Научная статья на тему 'О новых гарантиях предоставления права на жилище детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей'

О новых гарантиях предоставления права на жилище детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ / ORPHAN CHILDREN / RIGHT TO HOUSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечаева О. П.

В статье рассматриваются гарантии предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в свете изменения в законодательстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NEW GUARANTEES OF GRANTING A RIGHT TO HOUSING TO ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

This article consider guarantees of granting premises to orphan children and children without parental support, in the light of change in the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О новых гарантиях предоставления права на жилище детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»

органов Федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам (утв. Приказом ФСБ от 17 апреля 2012 года № 179) (далее - Инструкция от 17 апреля 2012 года).

Инструкция от 17 апреля 2012 года, с учётом негативного опыта ФСБ РФ в суде общей юрисдикции, вводит обязанность -абсолютно всем работникам федеральной службы безопасности получать разрешение должностных лиц на выезд за границу (п. 2 Инструкции от 17 апреля 2012 года). Таким образом, все без исключения лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, независимо от грифа секретности и лица, не имеющие такого допуска, независимо от того, военнослужащий или гражданский персонал, в лице штатного сотрудника - уборщика производственных и служебных помещений, обязаны неукоснительно получить разрешение на выезд. В теории (согласно инструкции от 17 апреля 2012 года), достаточно подать рапорт (заявление) с просьбой о разрешении на выезд (причём в разрешении на выезд, может быть отказано). Мало того, что подобный рапорт необходимо подать за три месяца (ранее нужно было лишь проинформировать о выезде, как правило, не позднее одного месяца) до предполагаемой даты выезда (есть некоторые исключения, к примеру, необходимость прохождения лечения), так ещё и помимо этого согласно п.9 указанной инструкции: «По возвращении из поездки за границу военнослужащие и гражданский персонал в пятидневный срок представляют непосредственному начальнику отчет о выезде за границу». Но это ещё не самое главное. На практике же, после подачи рапорта (заявления) на выезд за границу и его рассмотрения, с работником обязательно проводит длительную беседу должностное лицо Федеральной службы безопасности.

Однако, поскольку бывший Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в своём послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года, заявил о гуманизации закона: «Нельзя забывать и о таком принципиальном вопросе, как гуманизация закона и порядка его применения», то Федеральной службе безопасности РФ необходимо своим приказом провести гуманизацию (внести изменения) в инструкцию от 17 апреля 2012 года, в части оформления разрешений на выезд, как это было в прошлой редакции, хотя бы в отношении лиц гражданского персонала, не имеющего допуска к государственной тайне и гражданского персонала, имеющего допуск к сведениям, составляющим государственную тайну по 3 форме (секретным сведениям). Помимо этого, для решения указанной проблемы, необходимо дополнить Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» статьёй 15.2 следующего содержания: «Лицам гражданского персонала, не осведомленным в сведениях составляющих государственную тайну, либо осведомлённым в секретных сведениях составляющих государственную тайну и/или имеющим допуск к указанным сведениям по третьей форме, получать разрешение на выезд за пределы территории Российской Федерации не требуется».

Несмотря на то, что в настоящей работе рассмотрены не все современные проблемы института государственной тайны, постепенное решение каждого, возникающего вопроса, неизбежно приведёт к совершенству правовое регулирование отношений в данной области.

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // «Российская газета», N 67, 05.04.1995.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994.

3 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2007) // Российская газета. - 1993. - 27 декабря. - №

237.

4. Федеральный закон от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // «Российская газета», N 159, 22.08.1996.

5. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне» // «Российская газета», N 182, 21.09.1993.

6. Определение Верховного суда Российской Федерации от 29 февраля 2012 года №60-Г12-2 // Консультант Плюс. Судебная практика. ВерсияПроф [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». - М., 2013.

7. Решение Североморского городского суда от 28 декабря 2011 года по делу № 2-1938/1

Нечаева О.П.

Магистрант, Волгоградский государственный социально-педагогический университет О НОВЫХ ГАРАНТИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация

В статье рассматриваются гарантии предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в свете изменения в законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова: дети-сироты, право на жилище.

Nechaeva O. P.

Undergraduate, Volgograd state social pedagogical university

ABOUT NEW GUARANTEES OF GRANTING A RIGHT TO HOUSING TO ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN

WITHOUT PARENTAL SUPPORT

Abstract

This article consider guarantees of granting premises to orphan children and children without parental support, in the light of change in the legislation of the Russian Federation.

Keywords: orphan children, right to housing.

В январе 2013 года вступил в свою законную силу Федеральный закон от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", призванный улучшить положение указанной незащищенной группы граждан. Также основной целью ведения данного закона было устранение пробелов в законодательстве, не позволявших в полное мере исполнять все гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно новому законодательству, жилое помещение предоставляется указанным лицам по достижении ими совершеннолетия, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения 18-ти лет. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаются с письменным заявлением после окончания срока пребывания в общеобразовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, учреждениях здравоохранения и иных учреждениях, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения армии, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях [1].

Действовавший до 01 января 2013 года пункт 2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ, гарантировал детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставление жилого помещения без очереди при заключении договора социального найма. Ранее, основной проблемой были многочисленные отказы гражданам, имеющим право на предоставление жилища из специализированного жилищного фонда. Большое количество лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не успели до достижения совершеннолетия реализовать данное право. С 1 января 2013 г. вышеуказанный пункт 2 ст.57 ЖК РФ утратил свою законную силу, параллельно с этим вступили в законную силу поправки в ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [2]. 100

100

Поправки были направлены на установление дополнительных гарантий для защиты прав следующих категорий граждан: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые при этом:

- не являются нанимателями жилья по договору социального найма;

- не являются членами семьи нанимателя жилища по договору социального найма;

- не являются собственниками жилой площади;

- являются нанимателями жилплощади по договору социального найма или являются членами семьи нанимателя жилья по договору социального найма либо владеют жильем, но проживание в данных жилых помещениях было признано невозможным компетентным органом в установленном законом порядке.

Всем вышеперечисленным лицам однократно должно быть предоставлено благоустроенное жилище из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, а не по договорам социального найма, как это было до 1 января 2013 г.

Также претерпела изменения статья 103 ЖК РФ. В новой редакции данной статьи была установлена дополнительная гарантия прав детей-сирот. В случае расторжения договора найма в обязательном порядке указанным лицам должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение, которое должно находиться в границах соответствующего населенного пункта, субъекта Российской Федерации. Таким образом, указанные лица защищаются законодательно от вероятности оказаться без жилища [3].

Для предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует списки лиц, попадающих под обозначенную категорию. В формируемый список лица попадают по достижении ими возраста 14 лет. После получения жилища, лицо исключается из списка. Жилая площадь гражданам по договору найма специализированного жилого помещения может быть предоставлена на срок 5 лет. В том случае, если по истечении указанного срока лицо, которому было предоставлено жилище, находится в сложной жизненной ситуации, договор может быть продлен на срок в 5 лет. Такого рода продление может быть совершено только один раз. После истечения срока действия продленного договора найма или в том случае, если в заключении второго договора отказано, орган исполнительной власти субъекта должен принять официальное решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицом договор социального найма в отношении данного жилого помещения.

В законе также указаны нормативные требования к жилищу, предоставляемому гражданам по договору найма специализированного жилого помещения. Помещение подобного рода предоставляют в виде жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Соответственно, предоставление комнат в коммунальных квартирах лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается [4].

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены выше, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, с принятием нового закона значительно изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература

1. Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

2. Письмо Минобрнауки России от 08.10.2012 N ИР-864/07 "О направлении рекомендаций"

3. Поляков Ю.В. «Новые правила предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вступающие в силу с 1 января 2013 года», http://www.realtylaw.ru/

4. Михайлова Е.Д. «Гарантии жилищных прав детей-сирот: закон и практика»,М., Издательский Дом "Бюджет" , Законы, №5, Май 2013. http://bujet.ru/

Сорокин А.И.

Студент юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета СПЕЦИФИКАЦИЯ: ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация

Целью данного исследования является определение сущности данного способа приобретения права собственности на движимую вещь, уяснение содержания прав и обязанностей, возникающих в общественных отношениях, основанных на таком первоначальном способе приобретении права собственности, как спецификация.

Ключевые слова: спецификация, переработка, добросовестный, спецификатор, переработчик.

Sorokin A.I

Student, St. Petersburg state University, Faculty of Law SPECIFICATION: HISTORY AND REALITY

Abstract

Objective of this research is definition of essence of this way of acquiring ownership on a movable thing, explanation of the content of the rights and the duties arising in the public relations, based on such initial way of acquiring ownership, as the specification.

Keywords: specification, processing, conscientious, qualifier, processor.

Под этим именем разумелось изготовление новой вещи (nova species) из одной или нескольких других. Specificatio - придание материи нового вида, создание качественно новой вещи. Спецификация признавалась состоявшейся, если материал приобрёл новую форму, позволяющую констатировать появление новой вещи.

Если ремесленник переделывает материал, принадлежавший другому человеку, по поручению хозяина материала, последствия спецификации не наступают. Между ними имеются обязательственные отношения, а не вещные. Это мог быть договор найма , поручение или «negotiorum gestio» (добровольно принятое на себя ведение чужих дел).

Если и материал, и труд принадлежали одному лицу, то вопрос о праве собственности решался очень просто: новая вещь принадлежала тому же лицу.

Юридические затруднения возникали, когда создатель новой вещи воспользовался материалом, принадлежащим другому лицу. Две римские юридические школы вели дискуссию относительно принадлежности новой вещи.

Сабинианцы полагали, что новая вещь (nova species) должна принадлежать собственнику изначального материала. Это объясняется тем, что юристы-сабинианцы были последователями стоиков, согласно учению которых материал доминирует над формой.

Прокулианцы полагали, что новая вещь должна принадлежать ремесленнику или изготовителю. Юристы - прокулианцы были последователями Аристотеля и перипатетиков и считали форму доминирующей и существенной, а материю - побочной и несуществующей, пока она не получит формы. Прокулианцы исходили из того, что в результате спецификации первоначальная 101

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.