Л.А. ТХАБИСИМОВА доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права, руководитель Северо-Кавказского научно-исследовательского центра политико-правовых проблем Пятигорского государственного университета*
М.С. ТЕПСУЕВ доцент, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой правовых дисциплин Чеченского государственного педагогического университета**
Гарантии жилищных прав детей-сирот в российской федерации: закон и практика
Целями государственной политики Российской Федерации в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Права детей в России регламентированы не только законодательством Российской Федерации, но и международными нормами.
Наиболее значимым международным правовым актом о защите детей является Конвенция о правах ребенка. Она была принята в 1989 г. в Нью-Йорке 20 ноября. Эта Конвенция включает в себя пятьдесят четыре статьи, в которых широко раскрыты права детей. И эти права должны распространяться на всех детей. Необходимо отметить, что в Российской Федерации данная Конвенция была ратифицирована в 1990 г. 16 августа.
К нормам законодательства Российской Федерации регламентирующим права детей, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», законодательные акты
* Тхабисимова Людмила Аслановна, e-mail: [email protected]
** Тепсуев Магомед Султанович, e-mail:[email protected]
Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон «О социальной защите инвалидов», Закон «О дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей и Федеральный закон «Об опеке и попечительстве».
В дополнение к вышеперечисленным законодательным актам в гражданском, административном, уголовном и других видах законодательства также существуют нормы о защите прав детей, которые дополняют соответствующие положения в Конституции РФ.
Проблема сиротства остается быть одной из главных проблем в области защиты прав детей, но, жилищное обеспечение таких детей составляет еще одну большую проблему1.
В Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище, а также то, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (ст. 40).
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ (ред. от 01.05.2017 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда в специализированных жилых помещений по достижению ими 18 летнего возраста2.
Но на практике, зачастую, имущественные права данной категории граждан становятся предметом различных нарушений и злоупотреблений, как со стороны мошенников, так и со стороны самих органов публичной власти, ответственных за их соблюдение. Последнее обстоятельство диссонирует с конституционным установлением, что Российская Федерация является социальным государством, и соответственно, его политика должна быть направлена на
1 Лебединская В.П. И снова о правах детей-сирот: актуальные вопросы жилищного обеспечения // Молодой ученый, 2014, № 4, с. 852-853.
2 Закон Чеченской Республики от 24.06.2013 г. № 21-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Чеченской Республики» URL: http: //www. http://www.consultant.ru / (Дата обращения 26.05.17)
защиту прав и законных интересов самых незащищённых категорий граждан Российской Федерации, в частности, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Защита жилищных прав детей-сирот возложена на законных представителей (опекуны, попечители, руководители воспитательных учреждений и т.д.) и органы опеки, которые осуществляют представление интересов несовершеннолетних в отношении других лиц, в том числе, если опекуны и попечители нарушают права детей сирот.
В Чеченской Республике существуют объективные проблемы, имеющие общероссийский характер, нуждающихся в скорейшем разрешении, это обеспечение прав детей-сирот на жилье.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выпускники государственных образовательных учреждений и учреждений социальной защиты для детей-сирот, а также дети, находившиеся в приемных семьях и достигшие совершеннолетия, должны обеспечиваться жильем вне очереди. Но эта задача в Чеченской Республике решалась медленно из-за отсутствия нормативно-правовой базы.
В связи с этим Парламентом Чеченской Республики разработан и принят Закон от 24 июня 2013 г. № 21-РЗ (ред. 22.12.2016) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Чеченской Республики».
Необходимо отметить, что разработанная Министерством труда и социального развития республиканская программа «Дети Чечни», является следствием проводимой Президентом Чеченской Республики политики, направленной на социальную защиту детей-сирот.
По состоянию на 1 января 2017 г. в соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 г. № 230 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете 1519 детей-сирот, из них 1065 человек, которые приобрели право на жилье.
На 2017 г. на обеспечение жильем из республиканского бюджета определено 51 924500 рублей.
Для выделения денежных средств из федерального бюджета ведется работа по заключению Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Чеченской Республики, о предоставлении в 2017 г. субсидии из федерального бюджета бюджету Чеченской Республики, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Благодаря поддержке Главы Чеченской Республики Рам-зана Ахматовича Кадырова вся сфера, призванная обеспечить условия для нормального развития детей-сирот, возрождалась в Чеченской Республике в первую очередь. Стержнем, вокруг которого строится работа с детьми-сиротами, являются национальные традиции, ценности исламского духовного наследия. Органической сутью этих ценностей являются уважение человеческого достоинства, терпимость по отношению к другим культурам и верованиям.
С целью реализации этих приоритетных направлений Министерство труда и социального развития разработало программу «Дети Чечни», которая включает подпрограмму «Социальная защита детей-сирот», предусматривающую комплекс социальных мер, реализация которых позволит улучшить положение детей Чеченской Республики.
Кроме этого, по распоряжению Рамзана Ахматовича Кадырова детские социальные приюты реорганизованы в Центры социальной помощи семье и детям. По словам Главы Чеченской Республики, «у чеченцев никогда не было даже слова или понятия «приют», так как существование детских домов уже само по себе противоречит традициям чеченского народа»1.
На данное время во всех Центрах занятости населения в целях оказания содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, а также в целях выплаты им пособия по безработице созданы консультационные пункты с указанием о срочной регистрации такой категории граждан.
1 Официальный сайт Главы Чеченской Республики URL: http: //www.chechnya.gov.ru (дата обращения 30.05.17)
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предос-
1
тавления жилья детям-сиротам .
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в республике принят закон Чеченской Республики от 24.06.2013 г. № 21-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Чеченской Республики»2, который предусматривает принятие ряда порядков и определение уполномоченных органов по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики во исполнение требований данного закона разработал проект постановления, который был утвержден постановлением Правительством Чеченской Республики от 3 сентября 2013 г. № 230 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Данным постановлением, уполномоченным органом исполнительной власти Чеченской Республики определено Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики:
- по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений;
1 Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» URL: http: //www. http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 26.05.17)
2 Закон Чеченской Республики от 24.06.2013 г. № 21-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Чеченской Республики» URL: http: //www. http://www.consultant.ru / (Дата обращения 26.05.17)
- по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Утверждены порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; перечень документов, необходимых для включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; порядок установления невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются; порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Также важную роль, в обеспечении прав на жилье детей сирот, играет прокуратура. Защита прав детей сирот считается приоритетным направлением в деятельности прокуратуры. Уполномоченные прокуроры периодически проводят необходимые проверки относительно возможного нарушения прав данной категории детей на жилище.
Ежегодно депутатами Думы Ставропольского края на заседании рассматриваются жилищные вопросы, в том числе и касающиеся предоставления жилья детям-сиротам.
Заместитель прокурора Ставропольского края отметил, что в 2016 г. прокурорами значительно активизирована исковая работа. Только в защиту жилищных прав детей-сирот прокурорами направлено 801 исковое заявление, в суды поступило более 1 тыс. заявлений.
Губернатор Ставропольского края Владимиров Владимир Владимирович отметил, что вопрос предоставления жилья в области решается не так быстро как хотелось бы,
но положительный эффект от жилищных программ уже ощутим. Форсировать события не позволяет бюджет1.
В Республике Башкортостан прокуратура Зилаирского района в судебном порядке восстановила жилищные права детей сирот. В прокуратуру обратились две девушки, которые относились к категории детей-сирот и имели право на внеочередное получение жилья, площадью не менее 18 м2. В результате неправомерных действий муниципалитета девушки вынуждены были проживать вместе с 6 гражданами в квартире, площадью около 30 м2.
С целью восстановления жилищных прав прокуратура района обратилась в суд с требованием обязать администрацию предоставить сиротам благоустроенные помещения, отвечающие социальным нормам предоставления жилья. Суд согласился с доводами прокурора и удовлетворил их в полном объеме2.
Новым органом по защите прав ребенка является Уполномоченный по правам ребенка, деятельность которого направлена и на жилищные права детей-сирот. Так, Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области реализует межведомственный проект «Защита жилищных прав детей-сирот». Его цель - создать условия по предотвращению нарушений жилищных прав сирот посредством проведения обучающих семинаров специалистов, работающих в данной сфере, оказания методической помощи, правового и консультационного сопровождения, выработки рекомендаций по совершенствованию законодательной базы3.
На Дальнем Востоке при Уполномоченном по правам ребенка появился общественный контроль за реализацией прав детей-сирот. Прежде всего, на контроле общественности будет находиться вопрос обеспечения детей-сирот жильём. Результаты станут оперативно направлять главе региона4.
В Самаре детям-сиротам с 2014 г. перестали выдавать сертификаты на покупку квартир. Теперь муниципалитеты
1 Владимиров В.В. Форсировать исполнение жилищных программ не позволяет бюджет. URL: http://www.gubernator.stavkray.ru (дата обращения 30.05.17)
2 Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области защищает жилищные права сирот. URL: http://baikal-info.ru/archives/85142 (Дата обращения 25.05.17)
3 Там же
4 На Дальнем Востоке начнут отстаивать права детей-сирот. URL: http: //www.amur.info/news/2013/05/17/17.html (Дата обращения 26.05.17)
оформляют специальные жилищные фонды в новостройках. В бюджет на эти цели уже поступило 7,1 млн. рублей из областного и федерального бюджетов.
Можно сделать вывод о том, что необходимые меры для обеспечения и защиты прав детей-сирот на жильё созданы, в тоже время, со стороны государственных органов наблюдается злоупотребление своими полномочиями в этой области, что приводит к несомненному ущемлению прав самой незащищенной категории детей.
В связи с этим, необходимо активизировать деятельность Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации и ее субъектах, по обмену информацией, проведению консультаций по актуальным вопросам жизнеустройства и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по разработке предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства в субъектах Российской Федерации о правах ребенка.
Важно привлечь гражданское общество к решению проблем в области защиты прав детей, объединить усилия всех ведомств, занимающихся вопросами защиты детей-сирот.
Главной составляющей государственной политики в области защиты прав детей должно быть возрождение, сохранение и развитие семейных ценностей, национальных традиций всех народов Российской Федерации. Ведь опыт так называемых развитых стран, да и нашей страны показывает, что и в области защиты детства есть проблемы, которые одними финансами невозможно решить.
Тхабисимова Л.А., Тепсуев М.С. Гарантии жилищных прав детей-сирот в Российской Федерации: закон и практика. В
статье исследованы основные проблемы функционирования государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также вопросы правовой защиты их прав и интересов. Выявлены особенности имущественных прав данной категории граждан, что становится предметом различных нарушений и злоупотреблений, как со стороны мошенников, так и со стороны самих органов публичной власти, ответственных за их соблюдение.
Ключевые слова: законодательные акты, права детей-сирот, международные нормы, органы опеки, государственные органы, социальная программа, правовой акт.
Thabisimova L.A., Tepsuev M.S. Sciences guarantee the housing rights of orphan children in the Russian Federation: law and practice. The main problems of the functioning of state support for orphans and children left without parental care, as well as issues of legal protection of their rights and interests are investigated. The peculiarities of the property rights of this category of citizens are revealed, which becomes the subject of various violations and abuses both from swindlers and from the public authorities themselves responsible for their compliance.
Key words: legislative acts, rights of orphans, international norms, guardianship authorities, state bodies, social program, legal act.