Научная статья на тему 'О некоторых аспектах реализации Болонской декларации в партнерских вузах Словацкой Республики'

О некоторых аспектах реализации Болонской декларации в партнерских вузах Словацкой Республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах реализации Болонской декларации в партнерских вузах Словацкой Республики»

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РЕАЛИЗАЦИИ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В ПАРТНЕРСКИХ

ВУЗАХ СЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В.М. Поляков

ПОЛЯКОВ Владимир Михайлович -кандидат

исторических наук, начальник управления международных связей Поволжской академии государственной службы

им. П.А. Столыпина

V— целью изучения опыта работы словацких вузов по переходу на новую образовательную систему в рамках Болонской декларации делегация Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина посетила Университет Павла Йозефа Шафарика (г. Кошице) и Экономический университет (г. Братислава). В беседах, состоявшихся с ректором Университета Павла Йозефа Шафарика профессором Владимиром Бабчаком, ректором Экономическогоуниверситета профессором Войтехом Колларом, деканами, преподавателями и сотрудниками этих вузов были рассмотрен ы вопросы, касающиеся организации учебного процесса, научной и исследовател ьской деятел ьности, работы докторантуры.

Стороны обменялись взглядами относительно предстоящей реформы и пришли к единому выводу, что вступле-

ние Словакии в ЕС и подписание Словацким правительством Болонской декларации предопределили вузам Республики принять предложенные Европейским Союзом правила организации высшей школы. В университетах Словакии начата подготовительная работа по переходу на новую систему обучения студентов, при этом учитывается накопленный в предыдущие годы опыт подготовки специалистов, а также специфика вузов и факультетов.

Подходы к решению проблемы и определяемые сроки участия в Болонском процессе неоднозначны. Так, Экономический университет полностью перейдет на новую систему с 2005/06 учебного года, при этом вуз будет принимать всех желающих учиться на отделение бакалавра - первую ступень высшего образования. И лишь после успешного окончания первого цикла обучения, продолжительность которого три года, и получения академического титула «бакалавр» выпускник может продолжать обучение на второй ступени высшего образования с последующим, после окончания второго цикла, получением академического титула «магистр».

Если в Экономическом университете в Болонский процесс будут включены все факультеты, то в Университете Павла Йозефа Шафарика, исходя из требований Болонской декларации, специалистов будет готовить лишь один из четырех факультетов - государственного управления. По мнению профессора Владимира Бабчака, включение в Болонский процесс факультетов медицинского, юридического и естественных наук преждевременно.

Несмотря на различия во взглядах на Болонскую декларацию, словацким коллегам импонирует идея формирования общеевропейской системы высшего образования, основанной на общности основополагающих принципов ее функционирования. Они считают, что реализация Болонской декларации создает благоприятные условия для повышения мобильности студентов, профессорско-преподавательского состава, руководителей структурных подразделений вузов в направлении более предметного изучения и применения передового опыта европейских стран в сфере образования. Словацкими коллегами с одобрением воспринимается перспектива признания в странах Европы дипломов национальных вузов, свободная миграция трудовых ресурсов и уста новление равн ых п рав для гражда н разн ых стран при приеме на работу.

Большинство ученых склоняются к тому, что новая образовательная система будет способствовать повышению качества образования. В основе оценки ее эффективности - не длительность или содержание обучения, а знания, умения и навыки, приобретенные выпускниками высших учебных заведений. Другими словами, качество обучения будет определяться конечным результатом.

Вместе с тем некоторые словацкие коллеги не скрывают своих опасений по поводу возможных нежелательных последствий перехода на новую систему образования, которые в дальнейшем могут нанести ущерб Словацкой Республике в целом. Речь идет прежде всего о качестве подготовки специалистов и их последующем использовании. При обсуждении подчеркивалось, что сформировавшаяся в Республике система подготовки специалистов оправдала себя, и ее неосторожный демонтаж может дорого обойтись государству. Де-факто словацкая экономика, государственные учреждения и органы местного самоуправления, руководители промышленных предприятий, концернов и фирм пока психологически не готовы принимать лиц с неполным высшим образованием, каковыми и являются бакалавры. Это -с одной стороны, а с другой - налицо опасения, что новая образовательная система создаст благоприятные условия для «утечки мозгов». «Охота» за талантами продолжается уже не один год. Это относится и к студенческому, и к профессорско-преподавательскому составу.

По новым правилам выпускник может получить степень бакалавра в том случае, если его гарантом будет доцент, а степень магистра - лишь при руководстве профессора, что, естественно, повышаетроль корпуса профессоров и доцентов, значение подготовки этой категории преподавателей. Словацких коллег настораживает и тот факт, что с переходом на новую систему обучения резко возрастет нагрузка на преподавателей при неизменной заработной плате. Уже сегодня наблюдается отток профессуры на «практическую работу» в различные фирмы и конторы, где годовая заработная плата несоизмеримо выше вузовской. Нехватка профессоров и доцентов в вузах скажется на качестве подготовки специалистов.

Чтобы реально оценить плюсы и минусы Болонской декларации, необходимо время. Каждый вуз решает проблему перехода на новую систему образования по-своему: путем экспериментов, поиска наиболее оптимальных решений в процессе разработки учебных программ и их реализации. Как представляется, определенный интерес для российских вузов может являть опыт работы факультета государственного управления Университета Павла Йозефа Шафарика, который уже работает в рамках Болонского процесса на основе кредитной системы образования. После окончания факультета выпускники получают академический титул «бакалавр» или «магистр», в зависимости от освоенных программ и времени обучения на факультете.

Пятилетняя магистерская программа предусматривает два цикла образования. В первом цикле ведется обучение по программе бакалавра в течение трех лет, которое завершается государственным экзаменом по трем дисциплинам: государственное управление и местное самоуправление; ад-

министративное право; экономика и финансы. Кроме того, выпускник обязан выполнить письменную дипломную работу.

Для успешного завершения обучения в вузе по программе бакалавра студенту необходимо набрать не менее 180 кредитов за три года обучения. Стандартная норма студента за весь академический год составляет 60 кредитов (30 кредитов - за один семестр). Таким образом, один кредит составляет одну шестидесятую часть трудоемкости учебной работы за год. Студент получает кредит за изучаемый предмет лишь после сдачи по нему зачета или экзамена с положительной оценкой, причем по одному предмету можно получить кредит только один раз. Благодаря накопительной системе, кредиты, полученные студентом по различным предметам в течение семестра, академического года, всего срока обучения, «аккумулируются» и, таким образом, дают возможность оценить работу студента за время учебы в вузе и дать ему «пропуск» к сдаче государственных экзаменов.

Во втором цикле предусматривается завершение обучения в течение двух лет по программе магистра. При этом за два года учебы претендент на магистерскую степень должен набрать не менее 120 кредитов, а в общем итоге за пять лет обучения в вузе - 300 кредитов. После сдачи госуда р-ственного экзамена, в который входят защита дипломной работы и сдача экзаменов по трем обязательным и одному избираемому предметам, выпускнику присваивается академический титул «магистр» по специальности «Государственное управление и местное самоуправление».

Кредитная система дает возможность студенту изучать отдельные предметы, включенные в учебную программу других факультетов и вузов, то есть постоянно корректировать свой учебный план. Каждый предмет имеет свой код, основные характеристики которого указаны в идентификационном листе. Например: количество кредитов, необходимых для освоения того или иного предмета; количество отводимых учебных часов; ученая степень и должность гаранта; основные анкетные данные обучающегося; предметы, которые может избрать студент вместо указанных в учебной программе; условия, при которых освоение предмета считается завершенным; способ оценки работы студента; содержание предмета; контрольные этапы в ходе изучения предмета.

Предметы, включенные в учебную программу, делятся на три группы: обязательные - их освоение необходимо в полном объеме; обязательно избираемые - эти предметы служат дополнением к обязательным предметам, помогают студентам получать болееглубокие и разносторонние знания, дают возможность вместе с обязательными предметами составить учебный план сучетом своих индивидуальных особенностей и потребностей; избираемые - к ним относятся остальные предметы учебной программы и пред-

меты из учебных программ других вузов и факультетов. Обязательные и обязательно избираемые предметы, как правило, соответствуют профилю факультета и включены в его учебный план (программу). Подготовка дипломной работы приравнивается к отдельному предмету и оценивается кредитами. Так, дипломная работа магистра оценивается 20 кредитами.

Важным является то обстоятельство, что обучающийся, планируя свою учебную работу на каждый семестр, должен самостоятельно определить обязательные, обязательно избираемые и избираемые предметы. Общая сумма кредитов, полученных за них, должна позволить ему преодолеть контрольный этап и, таким образом, получить разрешение на продолжение учебы. За один академический год студент может включить в свой учебный план такое количество предметов, которое позволило бы ему набрать не менее 40 и не более 90 кредитов.

Контрольные этапы обучения также выражаются количеством набранных кредитов. Для того чтобы студент мог продолжить учебу в вузе, он должен в конце первого года обучения набрать минимально 50 кредитов, за каждые последующие четыре семестра - минимально по 80 кредитов.

Переход на новую систему подготовки специалистов высшей квалификации ставит немало новых задач перед высшей школой Словакии. Среди них особое место принадлежит обеспечению качественного руководства учебным процессом. В новых условиях каждый студент требует к себе особого внимания и «персональной опеки» со стороны преподавателя. Это наи-большая«головная боль» руководителей вузов и факультетов,тем более, когда количество студентов в вузах постоянно возрастает.

Нагрузкаувеличивается не толькона профессорско-преподавательский состав, но и на государство, прежде всего с финансовой точки зрения, поскольку в настоящее время обучение на дневной форме осуществляется за счет государственных бюджетных средств. Не исключено, что в скором времени эта практика будет отменена, и студентам придется платить за учебу около 700 америка нских долла ров в год. Во вся ком случае, министерство образования Словакии разработало предусматривающийтакие изменения проект, очередь - за парламентом Словацкой Республики. Каковы будут последствия - покажет время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.