УДК 792(091:342
Е. В. МЕЛЬНИКОВА
Омский государственный институт сервиса
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНЕЦ 1990-х - НАЧАЛО 2000-х гг.)
Театр как часть национальной культуры страны является объектом особого внимания со стороны государства. В рамках регулирования театральной деятельности государство призвано создать благоприятные условия для функционирования театральных коллективов. Нормативно-правовые акты являются документами, в которых изложены концептуальные основы политики государства в сфере театральной деятельности, поэтому исследование содержания государственных нормативных актов позволяет выявить приоритетные направления политики государства, а также соотнести декларируемые цели с их непосредственной реализацией. Данный анализ позволяет выявить проблемы реализации государственной политики в указанной сфере деятельности. Ключевые слова: театр, театральная деятельность, государственное регулирование театральной деятельности, федеральное законодательство о театральной деятельности.
Цель данной статьи — выявить основные проблемы реализации направлений государственной политики в сфере театральной деятельности с выработкой рекомендаций по её совершенствованию на основе исследования нормативно-правовых документов Российской Федерации, регулирующих указанную сферу деятельности.
Источниками для написания данной статьи являются федеральные правовые акты и федеральные программы, которые были приняты в целях регулирования театральной деятельности на территории России. Хронологические рамки охватывают период с конца 1990-х гг., когда в постсоветской России со стороны государства были приняты меры по упорядочению деятельности театров в новых условиях.
Театр, будучи неотъемлемой частью национальной российской культуры, в определённой степени формирует мировоззренческие установки граждан страны, поскольку в театральных постановках затрагиваются отдельные общественные проблемы (например, проблемы взаимоотношений власти и общества в театральных постановках произведений Н. В. Гоголя и др.). Соответственно, театральное искусство рассматривается как важный элемент в формировании нравственного, духовного и культурного потенциала общества и в качестве таковой является в России объектом государственной политики. Нормативно-правовое обеспечение театральной деятельности, являясь одним из направлений государственной политики, призвано упорядочить указанную сферу деятельности, причём ведущая роль при этом отводится государству. Поэтому в постсоветский период в России были предприняты попытки создать нормативно-правовую базу для функционирования театров.
Вместе с тем конкретные направления политики государства в части нормативно-правового обеспечения театральной деятельности не получили практически никакого освещения в научной литературе, посвящённой театральной деятельности. Авторы в абсолютном большинстве случаев рассматривают театральную жизнь, так сказать, «изнутри» (театральные постановки, особенности деятельности театров в условиях города и в сельской местности и др.). При этом практически не уделяется внимания «внешнему» воздействию на театральную деятельность со стороны государства [1].
Наиболее общие основания для театральной деятельности установлены в Конституции России, в которой говорится о праве каждого гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. В Конституции России также закреплено право каждого гражданина на свободу литературного, художественного и других видов творчества [2].
Одним из направлений государственной политики в сфере театральной деятельности в России стало бурное обсуждение в конце 1990-х гг. проекта Федерального закона РФ «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации». Данный федеральный закон был призван установить общие основания для театральной деятельности на территории Российской Федерации.
Еще в 1997 г. в Совете Федерации Федерального собрания России проходили парламентские слушания, на которых обсуждался вопрос о необходимости принятия специального федерального закона, который бы установил прочные правовые основы театральной деятельности. Данная позиция государственных органов была поддержана участниками
Всероссийского театрального форума «Театр: время перемен» [3]. Проект федерального закона, призванного регулировать сферу театральной деятельности, был внесён на рассмотрение депутатов Государственной Думы Федерального собрания России в конце 1999 г. Но после нескольких лет обсуждения представленный проект был отклонён депутатами после замечаний, высказанных Правительством России, Комитетом по культуре Государственной Думы, а также заключения Правового управления аппарата Государственной Думы.
С конца 1990-х гг. в России на уровне Правительства России были принят ряд документов, которые были направлены на формирование базовых направлений политики государства в сфере театральной деятельности.
25 марта 1999 г. вышло в свет постановление Правительства Российской Федерации № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» [4]. В документе зафиксированы меры государственной поддержки по отношению к ведущим направлениям театральной области:
— укрепление и сохранений театральных традиций русского репертуарного театра, развитие инновационной деятельности в рамках театрального дела;
— формирование благоприятных условий, необходимых для кадрового обновления творческих театральных трупп, для социальной защиты работников театра;
— сохранения единой культурной среды РФ и стран СНГ посредством систематической гастрольной деятельности.
Также в данном постановлении определены стратегические действия Министерства культуры Российской Федерации, ключевые из которых:
— активизация государственных заказов на создание новых театральных произведений;
— обеспечение необходимыми средствами гастрольной деятельности театров, включая организацию фестивалей, конкурсов и т.п.;
— разработка комплекса мероприятий, направленных на привлечение внебюджетных средств на развитие театральной деятельности;
— подготовка предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, связанные со сферой образования в рамках подготовки театральных деятелей.
Еще одной важной вехой в нормативно-правовом регулировании театральной деятельности можно считать пункт, в котором телеканалу «Культура» рекомендовано предусматривать в сетке вещания телепередачи, посвященные театральному искусству народов России.
Особое внимание в документе уделено рекомендациям органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
— ориентировать части бюджетных средств на постановку спектаклей, развивать культурные связи между нациями с обеспечением всем гражданам равного доступа к ценностям культуры:
— не взимать с театров платы за пользование зданиями и иным имуществом;
— устанавливать тарифы на коммунальные услуги, тождественные тарифам бюджетных организаций;
— активно реализовывать создание творческих театральных мастерских.
В анализируемом постановлении утверждено Положение о театре в Российской Федерации, кото-
рое систематизирует и освещает основные принципы деятельности российских театров, их функционирование, социальные, экономические и правовые условия их создания, а также мероприятия государственной поддержки.
В Положении прописано определение театра как организации, основная деятельность которой — подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений, а также предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей людей в области сценического искусства.
В Положении также обозначены основные принципы деятельности театра в Российской Федерации:
— защита прав, связанных с результатами творческой деятельности театра, в соответствии с законодательством об авторском праве;
— сохранение единства культурного пространства с одновременным развитием культурных связей между нациями, между регионами и между государствами;
— обеспечение со стороны конституционного права свободы творчества;
— укрепление и развитие самобытности российской культуры и национального самосознания;
— обеспечение независимости театра относительно выбора художественных направлений, репертуара, публикации рекламных и других материалов, не выходящих за рамки законодательства Российской Федерации.
Прописывая театр как некоммерческую организацию, Положение определяет возможных учредителей театра среди которых могут быть как федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, так и граждане и юридические лица, в том числе иностранные, и лица без гражданства. Театры регистрируются уполномоченным органом в соответствии с законодательством РФ и в качестве учредительных документов имеют устав, либо устав и учредительный договор, либо учредительный договор.
Необходимо подчеркнуть, что документ фиксирует и возможные виды предпринимательской деятельности театра:
— организация деятельности, которая приносит доход, в соответствии с заявленными целями театра;
— возможность сдавать в аренду имущество театра и его основные фонды;
— оказание посреднических услуг;
— возможность приобретения ценных бумаг: облигаций, акций — и получение в соответствии с ними доходов.
Отдельным разделом документа является информация относительно организации и финансирования деятельности театра. Например, основные источники финансирования определяются следующим образом:
— ассигнование учредителей;
— средства, которые получены от реализации билетов на спектакли и от сопутствующих услуг;
— средства, полученные на основе реализации работ в соответствии с договорами, заключенными с органами государственной власти или местного самоуправления;
— кредиты банков;
— средства, полученные от предпринимательской деятельности;
— средства, которые получены по завещаниям, добровольным взносам и дарам.
В анализируемом документе, на наш взгляд, важным является положение о возможности коммерци-
ализации театральной деятельности, хотя в целом театр определяется как некоммерческая организация. В этом случае, как мы считаем, посетитель театральных постановок выступает не просто как человек, интересующийся театральным искусством, но также и как потребитель, которому театр оказывает определённые услуги. Но тогда возникает вопрос оценки качества предоставляемых услуг, что в театральной сфере не всегда возможно (например, если зрителю не понравилась режиссёрская постановка или режиссёрское видение того или иного произведения, то тогда насколько будут обоснованы его претензии).
Очередной ступенью в развитии нормативно-правового регулирования театральной деятельности стало Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации» [5]. Документ определяет должности служащих (170 единиц) и профессии рабочих (18 единиц).
Новым этапом развития нормативно-правового регулирования театральной деятельности стало письмо Министерства культуры РФ «О поддержке гастрольной деятельности театров и театральных организаций на территории Российской Федерации» от 21 декабря 2010 г. [6]. В письме прописаны принципы финансовой поддержки гастрольной деятельности российских театров и театральных организаций, которые осуществляются в рамках программ и проектов Минкультуры России.
В качестве приоритетных направлений поддержки гастрольной деятельности театров обозначены следующие:
1) гастрольные проекты, которые ориентированы на развитие инновационных форм театрального искусства;
2) гастроли в «малые» города;
3) проекты, позволяющие вовлекать в общекультурное пространство России регионы Дальнего Востока и республики Северного Кавказа.
В анализируемом документе четко определены направления поддержки гастрольной деятельности театров, ведущими из которых являются следующие:
— предоставление методической и организационной помощи в процессе реализации гастрольной деятельности в субъектах РФ;
— помощь, ориентированная на реализацию информационных ресурсов, отражающих сведения о гастрольной деятельности театров на территории России;
— курирование мероприятий, направленных на формирование института экспертной оценки;
— поддержка значительных гастрольных проектов на территории РФ.
Данный документ отражает цели и условия оказания финансовой поддержки гастрольным проектам со стороны Минкульта России.
Обращает на себя внимание факт вовлеченности в общетеатральное пространство России как «малых» городов, так и удаленных от федерального центра регионов.
Государственная политика в сфере театральной деятельности в России реализуется не только на федеральном, но и на региональном уровне. Так, на-
пример, в Омской области 24 октября 2000 г. [7] вышло соответствующее постановление губернатора, в котором с ссылкой на упомянутое нами выше постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. указаны меры по непосредственной финансовой поддержке деятельности государственных театров на территории Омской области. Интересно отметить, что одной из целей финансирования театров указано предотвращение коммерциализации театральной сферы, что, как нам представляется, входит в определённое противоречие с линией федеральных органов. Но вопрос о политике государства на региональном уровне будет рассмотрен нами особо в отдельной статье.
Выводы и рекомендации. Таким образом, анализ нормативно-правовой базы театральной деятельности показал наличие нескольких направлений в государственной политике по отношению к указанной деятельности в России. В частности, речь идёт о следующем:
— уточнении терминологической базы государственного регулирования сферы театральной деятельности;
— критериях классификации театров (государственные, муниципальные и др. театры);
— регулировании отношений между театром и зрителями, выступающих в качестве потребителей услуг сферы культуры;
— особенностях регулирования правовых отношений в среде творческих работников театральных профессий;
— особенностях регулирования деятельности организаций, формирующих инфраструктуру театрального рынка;
— особенностях налогообложения в сфере театральной деятельности.
На основе анализа приоритетов государственной политики мы можем обозначить ряд проблем, связанных с этой сферой, и дать рекомендации в целях интенсификации развития театральной среды.
1. На наш взгляд, одной из ключевых проблем сегодняшнего театра является постепенный уход со сцены русского классического театра. Стремление к театральным инновациям, увлеченность театральными экспериментами — все это стало причиной все большего отхода от классического репертуара. Законодательная поддержка обращенности театров к русской классике поможет решить назревшую сегодня проблему.
2. Прописывая нормативные положения о гастрольной деятельности театров, официальные документы опускают региональную привязанность театральной деятельности. На наш взгляд, необходимо четко зафиксировать те регионы, внутри которых возможно интенсивное развитие театральной деятельности.
3. Сегодня все чаще появляются новые театральные студии, артисты выступают с инициативой создания новых театров, в связи с этим было бы вполне обоснованным принятие отдельных документов, которые бы регламентировали процесс создания и становления новых театров, как муниципальных, так и коммерческих. Например, в Омске новые театры сталкиваются с одними и теми же проблемами: наличие помещения, финансирование и т.п.
4. Необходимо акцентировать особое внимание на организации театрального сообщества единомышленников, способных как активно развивать театр и театральную среду региона, так и принимать активное участие в государственном регулировании театральной деятельности.
5. С целью активного привлечения дополнительных материальных средств можно создать нормативные документы и положения, которые бы регламентировали деятельность театров по оказанию экскурсионных услуг.
6. По нашему мнению, необходимо расширять театральную аудиторию, в связи с чем можно было бы активно использовать видеозаписи (телеверсии) спектаклей, используя при этом не только телеканал «Культура», а это, в свою очередь, требует нормативных документов, регламентирующих данную деятельность.
7. И, наконец, необходимо активизировать и совершенствовать интернет-деятельность театров: модификация сайтов, разработка виртуальных экскурсий, размещение видеоверсий спектаклей. А это требует определенной нормативной основы.
Библиографический список
1. Мельникова, Е. В. Театр и город сибирской провинции: вторая половина XIX — начало XX в. : дис. ... канд. ист. наук / Е. В. Мельникова. - Омск, 2000. - 281 с.
2. Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : Ы1р://соп8Ши-tion.ru/ (дата обращения: 25.04.2014).
3. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : Ьир://Ьа8в.соп8и-ltant.ru/cons/cgi/online.cgi?req = ^с;Ьа8в = РЮ;п = 30869 (дата обращения: 11.05.2014).
4. О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим
доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req = doc; base = LAW;n = 40284 (дата обращения: 12.04.2014).
5. Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req = doc;base = LAW;n = 68004 (дата обращения: 11.04.2014).
6. О поддержке гастрольной деятельности театров и театральных организаций на территории Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://base.consul-tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req = doc;base = EXP;n = 496852 (дата обращения: 23.03.2014).
7. О государственной поддержке театрального искусства в Омской области: Постановление Губернатора Омской области от 24 октября 2000 года № 340-п [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/943016717 (дата обращения: 11.02.2014).
МЕЛЬНИКОВА Елена Викторовна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры туризма.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2014 г. © Е. В. Мельникова
Книжная полка
Величко, С. А. Вспомогательные исторические дисциплины : учеб. электрон. изд. локального распространения : конспект лекций для заоч. и дистанц. формы обучения специальности 030402 «Историко-архивоведение» / С. А. Величко ; ОмГТУ. - Омск, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-8149-0583-3.
Рассматриваются основные вопросы курсов палеографии, нумизматики, сфрагистики, геральдики, исторической метрологии, хронологии, ономастики, генеалогии и систем социального этикета. Издание соответствует государственному стандарту специальности 030402 «Историко-архивоведение». К каждой лекции приводится список литературы и контрольные вопросы. В конце издания дан список сокращений. Для студентов 2-го курса специальности «Историко-архивоведение» заочной и дистанционной форм обучения.
Замиралова, Т. А. Этнология : учеб. электрон. изд. локального распространения : конспект лекций / Т. А. Замиралова, С. Б. Крих ; ОмГТУ. - Омск, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).
Кратко изложены основные темы и проблемы этнологии. Курс ориентирован на студентов ОмГТУ, прежде всего на студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», поэтому в лекциях сделан акцент на связь этнологии с социологией. Материал предназначен для студентов дистанционной формы обучения специальности 040104 «Социальная работа».
Когут, М. Т. История России (с древнейших времен до конца XVIII в.) : учеб. электрон. изд. локального распространения : конспект лекций / М. Т. Когут ; ОмГТУ. - Омск, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).
Издание содержит конспекты лекций по разделам дисциплины «История России» с древнейших времен до конца XVIII в. и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствуют государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архивоведение». Для студентов специальности «Историко-архивоведение» и других исторических специальностей дистанционной и заочной форм обучения.