семестра малоэффективно, ибо крайне сложно совместить учебные программы). Возрастает роль преподавательского корпуса: предполагается, что в течение 2008/09 учебного года все обязательные предметы на факультете будут преподаваться на английском языке.
Университет Павла Йозефа Шафарика, и в частности факультет государственного управления, располагает всем необходимым для реализации Болонской декларации. Характерным является понимание того, что объединение системы высшего образования в Европе требует больших усилий и времени, новых подходов и средств, чтобы поставленные цели были успешно реализованы.
Библиографический список
1. Закон № 131/2002 «О высшей школе Словацкой Республики» [Текст] // Свод законов Словацкой Республики. - Братислава, 2002.
2. Постановление Правительства Словацкой Республики № 614/2002 «О кредитной системе обучения» [Текст] // Свод законов Словацкой Республики. - Братислава, 2002.
3. Постановление министерства образования Словацкой Республики от 16 декабря 2002 г. № 2090/2002 [Текст] // Свод законов Словацкой Республики. - Братислава, 2002.
4. Постановление Правительства Словацкой Республики от 11 июня 2003 г. № 104 «Об аккредитационной комиссии» [Текст] // Свод законов Словацкой Республики. - Братислава, 2003.
5. Конституция Словацкой Республики [Текст]. - Братислава, 2005.
Перевод В. М. Полякова
A.F. Chubukov Military Education Functions in Socio-Cultural Conditions of Modern Society
The author reveals military education modernization problem in the modern conditions as major control facility of building, strengthening and developing the armed forces and perfecting the army's spiritual life.
Key words and word-combinations: military education; preparation of highly skilled military experts; societal functions; system of value orientations.
Раскрывается проблема модернизации военного образования в современных условиях как важнейшего средства управления строительством, укреплением и развитием Вооруженных Сил, совершенствования духовной жизни армии.
Ключевые слова и словосочетания: военное образование; подготовка высококвалифицированных военных специалистов; социетальные функции; система ценностных ориентаций.
УДК [316.74: 37] (470+571 )
ББК 60.56 (2 Рос)
А.Ф. Чубуков ФУНКЦИИ
ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
1^ нститут военного образования имеет относительную самостоятельность по своим социальным функциям. Ему свойственны преемственность исторически преходящих систем военного образования и способность оказывать активное воздействие на укрепление и развитие Вооруженных Сил (ВС). Состояние
и функции этой системы детерминируются уровнем социально-экономического развития государства, структурой его социальных связей и отношений.
Вместе с тем социетальные функции военного образования определяются и общечеловеческими потребностями в социальном воспроизводстве и передаче накопленных знаний и навыков от поколения к поколению, тенденцией перехода новых поколений к более высокому уровню образованности и культуры, хотя история знает не только общественный прогресс. В этом плане одной из основных закономерностей развития вооруженных сил государства является непременное и активное использование в практике военного строительства передовых достижений науки и техники, что предусматривает неуклонный рост уровня образованности военнослужащих.
Совершенно очевидно, что стратегической задачей государства в современных социально-экономических условиях является сохранение и развитие интеллектуального потенциала армии, подготовка высококвалифицированных военных специалистов, ориентированных на постоянный профессиональный рост, расширение кругозора, повышение культурного уровня, отвечающих требованиям и задачам реформирования общества и армии как его подсистемы. Осуществление военной реформы, ее успех и результативность во многом будут зависеть от профессионализма и интеллектуального потенциала военных специалистов с высшим образованием, роль которых, по прогнозам обществоведов, неуклонно возрастает в условиях, когда военное соперничество стран все более перемещается в сферу экономики, науки, новых технологий, профессиональной подготовки кадров. Понятно, что улучшение качества подготовки офицера современной армии - первоочередная задача системы военного образования России при неукоснительном повышении ее эффективности.
В этом система военного образования ничем не отличается от общегосударственной системы образования. Г. В. Осипов считает, что «эффективность системы образования связана с разрешением следующих противоречий:
1) между общественной потребностью в развитии социально-гомогенного общества и сохраняющейся его дифференциацией, в значительной мере обусловленной уровнем и качеством полученного общего и профессионального образования;
2) между растущими потребностями производства и социально-профессиональными ориентациями молодых людей;
3) между необходимым уровнем развития личности и реальным уровнем общего развития выпускников учебных заведений» [1, с. 305].
При должном внимании со стороны государства система военного образования может выступать одним из мощных средств управления строительством и развитием ВС, совершенствованием духовной жизни армии.
Сегодня в России в результате недостаточно сбалансированной и глубоко проработанной военной реформы, сложно понимаемой и трудно объяснимой модернизации системы военного образования в армии наблюдается безрадостная тенденция: число специалистов с законченным высшим военным образованием растет, а качество их работы падает. Уровень квалификации и профессионализма офицерского состава не в полной мере отвечает современным требова-
ниям и, что самое главное, продолжает снижаться по причине недопустимой ограниченности материальных и финансовых средств, выделяемых на подготовку войск. Социологический опрос слушателей Военного института повышения квалификации специалистов мобилизационных органов ВС РФ, проведенный в рамках НИР в 2007 г., показывает, что в качестве наиболее актуальных проблем ВС РФ 45% респондентов отметили отсутствие или недостаточное финансирование, а 30% - низкий уровень боевой подготовки.
Эта ситуация усугубляется также тем, что военная школа в настоящее время, по существу, утрачивает мотивацию к развитию, повышению качества обучения и самосовершенствованию, так как она осуществляет подготовку офицеров, обреченных на ограниченность применения полученных знаний из-за прохождения многолетней воинской службы в условиях падения престижа военной службы, низкого социального и экономического статуса профессии офицера. Социальная эффективность военного образования зависит не только от объема и качества полученных в ввузе знаний, но и от степени их применения, практической реализации в военной службе. Результаты анкетного опроса слушателей Военного института повышения квалификации специалистов мобилизационных органов ВС РФ указывают на то, что около 20% молодых офицеров не рассматривают хорошее образование как способ продвижения по службе и повышения уровня своего материального благосостояния.
Между тем значение качества профессионального образования, в том числе военного, в современных условиях неизмеримо возрастает, поскольку оно выполняет широкие функции в социальной, духовной и военной сферах общества. Ведущей из них является гуманистическая функция, так как система военного образования ориентирована прежде всего на интеллектуальное и нравственное формирование военного специалиста, на реализацию его способностей и потребностей.
Образование в известной степени активизирует социализацию, призванную обеспечивать постоянный личностный рост. Принято признавать социализацию успешной, если обучаемый осваивает необходимые социальные роли, принимает одобряемые данным обществом, социальной общностью ценности, социальные нормы, стереотипы поведения. Но это не значит, что она представляет собой поступательное движение вверх. Это сложный, кропотливый и целенаправленный воспитательный процесс по формированию системы ценностных ориентаций, основу которой составляет гуманизм.
Формирование системы ценностных ориентаций у курсантов (слушателей) военных учебных заведений имеет определенную специфику, так как этот процесс опирается на личностную мотивацию обучаемых к священному служению своей Родине, своему народу с целью воспитания защитников Отечества с высокими духовными качествами: гуманизмом, гражданственностью и патриотизмом.
Создание демократического правового государства предполагает изменение самого характера его военной деятельности, который проявляется в неучастии России в военных блоках агрессивной направленности, в ненаступательной структуре ВС и всех мероприятий по обеспечению безопасности страны, соответствии масштабов военной деятельности и затрат на нее интересам народа и
национальной безопасности страны, открытости и доверии по отношению к друзьям и союзникам, верности нормам и требованиям международного права. В данном контексте все более понятной становится необходимость развития в России общества, предполагающего высокий уровень социального, интеллектуального и психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самостоятельности при выполнении гражданского долга.
Ввиду того что личность сейчас все больше становится решающим фактором экономического развития общества, возрастает значение профессионально-экономической функции военного образования, связанной с «производством» высококвалифицированной рабочей силы, человеческого капитала. Значительно возросли роль и значение профессионального потенциала, прежде всего приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для вхождения в конкурентоспособную среду. Так, наблюдается стремление курсантов получить вместе с военно-специальной подготовкой и гражданскую специальность.
По общероссийским данным, только 23% офицеров, уволенных в запас по различным причинам, удалось, главным образом в силу особых жизненных обстоятельств и собственной инициативы, войти в социальную среду и в основном приспособиться к условиям современной жизни на «гражданке».
Небывало возросло значение профессионально-трудового личностного ресурса, позволяющего успешно действовать в конкурентной среде.
Господство «спроса-предложения» на рынке рабочей силы и наличие при этом безработицы делают императивом сведение к минимуму ошибок при выборе профессии, необходимость разностороннего, более широкого и более глубокого образования, облегчающего смену видов деятельности и мест работы, способность к повторной адаптации.
Образование наряду с другими социальными институтами государства призвано формировать благоразумных граждан, готовых принять и желающих поддерживать ценности общества, в которое они вступают. Эта проблема особенно актуальна для современной России, которая нуждается в социально активной личности, способной к инновационной и высококвалифицированной деятельности. Социологические исследования, проведенные за последние 10 лет в вузах Ракетных войск и артиллерии ВС РФ, показали, что среди тех молодых людей, кто ориентирован на получение военного образования как на профессию, значительно меньше социальных пессимистов. Это особенно важно в условиях осуществления военной реформы, которая порождает необходимость в военных специалистах, стремящихся к росту профессионального мастерства и общей культуры, адаптированных к военной и гражданской жизни в условиях обострения ситуации на рынке труда.
В качестве социального института военное образование выполняет также важную социально-дифференцирующую функцию, выступая фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и являясь каналом социальных перемещений и социальной мобильности, изменения социального статуса личности. Часто эту функцию отождествляют с функцией социального контроля.
Данную функцию образования достаточно ясно характеризуют слова П. А. Сорокина, утверждавшего, «что вопреки общепринятому мнению всеобщее образо-
вание не устраняет умственных и социальных различий, а лишь усиливает их. Школа, даже самая демократичная, открытая каждому, если она правильно выполняет свою задачу, является механизмом «аристократизации» и стратификации общества, а не «выравнивания» и «демократизации» [2, с. 410].
Социально-дифференцирующая функция военного образования неоднозначна в различных обществах и в разные периоды времени, однако она приобретает особую значимость только при доступном всеобщем образовании, а не при специфическом отборе в учебные заведения, когда доминантой выступает социально-экономическое положение родственников. Такой подход к организации военного образования гарантирует необходимое качество подготовки военных специалистов, так как селекция обучаемых усиливается по мере продвижения от школы к военному училищу (институту), от военного училища (института) к военной академии или университету.
В этих целях различным звеньям системы военного образования предоставлены определенные полномочия, которые не только обладают правом удостоверять с помощью государственного документа (аттестата, диплома и т.д.) полученное военнослужащими знание, но и предоставляют право перехода на следующую образовательную ступень или на занятие соответствующих полученному образованию должностей, выполнение конкретных видов обязанностей по военной службе. В результате из многих желающих посвятить свою жизнь военной службе и поступивших в военное учебное заведение, только незначительное меньшинство может завершить учебу в академии Генерального штаба. Подавляющее большинство офицеров, закончивших ввуз, в силу социальной дифференциации отстраняются от дальнейшего восхождения по социальной (карьерной) лестнице к высоким воинским званиям. Некоторым все же удается достичь определенного служебного положения (к примеру, через богатство или «связи»), но их удельный вес незначителен.
Современный этап развития российского общества и армии характеризуется сложностью и неоднозначностью протекания социальных процессов, непоследовательностью осуществления реформ и преобразований, в том числе в военной сфере. Это обстоятельство актуализирует социокультурную функцию образования как доминирующего фактора в формировании духовного мира российского офицера.
Важнейшим элементом духовного мира офицера являются его духовные качества. Развитые духовные качества офицера позволяют ему на более высоком уровне осваивать и воспроизводить знания, нравственность, образование и воспитание, художественно-эстетические ценности, информационную жизнь общества, развивать сознание и мировоззрение военнослужащих.
Духовные качества имеют внутреннюю и внешнюю направленность. При этом духовные качества внутренней направленности используются офицером для самосовершенствования, а внешней реализуются в отношениях с другими социальными субъектами и с окружающей средой по воспроизводству духовной культуры общества, военнослужащих армии и флота. Высокая духовность во все века была присуща российской армии, согласно высказыванию русского философа В.Ф. Эрна: «Русское воинство, светлое, бесстрашное, есть, прежде
всего, духовная сила, и сталь, и щетина штыков лишь внешняя, наружная оболочка этой силы, материализация духа народа, вызванная моментом и необходимостью, материализация, нисколько не противоречащая духу и в то же время отнюдь его не исчерпывающая» [3, с. 37].
Нельзя не заметить, что современное образование, в том числе военное, несущее социокультурную функцию, сформировалось несколько однобоко. Радикальные изменения в духовной сфере российского общества последних лет негативно отразились на армии как социальном институте воспитания молодежи. Преобладание в нем материалистической составляющей нарушило гармонию, основополагающее соответствие материального и духовного, профессиональной подготовки и человеческой позиции. К сожалению, сегодня прагматически настроенная молодежь часто не обременяет себя приобретением духовных и интеллектуальных качеств, получая военно-профессиональное образование, а «гонится» за знанием - средством физически-материального существования. Так, у 62% выпускников высших военных учебных заведений наибольшее значение в личной жизни имеет материальный достаток, благоустроенное жилье, хорошие бытовые условия и только лишь 16% - в личных приоритетах назвали духовное, интеллектуальное, культурное развитие и хорошее образование.
Наконец, военное образование выполняет важную социально-политическую функцию, формируя воина-гражданина, адекватно воспринимающего цели и задачи развития современного российского общества. Образование очень важно для демократического и культурного развития общества и, следовательно, для возможностей человека принимать участие в данном процессе.
Система и совокупность знаний в области обеспечения национальной безопасности, по сути, выступают детерминантами общественного сознания граждан обновленной России и призваны быть инструментом их самостоятельного мышления по вопросам военного строительства, укрепления обороноспособности государства, стимулом практических дел во благо повышения международного статуса Родины. Это мощнейшее средство управления духом народа и армии в выполнении общих задач социально-экономических преобразований государства.
Основу обучения и воспитания военных специалистов составляет идеология национальной безопасности, которая должна отражать долговременные и глубокие (базовые) национальные интересы в ведении военных дел, не меняться в своей основе в зависимости от внутриполитических пертурбаций, обеспечивать непрерывное и эффективное функционирование системы военной безопасности страны. Она должна исходить из таких общенациональных ценностей, как сохранение сложившегося географического поля жизнедеятельности народа, границ, стратегических рубежей, зон влияния, надежных ВС, всеобщей обязанности граждан защищать Родину. Без опоры на такую идеологию нельзя решить приоритетную в политике государства задачу - осуществить специальную федеральную программу военно-политического просвещения российских граждан и военно-политического образования военнослужащих для формирования у них общественно-государственного сознания по проблемам войны и мира, обороны, строительства ВС, воинского долга.
Особая значимость образования по вопросам военной безопасности для России в настоящее время связана прежде всего с наступлением новой эпохи, кардинальными изменениями внешней обстановки и основ внутренней жизни, увеличением военных опасностей и угроз, в том числе внутренних, резким падением в российском обществе престижа военной службы на фоне наращивания военной мощи других государств, продолжающейся реформы в военном деле. В своем докладе на научной конференции «Национальная безопасность России на современном этапе», состоявшейся 19 января 2008 г. в Москве, генерал армии М.А. Гареев отметил, что «.. .обеспечить национальную безопасность возможно лишь всей мощью государства, всех его структур, в том числе МИД, органов образования, здравоохранения, культуры и других» [4, с. 6].
Уменьшение численности ВС определяет снижение потребности войск в офицерских кадрах, что приводит к сокращению численности военно-учебных заведений, однако данный факт не принижает значимость практической функции военного образования, которая выражается в обучении и воспитании основы Российской армии - офицерского корпуса и реализуется через кадровый заказ Министерства обороны РФ. Количественные и качественные параметры кадрового заказа определяют следующее: сколько офицеров, для каких видов и родов войск, по каким специальностям, с какими уровнями образования и где следует готовить. Чтобы стать надежным инструментом кадровой политики, кадровый заказ должен опираться не только на научно обоснованные прогнозы строительства ВС, перспективы развития вооружения и военной техники. Он должен формироваться с учетом реальной социально-экономической, демографической ситуации в стране и прогнозов их изменений в ближайшей и отдаленной перспективе. Начальник Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны России генерал-полковник И. Г. Панин в конце прошлого столетия, то есть в начале реформы военного образования, отмечал, что «.при его формировании следует исходить из реальной потребности войск в офицерских кадрах, а не из установленной нормы естественной убыли офицеров - 5-7 процентов от их общей численности. К сожалению, в последние годы количество увольняемых офицеров превышает этот показатель более чем в два раза» [5, с. 1]. Кроме того, демократические устои, утверждаемые в жизни общества, создают такие условия, при которых офицер вправе завершить военную службу по окончании контракта, при этом первый контракт заканчивается через пять лет после получения первого офицерского звания.
Исторически так сложилось, что на протяжении двух столетий военноучебные заведения России были и пока еще остаются основным источником комплектования армии и флота офицерскими кадрами. Вузы располагают для этого достаточно мощным научно-педагогическим потенциалом, развитой учебно-материальной базой, богатым историческим опытом и устойчивыми традициями обучения и воспитания. В соответствии с Концепцией строительства ВС роль военно-учебных заведений, как важнейшего источника пополнения офицерского корпуса, является основной.
Относительно подготовки офицера, очевидно, речь должна идти не о вооружении человека багажом знаний в военной области, хотя это тоже важно, а о
формировании и воспитании военного специалиста с высокими патриотическими, морально-психологическими, нравственными, духовными и физическими качествами, готового в любую минуту безоговорочно встать на защиту государственных интересов. Воспитывать перечисленные качества, как свидетельствует история Российской армии, следует начинать возможно раньше, в школьные и курсантские годы, и непрерывно продолжать на протяжении всей военной службы.
При этом не исключается широкое участие гражданской высшей школы в подготовке офицеров. На гражданские вузы можно возложить задачу обучения специалистов оборонных обеспечивающих профилей - офицеров запаса, чтобы в дальнейшем если и призывать их, то на офицерские должности в подразделения и части тылового и технического обеспечения, а в основном для обеспечения мобилизационной готовности Вооруженных Сил РФ.
Нельзя недооценивать репродуктивную функцию военного образования, которая заключается в подготовке высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава для военной школы. Указанная функция реализуется не только в системе послевузовского профессионального образования Министерства обороны РФ. К числу основных задач ввузов относится задача формирования в будущих офицерах педагогических качеств, так как офицерская служба неразрывно связана с обучением и воспитанием подчиненных. Неслучайно для преподавания в высших военных учебных заведениях рекомендуются офицеры с высокой профессионально-педагогической подготовкой и, что очень важно, получившие большой практический опыт военной службы, а также участия в боевых действиях.
Основополагающая роль педагога военной школы пронизывает все элементы и стадии подготовки специалиста: от разработки образовательных стандартов, учебных планов и рабочих программ до содержания отдельных лекций и практических занятий. Это предполагает наличие в военных учебных заведениях высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, который в состоянии осуществлять воспроизводство управленческих, командных, инженерных и научно-педагогических кадров.
Качество подготовки современного военного специалиста должно определяться не только уровнем узкопрофессионального образования инженера, менеджера и т.п., способного решать определенный спектр технических, экономических и прочих задач, но и сформированностью политически зрелой, духовнонравственной и социально активной личности офицера с развитыми общечеловеческими и гражданскими качествами, определяющими готовность к неуклонному и безупречному исполнению воинского долга.
Военное образование - дорогостоящий процесс обучения (по сравнению с гражданским), предполагающий наличие стойкой мотивации обучаемых к получению профессии офицера. Военная служба является специфичным, трудным и опасным видом деятельности, предусматривающим некоторые ограничения прав и свобод личности. В связи с этим она должна быть исключительно добровольно выбрана и требует особого внимания и заботы со стороны государства и общества как престижная и общественно значимая профессиональная сфера.
О.Ю. Тарская
Подготовка высококвалифицированных военных специалистов, имеющих должные патриотические и гражданские качества, ориентированных на постоянный профессиональный рост, расширение кругозора, повышение культурного уровня, чьи навыки отвечают требованиям и задачам реформирования общества и армии, является сложной, но необходимой и благородной обязанностью военного образования и должна занять достойное место в спектре прерогатив развития современной России.
Библиографический список
1. Социология [Текст] / Г. В. Осипов (руководитель авт. кол.), Ю. П. Коваленко, Н. И. Щипа-нов, Р. Г. Яновский. - М., 1990.
2. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П. А. Сорокин ; общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов ; пер. с англ. - М., 1992.
3. Эрн, В. Ф. Время славянофильствует: Война: Германия, Европа и Россия [Текст] / В. Ф. Эрн. -М., 1915.
4. Гареев, М. А. Национальная безопасность: проблемы и суждения [Текст] / М. А. Гареев // Красная звезда. - 2008. - 30 янв. - 5 февр.
5. Панин, И. Г. Сегодня и завтра военной школы [Текст] / И. Г. Панин // Красная звезда. -1998. - 4 авг.
O.Yu. Tarskaya Higher Military School Educational Process Subjects’ Activity Professionalism
The author proposes a new definition of professionalism. The specific character of professionalism formation within a higher military school is considered. The author proposes the special tooling, which makes it possible to estimate professional activity with the help of quality control method.
Key words and word-combinations: innovation; educational policy; professional training quality; innovative approach.
Формулируется авторское определение профессионализма деятельности. Рассматривается специфика формирования профессионализма в высшем военном учебном заведении. Предлагается применять специальный инструментарий, позволяющий оценивать профессиональную деятельность методом квалиметрии.
Ключевые слова и словосочетания: инновации; образовательная политика; качество профессиональной подготовки; инновационный подход.
УДК 316.33:378 ББК 60.5
О.Ю. Тарская
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОЕННОГО ВУЗА
I I а современном этапе качественно новое содержание и принципиально новые формы обретает участие России в жизни мирового сообщества. Многоуровневые международные контакты, потребность в разработке глобальных проектов рационального использования природных ресурсов планеты, решение экологических проблем, освоение космоса и многие другие факторы определяют важность интеграции российской системы высшего образования с мировой образо-