирот на основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ2 в силу неосновательного обогащения последних.
Вместе с тем в реализации подобного подхода имеются ограничения. Согласно уже упомянутому Обзору практики Верховного Суда РФ «приобретение нанимателем специализи-
1 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) // КонсультантПлюс : справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // Кон-сультантПлюс : справочная правовая система.
рованного жилого помещения для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот либо членами его семьи жилого помещения в собственность не является основанием для расторжения (прекращения) договора найма специализированного жилого помещения». Если трактовать позицию Верховного Суда в комплексе со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в которой указано, что жилье сиротам по общему правилу предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, то можно сделать вывод о том, что снятие сирот с учета для предоставления жилья в случае, если они самостоятельно приобрели жилье после 18 лет, вызывает сомнение, поскольку жилье сиротам должно быть предоставлено в 18 лет, и, если сирота в дальнейшем приобретет жилье, это не отменит того факта, что в 18 лет жилье ему не было предоставлено. Если ситуация дополнительно связана с получением сиротой субсидии на приобретение жилья, это обстоятельство ничего не меняет, поскольку в Федеральном законе № 159-ФЗ субсидии на приобретение жилья не упомянуты.
Проблемы реализации прав сирот на жилое помещение связаны и с высокой затратностью строительства жилья, несовершенством подхода к планированию такой деятельности [5].
Жилье для обозначенных целей должно быть качественным, его расположение и компоновка должны способствовать не только цели предоставления сироте жилого помещения, но и цели его социализации [3, с. 83], что требует вдумчивой проработки вопросов строительства такого вида жилья.
Первой проблемой организационного характера является компоновка жилья для сирот. В Иркутской области и других регионах России распространена практика предоставления жилья сиротам в одном доме, дома строятся специально для этих целей. В связи с этим изначально качество жилья ниже, чем если бы оно продавалось на рынке, поскольку покупатели внимательнее относятся к соблюдению строительных и иных требований. Качество строительства домов для сирот потребители товара уже контролировать не могут, они могут только смириться с тем, что они получили, органы же публичной власти, которые выступали заказчиками строительства таких домов, часто не проверяют качество домов на должном уровне.
Помимо экономического аспекта, есть еще и социальный аспект, поскольку дома, жильцами которых являются только сироты, достаточно быстро теряют характеристики нового дома,
встречаются ситуации, когда управляющие компании отказываются обслуживать такие дома в связи с тем, что жильцы часто не оплачивают коммунальные платежи, не стремятся сохранить порядок и чистоту на общедомовой территории. В этой связи необходимо отказаться от создания «гетто» в виде заселения многоквартирных домов сиротами целиком (или заселения сиротами нескольких рядом расположенных домов). Позитивным следует признать положение ч. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ об ограничении количества квартир, предоставляемых сиротам, в одном доме не более 25 %, поскольку только таким образом можно добиться социализации сирот.
Стоит также учитывать, что чаще всего многокомнатные квартиры значительной площади по востребованности на рынке жилья значительно уступают однокомнатным квартирам и квартирам-студиям небольших площадей. Вследствие малой востребованности доля многокомнатных квартир в строящихся домах невелика. Достаточно часто многоквартирные дома целиком состоят из квартир небольшой площади. В этой связи целесообразно выбрать в качестве основного способа приобретения жилья для предоставления сиротам строительство многоквартирных жилых домов, жилых домов блокированной застройки и индивидуальных жилых домов по специально разработанным и утвержденным органами государственной власти области проектам.
Проблемой является также выбор формы приобретения жилья для детей-сирот: например, в Иркутской области министерство имущественных отношений заключает лишь договор долевого участия в строительстве (однако при этом строит дом только для детей-сирот), но не заключает договор подряда на строительство жилого помещения. Представляется, что для формирования государственного жилого фонда необходимо приобретать жилье, в формировании цены которого исключены ненужные этапы, на которых участвуют посредники, не осуществляющие строительство домов [1, с. 22]. Благодаря этому можно добиться строительства домов по типовым проектам в минимально сжатые сроки. Строительство по типовому проекту (особенно это касается строительства каркасных домов) позволит сократить сроки строительства и укладываться в одно лето (желательно в один месяц), что минимизирует влияние инфляции на конечную цену квадратного метра и снизит расходы на банковское обслуживание.
В соответствии с требованием, чтобы не более 25 % жилых помещений в многоквартирных жилых домах и блок-секций в жилых домах
блокированной застройки были предназначены для сирот, а остальные жилые помещения и блок-секции были жильем намного большей площади и предназначались бы для семей, необходимо прекратить рассматривать проблему обеспечения сирот изолированно. Обеспечение сирот жильем следует реализовывать в совокупности с обеспечением доступным жильем населения в целом.
Выводы
Таким образом, вопросы реализации права сироты на предоставление жилого помещения связаны с большим числом правовых коллизий, отсутствием необходимых финансовых возможностей у органов публичной власти. Необходимо сконцентрировать внимание на решении таких задач, как:
1) проведение оценки эффективности программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы и ее подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях достижения контрольных показателей;
2) обеспечение исполнения решений судов по предоставлению сиротам жилых помещений;
3) повышение эффективности администрирования процесса приобретения жилья для детей-сирот.
Ситуация с обеспечением сирот жилыми помещениями выходит за рамки просто реализации конституционных прав, поскольку отсутствие социальной адаптации указанной категории граждан имеет далекоидущие последствия в виде увеличения числа совершаемых преступлений, затруднения социализации сирот. Ш
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева Н. В. Публичное предназначение государственного (муниципального) имущества : финансово-правовой аспект // Сибирский юридический вестник. 2019. № 3 (86). С. 22-26.
2. Карпикова И. С., Соломеин А. А. Социальная защита населения в России: анализ тенденций становления и перспективных направлений развития // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальского государственного университета экономики и права). 2010. № 5. С. 18-27.
3. Кирьянова О. В., Сипачева М. В. Защита конституционного права на жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: постановка проблемы // Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте изменения геополитической ситуации : материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2017. С. 82-88.
4. Сахратова Е. С. Анализ причин девиантного поведения несовершеннолетних в Иркутской области // Global and Regional Research. 2021. Т. 3, № 1. С. 176-181.
5. Седых О. Г. Взаимодействие власти и бизнеса в решении жилищных проблем детей-сирот как механизм контроля
и сдерживания социального иждивенчества // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9, № 2. С. 10.
6. Якимова Е. М., Устинов А. Н. Государственная политика в отношении предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в Иркутской области // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2018. Т. 26. С. 60-69.
REFERENCES
1. Vasil'eva N.V. Publichnoe prednaznachenie gosudarstvenno-go (municipal'nogo) imushhestva: finansovo-pravovoj aspect [Public purpose of state (municipal) property: aspect of financial law]. Sibirskij juridicheskij vestnik [Siberian Law Herald], 2019, no. 3 (86), pp. 22-26. (in Russian)
2. Karpikova I.S., Solomein A.A. Social'naja zashhita naselenija v Rossii: analiz tendencij stanovlenija i perspektivnyh napravlenij razvitija [Social support system in Russia: analysis of establishment tendencies and prospective ways of development]. Izvestija Irkutskoj gosudarstvennoj jekonomicheskoj akademii (Bajkalskogo gosudarst-vennogo universiteta jekonomiki i prava) [Proceedings of the Irkutsk State Economic Academy], 2010, no. 5, pp. 18-27. (in Russian)
3. Kir'janova O.V., Sipacheva M.V. Zashhita konstitucionnogo prava na zhilishhe detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej: postanovka problem [Protection of constitutional right on the dwelling of orphan children and children without parental support: statement of the problem]. Problemy obespechenija nacionalnoj bezopasnosti v kontekste izmenenija geopoliticheskoj situacii: materi-aly mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Problems of ensuring national security in the context of changing the geopolitical situation]. Irkutsk, 2017, pp. 82-88. (in Russian)
4. Sahratova E.S. Analiz prichin deviantnogo povedenija nesovershennoletnih v Irkutskoj oblasti [Analysis of causes of deviant behavior minors in Irkutsk region]. Global and Regional Research, 2021, vol. 3, no 1, pp. 176-181. (in Russian)
5. Sedyh O.G. Vzaimodejstvie vlasti i biznesa v reshenii zh-ilishhnyh problem detej-sirot kak mehanizm kontrolja i sder-zhivanija social'nogo izhdivenchestva [Interaction of authorities
and business in solving housing problems for orphaned children as a mechanism of control and moderation of social dependency]. Baikal Research Journal, 2018, vol. 9, no. 2, p. 10. (in Russian)
6. Yakimova E.M., Ustinov A.N. Gosudarstvennaja politika v otnoshenii predostavlenija zhilyh pomeshhenij detjam-sirotam i detjam, ostavshimsja bez popechenija roditelej v Irkutskoj oblasti [State policy on providing living quarters to orphans and children left without parental care in the Irkutsk region]. Izvestija Irkutsko-go gosudarstvennogo universiteta. Serija: Politologija. Religiovedenie [The bulletin of Irkutsk State University. Series: Political science and religion studies], 2018, vol. 26, pp. 60-69. (in Russian)
Статья поступила в редакцию 05.07.2021; одобрена после рецензирования 28.08.2021; принята к публикации 16.02.2022
Received on 05.07.2021; approved on 28.08.2021; accepted for publication on 16.02.2022
Устинов Андрей Николаевич - главный консультант, аппарат Уполномоченного по правам человека в Иркутской области (Россия, 664011, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 40, оф. 807), e-mail: [email protected]
Ustinov Andrey Nikolaevich - Chief Consultant, Office of the Commissioner for Human Rights in Irkutsk Region (40, Karl Marx st., Irkutsk, 664011, Russian Federation), e-mail: [email protected]
Якимова Екатерина Михайловна - кандидат юридических наук, доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедрой конституционного и административного права, Байкальский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11), ORCID: 0000-00022951-4131, e-mail: [email protected]
Yakimova Ekaterina Mihailovna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Acting Head of the Chair of Constitutional and Administrative Law, Baikal State University (11, Lenin st., Irkutsk, 664003, Russian Federation), ORCID: 0000-0002-2951-4131, e-mail : [email protected]