Научная статья на тему 'Исторические этапы правового регулирования продюсерской деятельности в России и европейских странах'

Исторические этапы правового регулирования продюсерской деятельности в России и европейских странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
817
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДЮСЕР / PRODUCER / ПРОДЮСЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRODUCING ACTIVITY / ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / THEATRICAL PERFORMANCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пухалев А. Н.

Статья посвящена истории развития правового регулирования продюсерской деятельности в сфере организации театрально-зрелищных представлений. На основе собранного историко-правового материала автором впервые выделяются основные исторические этапы правового регулирования продюсерской деятельности в России и отдельных странах Европы. В связи с отсутствием в отечественном законодательстве четких определений терминов «продюсер» и «продюсерская деятельность» приводится авторская оценка правовой природы продюсерской деятельности, предлагаются определения терминов «продюсер», «продюсерская деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of legal regulation on producing activity in Russia and European countries

The article describes the history of the development of legal regulation on producing activity in the field of theatrical performances organization. Based on the collected historical and legal material the author singles out for the first time the main historical stages of the legal regulation of producing activity in Russia and European countries. In connection with the lack of legal definitions of terms “producer” and “producing activity” in the domestic legislation author considers the legal nature of production activity and suggests definitions of terms “producer”, “producing activity”.

Текст научной работы на тему «Исторические этапы правового регулирования продюсерской деятельности в России и европейских странах»

УДК 346

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДЮСЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

А. Н. Пухалев1

1 Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, ул. Зодчего Росси, д. 2, г. Санкт-Петербург 191023, Россия.

Статья посвящена истории развития правового регулирования продюсерской деятельности в сфере организации театрально-зрелищных представлений. На основе собранного историко-правового материала автором впервые выделяются основные исторические этапы правового регулирования продюсерской деятельности в России и отдельных странах Европы.

В связи с отсутствием в отечественном законодательстве четких определений терминов «продюсер» и «продюсерская деятельность» приводится авторская оценка правовой природы продюсерской деятельности, предлагаются определения терминов «продюсер», «продюсерская деятельность».

Ключевые слова: продюсер, продюсерская деятельность, театрально-зрелищные представления

STAGES OF LEGAL REGULATION ON PRODUCING ACTIVITY IN RUSSIA AND EUROPEAN COUNTRIES

Alexey N. Pukhalev1

1 Vaganova Ballet Academy, 2 Zodchego Rossi Str., St. Petersburg 191023, Russian Federation

The article describes the history of the development of legal regulation on producing activity in the field of theatrical performances organization. Based on the collected historical and legal material the author singles out for the first time the main historical stages of the legal regulation of producing activity in Russia and European countries.

In connection with the lack of legal definitions of terms "producer" and "producing activity" in the domestic legislation author considers the legal nature of production activity and suggests definitions of terms "producer", "producing activity".

Keywords: producer, producing activity, theatrical performances

Точного определения продюсерской деятельности отечественное законодательство не содержит, вместе с тем, значение термина «продюсер» определятся законодателем применительно к аудиовизуальным произведениям1.

В постсоветском законодательстве можно найти свидетельства того, что термин «продюсер» впервые был использован в 1996 г. в связи с первым опытом правовой

1 Например, ст. 3 Федерального закона от 22.08.1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации».

регламентации деятельности, имеющей отношение к финансированию, производству и прокату фильмов2, а в 2008 г. — в связи с законодательным закреплением за продюсером права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта (фильма, театрально-зрелищного представления и т. п.)3.

Анализ бытования термина «продюсер» в федеральном законодательстве, проектах нормативных актов, постановлениях высших судебных инстанций4 позволяет предположить, что термин «продюсер» обобщает представления законодателя о лице, принявшем на себя инициативу и ответственность за организацию и финансирование подготовки и/или показа театрально-зрелищного представления, кинофильма, иного сложного объекта. Следовательно, продюсерская деятельность представляет собой действия лица по организации и финансированию подготовки и/или показа театрально-зрелищного представления, кинофильма, иного сложного объекта авторского права.

В результате продюсерской деятельности создаются произведения культуры и искусства, определяемые законодателем в качестве культурных ценностей [1, ст. 3]. При этом создание и интерпретацию культурных ценностей закон признает творческой деятельностью [1, ст. 3].

Таким образом, сопоставление определений продюсерской деятельности, предпринимательской деятельности (п. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ), трудового правоотношения (ст. 15 ТК РФ), творческой деятельности (ст. 3 Основ законодательства о культуре) позволяет рассматривать продюсерскую деятельность в качестве разновидности творческой деятельности, которая может осуществляться как на самостоятельной, так и на несамостоятельной основе [2, с. 104].

Временем появления профессии продюсера, а, соответственно, и началом осуществления продюсерской деятельности, довольно часто считается исторический период рубежа XIX — XX вв., знаменательный возникновением концертного дела, а также таких видов искусства как кино и фотография.

Д. Я. Смелянский обусловливает появление профессии продюсера именно в этот период изменением социо-культурной ситуации в мире: индустриализацией, демографическим взрывом, увеличением количества грамотных, развитием средств массовой информации и т. д. [3, с. 17].

Однако, принимая во внимание предлагаемое определение продюсерской деятельности, следует прийти к выводу о том, что данный вид деятельности начал осуществляться гораздо раньше.

Как известно, еще в Древней Греции организовывались театральные представления. Организатором таких представлений выступал полис (город-государство), а представления носили религиозный (культовый) характер [4, с. 36]. Финансирование спектаклей (покрытие издержек, связанных с обучением хора, изготовлением костюмов, репетициям и т. д.) осуществлялось за счет средств богатых граждан

2 См. там же.

3 См. ч. 4 ст. 1263, ч. 1 ст. 1240 ГК РФ.

4 См. ст. 1270 ГК РФ, проект Федерального закона № 99121011-2 «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации», Постановление Пленума ВС РФ № 5, Пленума ВС РФ № 29 от 26.03.2009 г.

Афин. Вход на представления был платный, в связи с чем, например, «при Перикле неимущим гражданам выдавались для посещения театра особые зрелищные деньги (теорикон)» [4, с. 43].

Известно, что подобные театрально-зрелищные представления устраивались во время государственных праздников и в Древнем Риме, однако религиозным характером, как в Древней Греции, они не обладали.

Таким образом, история развития продюсерской деятельности за рубежом свидетельствует о том, что она осуществлялась уже в Античный период.

В России появление продюсерской деятельности по организации театрально-зрелищных представлений следует связывать с игрищами народных лицедеев — скоморохов Киевской Руси.

Современное правовое регулирование самостоятельной продюсерской деятельности осуществляется в рамках гражданско-правовых отношений, в которых продюсер может являться стороной по договору, кредитором либо должником в обязательстве, быть иным правообладателем. В этой связи продюсерская деятельность в качестве самостоятельной творческой деятельности в настоящее время регулируется, в первую очередь, нормами гражданского, международного частного, коммерческого (предпринимательского) и авторского права.

В рамках гражданско-правовых отношений продюсерская деятельность по своему содержанию может и не быть предпринимательской. Например, в случае благотворительного проекта, продюсер может вообще не получать дохода от своей деятельности, тем более если речь идет о систематическом получении дохода, как необходимом признаке предпринимательской деятельности. В качестве общего правила действующее законодательство Российской Федерации позволяет быть продюсером любому субъекту права: физическому лицу, организации, а также публично-правовому образованию. Продюсером также может быть как коммерческая, так и некоммерческая организация5.

Несамостоятельный творческий труд продюсера опосредуется трудовыми отношениями, где он выступает в качестве работника (продюсер как профессия) [5], и регулируется нормами трудового права.

Анализ основных этапов создания сложных объектов творческой деятельности (проектно-сметный, «договорный», этап изготовления сценографии, репетиционный и др.) демонстрирует, что, помимо гражданско-правовых и трудовых отношений, количество правоотношений, в рамках которых продюсер осуществляет свою деятельность, довольно значительно. Они характеризуются правовым многообразием, в связи с чем, продюсерская деятельность регулируется по видам правовых отношений, которые возникают при её осуществлении (гражданско-правовые, административные, налоговые, валютные, рекламные, таможенные и др.). Принимая во внимание современное правовое регулирование продюсерской деятельности, представляется, что гражданско-правовые и трудовые правоотношения возникают при осуществлении продюсерской деятельности гораздо чаще, нежели все остальные, в связи с чем, представляются наиболее важными [2, с. 105].

5 См. абз. 2 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 49 ГК РФ.

Исторически правовое регулирование продюсерской деятельности развивалось поэтапно. В этой связи стадии развития административного, гражданского, коммерческого, авторского, трудового права следует считать этапами развития правового регулирования продюсерской деятельности.

Вместе с тем, правовое регулирование продюсерской деятельности, начиная с Античности до наших дней, в правовой науке не исследовалось.

Правовое регулирование продюсерской деятельности в Древней Греции, с одной стороны, должно было обладать публично-правовым характером, с другой — частно-правовой природой. Ведь таким распространённым в проектной деятельности отношениям, как отношения с участием авторов и исполнителей, изготовителей костюмов и декораций, продаже билетов, изначально свойственна частно-правовая природа.

Первыми известными нам источниками права Древней Греции считаются законы Ликурга (VIII в. до н. э.), Драконта (около 621 г. до н. э.) и Солона (594 г. до н. э.) [6, с. 148]. Указанные законодательные акты продюсерскую деятельность специально не регулировали, в основном ставя перед собой задачу кодификации существовавшего на тот момент «обычного права». Однако именно в законах Солона упоминается об обязанности представителей высшей группы граждан — пен-такосиомедимнов устраивать публичные празднества.

В Древнем Риме в качестве источников права использовались «Законы двенадцати таблиц», так называемое «преторское право» и «право народов» [6, с. 155]. К источникам римского права также следует отнести сенатус-консульты (сенатские декреты), акты императорской власти (конституции, эдикты), а также акты проконсулов, плебейских6 и курульных7 эдилов. Особую роль в регулировании про-дюсерской деятельности должны были играть именно акты эдилов в связи с возложением на них полицейской функции. Кроме наблюдения за порядком и снабжением продовольствием эти органы осуществляли cura ludorum (лат.) — заботу об устройстве общественных игр и зрелищ [7, с. 16].

В Дигестах Юстиниана8 также встречаются нормы, посвященные регулированию продюсерской деятельности. Так, в параграфе VII Книги I Титула XVI «Об обязанностях проконсула» указывается на такую обязанность проконсула как «назначение празднества в соответствии с правами (жителей) и издавна соблюдавшимся обычаем» [8, fr.7. I. XVI]. В этом же титуле рассматриваются правовые последствия ситуации, когда проконсул пообещал габинцам9 построить переднюю часть

6 Плебейские эдилы (лат. ае^кв) — помощники народных трибунов, которые выбирались из плебеев. В их обязанности входило устроение Плебейских игр, а также праздников Цереры и Флоры, надзор за строительством и содержанием храмов.

7 Курульные эдилы (лат. ае^ев) — должностные лица в Древнем Риме, избивавшиеся из патрициев и ведавшие общественными играми, надзором за строительством и содержанием храмов.

8 Свод судебных постановлений римских юристов (от I в. до н. э. — по IV в. н. э.), составленный 533 г. по приказанию императора Юстиниана.

9 Название латинского племени производного от города Габии, который был захвачен римлянами во время царствования Тарквиния Гордого (VI в. до н. э.).

сцены, но не выполнил его, и, как следствие, был выслан префектом из города на три года [8, fr.8.L. XII].

В VII Книге «Дигест» встречается норма, регулирующая отношения по поводу узуфрукта10 на одежду для сцены, либо на занавес [8, 5. fr.15. VII. I].

Законодательство Рима продюсерскую деятельность специально не регулировало. Тем не менее, в «Законах двенадцати таблиц», «Дигестах» содержатся нормы, возлагающие на определенных лиц обязанности по организации общественных игр и зрелищ, а также гражданско-правовые нормы, регулирующие обязательственные отношения сторон по договору. Указанные примеры позволяют сделать вывод о государственно-административном характере правового регулирования отношений по организации зрелищных представлений. Исключение составляет регулирование сделок, вещных и обязательственных отношений, правового статуса участников нормами гражданского права.

После падения Западной Римской империи в 476 г. прежние подданные римского государства продолжали использовать на покоренных территориях римское право, в то время как германские покорители использовали свое собственное.

В этот период зрелищные представления в Европе продолжают организовываться, восполняя человеческую потребность в зрелищах. Вне зависимости от формы таких представлений, принимая во внимание историю развития источников права европейских стран, деятельность этого периода по организации представлений регулировалась как обычным правом, так и источниками римского права.

Падение Западной Римской империи в определенной степени затормозило развитие и начавшуюся на этой территории систематизацию законодательства.

В Восточной Римской империи ситуация развивалась иначе. Развивалась систематизация законодательства и законотворчество. Помимо «Corpus Juris Civilis»11 появляются церковно-правовые сборники — номоканоны, «Эклога» Льва Исав-рийского (740 г. н. э.) [7, с. 30]. Сложившаяся в тот период ситуация обусловливала необходимость возврата к римскому праву для использования его в качестве регулятора отношений в сфере гражданского оборота.

В Средние века источниками правового регулирования продюсерской деятельности в Европе следует считать законодательные акты королей, «городское право» [6, с. 193] (городские статуты, королевские и сеньориальные хартии, пожалованные городу), земское (в Германии), торговое право, а также «обычное право». Принимая во внимание, что литургические и полулитургические драмы (IX-XIII вв.) игрались на территории церкви, к правовой основе продюсерской деятельности в Средние века следует также относить и «каноническое право». В «Corpus Iuris Canonici» — важнейшем источнике католического канонического права до начала XX в. — содержатся нормы, устанавливающие праздничные дни (книга IV, часть III, титул II), нормы, регулирующие статус церковной собственности и иного имущества (книга V, титулы I—II), а также контрактное право (книга V, титул III) [9]. Правовое регулирование продюсерской деятельности в Средние века характери-

10 В римском праве пожизненное право пользования чужой вещью.

11 Свод законов византийского императора Юстиниана VI в. н. э., состоявший из трёх частей: Институции, Дигесты, Кодекс Юстиниана (императорские конституции).

зовалось вмешательством государства и особенно церкви в данный вид деятельности. Церковь препятствовала свободному развитию театра, ведя активную борьбу с остатками античного театра [4, с. 80-81].

Что касается гражданского права, то в Новое и Новейшее время в странах Запада оно складывалось и развивалось на основе сложившихся ранее систем средневекового «общего права» и римского права. Капитализм привел к возникновению национальных правовых систем и системы гражданского законодательства. Впоследствии в странах Западной Европы появляются кодифицированные источники гражданского права. Например, во Франции основным источником регулирования гражданско-правовых отношений становится Гражданский кодекс Наполеона 1804 г., а в Германии — Германское гражданское уложение 1896 г. Данные кодифицированные акты специально продюсерскую деятельность не регулировали. Тем не менее, в них содержались нормы, регулирующие правовой статус лиц, сделок, вещных и обязательственных правоотношений, без которых представить себе про-дюсерскую деятельность невозможно.

Следует отметить, что первые известные нам источники авторского права про-дюсерскую деятельность также специально не регулировали. Так, издательская привилегия Венецианской республики 1491 г., предоставленная профессору канонического права Петру из Равенны [10, с. 325-326], бессрочная привилегия Stationer's Company12 на издание книг в Англии (1557 г.), «Статут королевы Анны» (1710 г., Англия)13 предоставляли авторам, издателям, книготорговцам исключительные права на литературные произведения, не затрагивая отношений сторон по организации и финансированию процесса их создания. Несмотря на то, что Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09 сентября 1886 г. значительно расширила перечень литературных и художественных произведений, которым была предоставлена правовая охрана, вопросы создания продюсером сложных объектов авторского права в нее включены не были.

Что касается современного законодательства европейских стран, то в нем, в частности, Кодекс интеллектуальной собственности Франции 1992 г. посвящает правому статусу продюсера несколько статей, в том числе: L. 113-2, L. 113-5 (о создании и использовании составных произведений), L121-5, L132-23, L132-25 и др. [11]. В Законе «Об авторском и смежных правах» Германии 1965 г. продюсер становится участником правовых отношений в качестве издателя газет и журналов [12, ст. 87f раздела VII ч. II], в связи с заключением контракта с исполнителем, участвующим в создании фильма [12, ст. 92 раздела III ч. I]. Ст. 94 Закона предоставляет продюсеру исключительное право на использование созданного фильма [12]. Защите прав продюсера на аудиовизуальные произведения посвящена статья 128 данного Закона [12]. Таким образом, в зарубежных правопорядках до конца XIX в. продюсерская деятельность специально не регулировалась, а авторское право было связано с регулированием, в первую очередь, сферы издательской деятельности.

12 Название королевской привилегии 1557 года для компания издателей и книготорговцев Stationers' Company на монопольное право публикации книг в Англии.

13 Название закона королевы Анны, изданного для поддержки образования, перехода копий печатных книг к авторам или их приобретателям на определенный срок.

В России регулирование отношений в сфере авторского права возникает лишь в начале XIX в., однако вопросы создания продюсером сложных объектов авторского права, иных результатов творческой деятельности, правовой статус продюсера законодательство Российской империи специально не регулировало, уделяя внимание лишь цензуре «произведений словесности, наук и искусств», под которыми понимались «книги всякого рода и на всех языках, эстампы, и другие изображения с текстами и без оных, чертежи, планы, карты, а также ноты с присовокуплением слов» [13]. Отечественное законодательство в сфере авторского права не выделяло продюсера в качестве специального участника гражданских правоотношений до 1 января 2008 г.,14 поскольку правовой статус продюсера в указанной сфере не имел специфики. В настоящее время, в связи с организацией процесса создания сложных объектов авторского права, продюсер также отдельно упоминается в ч. 4 ст. 1263, ч. 1 ст. 1240 ГК РФ в качестве участника правовых отношений.

Правовой режим продюсерской деятельности в Европе до конца XVIII (Великой Французской революции) — середины XIX вв. (отмены театральной монополии в Англии) характеризовался большим количеством законодательных ограничений и активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь. Существовала цензура, правила, ограничивающие постановку театрально-зрелищных представлений и создание новых театров (например, «Законоуложение о театрах», Испания, 1608 г.), цеховая структура предпринимательской деятельности, периодические запреты на осуществление театральной деятельности как таковой (парламентские указы до 1660 г. в Англии). В XVIII-XIX вв. в результате ликвидации сословного деления общества, развития экономики и юридической техники, появления новых видов искусства государственное регулирование продюсерской деятельности ослабело. Возможность заниматься продюсерской и предпринимательской деятельностью получили любые субъекты права. Status quo сохраняется и в настоящее время. В современном европейском законодательстве о продюсере, как участнике правовых отношений, также говорится в Кодексе кино и мультипликации Франции [14]. Таким образом, правовой режим продюсерской деятельности в Европе с конца XVIII в. ознаменовался правовой либерализацией. В подобном направлении развивалось и правовое регулирование продюсерской деятельности в России (отмена монополии императорских театров в 1882 г.).

После 1917 г. ситуация в России резко изменилась: либеральные тенденции сменились жестким административно-командным регулированием продюсерской деятельности. Так, в ноябре 1918 г. был введен запрет на показ спектаклей частными предпринимателями без разрешения органов Наркомпроса; театральное дело было национализировано (Декрет РСФСР «Об объединении театрального дела» от 26.08.1919 г.); выезд театров на гастроли за пределы республики, края или области без разрешения ВКИ был запрещен (Приказ ВКИ 1938 г.). Административно-командная модель регулирования продюсерской деятельности сохранялась в России до конца 80-х гг. XX в., когда был принят пакет законов и постановлений

14 Дата вступления в силу ч. IV ГК РФ

по «коренной перестройке» экономики: «О государственном предприятии (объединении)» (1985 г.), «Об аренде», «О кооперации» (1987 г.), Постановление Совета Министров СССР № 800 «О комплексном эксперименте по совершенствованию управления и повышению эффективности деятельности театров» (1986 г.). Тогда же были отменены предварительная цензура и процедура акта приемки новых постановок театров (1987 г.).

Нормативное регулирование продюсерской деятельности с 1991 г. до начала 2000 г. отличается отказом от государственно-командного характера регулирования, развитием частного продюсирования театрально-зрелищных представлений, правовой либерализацией продюсерской деятельности. В постсоветский период сформировалась основная нормативная база продюсерской деятельности: Конституция РФ (1993 г.), Гражданский, Налоговый, Таможенный кодексы Российской Федерации, соответствующие Законы РФ («Основы законодательства о культуре» (1992 г.), «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.), «О рекламе» (1995 г.)), законы посвященные организационно-правовым формам юридических лиц и другие источники права.

На современном историческом этапе основным источником регулирования гражданско-правовых отношений является Гражданский кодекс Российской Федерации. В 2006 г. появляется часть IV ГК РФ, в которой продюсер признается самостоятельным участником гражданско-правовых отношений. Для трудовых же отношений в качестве основного источника несамостоятельного труда выступает Трудовой кодекс Российской Федерации.

Этап отечественного правового регулирования продюсерской деятельности до-2000-х гг. характеризуется практически полной свободой (слова, творчества) и отсутствием цензуры. Однако начало 2000-х годов ознаменовалось нормативной делиберализацией регулирования продюсерской деятельности в театрально-зрелищной сфере, ограничением самостоятельного регулирования отношений в указанной сфере его участниками [2, с. 106-107]. В качестве аргументов могут быть использованы следующие законы:

- Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в случае использования в театрально-зрелищных представлениях религиозных тем и сюжетов, предоставляет правовую возможность квалификации произведения в качестве экстремистского с последующим его запретом).

- Проект Федерального закона № 312423-3 «Об осуществлении гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса» (2003 г., отклонен в 2008 г.), предусматривавший государственную аккредитацию на проведение гастрольно-концертной деятельности.

- Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — «Закон № 436») и внесенные в связи с принятием этого закона изменения в Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее — «КоАП»): требования к классификации и обороту информационной продукции

продюсера; запрет показа некоторых произведений несовершеннолетним даже в сопровождении их родителей15.

- Законодательство «об оскорблении чувств верующих» (Проект Федерального закона № 142303-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний» (2013 г.)), ст. 5.26 КоАП, ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации: неоднозначные формулировки закона, позволяющие говорить об оскорблении чувств верующих в случаях использования в театрально-зрелищных представлениях предметов религиозного культа16.

- Проект Федерального закона № 942424-6 «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации» (2015 г.): предусматривает саморегулирование как необходимое условие осуществления продюсерской деятельности в данной сфере.

И это далеко не все примеры, демонстрирующие попытки ужесточения правовой регламентации продюсерской деятельности в современный период.

В отечественной истории правового регулирования продюсерской деятельности в области организации театрально-зрелищных представлений можно выделить следующие этапы:

- период от Киевской Руси до конца XIX вв.: правовой режим продюсерской деятельности в России характеризовался большим количеством законодательных ограничений и активным вмешательством государства в данную сферу;

- с конца XIX вв. правовое регулирование продюсерской деятельности в России отличалось правовой либерализацией (отмена монополии императорских театров на сценические представления, увеличение количества частных театров и антреприз);

- период после 1917 г. до 80-х гг. XX века: правовое регулирование продюсерской деятельности в России осуществлялось в рамках жесткого административно-командного диктата;

- с 1991 г. до начала 2000-х гг.: государство отказывается от административно-командной модели, что способствует развитию частного продюсирования театрально-зрелищных представлений;

15 См. ст. 6.17. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. Так, классический балет «Лебединое озеро», с точки зрения Закона № 436, попадает в категорию продукции «12+». По этой причине ребенок, не достигший шестилетнего возраста, не может смотреть этот данный балетный спектакль даже в сопровождении своих родителей. Известен случай, когда в ноябре 2016 г. родители приобрели билеты, чтобы посмотреть со своими детьми балет «Лебединое озеро» в Большом театре. Администратор театра отказался пропустить в зал родителей с детьми, сославшись на Закон № 436.

16 Хорошо известный пример — постановка оперы Р. Вагнера «Тангейзер» Т. Куляби-ным (Новосибирский театр оперы и балета, декабрь 2014 г.), повлекшая за собой увольнение директора театра Б. Мездрича и вызвавшее бурное обсуждение данного события общественностью.

- современный период с начала 2000-х гг. по настоящее время характеризуется нормативной делиберализацией регулирования продюсерской деятельности в театрально-зрелищной сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Закон РФ от 09.10.1992 г. № 3612-I. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Пухалёв А. Н. Правовое регулирование продюсерской деятельности в области организации театрально-зрелищных представлений // Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России: сб. науч. тр., посвященный Году российского кино: в 2-х ч. СПб.: СПбГИКиТ, 2016. Ч. 2. 257 с.

3. Смелянский Д. Я. Продюсер в театральном процессе России. Организационно-творческий аспект: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Москва, 2000.

4. История зарубежного театра. Ч. 1 Театр Западной Европы от античности до Просвещения: учеб. пос. / под ред. Г. Н. Бояджиева, А. Г. Образцовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. 336 с.

5. Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации [Электронный ресурс] // Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 252. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Крашенинникова Н. А., Жидков О. А. История государства и права зарубежных стран. М.: Изд. группа НОРМА — ИНФРА, 1998. Ч. 1. 480 с.

7. Покровский И. А. История римского права / Классика российской цивилистики // URL: http://civil.consultant.ru/elib/books/25/ (дата обращения: 23.04.2017).

8. Дигесты Юстиниана / отв. ред. Л. Л. Кофанов. М.: Статут, 2002. 584 с.

9. Кодекс канонического права. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. 624 с.

10. Табашников И. Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность. СПб.: Типография М. И. Попова, 1878. Т. 1. 568 с.

11. Code de la Propriété Intellectuelle // URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jspPfile_ id=179120 (дата обращения: 07.02.2017).

12. Act on Copyright and Neighboring Rights // URL: https://www.gesetze-im-internet.de/ englisch_urhg/index.html#gl_p0007 (дата обращения: 10.02.2017).

13. Устав о цензуре и печати / Введение. Примечание 1 // URL: http://civil.consultant. ru/reprint/books/226/65.html (дата обращения: 10.02.2017).

14. Code du cinéma et de l'image animée // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode. do?cidTexte=LEGITEXT000020908868&dateTexte=20170210 (дата обращения: 10.02.2017).

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kul'ture // Zakon RF ot 09.10.1992 g. № 3612-I. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».

2. Puhalyov A. N. Pravovoe regulirovanie prodyuserskoj deyatel'nosti v oblasti organizacii teatral'no-zrelishchnyh predstavlenij // Aktual'nye voprosy razvitiya industrii kino i televideniya v sovremennoj Rossii: sb. nauch. tr., posvyashchennyj Godu rossijskogo kino: v 2-h ch. SPb.: SPbGIKiT, 2016. Ch. 2. 257 s.

3. Smelyanskj D. Ya. Prodyuser v teatral'nom processe Rossii. Organizacionno-tvorcheskij aspekt: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. Moskva, 2000.

4. Istoriya zarubezhnogo teatra. Ch. 1 Teatr Zapadnoj Evropy ot antichnosti do Prosveshcheniya: ucheb. pos. / pod red. G. N. Boyadzhieva, A. G. Obrazcovoj. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Prosveshchenie, 1981. 336 s.

5. Ob utverzhdenii perechnya professij i dolzhnostej tvorcheskih rabotnikov sredstv massovoj informacii, organizacij kinematografii, tele- i videos"emochnyh kollektivov, teatrov, teatral'nyh i koncertnyh organizacij, cirkov i inyh lic, uchastvuyushchih v sozdanii i (ili) ispolnenii (ehksponirovanii) proizvedenij, osobennosti trudovoj deyatel'nosti kotoryh ustanovleny Trudovym kodeksom Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs] // Postanovlenie Pravitel'stva Rossjjskoj Federacii ot 28.04.2007 № 252. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».

6. Krasheninnikova N. A., Zhidkov O. A. Istoriya gosudarstva i prava zarubezhnyh stran. M.: Izd. gruppa NORMA — INFRA, 1998. CH. 1. 480 s.

7. Pokrovskj I. A. Istoriya rimskogo prava / Klassika rossjskoj civilistiki // URL: http://civil. consultant.ru/elib/books/25/ (data obrashcheniya: 23.04.2017).

8. Digesty Yustiniana / otv. red. L. L. Kofanov. M.: Statut, 2002. 584 s.

9. Kodeks kanonicheskogo prava. M.: In-t filosofii, teologii i istorii sv. Fomy, 2007. 624 s.

10. Tabashnikov I. G. Literaturnaya, muzykal'naya i hudozhestvennaya sobstvennost'. SPb.: Tipografiya M. I. Popova, 1878. T. 1. 568 s.

11. Code de la Propriété Intellectuelle // URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jspPfile_ id=179120 (data obrashcheniya: 07.02.2017).

12. Act on Copyright and Neighboring Rights // URL: https://www.gesetze-im-internet.de/ englisch_urhg/index.html#gl_p0007 (data obrashcheniya: 10.02.2017).

13. Ustav o cenzure i pechati / Vvedenie. Primechanie 1 // URL: http://civil.consultant.ru/ reprint/books/226/65.html (data obrashcheniya: 10.02.2017).

14. Code du cinéma et de l'image animée // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode. do?cidTexte=LEGITEXT000020908868&dateTexte=20170210 (data obrashcheniya: 10.02.2017).

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации ФЗ — Федеральный закон ВС РФ — Верховный суд Российской Федерации

ВКИ — Всесоюзный комитет по делам искусств при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик

КоАП — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

ABBREVIATIONS

GK RF — The Civil Code of the Russian Federation TK RF — The Labor Code of the Russian Federation FZ — the federal law

VKI — All-Union Committee on Arts Affairs under the Council of People's Commissars of the

Union of Soviet Socialist Republics

KoAP — The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

А. Н. Пухалев — [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Alexey N. Pukhalev — [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.