Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПОЛНОМОЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ENVIRONMENTAL PROTECTION / POWERS OF MUNICIPAL AUTHORITIES / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / LOCAL GOVERNMENTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михайлов Р.

В статье исследуются вопросы широты предоставленных муниципальным органам власти полномочий в сфере охраны окружающей среды в соотношении с возможностями по их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Михайлов Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF POWERS BY MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

The article examines the breadth of the powers granted to municipal authorities in the field of environmental protection in relation to the possibilities for their implementation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

УДК 338

Михайлов Р.

Россия, г. Чебоксары

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В статье исследуются вопросы широты предоставленных муниципальным органам власти полномочий в сфере охраны окружающей среды в соотношении с возможностями по их реализации.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, полномочия муниципальных органов, природопользование, органы местного самоуправления

Mikhailov R.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF POWERS BY MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL

PROTECTION

The article examines the breadth of the powers granted to municipal authorities in the field of environmental protection in relation to the possibilities for their implementation.

Key words: environmental protection, powers of municipal authorities, environmental management, local governments

На современном этапе развития хозяйственно -экономической деятельности Российской Федерации вопросам обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды со стороны государства уделяется большое внимание, но при этом как свидетельствуют данные Минприроды и экологии России ситуация с экологической обстановкой в городах России, не только не улучшается, но и в ряде случаев становится только хуже. В связи с этим возникает ряд вопросов касающихся эффективности проводимой политики и обоснованности разграничения полномочий в сфере охраны окружающей среды между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством, а именно в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [4]; федеральными законами от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2] и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] органы местного самоуправления наделены достаточно широкими полномочиями в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии с данными законами предметом ведения муниципальных образований относятся вопросы: определения и выработки направлений охраны окружающей среды муниципального образования и

утверждения соответствующих экологических программ; ведения мониторинга и оценки состояния окружающей среды и природных ресурсов на вверенных территориях, включающее и объемы формируемых производствами отходов; обеспечения мероприятий по охране окружающей среды материально-технической базой и соответствующим финансированием; создания и координации деятельности экологических служб организаций, учреждений и предприятий; проведения экологической экспертизы проектов; выдачи, ограничения и приостановления разрешений на отдельные виды природопользования, участия в разрешении споров между субъектами по вопросам охраны окружающей среды и другие вопросы отнесенные компетенции муниципальных образований согласно законодательства о местном самоуправлении.

Согласно п.2 ст. 6 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению муниципальных образований в сфере землепользования отнесены вопросы владения, использования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе осуществление контрольных функций по использованию земель на вверенной территории, а также непосредственное участие в мероприятиях по охране земель и окружающей среды.

Помимо этого муниципальные образования правомочны распоряжаться участками земли принадлежащие им на основе права собственности, включая осуществление их передачи в бессрочное пользование (ст. 20 Земельного кодекса РФ).

К основным полномочиям муниципальных образований в сфере землепользования относится изъятие земли для общественных нужд и нужд муниципального образования. Также к полномочиям муниципальных образований относятся вопросы определения порядка землепользования и градостроительной политики, разработки и осуществления муниципальных программ по использованию и охране земель, а также выполнения функций по земельному контролю.

Согласно Федерального закона «О недрах» муниципальные образования обладают следующими полномочиями: в области использования недр решают вопросы соблюдения интересов населения, как социально-экономического так и экологического характера; осуществляют выдачу разрешений на разработку полезных ископаемых, возведение подземных сооружений муниципального значения; вводят ограничения вплоть до приостановки деятельности при нарушении положений Федерального закона «О недрах» при использовании недр; выполняют функции контролирующего органа по использованию недр и их охране при добыче полезных ископаемых; в случае угрозы жизни и здоровью населения и причинения вреда окружающей среде могут быть введены ограничительные меры по использованию участков недр, объектов промышленности и транспорта на вверенных территориях. При этом добытые полезные ископаемые могут частично оставаться в собственности

муниципального образования.

Схожие права муниципальных образований по организации природопользования и охраны окружающей среды предоставлены ст. 84 Лесного кодекса РФ, ст. 46 Федерального закона «Об экологической экспертизе, ст. ст. 7, 19, 68 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Тем не менее, остается пробел в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» связанный с обязанностями и степенью участия муниципальных образований в сфере уровня выбросов вредных веществ при осуществлении захоронения, обезвреживания и сжигания промышленных и бытовых отходов.

В 2014 г. Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 1Э6-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [1] и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены некоторые изменения, касающиеся регулирования деятельности муниципальных образований. В соответствии с ними был расширен перечень видов муниципальных образований, в дополнение к этому было введено понятие двухуровневой системы организации управления на местах, в соответствии с которой основополагающим элементом стали районные думы, избираемые населением муниципального образования, которая, в свою очередь выбирает главу муниципалитета из своих представителей. При этом Сити-менеджер назначается согласно результатам проведенного конкурса конкурсной комиссии, половина, которой состоит из членов рекомендованных губернатором или руководителем субъекта. На практике данные нововведения должны были дать возможность населению влиять на работу администрации муниципальных образований, а правительству субъектов РФ вести более организованный контроль по исполнению обязанностей муниципальными образованиями и призваны к нивелированию возникновения возможных конфликтных ситуаций между губернаторами и органами местного самоуправления [5, с. 172].

Тем не менее, несмотря на введенные поправки такие проблемы охраны окружающей среды, как уборка и озеленение территорий, ремонт общей и внутридворовой дорожной сети, организации водоснабжения и прочие так и не решены. Это во многом связано с недостатком финансовых средств образующимся из-за финансирования мероприятий по охране окружающей среды ведется по остаточному принципу. И если это не изменить в кратчайшие сроки ситуация с охраной окружающей среды будет только усугубляться.

Учитывая все это необходимо в срочном порядке решить вопрос источников доходов муниципальных образований в свете введенной двухуровневой системы. В настоящее время сложившаяся система распределения налоговых поступлений по факту лишила органы власти

муниципальных образований стимула к заработку большего количества денег, чем они имеют. Практически 80 % муниципальных образований осуществляют свою деятельность за счет дотаций и одними дополнительными вливаниями со стороны федеральных и региональных органов власти уже не обойтись, они не могут решить накопленные годами проблемы муниципальных образований. В данном случае необходимо предпринять решительные шаги в перенастройке налоговой и бюджетной системе в целях большего перераспределения получаемых налоговых и неналоговых доходов в пользу муниципальных образований. Ведь в настоящее время основным бюджетообразующим налогом муниципальных образований является налог на доходы физических лиц, но при этом четких размеров нормативов отчислений в пользу муниципальных образований Федеральным законом не установлено, а прописаны лишь пределы от 15 % до 40 % НДФЛ. Установление же четких нормативов отдано на усмотрение правительств субъектов Федерации, которые в большинстве случаев берут нижнюю планку норматива. Большим подспорьем в пополнении бюджетных средств муниципальных образований стал бы налог на землю и административные штрафы, которые в настоящее время зачисляются в бюджет субъектов Федерации. Все эти финансовые ресурсы могли бы пойти помимо решения общих вопросов муниципалитетов, в том числе и на реализацию программ по охране окружающей среды.

Таким образом, для муниципальных образований необходимо создать условия и законодательно закрепить возможность самостоятельно зарабатывать деньги и при этом заработанное бы оставалось на местах. На деле же пока получается обратная картина, чем больше заработок муниципального образования, тем больше они отдают субъектам Федерации.

Использованные источники:

1. О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : федер. закон от 27 мая 2014 г. № 136-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 14. - Ст. 1562.

2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3//Собрание законодательства РФ. -2003,-№ 40.-Ст. 3822.

4. Об охране окружающей среды : федер. закон от 10 января 2002 г. № 7 -ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.

5. Тюльпанов Ф.М. Полномочия органов местного самоуправления в сфере

природопользования и охраны окружающей среды / Ф. М. Тюльпанов // Правопорядок: история, теория и практика. - 2014. - № 2. - С. 170-173

УДК 796.081

Михеева А.И. старший преподаватель кафедра «Физической культуры и спорта» Ферганский политехнический институт

Узбекистан, г. Фергана СПОРТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Аннотация: В этой статье описывается про спорта для людей с ограниченными возможностями. Анализируются проблемы продвижения этих видов спорта и описываются пути их решения.

Ключевые слова: паралимпийские игры, адаптивная физическая культура, реабилитация больных, спортивная гипотеза.

Mixeeva A.I., Senior Lecturer Department of Physical Education and Sport Fergana Polytechnic Institute Ferghana, Uzbekistan SPORT FOR THE DISABLED

Annotation: Annotation: This article describes sports for people with disabilities. The problems ofpromoting these kinds of sports are analyzed and the ways to solve them are described.

Key words: Paralympic games, adaptive physical education, rehabilitation of patients, sports hypothesis.

Значительное место, которое спорт занимает в нашем обществе, неоспоримо и, соответственно, в последние десятилетия значение спорта в жизни людей с физическими недостатками оценивается весьма положительно. Взрыв достижений мирового уровня спортсменов -инвалидов, достигнутых в международных соревнованиях, свидетельствует о росте их профессионального мастерства. Хотя Олимпийские игры для инвалидов проводятся уже свыше 40 лет (первые состоялись в 1960 г. в Риме), Паралимпийские игры в 1988 г. в Сеуле впервые стали событием для средств массовой информации и получили международный резонанс. Атлеты после ампутации конечностей сформулировали свои пожелания и требования к спортивным протезам, пригодным для проведения соревнований.

При всех размышлениях и соображениях по этому поводу интересы и представления спортсменов- инвалидов должны стоять на переднем плане. По этой причине постоянный обмен информацией и регулярное сравнение достижений спортсменов-инвалидов имеет особенно важное значение. Вот почему, начиная с 1993 г. в Дудерштадте каждые 2 года происходят Паралимпийские соревнования Revival (Возрождение), которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.