Научная статья на тему 'Защита прав несовершеннолетних детей'

Защита прав несовершеннолетних детей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
335
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЬЯ / ORPHAN CHILDREN / CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT / GRANTING HOUSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемьев Е. С.

Практика деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по обеспечению прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на жилье не является достаточно эффективной и требует дальнейшего совершенствования, что в первую очередь связано с необходимостью более четкой регламентации функций и обязанностей всех органов власти, участвующих в процессе реализации рассматриваемого права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Артемьев Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита прав несовершеннолетних детей»

Артемьев Е.С. ©

Магистрант, кафедра истории, философии и права,

Омский государственный педагогический университет

ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Аннотация

Практика деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по обеспечению прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на жилье не является достаточно эффективной и требует дальнейшего совершенствования, что в первую очередь связано с необходимостью более четкой регламентации функций и обязанностей всех органов власти, участвующих в процессе реализации рассматриваемого права.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, предоставление жилья.

Keywords: orphan children, children without parental support, granting housing.

Меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее -Закон № 159-ФЗ). В соответствии со статьей 8 Закона № 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На территории Омской области уполномоченными органами, обеспечивающими рассматриваемое право детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

С 1 января 2013 года вступило в законную силу Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее -Постановление № 284-п), которым утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорамнайма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области; Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются;Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых

° Артемьев Е.С., 2013 г.

помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Для реализации Постановления № 284-п Министерством образования Омской области 28 декабря 2012 года был издан Приказ № 78 «О мерах по реализации статьи 17.1 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» (далее -Приказ № 78).

Приказом № 78 утвержден Порядок ведения списка детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано. Обязанность по ведению указанного списка возложена на структурное подразделение Министерства образования Омской области - отдел контроля в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними и организации обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей (далее - отдел).

Между тем, анализ норм Приказа № 78 позволяет сделать вывод, что ведение списка осуществляется на основании поступившего в отдел заявления ребенка, имеющего право на предоставление жилого помещения. Однако, остается открытым вопрос, каким образом, должен вестись список (или вноситься в него изменения) в случае, если указанное право несовершеннолетнего подтверждено вступившим в законную силу решением суда, в соответствии с которым на уполномоченные органы государственной власти возложена обязанность по обеспечению ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилым помещением по договору социального найма.

Как известно, в силу дефицита бюджетных средств, направляемых на эти цели, далеко не все дети, оставшиеся без попечения родителей, на территории Омской области обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, они вынуждены в судебном порядке подтверждать указанное право и возлагать на органы государственной власти Омской области соответствующую обязанность.

Остается нерешенным вопрос, как соотносится реализация права детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения в соответствии со списком и исполнение вступивших в законную силу судебных решений о предоставлении такого права в рамках исполнительного производства. Ущемление прав и законных интересов детей рассматриваемой категории, подавших заявление о включении их в список, или обратившихся за судебной защитой, неприемлемо.

Ранее нами уже отмечалось, что в силу дефицита бюджетных средств судебная практика на территории Омской области обязать органы государственной власти предоставить ребенку, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма довольно обширна. При этом от момента реализации права на судебную защиту до момента реального обеспечения рассматриваемого права проходит значительное количество времени (порой, больше года). Однако в областном законодательстве отсутствует механизм компенсации арендной платы лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых право на обеспечение жилым помещением, предусмотренное статьей 8 Закона № 159-ФЗ, возникло и не реализовано по вине органов государственной власти (как известно, дефицит бюджетных средств обстоятельством, исключающим вину, не является).

Между тем указанные расходы на аренду жилого помещения являются убытками лиц, оставшихся без попечения родителей, возникшими в силу бездействия органов государственной власти, и они должны быть возмещены. В качестве примера можно привести положительный опыт Новосибирской области, в которой принят и действует порядок предоставления компенсации арендной платы за наем жилого помещения лицам из числа детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный Постановлением Правительства Новосибирской области от 10 декабря 2012 года № 557-п.

Таким образом, законодательство в сфере обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, правом на жилье, несовершенно и подлежит изменению в целях не декларативного, а реального обеспечения рассматриваемого права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.