Научная статья на тему 'Предоставление жилого помещения детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей: проблемы теории и практики'

Предоставление жилого помещения детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей: проблемы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
665
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ ДЕТЕЙСИРОТ И ЛИЦ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / УЧЕТ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ЛИЦ / PROVISION OF HOUSING FOR ORPHANS AND PERSONS LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / REGISTRATION OF ORPHANS AND PERSONS LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапина А.С.

Цель исследования рассмотрение порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей. В статье затрагиваются актуальные по данному вопросу проблемы, имеющиеся в теории и практики, а также представлены пути их разрешения. Показано, что существуют определенные сложности в обеспечении жилым помещением данной категории субъектов, обусловленные обстоятельствами как с точки зрения практики, так и с точки зрения законодательства. Научная новизна заключается в изучении порядка наделения, оснований предоставления жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, а также в анализе нынешней судебной практики по рассматриваемой теме. Сделан вывод о том, что современная реальность такова, что существует достаточно большое количество таких лиц, которым жилое помещение до сих пор не предоставлено, в частности указывается на причины данного явления и варианты их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лапина А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provision of housing for orphans and persons left without parental care: problems of theory and practice

The purpose of the study is to consider the procedure for providing residential premises to orphaned children and persons left without parental care. The article deals with current problems in theory and practice, as well as presents ways to solve them. It is shown that there are certain difficulties in providing residential premises for this category of subjects, due to circumstances both from the point of view of practice and from the point of view of legislation. The scientific novelty lies in the study of the order of allotment, the grounds for providing housing to orphans and persons left without parental care, as well as in the analysis of current judicial practice on the topic under consideration. It is concluded that the current reality is that there are quite a large number of such persons who have not yet been provided with housing, in particular, the reasons for this phenomenon and options for their elimination are indicated.

Текст научной работы на тему «Предоставление жилого помещения детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей: проблемы теории и практики»

Предоставление жилого помещения детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей: проблемы теории и практики

Provision of housing for orphans and persons left without parental care: problems of

theory and practice

Лапина А.С.

студентка 4 курса, юридический факультет, Западно-Сибирского филиала РГУП (г. Томск),

РФ, г. Томск E-mail: alina.lap@mail.ru

Lapina A. S.

4th year student, law faculty,

West-Siberian branch of RSTU (Tomsk), Russian Federation, Tomsk

Научный руководитель: Могилевец О.М.

старший преподаватель кафедры гражданского права, Западно-Сибирского филиала РГУП (г. Томск),

РФ, г. Томск

Scientific supervisor: Mogilevets O.M.

senior lecturer of the department of civil law, West-Siberian branch of RSTU (Tomsk), Russian Federation, Tomsk

Аннотация.

Цель исследования - рассмотрение порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей. В статье затрагиваются актуальные по данному вопросу проблемы, имеющиеся в теории и практики, а также представлены пути их разрешения. Показано, что существуют определенные сложности в обеспечении жилым помещением данной категории субъектов, обусловленные обстоятельствами как с точки зрения практики, так и с точки зрения законодательства. Научная новизна заключается в изучении порядка наделения, оснований предоставления жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, а также в анализе нынешней судебной практики по рассматриваемой теме. Сделан вывод о том, что современная реальность такова, что существует достаточно большое количество таких лиц, которым жилое помещение до сих пор не предоставлено, в частности указывается на причины данного явления и варианты их устранения.

Annotation.

The purpose of the study is to consider the procedure for providing residential premises to orphaned children and persons left without parental care. The article deals with current problems in theory and practice, as well as presents ways to solve them. It is shown that there are certain difficulties in providing residential premises for this category of subjects, due to circumstances both from the point of view of practice and from the point of view of legislation. The scientific novelty lies in the study of the order of allotment, the grounds for providing housing to orphans and persons left without parental care, as well as in the analysis of current judicial practice on the topic under consideration. It is concluded that the current reality is that there are quite a large number of such persons who have not yet been provided with housing, in particular, the reasons for this phenomenon and options for their elimination are indicated.

Ключевые слова: обеспечение жилым помещением детей- сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, учет детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.

Key words: provision of housing for orphans and persons left without parental care, registration of orphans and persons left without parental care.

«Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». [1] Деятельность специально

уполномоченных на то органов власти, их должностных лиц ориентирована на социальную защиту граждан. В качестве одной из категорий лиц, которым предоставляется помощь со стороны государства, выступают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

На 1 января 2020 года численность детей-сирот, стоящих на учете на получение жилья, составила более 279 тыс.человек. [2] Однако, в действительности из них получают жилое помещение далеко не все, к тому же для того, чтобы это право было реализовано необходимо порой прибегнуть к вмешательству прокуратуры или суда. Причины данного явления кроятся, в том числе, в несовершенстве действующего законодательства.

В соответствии с абз.4 ч.1 ст.155.3 Семейного кодекса Российской Федерации «дети-сироты и лица, оставшиеся без попечения родителей, имеет право на ... получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством». [3] Жилищное законодательство устанавливает порядок предоставления жилых помещений данной категории граждан путем заключения с ними договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. В настоящее время жилые помещения, предоставляемые данной категории субъектов, перенесли из социального жилищного фонда в специализированный жилищный фонд, при этом до 01.01.2013 года они обладали правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Нормативно-правовой базой, регламентирующей механизм реализации данного права, являются Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. № 397, Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также региональное законодательство: Закон Томской области от 19 августа 1999 года N 28-ОЗ «О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», Закон Томской области от 11 сентября 2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» и Постановление Администрации Томской области от 29 декабря 2012 года № 562а «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений».

Для получения жилого помещения детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, необходимо обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления с письменным заявлением по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения полной дееспособности в рамках процедуры эмансипации. В частности, по достижении ими 14 летнего возраста, дети-сироты, нуждающиеся в жилых помещениях, выявляются органом местного самоуправления на основании сведений, сообщенных должностными лицами организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иными гражданами. Полученные сведения должны быть проверены данным органом в течение трех рабочих дней со дня их получения с последующим направлением информации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти для первичного учета в соответствующем банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Также органами местного самоуправления осуществляется проверка на отсутствие или наличия жилого помещения, а в случае его наличия - на соответствие учетной норме и норме предоставления. Ну и в конечном итоге, ими должны быть предприняты действия, направленные на включение в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Хотя законом предусмотрена подача соответствующего заявления законными представителями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении последними возраста 14 лет, за своевременностью подачи которого органы опеки и попечительства осуществляют контроль, а в случае

необходимости принимают меры по включению этих детей в список. Но закрепляя данное положение, законодатель допустил существенную «оплошность» - не установил ответственность в случае невыполнения указанных обязанностей законными представителями, органами опеки и попечительства. В данном случае это является важным, поскольку затрагиваются интересы социально-значимой группы граждан, а также может возникать ситуация, при которой право лица будет упущено по каким-то обстоятельствам. И в этой связи следует закрепить в законе прямую обязанность данных субъектов подавать заявление о предоставлении жилого помещения детям-сиротам или лицам, оставшимся без попечения родителей, или же ставить на учет соответственно, а также ввести норму, в кодекс об административных правонарушениях, устанавливающую ответственность в случае ненадлежащего исполнения указанной обязанности.

В силу ч.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты до 23-х лет должны обозначить свою нуждаемость в жилье, т.е. встать на учет. С одной стороны, это является, скорее, прогрессивным шагом, ибо в противном случае происходило бы злоупотребление предоставленным субъективным правом, но если посмотреть с другой стороны, то сроки, в течение которых должно предоставляться жилое помещение органами государственной власти, законом не предусмотрены. Вследствие этого указанная категория детей поставлена в не самое лучшее положение в отличие от государства, поскольку в таком случае после выпуска из учреждения, в котором они находились до достижения 18 лет, такое лицо имеет шансы остаться без крыши над головой.

Здесь также стоит обратить внимание, на кого возложена обязанность по обеспечению жильем детей-сирот. Органы государственной власти субъекта РФ, чаще всего, на основании издания законов перекладывают исполнение этой обязанность на органы местного самоуправления, что, в свою очередь не противоречит ч.2 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 14 ЖК РФ. На территории Томской области данный процесс осуществляется следующим образом: для предоставления жилого помещения детям-сиротам следует подать заявление с приложением всех необходимых документов в орган местного самоуправления, который принимает одно из решений: 1) решение о включении в список детей-сирот, постановке на учет и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в порядке очереди; 2) решение об отказе во включении в указанный список.

На сегодняшний день существуют и иные проблемы, которые связаны с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей. Так, обращаясь с заявлением о включении в список и предоставлении жилого помещения, соответственно, такие субъекты порой получают неправомерный отказ со стороны уполномоченных органов.

В качестве примера, подтверждающего данное обстоятельство, можно сослаться на Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2018 г. N 41-КГ18-36. Суд отменил апелляционное определение и оставил в силе решение суда первой инстанции по иску Атанова А.В. к администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и об обязании включить в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Суть дела сводилась к тому, что истцу было отказано на том основании, что у его сестры имеется на праве собственности квартира, право пользования которой имеет и Атанов А.В. Вышестоящий суд не поддержал позицию апелляционной инстанции, обосновав это следующим: вывод суда апелляционной инстанции о том, что истец обеспечен жилым помещением является неправильным, так как право пользования квартирой близкого родственника не основано на законодательстве, в том числе продолжительность

проживания в квартире поставлена в зависимость от усмотрения сестры Алексеевой Я.О., которая в любой момент может распорядиться своим имуществом. [4]

По общему правилу, получить жилое помещение указанные категории граждан могут при условии обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления с соответствующим заявлением до достижения лицом 23-х летнего возраста. Но в судебной практике встречаются и случаи, когда за лицом, достигшим уже 23 летнего возраста, признается право на жилое помещение. [5, С. 128]

Например, Куртамышским районным судом Курганской области рассматривалось дело по иску Мартьянова Ивана Александровича к Администрации Куртамышского района Курганской области о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности включения в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, и предоставления жилья. Исковые требования суд удовлетворил, Администрацию обязал выделить субвенцию на обеспечение Мартьянова жилым помещением по договору найма специализированного помещения, поскольку несвоевременность подачи заявления была обусловлена отсутствием достаточного образования, а также наличием заболевания, не позволяющего истцу осознавать в полной мере свои права. [6]

При пропуске срока по неуважительным причинам, суды отказывают в удовлетвори заявленного требования. Так, решением Советского районного суда г. Томка было отказано в удовлетворении иска Белозарович П.Н. к администрации Советского района г. Томска о признании незаконным отказа во включении в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении обязанности включить его в этот список. Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что истец обратился за реализацией своего права на получение жилого помещения в возрасте 36 лет, до достижения возраста 23 лет с заявлениями о постановке на учет за получением жилого помещения не обращался, следовательно, к указанной категории субъектов он не относится. Исследовав доказательства, суд не нашел уважительных причин несвоевременного обращения с соответствующим заявлением, не взирая даже на тот факт, что Белозарович имеет диагноз, поскольку обстоятельства указывают на то, что его наличие позволяет ему узнать о своем праве, порядке его реализации (указанные сведения истец мог подчерпнуть в сети Интернет). [7, С. 219]

Еще одной причиной несвоевременного предоставления жилого помещения указанным лицам выступает финансовая нагрузка, которая не всегда может быть в полном объеме выполнена органами государственной власти субъектов РФ. В частности, стоимость недвижимости характеризуется нестабильностью, и поэтому не всегда можно подсчитать достаточное количество денежных средств.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы: указанная область отношений имеет серьезные проблемы как с законодательной стороны, так и с практической стороны. По мнению автора, для их устранения необходимо:

• усилить контроль за своевременным внесением в список и постановкой на учет детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении;

• установить конкретные сроки обеспечения жилым помещением указанной категории субъектов;

• осуществлять информирование таких лиц, например, путем проведения выездных мероприятий, в рамках которого будет освещено наличие права на жилье и механизм его реализации (если это выпускники детских домов);

• увеличить финансирование, позволяющее в большем объеме исполнить обязательства региональными властями по предоставлению жилых помещений таким детям (например, путем поиска соответствующих инвестиций в строительство домов).

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 -ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.

2. [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/ekonomika/7879369

3. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ // СЗ РФ от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880.

4. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2018 г. N 41-КГ18-36.

5. Новикова В.Д. Современные правовые проблемы предоставления жилья детям-сиротам // Сборник статей XXV Международной научно-практической конференции. Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза, 2019. С. 128.

6. Решение Куртамышского районного суда Курганской области № 2-768/2017 2-768/2017~М-746/2017 М-746/2017 от 29 ноября 2017 г. по делу № 2-768/2017 .

7. Решение Советского районного суда города Томска (Томская область) № 2-2362/2018 2-2362/2018~М-2355/2018 М-2355/2018 от 19 сентября 2018 г. по делу № 2-2362/2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.