Научная статья на тему 'Проблемы реализации положений Болонской декларации'

Проблемы реализации положений Болонской декларации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕХСТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / АККРЕДИТАЦИЯ / КРЕДИТ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТИТУЛ / THREE-CYCLED SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / ACCREDITATION / CREDIT / ACADEMIC TITLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штангова Нора, Генцовска Мария

Рассматриваются актуальные проблемы перехода вузов Словацкой Республики на новую систему высшего образования. Анализируются вопросы аккредитации, присвоения квалификаций, внедрения кредитной системы оценки знаний в контексте структурных изменений европейского высшего образования и внедрения положений Болонской декларации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of Implementation of the Bologna Declaration

The article analyses urgent problems of transferring higher schools of the Slovak Republic to a new system of higher education. Issues of accreditation, qualifications conferment, ECTS introduction are covered in the context of structural changes of European higher education and the Bologna Declaration implementation.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации положений Болонской декларации»

Nora Shtangova,

Maria Hentsovska Issues of Implementation of the Bologna Declaration

The article analyses urgent problems of transferring higher schools of the Slovak Republic to a new system of higher education. Issues of accreditation, qualifications conferment, ECTS introduction are covered in the context of structural changes of European higher education and the Bologna Declaration implementation.

Key words and word-combinations: three-cycled system of higher education; accreditation; credit; academic title.

Рассматриваются актуальные проблемы перехода вузов Словацкой Республики на новую систему высшего образования. Анализируются вопросы аккредитации, присвоения квалификаций, внедрения кредитной системы оценки знаний в контексте структурных изменений европейского высшего образования и внедрения положений Болонской декларации.

Ключевые слова и словосочетания: трехступенчатая система высшего образования; аккредитация; кредит; академический титул.

УДК 378 ББК 74.5

Нора Штангоеа,

Мария Генцовска

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

I I одписав Болонскую декларацию, Словацкая Республика подтвердила свой интерес к созданию такой системы высших учебных заведений, которая при сохранении традиций словацкого высшего образования и автономии университетов могла бы создать условия для более тесной связи вузов Словакии с вузами Европы и мира. Принятие в 2002 г. Закона «О Высшей школе Словацкой Республики» [1] и Постановления Правительства «О кредитной системе обучения» [2] дало все основания для работы по определению целей и задач, которые необходимо решить в процессе реализации Болонской декларации.

Еще до создания национальной законодательной базы вузы Словакии в инициативном порядке предпринимали некоторые шаги, направленные на самостоятельное вхождение в Болонский процесс. Так, факультет государственного управления Университета Павла Йозефа Шафарика стал вводить в процесс обучения систему кредитов, предусмотренную положениями Болонской декларации.

В принятых документах о высшем образовании особое внимание обращено на необходимость сохранения автономии высшей школы. На практике это дает возможность ученым советам вузов учитывать специфические особенности учебного заведения как в уставе вуза, так и в процессе определения целей и задач, в разработке учебных программ и методик обучения. При этом не отрицает-

ся право национального Министерства образования осуществлять регистрацию и контроль за их деятельностью.

С введением трехступенчатой системы образования (бакалавриат - магистратура - докторантура) лица, закончившие первую ступень и получившие степень бакалавра, составят наибольшую часть среди имеющих высшее образование. Обучение по программе бакалавриата продолжительностью 3-4 года будут осуществлять не только вузы университетского типа, но и профильные. В течение этого времени студент обязан получить установленное руководством вуза количество кредитов и заложить прочную основу для дальнейшего продолжения учебы в высшем учебном заведении или реализации полученных знаний в ходе практической деятельности.

Выпускник вуза, получивший академическую степень «бакалавр», при определении на работу должен занять должность, соответствующую его квалификации. Но, как показала практика, в сфере государственного управления пока что мало должностей, для занятия которых было бы достаточно степени «бакалавр». Одна из причин - отсутствие традиции в работе со специалистами, получившими знания по учебной программе первой ступени высшего образования. Не исключено, что именно это приводит к тому, что масса выпускников-бакалавров намерена продолжить свою учебу на более высокой ступени высшего образования, каковой является магистратура. Вследствие этого на факультете государственного управления Университета Павла Йозефа Шафарика в г. Кошице возникают определенные проблемы: в два раза увеличивается количество государственных экзаменов, дипломных работ, выдаваемых документов, свидетельствующих о получении высшего образования. Указанные факты породили сомнения в целесообразности присвоения степени бакалавра тем выпускникам первой ступени обучения, которые еще в процессе учебы заявили о своем намерении продолжить образование на второй ступени. Однако нормативные документы не предусматривают такую возможность для студентов, исключение составляют лишь медицинские вузы.

Вторая ступень высшего образования включает в себя обучение по программам магистра, а также инженера и доктора. В словацком Законе о высшей школе прописано, что эти программы преследуют цель дать такие теоретические знания и практические навыки, которые отвечали бы уровню развития современной науки и требованиям времени, побуждали бы студентов к активной исследовательской работе, использованию ее результатов в практической деятельности, развитию их способностей [1].

Факультет государственного управления Университета Павла Йозефа Шафа-рика в г. Кошице, следуя традициям, сложившимся в вузах Словакии, разрешает студентам, получившим академическую степень магистра, после определенной процедуры (написание и защита ригорозной работы - некоего подобия диссертации, сдача устных ригорозных экзаменов) получить степень доктора философии - РИй. Болонская декларация предусматривает такую возможность для европейских вузов.

Получение степени РИй путем сдачи ригорозных экзаменов и защиты риго-розной работы не является самостоятельной образовательной ступенью, по-

скольку самостоятельная докторская учебная программа относится к третьей ступени высшего образования. Она направлена на то, чтобы докторант получил такие знания, которые бы отвечали требованиям времени и современной научной мысли, дали возможность ему внести свой личный вклад в развитие науки путем самостоятельных научных исследований и творческого подхода к научной деятельности.

Докторская программа предусматривает обучение по специальной методике, значительно отличающейся от используемых на первой и второй ступенях высшего образования. Она рассчитана главным образом на талантливых, способных к научной работе лиц и, по сути, заменила программу, итогом освоения которой ранее была защита кандидатской диссертации и получение научной степени кандидата наук - Ове.

Факультет государственного управления Университета Павла Йозефа Шафа-рика в г. Кошице имеет все предпосылки для получения аккредитации докторской учебной программы. Однако проблема состоит в том, что учебная программа «Государственное управление» аккредитована по специальности «Общественная политика и государственное управление», которая не имеет места в классификации специальностей третьей ступени высшего образования.

В Словацкой Республике окончание всех ступеней высшего образования будет считаться успешным лишь в том случае, если студент (докторант) получит установленное руководством вуза (факультета) количество кредитов, подготовит и защитит дипломную или докторскую работу, успешно сдаст государственные экзамены. При этом сдача государственных экзаменов и защита дипломных (докторских) работ кредитами не оцениваются.

В 2002 г. в Словакии была принята новая номенклатура учебных специальностей [3]. Сегодня 364 учебных специальности объединены в девять групп. Учебные программы, в соответствии с которыми изучается одна специальность или несколько, должны получить государственную аккредитацию.

Аккредитация учебной программы - процесс, в рамках которого Аккредитационная комиссия, являющаяся совещательным органом Правительства Словацкой Республики, оценивает способность вуза реализовать соответствующую учебную программу по той или иной специальности. О своем решении Аккредитационная комиссия докладывает министру образования Республики, который в итоге принимает решение о признании права присваивать выпускникам высшей школы соответствующую академическую степень [4]. Начиная с 2005/06 учебного года словацкие высшие учебные заведения имеют право принимать студентов лишь в том случае, если учебные программы получили аккредитацию.

Новая система образования актуализировала проблему оплаты за обучение. По мнению значительного числа граждан Республики, это противоречит Конституции страны, в которой говорится, что «каждый гражданин Словацкой Республики имеет право на бесплатное образование, включая и высшее», но «с учетом способностей этого гражданина и возможностей государства» [5]. Это право зафиксировано и в законе о высшей школе. В частности, в нем отмечено, что студент, обучающийся по учебной программе дневного обучения первой и второй ступени высшего образования, за обучение не платит, но при условии,

что он не превысил официально установленные сроки обучения. Студенты оплачивают учебу и на заочном отделении [1].

Кредитная система дает возможность студенту самому избирать темп обучения . В Словакии каждое высшее учебное заведение устанавливает сроки обучения самостоятельно. Если же студент посчитает необходимым продлить сроки обучения и замедлить темп освоения одной или нескольких дисциплин, то в этом случае он обязан заплатить сумму, ежегодно определяемую ректором вуза. Ректор же может освободить студента от оплаты за обучение. Сведения о прохождении обучения на той или иной ступени образования (в рамках календарных или дополнительных сроков) можно получить на страницах «Центрального регистра студентов», который ведет Министерство образования Словацкой Республики.

Кредитная система обучения в Словацкой Республике регулируется Законом Республики «О высшей школе» и Постановлением Министерства образования Словацкой Республики «О кредитной системе обучения». В соответствии с ними студент за академический учебный год должен получить 60 кредитов (по 30 кредитов за семестр). Правила реализации кредитной системы определяются и уточняются самими вузами (факультетами). В соответствии с Законом «О высшей школе» кредиты - это цифровое выражение нагрузки студента в процессе освоения им учебной программы.

В целях более объективной оценки проделанной работы на факультете государственного управления Университета Павла Йозефа Шафарика при начислении кредитов по отдельным учебным дисциплинам учитывают объем еженедельной контактной учебы и форму подведения ее итогов (экзамен или зачет). Например, если на изучаемый предмет в течение недели потребовались двухчасовая лекция и двухчасовой семинар, а также экзамен, то вся эта работа оценивается шестью кредитами.

Контрольные работы оцениваются кредитами с учетом сложности и количества проведенных итоговых семинаров. Кредитами можно оценивать и домашнюю подготовку, направленную на изучение того или иного предмета, однако дать объективную оценку подобной работы не представляется возможным.

Факультет государственного управления Университета Павла Йозефа Шафа-рика является единственным в своем роде в Словацкой Республике, и он, естественно, подвержен влиянию тех процессов, которые проявляются в ходе реформы государственного и муниципального управления. Это сказывается на учебных программах, выборе необходимых для изучения дисциплин.

Введение кредитной системы привело к более четкой классификации учебных предметов. В соответствии с Законом о кредитной системе обучения они разделены на три категории: обязательные предметы; обязательно-избираемые предметы; избираемые предметы. При изучении обязательных предметов студент, в сущности, избирает лишь темп их освоения, поскольку они относительно стабильные, чего нельзя сказать об обязательно-избираемых и избираемых предметах.

Кредитная система предоставляет студенту значительный простор в выборе специализации и темпа обучения. Но успешная учеба обеспечивается наличием учебной и научной литературы, количеством студентов в группе, индивидуальной работой преподавателя со студентом, знанием иностранных языков, оказанием

студентам помощи, особенно в первый год обучения в вузе. С введением кредитной системы появилась и новая форма оценки студенческого труда. Она выражается заглавными буквами алфавита и состоит из шести ступеней. От А до Е включительно - положительные оценки; F-X - отрицательные (если студент не сдал экзамен). В целях повышения качества педагогического процесса на факультете государственного управления активно используется анкетирование, данные которого отражают взаимосвязь преподавателей и студентов.

В соответствии с законом о высшей школе выпускник, успешно завершивший освоение вузовский учебной программы, получает свидетельство о сдаче государственных экзаменов, диплом о высшем образовании и приложение к нему. Учитывая новые реалии, а также интерес отдельных выпускников к продолжению учебы в зарубежных вузах или работе за границей, с согласия Министерства образования Словакии факультет выдает дипломы на словацком и английском языках. Приложение к диплому, утвержденное Законом «О высшей школе», является документом, в котором содержатся подробные сведения об освоении учебной программы, указывается, какое высшее образование получил выпускник вуза, какую ступень высшего образования закончил, каковы достигнутые результаты. Приложение также содержит сведения о функции, выполняемой высшим образованием в стране, о системе вузов в Словацкой Республике, что очень важно в процессе признания равноценности документов, квалификации.

В соответствии с требованиями Болонской декларации факультет государственного управления ведет активную работу в рамках программы «Эразмус», являющейся составной частью программы Европейской комиссии «Непрерывное образование: образование в течение всей жизни». Это позволяет укрепить позиции факультета на международной арене, активно развивать международное сотрудничество, поддерживать мобильность студентов и преподавателей, обеспечивать прозрачность обучения и контактов, создавать условия для признания результатов учебы и получения квалификации посредством трансферов кредитов в странах ЕС. Участие в программе «Эразмус» может принять каждый студент факультета, окончивший первый год обучения по программе бакалавриата и добившийся отличных результатов в учебе, хорошо владеющий английским языком или языком страны, где студент намерен учиться.

Факультет государственного управления постепенно расширяет свои связи с учебными заведениями за рубежом. В 2007/08 учебном году были подписаны Соглашения о сотрудничестве с Университетами Венгрии (Corvinus University of Budapest), Румынии (Scoala Natinala de Studii Politice, Bukarest), Испании (Universita Leon), Турции (Adnan Menderes University). Поддерживаются тесные контакты с вузами ФРГ (Univerzita v Bayreuthe), Г реции (Panteion University Ateny) и России (Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, г. Саратов).

Однако подписание соглашений всех проблем не решило. Остаются вопросы признания кредитов, сопоставимости учебных программ и изучаемых предметов, правильной ориентации при выборе вуза и изучаемых предметов, знания иностранных языков, совместимости обучения по времени (по мнению студентов, обучающихся в зарубежных вузах, пребывание в них в течение одного

А.Ф. Чубуков

семестра малоэффективно, ибо крайне сложно совместить учебные программы). Возрастает роль преподавательского корпуса: предполагается, что в течение 2008/09 учебного года все обязательные предметы на факультете будут преподаваться на английском языке.

Университет Павла Йозефа Шафарика, и в частности факультет государственного управления, располагает всем необходимым для реализации Болонской декларации. Характерным является понимание того, что объединение системы высшего образования в Европе требует больших усилий и времени, новых подходов и средств, чтобы поставленные цели были успешно реализованы.

Библиографический список

1. Закон № 131/2002 «О высшей школе Словацкой Республики» [Текст] // Свод законов Словацкой Республики. - Братислава, 2002.

2. Постановление Правительства Словацкой Республики № 614/2002 «О кредитной системе обучения» [Текст] // Свод законов Словацкой Республики. - Братислава, 2002.

3. Постановление министерства образования Словацкой Республики от 16 декабря 2002 г. № 2090/2002 [Текст] // Свод законов Словацкой Республики. - Братислава, 2002.

4. Постановление Правительства Словацкой Республики от 11 июня 2003 г. № 104 «Об аккредитационной комиссии» [Текст] // Свод законов Словацкой Республики. - Братислава, 2003.

5. Конституция Словацкой Республики [Текст]. - Братислава, 2005.

Перевод В. М. Полякова

A.F. Chubukov Military Education Functions in Socio-Cultural Conditions of Modern Society

The author reveals military education modernization problem in the modern conditions as major control facility of building, strengthening and developing the armed forces and perfecting the army's spiritual life.

Key words and word-combinations: military education; preparation of highly skilled military experts; societal functions; system of value orientations.

Раскрывается проблема модернизации военного образования в современных условиях как важнейшего средства управления строительством, укреплением и развитием Вооруженных Сил, совершенствования духовной жизни армии.

Ключевые слова и словосочетания: военное образование; подготовка высококвалифицированных военных специалистов; социетальные функции; система ценностных ориентаций.

УДК [316.74: 37] (470+571 )

ББК 60.56 (2 Рос)

А.Ф. Чубуков ФУНКЦИИ

ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

1^ нститут военного образования имеет относительную самостоятельность по своим социальным функциям. Ему свойственны преемственность исторически преходящих систем военного образования и способность оказывать активное воздействие на укрепление и развитие Вооруженных Сил (ВС). Состояние

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.