ЗАЩИТА МИНИСТЕРСТВОМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Т.М. Володин, студент
Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11155
Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение примера выявления Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее - Минприроды Хакасии) мест несанкционированного размещения отходов, способа их ликвидации путем внесудебного обязания органа местного самоуправления ликвидировать места несанкционированного размещения отходов, а также путем обращения в судебные органы в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности граждан.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Конституционные права граждан, государственный надзор, охрана окружающей среды, несанкционированное размещение отходов, исполнительный орган, орган местного самоуправления, Минприроды Хакасии.
Благоприятной окружающей средой называется окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Источником данного термина является Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту: Закон об охране окружающей среды, Закон №7 ФЗ). Под благополучной окружающей средой понимается, в том числе, и отсутствие несанкционированных мест отходов [1].
Согласно постановлению Правительства Республики Хакасия от 25 июня 2013 года № 346 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия» (с изменениями и дополнениями), Минприроды Хакасии на основании и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации и Республики Хакасия осуществляет полномочия в области охраны окружающей среды, в том числе осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществле-
нии хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору [2].
В рамках мероприятий охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов в Республике Хакасия, Минприроды Хакасии вправе заключать государственные контракты со специализированными организациями в целях выявления и предоставления отчета по проведению инвентаризации мест несанкционированного размещения отходов, в том числе бесхозяйных в границах населенных пунктов.
По результатам проведения вышеуказанного отчета Минприроды Хакасии стало известно о размещении десяти несанкционированных мест отходов в границах одного из муниципального образования в Республике Хакасия (далее - Муниципальное образование) общей площадью 24,37 га, о чем Муниципальное образование незамедлительно проинформировано, с указанием месторасположения несанк-
ционированных отходов и сроков их ликвидации.
Муниципальным образованием своими силами и за счет собственных средств в указанные сроки устранено три места несанкционированного места отходов общей площадью общей площадью 6,14 га.
Во исполнения Конституционных прав граждан, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, Минприроды Хакасии обратилось с суд и исковым заявлением о ликвидации оставшихся местах несанкционированного размещения отходов общей площадью 18,23 га по следующим законным основаниям.
В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно [3].
Статьей 3 Закона №7-ФЗ определено, что хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях [1].
Частью 1 статьи 7 Закона №7-ФЗ и пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 .№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора [4].
Согласно части 1 статьи 35 Закона №7-ФЗ при размещении объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды [1].
Статьями 51, 52 Закона №7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, обезврежива-
нию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды; запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются санитарно-защитные зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования [1].
Нормами статей 4 и 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [5].
Согласно части 2 статьи 2 Закона № 52-ФЗ, органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств [5].
В соответствии с нормами, установленными статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Требования к содержанию территорий населенных мест содержатся в Санитарных правилах и нормах СанПин 42-1284690-88 «Санитарные правила содержания
территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88.
В соответствии с данными Правилами, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
Согласно пункту 3.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80, временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона № 52-ФЗ, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пункт 1 статьи 22 Закона № 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [5]. Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (статья
51).
Согласно части 14 статьи 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относиться: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Аналогичные полномочия закреплены в части 2 статьи 8 Закона № 89-ФЗ, в соот-
ветствии с которой: к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории [4].
Минприроды Хакасии в судебном заседании просило суд установить срок для выполнения ликвидации мест несанкционированного размещения отходов ответчиком в течение шести месяцев со дня вынесения решения суда.
На основании приведенных норм законодательства, суд удовлетворил исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия [6].
Однако, относительно требования истца об установлении срока для исполнения возложенной обязанности на ответчика, суд установил срок в два года и шесть месяцев в виду следующего обстоятельства.
Согласно утвержденной муниципальной программы «Экологическая безопасность» в Муниципальном образовании, количество финансовых средств, предусмотренных для ликвидации несанкционированных свалок и рекультивацию земельных участков, суд счел недостаточным шестимесячный срок для исполнения решения суда.
Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, отстояло защиту законных прав и интересов граждан Российской Федерации на благополучную окружающую среду, в досудебном и судебной порядке.
Минприроды Хакасии также принято во внимание финансовое положение Муниципального образования, решение суда не обжаловано.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
2. Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, утвержденное постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 июня 2013 года № 346.
3. Чепунов О.И. Об эффективности судебной власти Современное право. - 2009. - №5. - С. 79.
4. Чепунов О.И., Минаев А.В. К вопросу об эффективности власти // Вестник Тувинского государственного университета. №1 Социальные и гуманитарные науки. - 2017. -№1 (32). - С. 135-142.
5. Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая от 18 дек. 2006 г. №230-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 8 дек. 2006 г.: введ. Федер. законом Рос. Федерации 18 дек. 2006 г. № 231-ФЗ: в ред. Федер. закона от 3 авг. 2018 г. № 339-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обр. 29.10.2020г.)
PROTECTION BY THE MINISTRY OF NATURAL RESOURCES AND ECOLOGY OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION TO A FAVORABLE ENVIRONMENT, ENSURING A FAVORABLE ENVIRONMENT AND ECOLOGICAL
SAFETY
T.M. Volodin, Student
Supervisor: A.V. Minaev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Khakass State University named after N.F. Katanova (Russia, Abakan)
Abstract. The purpose of this article is to consider an example of the identification by the Ministry of Natural Resources and Environment of the Republic of Khakassia (hereinafter referred to as the Ministry of Natural Resources of Khakassia) places of unauthorized waste disposal, a method for their liquidation through an extrajudicial obligation of a local government to eliminate places of unauthorized waste disposal, as well as by applying to judicial authorities in order favorable environment and ecological safety of citizens.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, Constitutional rights of citizens, state supervision, environmental protection, unauthorized disposal of waste, executive body, local government, Ministry of Natural Resources of Khakassia.