Научная статья на тему 'ПРАВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ3'

ПРАВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ3 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
316
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / СИРОТЫ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ЖИЛЬЕ / CHILDREN / ORPHANS / MINORS LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / HOUSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагалаева Евгения Сергеевна

Статья посвящена анализу проблемы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях в Ставропольском крае. В рамках проведенного анализа отражаются: статистические показатели обеспечения жильем данных категорий граждан в течение последних четырех лет; описываются причины роста количества детей, не реализовавших право на получение жилья; делаются выводы и предлагаются пути разрешения заявленной проблематики. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дети; си

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сагалаева Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHTS OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE TO RECEIVE HOUSING

This article is devoted to the analysis of the problem of providing housing for orphans and children deprived of parental care, as well as persons among them in need of accommodation in the Stavropol region. The analysis shows: statistical indicators of housing of these categories of citizens for the last four years; The reasons for the increase in the number of children who did not enjoy the right to housing are described; randusions are drawn and ways of resolving the problem are suggested.

Текст научной работы на тему «ПРАВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ3»

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

УДК 347.6

DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-3-13

Сагалаева Евгения Сергеевна

доктор философских наук, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права и процесса Юридического института СевероКавказского федерального университета, 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1

Sagalayeva, Evgenia S.

Doctor of Philosophy, PhD in Law,

Associate professor, Professor

Departments of Civil Law and Process,

Legal institute, North-Caucasus Federal University,

1 Puskin St., Stavropol, 355017,

Russian Federation

ПРАВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ

ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ*

THE RIGHTS OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE TO RECEIVE HOUSING

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена анализу проблемы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях в Ставропольском крае. В рамках проведенного анализа отражаются: статистические показатели обеспечения жильем данных категорий граждан в течение последних четырех лет; описываются причины роста количества детей, не реализовавших право на получение жилья; делаются выводы и предлагаются пути разрешения заявленной проблематики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дети; сироты; несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей; жилье.

ABSTRACT. This article is devoted to the analysis of the problem of providing housing for orphans and children deprived of parental care, as well as persons among them in need of accommodation in the Stavropol region. The analysis shows: statistical indicators of housing of these categories of citizens for the last four years; The reasons for the increase in the number of children who did not enjoy the right to housing are described; œnclusions are drawn and ways of resolving the problem are suggested.

KEYWORDS: children; orphans; minors left without parental care; housing.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Сагалаева Е.С. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2020. Т. 7, № 3. С. 83-86. Б01: 10.23683/2313-6138-2020-7-3-13

FOR CITATION:

Sagalayeva, E.S. The rights of orphans and children left without parental care to receive housing. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 2020. Vol. 7, No. 3. P. 83-86 (in Russian). DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-3-13

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-01100567.

© Е.С. Сагалаева, 2020

84

Е.С. САГАЛАЕВА. ВЕСТНИК ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЮФУ 2020. Т. 7, № 3. С. 83-86

В 2019 году до 800 млн рублей вырос объем средств на покупку жилья для детей-сирот [3], что, как указывает источник, гораздо выше 2018 года. Тем не менее проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях в Ставропольском крае, стабильно растет и остается одной из самых остро обсуждаемых тем. По данным Счетной палаты РФ, сегодня более 270 тысяч сирот ждут квартиры.

Ежегодно из бюджетов всех уровней на обеспечение жильем детей-сирот тратится около 33 млрд рублей. Однако в 2017 году 83 % сирот квартиры не получили, длительность ожидания составляет 5 лет, а в отдельных регионах — 10 и более лет.

Это обусловлено целым рядом причин. Главное — отсутствие скоординированной политики и недостаточное использование имеющихся ресурсов и возможностей: единый учет закрепленного за сиротой жилья не ведется, его сохранность не обеспечивается, в регионе нет сведений о представленном жилье, не проводится анализ имеющегося в регионе жилого фонда, который можно использовать для решения жилищных проблем детей-сирот [6].

В 2016 году в целях реализации ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлено по договорам специализированного найма 348 жилых помещений; в 2017 году — 385 жилых помещений; в 2018 году — 217 жилых помещений [2]. При сокращении числа предоставляемых жилых помещений вызывает глубокое сожаление нижеприведенная статистика нуждающихся детей. 2016 год: общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, — 4335; число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилым помещением в текущем году, — 1236; 2017 год: общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, — 4641; число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилым помещением в текущем году, — 1713; 2018 год: общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, — 4762; число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилым помещением в текущем году, — 2545.

Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае в рамках ежегодного отчета за 2018 год отметила, что одной из главных причин сложившейся ситуации стабильного роста нуждаемости в жилье среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является увеличение числа выпускников учреждений профессионального образования, возвратившихся по месту первичного выявления и достигших совершеннолетия, с другой стороны, недостаточное предоставление жилых помещений [1]. Принимаемые меры на уровне края не позволили в полном объеме реализовать право на жилье всем нуждающимся лицам данной категории, что в свою очередь также подтверждается и количеством обращений лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое остается все на таком же высоком уровне.

Классическая процедура невозможности реализации права на получение жилья была продемонстрирована в одном из дел опубликованных СМИ [4]. Двадцатиоднолетний Даниил до двенадцати лет со своей младшей сестрой Таней жили в обычной семье, где были мама и папа. В 2010 году мама умерла, папа запил. В начале сентября 2014 года возникла проблема с готовностью детей к обучению в школе: у брата и сестры не было канцелярских принадлежностей, отсутствовала одежда. К концу 8 класса от Тани отвернулись одноклассники, девочка стала замкнутой. В апреле дети пришли к учителю с просьбой не отдавать их отцу, так как они его боятся, попросились в детский дом. В результате беседы педагога с Даниилом и Таней выяснилось, что дома в течение трех дней не отапливалось, поэтому они ходили неопрятными, из продуктов питания имелся только картофель и лук. Дети пояснили, что отец часто уходит в гости к А., покупает конфеты для ее детей, а они не видят ничего, кроме побоев.

E.S. SAGALAYEVA. BULLETIN OF THE LAW FACULTY, SFEDU. 2020. Vol. 7, No. 3. P. 83-86

85

В настоящий момент проживают с тетей, однако отец по-прежнему не интересуется детьми и никак не участвует в их жизни. Не приходит навестить, на звонки не отвечает, увидев на улице, проезжает мимо. Когда мальчику пришлось делать платную операцию, тот отказал в финансовой помощи. В 2015 году отец ребят был лишен родительских прав и брат с сестрой переданы на попечение тети.

В марте 2018 года Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края Лозовые были включены в сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем по договорам социального найма. Однако на муниципальной территории, где на тот момент проживали дети, жилье для сирот не строилось, в связи с чем мальчик обратился в министерство имущественных отношений СК с заявлением о предоставлении ему жилья на территории города Ставрополя.

Однако министерство в свою очередь предложило лишь стать в очередь размером в 3597 нуждающихся детей, которые также были внесены в сквозную очередь до него и находятся в режиме ожидания на протяжении нескольких лет.

В сентябре 2018 года Даниил обращается в Ленинский районный суд с иском к Министерству имущественных отношений СК об обя-зании выделить ему положенные квадратные метры, как это гарантирует ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Суд полностью удовлетворил требования молодого человека.

В июле 2019 года теперь уже Министерство имущественных отношений СК обратилось в Ленинский районный суд с иском о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда.

Основной аргументацией стало то, что Минимуществом в мае 2019 года было запланировано проведение аукциона на приобретение жилого помещения в границах села Красногвардейского, то есть именно там, где проживал мальчик, однако аукцион признан несостоявшимся.

Кроме того, в 2019 году на приобретение жилых помещений для обеспечения нужд лиц из числа детей-сирот Минимуществу края выделено из бюджета более 600 миллионов рублей, также заключены контракты на приобретение

644 жилых помещений в долевом строительстве. Проводятся аукционы на приобретение жилых помещений в различных муниципальных образованиях СК.

И при решении вопроса не исключается установление очередности обеспечения граждан данной категории благоустроенными помещениями, что не должно нарушать права и свободы других лиц. Таким образом, решение суда находится на стадии исполнения.

Вопрос до сих пор для этой семьи так и не был решен.

Эта ситуация демонстрирует, что по-прежнему период ожидания реализации жилищного права не совпадает со сроками наступления этого права. И хотя период ожидания незначительно сократился, все же граждане вынуждены после окончания учебы в профессиональных образовательных организациях, прохождения службы в армии, возвращения из мест лишения свободы проживать в съемном жилье.

Сам факт получения жилья не всегда также свидетельствует о гарантии реализации этого права, поскольку проблемой остается качество выделяемых жилых помещений. Как отмечает Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае [4], увеличение количества лиц, нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилья, также происходит вследствие установления факта невозможности возвращения и (или) проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Так, по данным Минобразования края, в 2018 году поступило 88 (в 2017 году — 75) заявлений от детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также законных представителей детей-сирот об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях. По результатам рассмотрения заявлений комиссией Минобразования края было принято 75 (в 2017 году — 69) положительных решений, большее количество которых связано с тем, что доля собственности по количеству квадратных метров, принадлежащих сироте, была менее учетной нормы, а также по причине того, что помещения, которые достались сиротам за период долгого их неиспользования, пришли в непригодное для проживания состояние.

Статистика фактов, установленных по причине непригодности ранее занимаемого жило-

86

Е.С. САГАЛАЕВА. ВЕСТНИК ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЮФУ 2020. Т. 7, № 3. С. 83-86

го помещения для проживания, вскрывает бездействие законных представителей, органов опеки и попечительства в организации контроля над сохранностью жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам. Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль над использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. По сути, эти полномочия поручено исполнять органам местного самоуправления. Таким образом, функции органов местного самоуправления субъекта РФ по контролю над сохранностью жилых помещений состоят не только в проверке наличия объекта недвижимости, но и в проверке законности проживающих в нем лиц, своевременности реагирования на факты незаконного проживания в нем, нецелевого использования жилья. Проведение текущего и капитального ремонта, а также региональное правовое регулирование по освобождению детей-сирот от оплаты коммунальных услуг в период государственной опеки также являются полномочиями органов местного самоуправления. В 2018 году под контролем у органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов было 504 жилых помещения, собственниками которых являются дети-сироты, в 2017 году — 644 жилых помещения. Мониторинг состояния и целевого использования жилья из специализированного жилищного фонда, предоставленного лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого фонда показал рост размера задолженности по оплате за коммунальные услуги. Так, на 01.01.2018 общая сумма задолженности по оплате таких услуг составила более 7 млн рублей. Обобщая

проблемные вопросы в соблюдении жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа, представляется крайне важным усилить контроль над использованием жилых помещений, выделяемых из фонда специализированного жилья, а также состоянием и использованием жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты, находящиеся под надзором в учреждениях или в замещающих семьях [5].

Требует решения на межведомственном уровне вопрос по освобождению от платы за жилое помещение и коммунальные услуги детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Минимуществу края необходимо продолжить работу по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жильем данной категории лиц на территории всех муниципальных образований уровня город-район, в том числе с использованием возможности приобретения жилья на вторичном рынке. Рассмотреть вопрос об исключении из правовых документов нормы, при которой в случае отказа гражданина от предоставления жилья, в связи с его неудовлетворительным состоянием, отдаленностью от постоянного места проживания и работы, он вносится в конец списка нуждающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам ребенка в Ставропольском крае за 2018 год // СПС «Кон-сультантПлюс».

2. Имущественный фонд Ставропольского края. Обеспечение жильем детей-сирот [Электронный ресурс] // URL: https://if-sk.ru/obespechenie-zhilem-de-tej-sirot/predostavlenie-zhilyh-pomeshhenij

3. Московский комсомолец — МК Кавказ [Электронный ресурс] // URL: https://kavkaz.mk.ru/social/2019/12/03/ na-stavropole-prinyali-glavnyy-finansovyy-dokument-novogo-goda.html

4. Наследники свистящего на горе рака. М. Кан-драшкина // Ставропольские ведомости. № 40(205) от 08.10.2019.

5. Сагалаева Е.С., Ивахненко С.Н., Ландина О.В. История формирования правового института опеки над несовершеннолетними // Закон и право. 2019. № 10. С. 44-48.

6. Светлана Орлова: проблему обеспечения жильем детей-сирот можно решать только сообща [Электронный ресурс] // URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/ news/37168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.